Накануне известного, прежде всего в западной традиции, праздника Хэллоуина, на который чаще всего выпадают главные хоррор-релизы, и зрители массово начинают пересматривать фильмы ужасов прошлых лет, портал ПрофиСинема решил провести исследование причин популярности жанра, посчитать кассовые сборы хорроров в России за последние 5 лет, разобрать самые популярные темы, а также выяснить, что интересно современному зрителю.
Ужасы составляют весомую часть культурной традиции, от «Гильгамеша» и «Беовульфа», не говоря уж о готической литературе. Но в киноиндустрии их репутация всегда была так себе. Американская киноакадемия лишь шесть раз номинировала хорроры или близкие к жанру фильмы в главной категории. И только «Молчание ягнят» в 1992 году получило статуэтку. Другие пять номинантов — «Изгоняющий дьявола» (1973), «Челюсти» (1975), «Шестое чувство» (1999), «Черный лебедь» (2010) и «Прочь» (2017).
Такое кино, как правило, поощряли лишь в технических номинациях. Так, две статуэтки за работу оператора и художника получил «Призрак оперы» (1943), за музыку — «Омен» (1976), за лучшие визуальные эффекты — «Чужой» (1979), за грим — «Американский оборотень в Лондоне» (1981) и «Муха» (1986). Номинированных актеров тоже немного: Фредерик Марч («Доктор Джекилл и мистер Хайд», 1931), Рут Гордон («Ребенок Розмари», 1968), Кэти Бейтс («Мизери», 1990), Натали Портман («Черный лебедь», 2010), Энтони Хопкинс («Молчание ягнят», 1994).
Но зато хорроры имеют успешную, хоть и неровную коммерческую историю. В 70-х годах прошлого века такие хиты, как «Челюсти», «Чужой» и «Изгоняющий дьявола», доказали, что хорроры жанр прибыльный. Бум слэшеров в 80-е годы привел к тому, что франшизы, например, «Пятница 13-е», «Хэллоуин» и «Кошмар на улице Вязов», заполонили видеосалоны и магазины. В следующем десятилетии была эпоха метаслэшеров (фильмов вроде и страшных, но одновременно высмеивающих жанровые клише, таких, как «Крик»), в нулевые царствовали японские хорроры и их ремейки (например, «Звонок»).
В двухтысячных годах жанр развивается, выходит за рамки малобюджетной низкопробной продукции. Появляются кинофестивали, такие как Frightfest в Великобритании (с 2000 года), After Dark Film Festival в Торонто (с 2006 года), Screamfest (с 2001 года) и Fantasticfest (с 2005 года) в США, Хоррор Фест есть и в России, Крупнейшие кинофестивали учреждают специальные секции (Midnight в Сандэнсе, или Полуночные показы в Каннах). Создаются специализированные стриминговые платформы, прежде всего онлайн-кинотеатр Shudder при телеканале AMC.
В конце десятых началась новая волна интереса к жанру. В 2017 году вышла киноадаптация романа Кинга «Оно», которая собрала в прокате $702 млн и стала самым финансово успешным ужастиком всех времен.
За последнее десятилетие ужастики прочно заняли свою нишу в прокате Северной Америки — около миллиарда долларов годовых продаж билетов или 10% всех походов кинотеатров. И после пандемии их кассовые сборы продолжают быть такими же стабильными.
Ну а 2024 год запомнится индустрии успехом инди-проекта «Собиратель душ» о сотруднице ФБР, которая ищет серийного убийцу и выясняет, что он связан с ее прошлым. В главных ролях Николас Кейдж, нынешняя scream queen («королева крика» – перевод с с англ.) американского кино Майка Монро, а также открытая когда-то Дэвидом Линчем Алисия Уитт. Режиссер Осгуд Перкинс специализируется именно на ужастиках — он снял «Гретель и Гензель» и «Февраль» с Эммой Робертс. А его следующим проектом будет «Обезьяна» по знаменитому рассказу Стивена Кинга. Примечательно, что он сын Энтони Перкинса, актера, чьей самой знаменитой ролью был Норман Бейтс в «Психо» Альфреда Хичкока.
Снятый за $10 млн долларов, в Северной Америке «Собиратель душ» по прогнозам должен был собрать около $8 млн в стартовый уикенд. Но в первый же день сборы перевалили за $10 млн. В итоге он дебютировал с $22,4 млн, пропустив вперед только очередную часть франшизы «Гадкий Я». К середине августа мировые сборы превысили $100 млн, что сделало его самым кассовым независимым фильмом года. По состоянию на конец сентября «Собиратель душ» собрал $74 млн долларов в Северной Америке, а общая сумма мировых сборов составила $108,5 млн.
Важнейший фактор успеха этого проекта — маркетинг. Neon взял малобюджетный хоррор и превратил его в событие. В интернет было загружено с десяток роликов, первый из которых появился аж в январе 2024 года. В газете The Seattle Times половину газетной полосы занимал таинственный код, похожий на код Зодиака, а заканчивались символы фразой: «Напечатано по просьбе Собирателя душ». По Лос-Анджелесу расклеили рекламные щиты с номером телефона, набрав который, можно было услышать «шепот маньяка». Был создан сайт, посвященный истории «жертв». Специалисты по маркетингу говорили о том, что эта блестящая стратегия была идеально синхронизирована с атмосферой самого кино, но смысл в том, что такие манипуляции срабатывают не для каждого фильма, это было бы слишком просто. Прокатчик рискнул и выиграл.
Впрочем, примером лучшего маркетинга все еще остается история с «Ведьмой из Блэр» (1999). За пару лет до того, как фильм был смонтирован, соавторы Дэниел Мирик и Эдуардо Санчес уже запустили в сеть подтверждаемую фальшивыми газетными вырезками легенду о пленке пропавших кинематографистов. Производящая компания Haxan Films создала «расширенную вселенную» своего детища задолго до того, как кто-либо вообще узнал о том, что это за проект. «Ведьма из Блэр» создала новый уровень правдоподобия, изменила принцип взаимодействия аудитории и фильма, и надолго напугала целый мир.
Причинам любви аудитории к жанру посвящено множество исследований в сфере психологии, психотерапии, коммуникаций и медиа. Общепризнанные тезисы таковы: низкая эмпатия в сочетании с низким уровнем боязливости связаны с более высокой степенью удовольствия от просмотра; в среднем мужчины способны наслаждаться таким кино больше, чем женщины, а жители благополучных стран — сильнее, чем люди из стран с низким уровнем жизни.
Ужас стимулирует нас чисто физиологически, он необходим человеку, он его важнейший инстинкт, лекарство и часть человеческой истории. Необходимость его выросла из первобытных времен, когда испытываемый нашими предками страх помогал им осознать опасность, избежать ее и в конечном счете выжить. Хорроры — это отличный способ почувствовать угрозы и отрепетировать свои реакции на них, а кроме того, они удовлетворяют сравнительно здоровый интерес человечества к психопатам — об этом пишутся серьезные научные статьи, одна из самых свежих, например, Why Do We Enjoy Horror Movies? доктора философии Синтии Винни, опубликованная известным ресурсом о психическом здоровье Verywellmind. Просмотр ужастиков стимулирует зрителя — испуг может вызвать выброс адреналина, что приводит к усилению ощущений и приливу энергии. Исследования, проведенные специалистами университета Джона Хопкинса показали, что совместный просмотр ужастиков во время свидания способствует усилению влюбленности, наращиванию социальных связей, здоровой выработке окситацина и эндорфинов. Есть и медицинские минусы — другие исследования доказывают, что слишком частый просмотр такого кино способствует усилению тревожности и ПТСР у людей, склонных к подобным проблемам, может приводить к паническим атакам и обморокам.
Но если осознавать свои особенности и не частить, то хорроры полезны и обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом. Еще в 2021 году в открытом доступе на Science Direct появилось исследование международной группы ученых о том, что во время пандемии любители жанра (а особенно зрители, предпочитающие prepper, то есть хорроры о вторжении инопланетян или о зомби-апокалипсисе) психологически страдали меньше остальных. Они словно оказались более подготовленными к таким неожиданным событиям и демонстрировали большую позитивную устойчивость. Это исследование с цифрами на самом свежем материале доказало гипотезу о том, что привычка переживать пугающие вымыслы в кино позволяет аудитории практиковать эффективные стратегии преодоления трудностей, которые могут оказаться полезными в реальных ситуациях.
По данным портала ПрофиСинема, 2019 год стал самым кассовым для хорроров в отечественном прокате — 3,96 млрд рублей, а 2022 (если не учитывать ковидный 2020 год) — самым провальным (1,29 млрд рублей). Всего за пять лет, с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года, фильмы в этом жанре собрали около 11,7 млрд рублей.
По итогам девяти месяцев 2024 года сборы хорроров в российском прокате уже достигли 1,8 млрд рублей.
Сборы хорроров в российском прокате с 1 января 2019 по 31 декабря 2023 года
С 1 января 2019 года по 30 сентября 2024 года в отечественный прокат было выпущено около 424 хорроров, лишь 24 из которых российского производства. Лидерами по релизам стали дистрибьюторы Экспонента и Кинологистика, выпустив 70 и 66 проектов соответственно, но ни один из их фильмов не смог преодолеть порог в 100 млн рублей. Самым кассовым хоррором у Экспоненты стал «Заклятье. Дом 32» (98 млн рублей), а у Кинологистики — «Челюсти. Столкновение» (53 млн рублей). В среднем каждый из этих дистрибьюторов выпускал ежегодно по 11 хорроров.
Доли дистрибьюторов по количеству релизов хорроров с 01.01.2019 по 30.09.2024
Фильм «Оно 2» (05.09.2019) собрал 1,15 млрд рублей, став самым кассовым хоррором в российском прокате с 2019 года по сегодняшний день. В Топ-10 по бокс-офису за этот период вошли восемь фильмов, релиз которых состоялся до ухода голливудских студий. На фильмы из Топ-10 приходится 2/5 сборов всех хорроров с 1 января 2019 года по 30 сентября 2024 год.
Топ-10 хорроров по сборам
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно данным, приведенным на недавней тематической конференции по запуску новых проектов Европейского рынка контента MIPCOM, за последний год финансирование таких жанров, как детектив (а именно процедурал), комедия и драма, возросло, а хорроров и научной фантастики — уменьшилось. Этот тренд относится преимущественно к сериалам, но, по словам профессионалов индустрии, к полнометражным лентам он также применим.
Что касается тематики хоррор-картин, то она не просто менялась — за все годы существования кинематографа и фильмов ужасов как таковых, сам жанр трансформировался: на смену экшен-фильмов про монстров-гигантов и динамичных кровавых слэшеров с острыми предметами пришли слоубернеры (англ. «slow burn» – «медленно гореть») о демонической одержимости, психологические хорроры-триллеры и продуманные до мелочей сурвайвал-хорроры (от англ. слова «survive» – «выживать») с неожиданными развязками или открытыми финалами.
Сейчас студии предлагают зрителю также много боди-хорроров, которые с восторгом принимает не только массовая аудитория, но и профессионалы: триумф в 2021 году «Титана» Джулиии Дюкорно в Каннах, приз за лучший сценарий на том же Каннском кинофестивале для «Субстанции» Корали Фаржеа в этом году, кассовые сборы который в России на данный момент приблизились 350 млн рублей.
Хорроры настолько интригуют и притягивают, что в этом жанре не только продолжают работать популярные режиссеры, начинающие свою карьеру с подобного кино (новая картина Роберта Эггерса «Носферату» выйдет в зарубежный прокат в конце года), но и подключаются именитые, оскароносные режиссеры — Стивен Содерберг поразил всех на прошлом Сандэнсе своим 85-минутным паранормальным хоррором «Присутствие» (в России в прокат выпустит Парадиз), а по одному из слухов Кристофер Нолан собирается снять фильм о вампирах (эта версия уже была опровергнута, но Нолан действительно хочет заняться фильмом ужасов).
Из 424 хоррор-фильмов, вышедших в российский прокат с 2019 по сентябрь (включительно) 2024 года, по данным портала ПрофиСинема, почти половина (чуть больше 200) — это картины про экзорцизм и демонов, проклятые дома и населяющих их призраков, например, такие как «Проклятие Аннабель 3» (Каро Премьер, 356 млн рублей), «Злое» (UPI, 128 млн рублей), «Нечисть» (Вольга, 93 млн рублей).
Кровавых слэшеров намного меньше — около 40, среди них «Крик» (ЦПШ, 243 млн рублей), «Счастливого нового дня смерти» (UPI, 140 млн рублей) и другие. Еще меньше фильмов про зомби — не более 10, самый популярный из них «Обитель зла: Раккун Сити» (SPPR, 113 млн рублей).
Можно отметить интерес зрителей к фолк-хоррорам и хоррорам, исследующим актуальные темы, такие, например, как положение женщины в патриархальном обществе, — «Солнцестояние» Ари Астера (Вольга, релиз в 2019 и ре-релиз в 2023, общие сборы 110 млн рублей) и «Род мужской» Алекса Гарленда (Вольга, 13 млн рублей). Историю про сталкинг — легендарный фильм про преследующее подростков нечто, как «Оно приходит за тобой», пришлось даже выпустить повторно в прокат в 2024 году, спустя 10 лет после его релиза (A-One Films, 1 млн рублей).
Прокатчики продолжают играть с популярными названиями: в 53 тайтлах всех фильмов, вышедших за пять лет, — а это 12,5% от общего количества — есть слова «проклятие» или «проклятый», еще в 19 — слова «заклятие» или «заклятье», а в 16 случаях — «астрал». По признанию генерального директора Кинологистики Анатолия Сергеева, залогом успеха фильмов ужасов компании является как раз локализация названий, и слово «астрал» прибавляет фильму шансов на успех: среди всех «астралов» дистрибьютора ни один не провалился в прокате, а «Астрал. Ритуал Малум» стал самым кассовым с 44,8 млн рублей.
Зритель очень любит и голосует «ногами» за знакомые и любимые хоррор-франшизы. Среди десяти самых кассовых фильмов ужасов в отечественном прокате за последние 5 лет, целых восемь (!) –– очередные части хоррор-франшиз или ремейки: «Оно 2», «Тихое место 2», «Проклятие Аннабель 3», «Заклятье 3: По воле дьявола», «Пила: Спираль» «Стекло» (продолжение «Сплита» М. Найта Шьямалана), «Кладбище домашних животных», «Крик» (фактически – пятая часть франшизы «Крик», но без цифры в названии).
Каждый следующий фильм хоррор-франшиз стремится не просто больше напугать, но и удивить. Раньше это делала франшиза про маньяка Конструктора, создающего смертельные ловушки, «Пила», сейчас ей на смену пришли франшизы про демонических создания. Даже несмотря на то, что «Ужасающий 3» выглядит как пранк, который вышел из-под контроля, ему удается благодаря хорошему «сарафану» улучшать свои сборы с каждым уикендом: на дебютной неделе проката хоррор Дэмиена Леоне про жуткого клоуна-демона Арта заработал 68 млн рублей, а на следующем уикенде – уже 81 млн рублей. Еще один фильм франшизы про демоническую одержимость – «Улыбка 2» – уже показывают в рамках предсеансового обслуживания в российских кинотеатрах.
Учитывая успех в прокате «Субстанции» и «Ужасающего 3», которые еще идут кинотеатрах, а также вышедших ранее суперуспешных «Собирателя душ» и «Два, три, демон, приди!», можно утверждать, что легальные американские инди-хорроры отчасти могут стать альтернативой серому прокату.
В ближайшие полгода российскому зрителю будет предложено много хоррор-новинок, но все они не слишком разнообразны — в основном, это экзорцизм, сделки с дьяволом, мстительные призраки, ожившие куклы и убийства на Хэллоуин. Есть несколько боди-хорроров и интересный проект на тему религиозного фанатизма.
Лидером по числу поставляемых российскому зрителю хорроров по-прежнему остается компания Экспонента. За все время дистрибьютор выпустил в прокат 85 хорроров, совокупный бокс-офис которых составил 2,2 млрд рублей. А в ближайшие полгода прокатчик выпустит еще 6 хорроров, но только три из них Экспонента представила на минувшем СПбМКФ — мистический хоррор «Подземная бездна» (17 октября), «Заклятие. Реинкарнация отца» (31 октября) и «Дуб» (начало 2025).
Несколько хорроров, в основном азиатских, выпустит еще один лидер по прокату картин подобного жанра — Кинологистика. Из ближайших премьер — на Хэллоуин, 31 октября, выйдет боди-хоррор «Кадавр», 11 ноября — «Реинкарнация. Возвращение ведьмы», 28 ноября — «Сиджинн. Книга крови» про опасные игры с демонами.
Два концептуальных хоррора со звездными главными актерами представит компания Вольга: хоррор-триллер от сценаристов «Тихого места» — «Еретик» (14 ноября) с хладнокровным злодеем в исполнении Хью Гранта и мистический хоррор, основанный на первом случае задокументированного экзорцизма, «Ритуал» с Аль Пачино и Дэном Стивенсом (весна 2025 года).
Атмосфера кино на волне успеха «Собирателя душ» теперь выпустит в прокат «Перевозчика душ» — лента появится на экранах 14 ноября, и она никак не связана с вышеупомянутым фильмов, кроме как созвучием в названии.
СБ Фильм планирует на 21 ноября американский хоррор «Заговоренная» о молодой писательнице, теряющей связь между реальностью и выдумкой.
Еще один хоррор с «ходовым» названием выйдет в начале следующего года (28 января) — «Астрал: Медиум» от RWV, а релиз фильма ужасов «Угрозы» от продюсера фильмов «Сплит» и «Оно» Роя Ли запланирован дистрибьютором на 2025 год.
Два разноплановых ужастика — про потусторонние силы и зомби — выпустит в следующем году Про:взгляд: «Вопль» (13 февраля 2025), у которого планируется необычная маркетинговая кампания с вовлечением будущего зрителя в специальный квест, и «Зомби-кенгуру» (17 апреля 2025), соответственно.
Одна из самых ожидаемых хоррор-новинок следующего года — «Присутствие» Содерберга, о котором упоминалось выше, пока без точной даты релиза.