Канны 2018: «Айка» - о бедном мигранте замолвите слово

19.05.18, 18:02


Завершается 71 Каннский международный фестиваль. Одним из последних в основном конкурсе был показан российский фильм «Айка». Режиссер Сергей Дворцевой не новичок в Каннах, в 2008 году его «Тюльпан» был признан лучшим фильмом в параллельной секции «Особый взгляд», а также получил призы молодёжного жюри и Министерства образования Франции.





В первых кадрах фильма мы встречаемся с молодой мамой, 25 летней Айкой (великолепная роль Самал Еслямовой), которой только что в палату принесли новорожденного. Вместо того, чтобы покормить малыша, она сбегает через окно туалета и бросает сына в московском роддоме. Из больницы Айка идет прямиком в цех по переработке птицы, где занята ощипыванием и разделкой кур. В конце дня выясняется, что работодатель сбежал, не заплатив девушке и таким же несчастным женщинам-мигрантам двухнедельное жалованье. Айке срочно нужны деньги, чтобы расплатиться с кредиторами, больше похожими на бандитов. Большую часть фильма Айка ищет работу, скрываясь от ростовщиков. Разрешение на работу у нее истекло год назад, поэтому она может довольствоваться только случайными подработками. Кроме того, она еще не оправилась после родов и ей необходима помощь врача.





Злоключения героини происходят на фоне засыпанной снегом бело-серой Москвы. Для большей достоверности в фильме демонстрируются сюжеты ТВ, посвященные рекордным снегопадам прошедшей зимы. Серый и черный – это доминирующие цвета картины: серое свинцовое небо, грязный снег, темные подворотни, «хостел», где живет Айка. Москва готовится к чемпионату мира по футболу – хорошая возможность заработать, обслуживая туристов и болельщиков, но это все летом, которое наступит не скоро. А сейчас, зимой, мегаполис очищается от нелегалов, Айке приходится бегать еще и от ментов, которые обирают и избивают таких же как она мигрантов.





В фильме нет драматических поворотов, есть одна сюжетная линия, которая ничем не заканчивается. Похоже, что выработанный режиссером специфический метод кинопроизводства – на ходу, без сценария, который, по словам Дворцевого, был отложен на 20-й минуте, сыграл злую шутку. Отсутствие предыстории героини оставляет массу вопросов: как она попала в финансовую кабалу, почему решилась родить ребенка, почему у нее просрочено разрешение на работу, чем так для нее страшна депортация на родину, наконец. Автор буквально заставляет зрителей любить героиню используя простые и навязчивые противопоставления: люди – животные, мигранты – благополучные жители Москвы, менты – нелегалы. Параллель с собакой в ветеринарной клинике, кормящей щенков и Айкой, бросившей младенца в роддоме, как бы говорящий, что к животным в мегаполисе относятся лучше, чем к людям, по нашему мнению, чересчур спекулятивна и прямолинейна. Поэтому сочувствие и сострадание, как любой человек, которому плохо Айка вызывает, но вот полюбить ее не получается. Вообще вся картина держится на очень выдержанной, подчеркнуто безэмоциональной роли Самал Еслямовой. Айка не жалуется и не унижается, она терпит и лихорадочно ищет выход.





Работу Сергея Дворцевого в Каннах приняли тепло и с пониманием. Обзоры критиков скорее нейтральные и умеренно-положительные. Европа сама находится в ситуации наплыва мигрантов из третьего мира, и проблемы, с этим связанные, здесь стоят как никогда остро.


Завершается 71 Каннский международный фестиваль. Одним из последних в основном конкурсе был показан российский фильм «Айка». Режиссер Сергей Дворцевой не новичок в Каннах, в 2008 году его «Тюльпан» был признан лучшим фильмом в параллельной секции «Особый взгляд», а также получил призы молодёжного жюри и Министерства образования Франции. В первых кадрах фильма мы встречаемся с молодой мамой, 25 летней Айкой (великолепная роль Самал Еслямовой), которой только что в палату принесли новорожденного. Вместо того, чтобы покормить малыша, она сбегает через окно туалета и бросает сына в московском роддоме. Из больницы Айка идет прямиком в цех по переработке птицы, где занята ощипыванием и разделкой кур. В конце дня выясняется, что работодатель сбежал, не заплатив девушке и таким же несчастным женщинам-мигрантам двухнедельное жалованье. Айке срочно нужны деньги, чтобы расплатиться с кредиторами, больше похожими на бандитов. Большую часть фильма Айка ищет работу, скрываясь от ростовщиков. Разрешение на работу у нее истекло год назад, поэтому она может довольствоваться только случайными подработками. Кроме того, она еще не оправилась после родов и ей необходима помощь врача. Злоключения героини происходят на фоне засыпанной снегом бело-серой Москвы. Для большей достоверности в фильме демонстрируются сюжеты ТВ, посвященные рекордным снегопадам прошедшей зимы. Серый и черный – это доминирующие цвета картины: серое свинцовое небо, грязный снег, темные подворотни, «хостел», где живет Айка. Москва готовится к чемпионату мира по футболу – хорошая возможность заработать, обслуживая туристов и болельщиков, но это все летом, которое наступит не скоро. А сейчас, зимой, мегаполис очищается от нелегалов, Айке приходится бегать еще и от ментов, которые обирают и избивают таких же как она мигрантов. В фильме нет драматических поворотов, есть одна сюжетная линия, которая ничем не заканчивается. Похоже, что выработанный режиссером специфический метод кинопроизводства – на ходу, без сценария, который, по словам Дворцевого, был отложен на 20-й минуте, сыграл злую шутку. Отсутствие предыстории героини оставляет массу вопросов: как она попала в финансовую кабалу, почему решилась родить ребенка, почему у нее просрочено разрешение на работу, чем так для нее страшна депортация на родину, наконец. Автор буквально заставляет зрителей любить героиню используя простые и навязчивые противопоставления: люди – животные, мигранты – благополучные жители Москвы, менты – нелегалы. Параллель с собакой в ветеринарной клинике, кормящей щенков и Айкой, бросившей младенца в роддоме, как бы говорящий, что к животным в мегаполисе относятся лучше, чем к людям, по нашему мнению, чересчур спекулятивна и прямолинейна. Поэтому сочувствие и сострадание, как любой человек, которому плохо Айка вызывает, но вот полюбить ее не получается. Вообще вся картина держится на очень выдержанной, подчеркнуто безэмоциональной роли Самал Еслямовой. Айка не жалуется и не унижается, она терпит и лихорадочно ищет выход. Работу Сергея Дворцевого в Каннах приняли тепло и с пониманием. Обзоры критиков скорее нейтральные и умеренно-положительные. Европа сама находится в ситуации наплыва мигрантов из третьего мира, и проблемы, с этим связанные, здесь стоят как никогда остро.
Понравилось:
Автор: Stephen
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Канны 2018. Фото: Призеры и церемония
20.05.18, 12:57
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Канны 2018: Пятнадцать премьер, которые
02.05.18, 06:04
"Бригада" - фильм про братву и
01.08.17, 17:39
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


«Я в первом подъезде, он — во
Актриса призналась, что мало общалась с режиссером, но всегда здоровалась с ним при встрече.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика