Дневники Берлинале 2018: «Утойя 22 июля» — чтобы помнили

22.02.18, 12:53


68 Берлинский международный фестиваль близится к завершению. Представленные в конкурсе фильмы очень разные по тематике, бюджетам и художественному уровню. Так всегда бывает на фестивале: просмотр одних картин не трогает, другие вызывают отторжение, и те, и другие могут получать призы и быть принятыми прессой. Но есть и такие, которые «делают фестиваль» для тебя лично, благодаря которым понимаешь, что приехал сюда не зря. «Утойя 22 июля» режиссера Эрика Поппе – одна из таких работ.












22 июля 2011 года произошла трагедия, потрясшая Норвегию. Террорист-одиночка взорвал бомбу у комплекса правительственных зданий в Осло и отвлек внимание спец служб, после чего устроил бойню на маленьком острове Утойя, где в тот момент в летнем детском лагере находилось несколько сотен детей и подростков. Всего от рук правого экстремиста погибло 77 человек и около сотни получили ранения.









Фильм начинается документальными кадрами взрыва в Осло, затем события переносятся на остров Утойя, где зритель знакомится с 19-летней Кайей и ее младшей сестрой Эмилией. Девочки ссорятся, Эмилия, еще совсем подросток, обижается, считает, что старшая сестра ею командует. Кайя оставляет сестру и уходит общаться с друзьями. Внезапно раздается первый выстрел, после которого начинается 72 минутная реконструкция событий (именно столько продолжалась атака террориста), снятая без единой монтажной склейки, одним планом. Живая камера погружает зрителя в события семилетней давности: дети, бегущие в лес, маленький мальчик в яркой желтой куртке, в ступоре ожидающий своего брата, ужас в глазах жертв, непонимание происходящего, отчаянный поиск Кайей сестры. Выстрелы убийцы, который подбирается все ближе.









Зритель начинает физически ощущать состояние жертв, охваченных паникой. Во время просмотра забываешь, что «Утойя 22 июля» - это не документальное кино, а художественная реконструкция. Причем реконструкция, сделанная очень деликатно. Все главные герои фильма – вымышленные персонажи. Иначе и невозможно, описываются совсем недавние события, боль от происшедшего еще слишком сильна. На экране нет множества трупов и большого количества сцен насилия. Но этого и не нужно, чтобы передать атмосферу ужаса.









Семь лет назад благополучное норвежское общество получило травму, которая до сих пор болит. Режиссер Эрик Поппе говорит, что делал этот фильм, чтобы осмыслить произошедшее и способствовать процессу выздоровления от посттравматического синдрома. Самое главное – в фильме не показывают убийцу, не прозвучит его имя и в титрах. Не будем его называть и мы, представляется, что это очень правильно – террористы и убийцы не заслуживают памяти. Внимание людей, должно быть сосредоточено не на персоне и подробностях личной жизни убийцы, а на помощи жертвам и поиске способов предотвращения подобных трагедий.





Подписывайтесь на наш Телеграм-канал


68 Берлинский международный фестиваль близится к завершению. Представленные в конкурсе фильмы очень разные по тематике, бюджетам и художественному уровню. Так всегда бывает на фестивале: просмотр одних картин не трогает, другие вызывают отторжение, и те, и другие могут получать призы и быть принятыми прессой. Но есть и такие, которые «делают фестиваль» для тебя лично, благодаря которым понимаешь, что приехал сюда не зря. «Утойя 22 июля» режиссера Эрика Поппе – одна из таких работ. 22 июля 2011 года произошла трагедия, потрясшая Норвегию. Террорист-одиночка взорвал бомбу у комплекса правительственных зданий в Осло и отвлек внимание спец служб, после чего устроил бойню на маленьком острове Утойя, где в тот момент в летнем детском лагере находилось несколько сотен детей и подростков. Всего от рук правого экстремиста погибло 77 человек и около сотни получили ранения. Фильм начинается документальными кадрами взрыва в Осло, затем события переносятся на остров Утойя, где зритель знакомится с 19-летней Кайей и ее младшей сестрой Эмилией. Девочки ссорятся, Эмилия, еще совсем подросток, обижается, считает, что старшая сестра ею командует. Кайя оставляет сестру и уходит общаться с друзьями. Внезапно раздается первый выстрел, после которого начинается 72 минутная реконструкция событий (именно столько продолжалась атака террориста), снятая без единой монтажной склейки, одним планом. Живая камера погружает зрителя в события семилетней давности: дети, бегущие в лес, маленький мальчик в яркой желтой куртке, в ступоре ожидающий своего брата, ужас в глазах жертв, непонимание происходящего, отчаянный поиск Кайей сестры. Выстрелы убийцы, который подбирается все ближе. Зритель начинает физически ощущать состояние жертв, охваченных паникой. Во время просмотра забываешь, что «Утойя 22 июля» - это не документальное кино, а художественная реконструкция. Причем реконструкция, сделанная очень деликатно. Все главные герои фильма – вымышленные персонажи. Иначе и невозможно, описываются совсем недавние события, боль от происшедшего еще слишком сильна. На экране нет множества трупов и большого количества сцен насилия. Но этого и не нужно, чтобы передать атмосферу ужаса. Семь лет назад благополучное норвежское общество получило травму, которая до сих пор болит. Режиссер Эрик Поппе говорит, что делал этот фильм, чтобы осмыслить произошедшее и способствовать процессу выздоровления от посттравматического синдрома. Самое главное – в фильме не показывают убийцу, не прозвучит его имя и в титрах. Не будем его называть и мы, представляется, что это очень правильно – террористы и убийцы не заслуживают памяти. Внимание людей, должно быть сосредоточено не на персоне и подробностях личной жизни убийцы, а на помощи жертвам и поиске способов предотвращения подобных трагедий. Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Понравилось:
Автор: Демид
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Декорации фильма "Титаник" (как
20.07.17, 04:13
Эффект бабочки (фильм) - Трейлеры
31.07.17, 11:17
Нина Добрев (Nina Dobrev) - Биографии
26.07.17, 08:22
Берлинале 2018: Лучшие моменты фестиваля
21.02.18, 12:18
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


«Снимешь нас в кино!»: жена
Супруга актера отметила день рождения в кругу самых близких: мужа и сына.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика