12 мая в рамках 71-го Каннского кинофестиваля в Российском павильоне прошла презентация Московской кинокомиссии, на которой участники рассказали о стратегических целях и результатах работы, проделанной за год, представили разработки, призванные популяризировать съёмки в Москве и максимально облегчить их организацию: современный сайт, базы данных с информацией для иностранных коллег, приложение с дополненной реальностью, фотопроект Антона Ланге и фильм, демонстрирующий локации столицы России.
В презентации городской межведомственной комиссии по содействию организации съемок фильмов в городе Москве приняли участие спикеры: генеральный директор РОСКИНО, автор проекта «Москва в движении» Екатерина Мцитуридзе, известный фотохудожник, соавтор проекта «Москва в движении» Антон Ланге, президент компании «Москино» Игорь Угольников, ответственный секретарь Московской Кинокомиссии Светлана Максимченко, представитель международного отдела Московской Кинокомиссии Валерий Купеев, почетный гость презентации — исполнительный вице-президент AFCI Джесс Коноплиа.
В 2017 году в Каннах в Российском павильоне была обозначена проблема: в Москве ежегодно снижается количество киносъемок по причине многочисленных административных барьеров, с которыми сталкиваются режиссеры и продюсеры. Поэтому было принято решение привлечь в Москву российские и иностранные съёмочные группы с помощью создания Московской кинокомиссии, призванной максимально облегчить организационные задачи. Теперь заявками на проведение киносъемок российских и зарубежных кинематографистов и получением всех разрешений будет заниматься одна организация.
Генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе обратилась с идеей создания Московской кинокомиссии к мэру Москвы Сергею Собянину чуть больше года назад, получив его одобрение, созданию комиссии был дан зеленый свет. Благодаря поддержке мэра, сегодня Кинокомиссия сформирована и структурно, и организационно. Правительство Москвы берет на себя решение административных вопросов, содействие согласованию съёмок в городе.
Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:
«Мы в РОСКИНО совместно с международными коллегами из PR агентства DDA придумали слоган: Shoot Moscow in Moscow. В международной индустрии до недавних пор бытовало мнение, что в Москве снимать дорого и небезопасно. На самом деле сегодня это один из самых благоустроенных городов мира, проблемы безопасности остались далеко в 90-х, а разница в валютных курсах делает Москву удобной по сравнению с большинством европейских кинолокаций. Снимая Москву в Будапеште или Праге вы никогда не сможете передать дух нашего уникального мегаполиса, к тому же здесь множество архитектурных стилей похожих на другие города, что удобно и экономно для съемок. Несмотря на то, что система рибейтов пока в стадии разработки, льготные условия, которые предоставляет Правительство Москвы, учредившее Кинокомиссию города, и скидки на лучшее съемочное оборудование и услуги от московских продакшн компаний, соответствующих высоким международным стандартам, делают съемки в Москве выгодными, даже по сравнению с городами, где действует система налоговых льгот».
В тестовом режиме работа проводилась в течение 2017 года, но в 2018 году Московская кинокомиссия официально создана распоряжением Правительства Москвы 21 февраля 2018 года. Председателем назначен заместитель мэра Москвы Леонид Печатников, заместителем председателя руководитель московского Департамента культуры Александр Кибовский, ответственным секретарём генеральный директор Москино Светлана Максимченко.
В апреле проведены два заседания Московской кинокомиссии, в результате которых поддержку получили 11 картин: «Притяжение 2» (режиссер Федор Бондарчук), «Ампир V» (режиссер Виктор Гинзбург) по роману Виктора Пелевина, «Ван Клиберн» (режиссер Чад Хэртиган), «Один день Ивана Денисовича» (режиссер Глеб Панфилов) по повести Александра Солженицына, «Француз» (режиссер Андрей Смирнов), «Выжившая» (режиссер Андрей Соколов), «Дети» (режиссер Алена Званцова), «7 ужинов» (режиссер Кирилл Плетнев), «Портрет незнакомца» (режиссер Сергей Осипьян), «Призрак» (режиссер Алексей Мамедов), «Московские тайны» (режиссер Александр Баршак).
Подробно о производственных возможностях Москвы на презентации рассказал Валерий Купеев, представитель международного отдела кинокомиссии. Он отметил, что иностранные коллеги часто задают вопрос, насколько возможно безопасно снимать в столице России. С его слов, около 10 лет назад иностранные съёмочные группы получали негативный опыт производства в Москве, но с тех пор многое изменилось. Тем не менее, большие зарубежные картины, в которых действие происходит в Москве, часто снимаются в других регионах: например, «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013) — в Будапеште, а «Миссия Невыполнима: Протокол Фантом» (2011) — в Праге.
Валерий Купеев, представитель международного отдела кинокомиссии:
«Мы хотим донести до иностранных коллег, что современная Москва предлагает большие возможности: в столице есть самые разные локации от классической архитектуры до модернизма, легендарное метро, огромные съёмочные павильоны, все необходимое оборудование, студии пост-продакшена, талантливые англоязычные актеры разных этнических групп. При этом цены выгодно отличаются от других регионов, а власти города оказывают поддержку съёмкам».
Светлана Максимченко рассказала о функциях Московской кинокомиссии, которые уже активно реализуются на практике:
«Для нас важна популяризация имиджа Москвы во всём её многообразии – как старинной, так и современной и даже футуристической. Мы не ставим никаких ограничений в части художественного решения картины. Более того, кинокомиссия старается помочь кинематографистам и открыть те локации, которые раньше были труднодоступны. Так, например, буквально на днях, съемки картины «Один день Ивана Денисовича» провели на Васильевском спуске, и нам даже удалось временно перекрыть часть Кремлевской набережной. А съемки фильма «Француз» прошли на Театральной площади и в метро. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом. В скором времени для пользователей сайта Московской кинокомиссии будет доступна база данных локаций и кинокомпаний, действующих на территории Москвы. В первую очередь, это облегчит работу зарубежным кинематографистам ранее испытывавшим трудности в выборе надежных производящих компаний в России. Отдельно стоит отметить, что в соответствии с мировыми стандартами, консультация и помощь Московской кинокомиссии в доступе к локациям являются бесплатными. Также волнующий вопрос в отношении Чемпионата мира по футболу: если раньше организовать съемку в подобный период было чем-то из области фантастики, сейчас это возможно».
Среди услуг, которые предоставляет кинокомиссия: содействие в выборе локаций, рекомендации аккредитованных продакшнов, содействие в организации съемок (быстрая обратная связь — в течение 1 рабочего дня), разрешение на проведение киносъемок на территории города. Одна из задач комиссии —облегчить кинопроизводителям доступ к локациям, куда очень сложно попасть, в том числе к таким знаковым объектам, как метро, Кремлевская набережная, городские парки и т.д.
Московская кинокомиссия уже стала членом AFCI — Международной ассоциации кинокомиссий, в которую входят организации, при поддержке государства привлекающие кинопроизводство в свои регионы.
Вице-президент AFCI Джесс Коноплиа поделилась впечатлениями о визите в Москву:
«Я была в разных уголках нашего мира, и хочу отметить, что Москва — один из чистейших, красивых и самых безопасных городов. Коллеги из Московской кинокомиссии продемонстрировали мне съёмочные ресурсы: могу с уверенностью сказать, что снимать кино здесь можно выгодно, качественно и безопасно. Я очень впечатлена тем, насколько власти города ответственны по отношению к культурным мероприятиям. Это очень ценно, что мэрия Москвы поддерживает Кинокомиссию».
Для наглядного визаульного изображения разностилевых локаций города Екатерина Мцитуридзе инициировала многожанровый проект «Москва в движении», который включает в себя фотопроект, короткометражный фильм и мобильное приложение в формате AR (дополненная реальность).
