Европейская аудиовизуальная обсерватория выпустила новое исследование, в котором рассматривается состояние аудиовизуального сектора в Европе в 2024 году. По Европой в отчете подразумеваются страны Евросоюза, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Исландия, Лихтенштейн, Черногория, Северная Македония, Республика Молдова, Норвегия, Сербия, Швейцария, Турция, Великобритания и Украина.
На декабрь 2024, европейский аудиовизуальный сектор насчитывает в общей сложности 12 955 аудиовизуальных медиа-сервисов и платформ для обмена видео (video-sharing platforms / VSP), доступных в Европе. Примерно три четверти этих сервисов являются линейными сервисами (9 536 телеканалов), а одна четверть — нелинейными сервисами (3 419 VOD-сервисов и платформ для обмена видео).
Европейский сектор аудиовизуальных услуг продолжает расти. Количество доступных аудиовизуальных медиасервисов и платформ для обмена видео увеличилось в Европе на 2% в период с декабря 2023 года по декабрь 2024 года. Количество сервисов «видео по запросу» росло быстрее (4%), чем количество телеканалов (1%). Рост числа телеканалов частично обусловлен популярностью каналов FAST (Бесплатное стриминговое телевидение с рекламой).
В целом американские компании оказывают существенное влияние на европейский аудиовизуальный сектор, так как их присутствие на рынке является более значительным, чем у европейских компаний. Каждый четвертый (25%) из всех частных телеканалов (исключая местное телевидение) принадлежит владельцам из США, и почти каждый десятый (9%) из всех сервисов «видео по запросу» в Европе принадлежит американской компании. Библиотеки американских телеканалов значительно больше европейских, а 70% каналов из 10 крупнейших телевизионных групп в Европе принадлежат пяти американским компаниям.
Аудиовизуальные медиа-сервисы и платформы для обмена видео по большей части находятся в частной собственности: 91% от общего числа платформ принадлежит частным компаниям. По сравнению с телеканалами, эксперты отмечают, что VOD и VSP с большей вероятностью находятся в частной собственности (10% телеканалов находятся в общественной собственности по сравнению с 4% общественной собственности VOD и VSP-сервисов).
Более половины аудиовизуальных медиа-сервисов и VSP имеют тематическую направленность. Среди наиболее популярных типов программ — развлечения, фильмы и игровые ТВ-проекты, а также спорт.
Контент существенно отличается при сравнении общественных телеканалов и общественных VOD/VSP-платформ. В то время как общественные телеканалы, специализирующиеся на фильмах и игровых ТВ-проектах, практически отсутствуют, 14% общественных VOD-сервисов специализируются на фильмах и игровых ТВ-проектах.
Телевидение и сервисы «видео по запросу», ориентированные на Европу, но созданные за пределами Европы, составляют всего 2% всех доступных онлайн-сервисов. Напротив, экспорт из Европы занимает очень малую долю сектора — как правило, большинство аудиовизуальных сервисов в Европе обслуживают национальные рынки (в этом случае страна создания и сфера деятельности поставщика услуг идентичны).