О знаменитости
Дата рождения
23 июля 1913 г.Ирина Чипиженко, а в советском кинематографе именно такими ролями прославилась Марина Гаврилко.
Детство и юность
Будущая королева эпизода появилась на свет 23 июля 1913 года в городе на Неве, который через 13 месяцев после ее рождения переименовали в Петроград, а еще через 10 лет — в Ленинград. Биографии родителей Марины можно охарактеризовать поэтическими строками:
«Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок».
Отец-художник прожил ровно 30 лет. Столько же было отпущено и матери-артистке, судя по отчеству (Вацлавовна) и девичьей фамилии (Вильямович), имевшей польские корни. Однако представители творческих профессий успели развестись и создать новые семьи.
Марина Гаврилко в молодости / кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина»
После развода родителей полуторагодовалую Марину отвезли в Крым к бабушке по отцовской линии, Любови Яковлевне. В 1923 году Гаврилко стала круглой сиротой, а в 1924-м отчим увез девочку в Ленинград и определил в детский дом. Актерское образование бывшая крымчанка получила в отрочестве в детской студии при Ленинградском ТЮЗе — театре, основанном Александром Брянцевым в феврале 1922 года и сейчас носящем имя основателя.
Артистическая биография Марины началась в 17 лет в ленинградском отделении Пролеткульта. В 1932 году девушка переехала в Москву, год отслужила в Театре Корша, здание которого сейчас занимает Театр наций, а затем до 1940-го была членом труппы Малого театра. В Доме Островского за Гаврилко закрепилось амплуа травести. Однако молодой артистке поручали играть не только мальчиков-подростков (в частности, Егорушку в спектакле по пьесе «Бедность не порок» и царевича Федора в постановке произведения Александра Пушкина «Борис Годунов»), но и девушек-сверстниц (например, Марью Антоновну в «Ревизоре»).
В годы Великой Отечественной войны Гаврилко была актрисой фронтовых театров Всесоюзного театрального объединения, а в первые послевоенные годы успела послужить в Новом театре и в Государственном театре киноактера. На рубеже 40–50-х годов Марина Всеволодовна руководила самодеятельностью МВД СССР, затем до 1961 года работала по договорам в кино, а с года первого полета человека в космос на протяжении 30 лет входила в штат Киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького.
Фильмы
Фильмография Гаврилко открылась ролью буфетчицы пристанционного ресторанчика Клавдии Ивановны в картине Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина». Режиссер-постановщик в фильме о шпионах, вредителях и борцах с ними сыграл директора завода, Любовь Орлова создала нехарактерный для себя образ пособницы врагов народа, а Михаил Жаров — доблестного сотрудника госбезопасности Ларцева. Даже в эпизодических ролях Мачерет занял звезд советского кино. Так, в супругов Гуревичей перевоплотились Борис Петкер и Фаина Раневская, а Андрея Ефимовича, официанта заведения общепита, в котором трудилась героиня Гаврилко, сыграл исполнитель роли Петьки в «Чапаеве» Леонид Кмит.
Роль буфетчицы досталась Марине Всеволодовне и в картине «Два друга», посвященной борьбе командиров Красной армии с происками агентов иностранных разведок. Против выхода в прокат фильма возражали Сергей Эйзенштейн и Борис Чирков, Григорий Александров и Иван Пырьев, однако лента все же вышла на экраны Страны Советов.
Числительное фигурировало и в названиях следующего фильма с участием Гаврилко — лирической комедии Константина Юдина «Сердца четырех», а также в послевоенной ленте «Трое вышли из леса». Первую картину украшало созвездие прекрасных актеров — Валентина Серова, Людмила Целиковская, Евгений Самойлов, Павел Шпрингфельд, Ростислав Плятт и Андрей Тутышкин, а вторую — музыка Вениамина Баснера.
В конце 50-х — начале 60-х годов XX века вышли наиболее известные ленты с участием Марины Всеволодовны: «Солдат Иван Бровкин» (и его продолжение «Иван Бровкин на целине»), «Весна на Заречной улице», «Баллада о солдате» и «Когда деревья были большими». В кинокомедии о превращении в армии Иванушки-дурачка в Ивана-царевича и его «сиквеле» Гаврилко перевоплотилась в соседку Бровкиных, мать Тони (подруги возлюбленной Ивана Бровкина) Акулину. Схожая роль была у уроженки города на Неве и в картине «Весна на Заречной улице», где артистка создала образ Марьи Гавриловны, матери Зины (Валентина Пугачёва), девушки, влюбленной в центрального персонажа — сталевара-передовика Сашу Савченко (Николай Рыбников).
Марина Гаврилко в фильме «Весна на Заречной улице» / кадр из фильма
Детство, проведенное в Крыму, помогло Гаврилко воссоздать южный говор в роли украинской беженки в киношедевре Григория Чухрая «Баллада о солдате». В фильме «Когда деревья были большими» Марина Всеволодовна сыграла соседку центрального героя — бывшего фронтовика Кузьмы Кузьмича Иорданова, образ которого создал Юрий Никулин. Интересно, что в своей последней киноработе — перестроечной драме «Зачем алиби честному человеку» — бывшая выпускница детской студии при ТЮЗе перевоплотилась в мать героя Леонида Куравлева, сыгравшего в ленте «Когда деревья были большими» молодого мужа названной дочери Иорданова.
Роли соседок доставались Гаврилко и в других картинах — семейной драме «Большие и маленькие», героико-патриотической драме «Минута молчания», короткометражке «История одного подзатыльника», музыкальной трагикомедии «Карнавал» и драме «Француз». В пронзительной мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», признанной читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1973 года, Марина Всеволодовна сыграла тетку Дарью. Выбивается из киноамплуа Гаврилко роль сестры заглавного персонажа, монахини Марии Николаевны, в двухсерийной ленте Сергея Герасимова «Лев Толстой». Впрочем, режиссер, сыгравший писателя-классика, проявил оригинальность при подборе исполнителей и образ Петра Столыпина доверил создать основателю и лидеру русского националистического общества «Память» Дмитрию Васильеву.
С 1948 года Марина Всеволодовна дублировала на русский язык зарубежные фильмы и ленты, снятые в союзных республиках. Голосом Гаврилко говорили героини итальянки Анны Маньяни и грузинки Лианы Асатиани, француженки Лизы Деламар и азербайджанки Насибы Зейналовой.
Личная жизнь
О личной жизни Гаврилко известно мало. Марина Всеволодовна, в молодости, судя по фото, имевшая привлекательную внешность, ни разу не выходила замуж и не имела детей.
Смерть
Земной путь мастерицы эпизода и дубляжа завершился в 80 лет — 6 февраля 1994 года. Причины смерти Гаврилко озвучены не были. Прах Марины Всеволодовны захоронен в колумбарии Донского кладбища Москвы.
Фильмография
- 1944 — «Родные поля»
- 1955 — «Солдат Иван Бровкин»
- 1956 — «Весна на Заречной улице»
- 1957 — «Екатерина Воронина»
- 1958 — «Иван Бровкин на целине»
- 1961 — «Когда деревья были большими»
- 1975 — «Что с тобой происходит?»
- 1981 — «Карнавал»
- 1984 — «Лев Толстой»
- 1992 — «Генерал»
Интересные факты
- Крематорий Донского кладбища, где было предано огню тело актрисы, — первый массовый крематорий в СССР, в нем захоронен и прах его зодчего — архитектора-конструктивиста Дмитрия Осипова. В 1958 году в Донском колумбарии был установлен барельеф «Вечный круговорот» скульптора Эрнста Неизвестного.
Автор: Нинель Загребская
О знаменитости Дата рождения 23 июля 1913 г. Ирина Чипиженко, а в советском кинематографе именно такими ролями прославилась Марина Гаврилко.Детство и юность Будущая королева эпизода появилась на свет 23 июля 1913 года в городе на Неве, который через 13 месяцев после ее рождения переименовали в Петроград, а еще через 10 лет — в Ленинград. Биографии родителей Марины можно охарактеризовать поэтическими строками: «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок». Отец-художник прожил ровно 30 лет. Столько же было отпущено и матери-артистке, судя по отчеству (Вацлавовна) и девичьей фамилии (Вильямович), имевшей польские корни. Однако представители творческих профессий успели развестись и создать новые семьи. Марина Гаврилко в молодости / кадр из фильма «Ошибка инженера Кочина»После развода родителей полуторагодовалую Марину отвезли в Крым к бабушке по отцовской линии, Любови Яковлевне. В 1923 году Гаврилко стала круглой сиротой, а в 1924-м отчим увез девочку в Ленинград и определил в детский дом. Актерское образование бывшая крымчанка получила в отрочестве в детской студии при Ленинградском ТЮЗе — театре, основанном Александром Брянцевым в феврале 1922 года и сейчас носящем имя основателя. Артистическая биография Марины началась в 17 лет в ленинградском отделении Пролеткульта. В 1932 году девушка переехала в Москву, год отслужила в Театре Корша, здание которого сейчас занимает Театр наций, а затем до 1940-го была членом труппы Малого театра. В Доме Островского за Гаврилко закрепилось амплуа травести. Однако молодой артистке поручали играть не только мальчиков-подростков (в частности, Егорушку в спектакле по пьесе «Бедность не порок» и царевича Федора в постановке произведения Александра Пушкина «Борис Годунов»), но и девушек-сверстниц (например, Марью Антоновну в «Ревизоре»). В годы Великой Отечественной войны Гаврилко была актрисой фронтовых театров Всесоюзного театрального объединения, а в первые послевоенные годы успела послужить в Новом театре и в Государственном театре киноактера. На рубеже 40–50-х годов Марина Всеволодовна руководила самодеятельностью МВД СССР, затем до 1961 года работала по договорам в кино, а с года первого полета человека в космос на протяжении 30 лет входила в штат Киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Фильмы Фильмография Гаврилко открылась ролью буфетчицы пристанционного ресторанчика Клавдии Ивановны в картине Александра Мачерета «Ошибка инженера Кочина». Режиссер-постановщик в фильме о шпионах, вредителях и борцах с ними сыграл директора завода, Любовь Орлова создала нехарактерный для себя образ пособницы врагов народа, а Михаил Жаров — доблестного сотрудника госбезопасности Ларцева. Даже в эпизодических ролях Мачерет занял звезд советского кино. Так, в супругов Гуревичей перевоплотились Борис Петкер и Фаина Раневская, а Андрея Ефимовича, официанта заведения общепита, в котором трудилась героиня Гаврилко, сыграл исполнитель роли Петьки в «Чапаеве» Леонид Кмит. Роль буфетчицы досталась Марине Всеволодовне и в картине «Два друга», посвященной борьбе командиров Красной армии с происками агентов иностранных разведок. Против выхода в прокат фильма возражали Сергей Эйзенштейн и Борис Чирков, Григорий Александров и Иван Пырьев, однако лента все же вышла на экраны Страны Советов. Числительное фигурировало и в названиях следующего фильма с участием Гаврилко — лирической комедии Константина Юдина «Сердца четырех», а также в послевоенной ленте «Трое вышли из леса». Первую картину украшало созвездие прекрасных актеров — Валентина Серова, Людмила Целиковская, Евгений Самойлов, Павел Шпрингфельд, Ростислав Плятт и Андрей Тутышкин, а вторую — музыка Вениамина Баснера. В конце 50-х — начале 60-х годов XX века вышли наиболее известные ленты с участием Марины Всеволодовны: «Солдат Иван Бровкин» (и его продолжение «Иван Бровкин на целине»), «Весна на Заречной улице», «Баллада о солдате» и «Когда деревья были большими». В кинокомедии о превращении в армии Иванушки-дурачка в Ивана-царевича и его «сиквеле» Гаврилко перевоплотилась в соседку Бровкиных, мать Тони (подруги возлюбленной Ивана Бровкина) Акулину. Схожая роль была у уроженки города на Неве и в картине «Весна на Заречной улице», где артистка создала образ Марьи Гавриловны, матери Зины (Валентина Пугачёва), девушки, влюбленной в центрального персонажа — сталевара-передовика Сашу Савченко (Николай Рыбников). Марина Гаврилко в фильме «Весна на Заречной улице» / кадр из фильмаДетство, проведенное в Крыму, помогло Гаврилко воссоздать южный говор в роли украинской беженки в киношедевре Григория Чухрая «Баллада о солдате». В фильме «Когда деревья были большими» Марина Всеволодовна сыграла соседку центрального героя — бывшего фронтовика Кузьмы Кузьмича Иорданова, образ которого создал Юрий Никулин. Интересно, что в своей последней киноработе — перестроечной драме «Зачем алиби честному человеку» — бывшая выпускница детской студии при ТЮЗе перевоплотилась в мать героя Леонида Куравлева, сыгравшего в ленте «Когда деревья были большими» молодого мужа названной дочери Иорданова. Роли соседок доставались Гаврилко и в других картинах — семейной драме «Большие и маленькие», героико-патриотической драме «Минута молчания», короткометражке «История одного подзатыльника», музыкальной трагикомедии «Карнавал» и драме «Француз». В пронзительной мелодраме Олега Бондарева «Мачеха», признанной читателями журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1973 года, Марина Всеволодовна сыграла тетку Дарью. Выбивается из киноамплуа Гаврилко роль сестры заглавного персонажа, монахини Марии Николаевны, в двухсерийной ленте Сергея Герасимова «Лев Толстой». Впрочем, режиссер, сыгравший писателя-классика, проявил оригинальность при подборе исполнителей и образ Петра Столыпина доверил создать основателю и лидеру русского националистического общества «Память» Дмитрию Васильеву. С 1948 года Марина Всеволодовна дублировала на русский язык зарубежные фильмы и ленты, снятые в союзных республиках. Голосом Гаврилко говорили героини итальянки Анны Маньяни и грузинки Лианы Асатиани, француженки Лизы Деламар и азербайджанки Насибы Зейналовой. Личная жизнь О личной жизни Гаврилко известно мало. Марина Всеволодовна, в молодости, судя по фото, имевшая привлекательную внешность, ни разу не выходила замуж и не имела детей. Смерть Земной путь мастерицы эпизода и дубляжа завершился в 80 лет — 6 февраля 1994 года. Причины смерти Гаврилко озвучены не были. Прах Марины Всеволодовны захоронен в колумбарии Донского кладбища Москвы. Фильмография 1944 — «Родные поля» 1955 — «Солдат Иван Бровкин» 1956 — «Весна на Заречной улице» 1957 — «Екатерина Воронина» 1958 — «Иван Бровкин на целине» 1961 — «Когда деревья были большими» 1975 — «Что с тобой происходит?» 1981 — «Карнавал» 1984 — «Лев Толстой» 1992 — «Генерал» Интересные факты Крематорий Донского кладбища, где было предано огню тело актрисы, — первый массовый крематорий в СССР, в нем захоронен и прах его зодчего — архитектора-конструктивиста Дмитрия Осипова. В 1958 году в Донском колумбарии был установлен барельеф «Вечный круговорот» скульптора Эрнста Неизвестного. Автор: Нинель Загребская