На презентации показали короткометражный игровой фильм «Moscow in Motion», который был снят в Москве на самых сложно доступных объектах при поддержке городских и федеральных структур и призван продемонстрировать съёмочные возможности Москвы, благодаря таким значимым локациям столицы, как Кремль, Красная площадь, Сити, Третьяковская галерея, Лужники, водная инфраструктура, сложные дорожно-транспортные узлы, МЦК, Триумфальная арка, Библиотека имени Ленина и многие другие.
Для создания фотопроекта «Москва в движении был приглашен один из лучших российских фотографов с международной репутацией — Антон Ланге. При поддержке Правительства Москвы и лично мэра Москвы Сергея Собянина уже осуществлены съемки сотен локаций и объектов города в течение 4 сезонов. РОСКИНО выступило инициатором издания двух книг на основе фотосьемок Антона Ланге: большой подарочный альбом на 400 страниц, со всеми локациями Москвы и продакшн-гайд меньшего формата для удобства работы международных продюсеров.
Антон Ланге:
«Как ни странно, самая трудная задача для фотографа — снимать город, в котором живешь. Екатерина предложила мне тему для съемки —«Москва в движении», которая показалась потрясающе интересной. Я очень горд быть частью такого масштабного проекта и такой прекрасной команды РОСКИНО».
Все фотографии будут доступны и в разделе локаций на сайте Московской кинокомиссии, который также был презентован в Российском павильоне. Инфографика, оформление и наполнение сайта вызвали высокую оценку профессионалов индустрии.
Маркус Бландер, продюсер, генеральный директор кинокомпании «Dream Runner Pictures»:
«Я в восторге от презентации, и великолепный фотопроект, и фильм о съемках в Москве, снятый с отличным чувством юмора, показывает всю красоту вашего города, сайт дает полную инофрмацию о том, к кому обращаться за поддержкой и помогает в выборе локаций, все это поможет нам, продюсерам из других стран, преодолеть предубеждения и поехать снимать Москву в Москве. Мне нравится ваш слоган “Shoot Moscow in Moscow”! Я сам за последние десять лет три раза снимал в Москве, но в основном договаривался с частными производственными компаниями, надеюсь теперь это будет проще».
Сайт Московской кинокомиссии, созданный Роскино по заданию Департамента культуры Москвы, в данный момент тестируется и будет введен в эксплуатацию в течение ближайших недель после окончательного утверждения. Сайт предлагает уникальную базу данных продакшн-компаний, готовых, сотрудничать с международными студиями, базу данных по компаниям, специализирующимся на сдаче в аренду технического оборудования, необходимого для съемок, базу данных англоговорящих российских актеров и агентств, с которыми они сотрудничают. Совместно с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы РОСКИНО разработало детальный регламент проведения съемок в столице с указанием реальных сроков согласования съемок по разного вида объектам – от водной инфрастуртуры до сложных наземных транспортных узлов. На сайте указана информация для получения согласований съемок, получения визы в Россию, структура Московской кинокомиссии и многое другое.
Жером Пайар, генеральный директор Каннского кинорынка:
«Мы рады что презентация Кинокомиссии Москвы состоялась на Каннском кинорынке, год назад это была всего лишь инициатива, а в этот раз мы увидели результат огромной работы. Фильм о Москве можно хоть на фестивалях показывать! Желаю нашим коллегам из РОСКИНО и из Кинокомиссии Москвы удачи и много съемок!»
В рамках проекта «Москва в движении» также было представлено игровое приложение для смартфонов в формате AR (дополненная реальность). На основе более чем 200 фрагментов известных советских и современных российских фильмов, снятых в столице России, можно будет витруально путешествовать по городу. Благодаря приложению любой желающий сможет окунуться в атмосферу фильма и посетить конкретные места съемок культовых картин разных — от оскароносной мелодрамы «Москва слезам не верит» до кассового рекордсмена этого года «Движение вверх».
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал