Новый анимационный проект студии КиноАтис «Кощей. Похититель невест», в котором самый главный злодей русских сказок предстанет перед зрителями в неожиданном образе, сейчас находится в активной фазе производственного процесса.
Режиссер фильма Роман Артемьев рассказал, как возникла идея проекта и на каком этапе сейчас работа, о мистике и юморе в фильме, главных особенностях персонажей, а также всегда ли Добро должно побеждать Зло и многом-многом другом.
Корреспондент:
В новом анимационном проекте «Кощей. Похититель невест» зрителям предстоит увидеть самого популярного и узнаваемого злодея русских сказок Кощея Бессмертного в неожиданном образе. Вы написали сценарий фильма вместе с Генрихом Небольсиным. Расскажите, как возникла такая идея и как продвигалась работа над сценарием, долго ли работали над ним?
Роман Артемьев:
Мне всегда нравилась анимация, давно хотел попробовать себя в этой области, но не знал с чего начать. Поэтому предложил соавтору – Генриху Небольсину – поработать вместе над сценарием. И начался поиск. Было намерение создать персонажа-«перевертыша» или найти из уже существующих. Но к истории про Кощея пришли не сразу. До него мы развили еще две хорошие потенциальные идеи, но полностью не были удовлетворены.
Порой бывает: ты уже определился с историей, но в определенный момент понимаешь, что она не работает. И не потому, что она плохая или драматургически слабая. Нет. Просто нет химии. Но когда приступили к Кощею, все заиграло. Вот только материал никак не поддавался. Это было обусловлено тем, что героя фактически создавали с нуля, используя его небольшую биографию. И в какой-то момент написание сценария было похоже на следующее — «мы как две блохи скачем на пациенте пытаясь его реанимировать». Так продолжалось три месяца. И это только синопсис. И вдруг наступает момент, когда ты осознаешь — пациент сейчас либо умрет окончательно, либо встанет и пойдет. Но у нас все же была та самая химия.
Корреспондент:
В нашем прошлом разговоре вы вскользь упоминали, что при написании сценария кропотливо работали с исходным материалом, в том числе фольклорными текстами. Расскажите подробнее, что вы подчерпнули в этих материалах, что оказалось полезным, а от чего избавились?
Роман Артемьев:
Любой проект мне интересно рассматривать с точки зрения — чему я могу научиться, а порой узнать и о себе… Углублялись в фольклор и мифы не потому, что так надо было, это интересно еще и с практической точки зрения. Каждый из нас рождает свой миф. Делает это ежесекундно.
Я заметил одну особенность. Сказка — это усеченный или отредактированный давно забытый миф. Не знаю из каких соображений, но это так. Вот почему у героев в сказках логика мотивировок отсутствует, выпадает. Миф забыт, обряды забыты. Тот же Кощей, это Аид, у славян Вырин, который живет в Выреи — «царстве мертвых». У Пушкина, кстати, в «Станционном смотрителе» неспроста главный персонаж Самсон Вырин. Герои сказки, на мой взгляд, чаще поступает по одному закону: сказано — сделано. В отличие от героев мифов, они чаще функциональны. Но знание исходных, конечно, делает персонаж глубже, раскрываются мотивы. История становиться внятной, простой, «чистой», а это, на мой взгляд, самое сложное, особенно в жанровом кино.
Корреспондент:
В прошлом году были представлены отрисованные персонажи фильма. На каком этапе сейчас производственный процесс?
Роман Артемьев:
На этапе производства. Персонажи созданы. Объекты готовы. Что-то в процессе. Идет прием, происходят правки, корректировки, поиски... С каждым днем задач все больше и больше. Идет живой процесс.
Корреспондент:
По жанру фильм определен, как сказочно-романтическая комедия с элементами мистики. Если говорить о примерном процентном соотношении — сколько в истории романтики, мистики, юмора?
Роман Артемьев:
Скажу так: правильное сочетание юмора, мистики и романтики. Что касается мистической составляющей, то она продиктована тем, что главный герой из «темной лиги» и на каждого злодея всегда найдется еще парочка, а то и больше. Лично мне нравятся герои «отрицательные». Не бывает черного и белого, есть масса оттенков и крайне интересно узнать, как персонаж стал антагонистом, что его довело до такой жизни или способствовало. И вообще, а так ли ужасно зло как его малюют? Для меня яркий пример отношения к темным силам — это произведения Гоголя. К примеру, «Ночь перед Рождеством» просто умиляет. На мой взгляд, Гоголь превзошел всех в этом вопросе.
Корреспондент:
По сюжету Кощей похищает девушек Тридевятого царства, в том числе одну из первых красавиц — Варвару. И когда перед ним встают препятствия и опасности, он достаточно нестандартно проявляет себя. Теперь он не классический антигерой. И если и у каждого героя, должна быть цель и стремления, то можете сказать, что движет Кощеем, какие у него мотивы? И как лично вы относитесь к этому персонажу?
Роман Артемьев:
Как я уже говорил, мне симпатичны отрицательные, противоречивые персонажи. Что касается Кощея, то я никогда не считал его антагонистом, скорее, было всегда интересно — зачем он ворует невест, что им движет. Отчасти раскрытию этих вопросов и посвящен фильм.
Корреспондент:
Еще один центральный персонаж — Варвара — предстанет в фильме независимой девушкой, своего рода феминисткой Тридевятого царства. Здесь вы практически следуете современным тенденциям — включение в сюжет сильного женского персонажа, у которого больше мужских качеств даже больше, чем у самого Кощея. Есть ли какие-то референсы образа этой героини?
Роман Артемьев:
Я бы не называл ее феминисткой. Это определение не относится к нашей истории. Скажу так, Варвара красивая девушка и обладает качествами под стать храбрым, сильным мужчинам и более того, превосходит их. А порой, и кичится этим. И, конечно, она ни на кого не похожа, только на себя. В литературе, да вообще в искусстве женских архетипов, ярких героинь по сравнению с мужскими героями катастрофически мало. Я считаю, что их надо придумывать, искать, открывать, создавать новые. И тем интереснее было придумывать Варвару.
Корреспондент:
Колобок — тоже один из важных персонажей истории, он становится верным другом Кощея, он же отвечает, в основном, в фильме за юмор. Из чего вы составили его образ? Насколько сильно он будет отличаться от привычного нам образа Колобка?
Роман Артемьев:
В истории он предстает трикстером. На определенном этапе создания героя я придумываю, кто бы смог сыграть персонажа из известных мне актеров, не важно узнает его зритель или нет. Главное, чтобы я знал. Мне необходима их физика, внешние особенности, речь, отличительные черты характера. Все это в совокупности помогает вдохнуть в персонажа жизнь. Мне необходимо это увидеть, для анимации на мой взгляд, это существенный момент, возможно даже один из самых главных, так же как кастинг в кино.
Что касается Колобка, то он обладает обаянием Леонида Куравлева и безумной храбростью Александра Баширова. Такой деревенский паренек, который ушел из дома в поисках лучшей жизни.
Корреспондент:
Сказку про Кощея и Тридевятое царство будет интересно увидеть не только детской аудитории, но и взрослым. Хоть сценарий и написан на основе сказок, при этом фильм отличается очень по-современному рассказанной историей, в ней много юмора и актуальных отсылок. Какой вы видите аудиторию проекта?
Роман Артемьев:
Это семейное кино. В истории есть все составляющие, чтобы герои полюбились публике, и мы с командой работаем над этим. Зрители смогут сопоставить себя с главными героями, они современны и архетипичны. Также зрители откроют для себя новых персонажей и известных, но в совершенно новых качествах. Мое искреннее желание, чтобы герои стали популярны, узнаваемы и вызывали сопереживание и отклик у аудитории. И, конечно, чтобы у фильма была долгая жизнь.
Корреспондент:
Можно сказать, что всех персонажей русских народных сказок в фильме «Кощей похититель невест» покажут в неожиданном образе, все перевернуто с ног на голову. В связи с этим вопрос — Добро всегда побеждает Зло?
Роман Артемьев:
А нужно ли вообще добру побеждать зло? У Бахтина (русский философ, культуролог, литературовед, теоретик европейской культуры и искусства. – Прим. ред.) однажды спросили: «Добро когда-нибудь победит зло?» И он ответил: «Не дай Бог, тогда жизнь остановится. И все превратится в варенье». А вдруг зло надело маску доброты? Как понять? Но думаю, что ребенок должен иметь представление, что такое возможно. Это касается и социальных сетей, и многих других современных аспектов. Лично в моем мире добро должно быть с кулаками и большими зубами, даже если с виду оно выглядит как монстр.
Корреспондент:
Это ваша первая анимационная режиссерская работа, до этого были только игровые проекты. Понятно, что производственный процесс сильно отличается. Можете выделить плюсы и минусы каждого из них?
Роман Артемьев:
Плюсов и минусов для меня нет. Объединяет только одно — вовлеченность в проект. Есть масса нюансов и список будет большой. Для меня сейчас профессия режиссер без опыта в анимации выглядит немного неполноценной. Это такой мой инсайт. Словно ты рисовал карандашом и вдруг узнаешь, что можно рисовать еще и красками. Сравнить «Кощея», наверное, можно с игровым сложнопостановочным фильмом. И для меня это опыт, который, я уверен, пригодится в будущем.
Если образно, то работа над анимационным проектом в моем случае это такое длинное-длинное плавание… в котором ты хочешь открыть новый материк, но конца и края не видно… Колумб? Я вас умоляю. Его первое путешествие длилось 71 день. Я уже дни не считаю… Изучаешь судно, карты сверяешь, шторма, у команды морская болезнь, кто-то тонет (смеется), штиль, снова ветер…
Корреспондент:
Очень интересное, образное сравнение. И в завершение хочется спросить про ваши планы. Вы не только режиссер и сценарист, но еще и актер. Среди ваших работ есть как полнометражные фильмы, так и сериалы. Не планируете участие в других проектах в качестве актера? Какой в целом видите свою дальнейшую карьеру в кино, есть ли новые проекты/идеи?
Роман Артемьев:
Летом в отпуске я снял короткометражный фильм «По грибы», он уже полностью готов. Надеюсь на его успешную судьбу, как и у своих прошлых проектов. Сам сыграл в нем, а также в ленте снялись Валентина Мазунина, Игорь Жижикин и Ольга Квалай-Аксенова.
Желание играть, конечно, есть. Мой мастер А. В. Баталов как-то сказал мне: «Сохраняй ощущение голода». Я правда в этот момент ел булку (смеется). Но точно знаю, что он имел в виду. В общем, нахожусь в состоянии голода. Роль должна вызывать отклик, это не всегда происходит. Считаю, удачная роль, это как вытянуть счастливый билет. Уверен, что моё будет моим. Всегда с радостью порекомендую коллегу, кто более, на мой взгляд, подходит. Все по делу. По сути, я за результат. Что касается дальнейшей карьеры, безусловно, есть цели и много планов.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса