На прошлой неделе прошла IX церемония вручения Премии АПКиТ, партнером которой вновь стала компания МТС Медиа. Генеральный директор МТС Медиа, вице-президент МТС по развитию медиабизнеса Игорь Мишин рассказал главному редактору интернет-портала ПрофиСинема о значимости Премии АПКиТ для киносообщества, конкуренции на отечественном рынке онлайн-видео, веб-сериалах как новом виде контента, цензуре и самоцензуре, будущем телевидения, а также анонсировал презентацию нового онлайн-кинотеатра от МТС Медиа.
Нина Ромодановская:
26 марта прошла IX церемония вручения Премии АПКиТ. МТС Медиа в этом году вновь стала партнером Премии. А прямая трансляция проходила в онлайн-кинотеатре МТС ТВ. Если еще недавно подходящие для мероприятия площадки не могли вместить всех, то теперь каждый желающий мог с любого устройства присоединиться к церемонии. Во многом к такому формату подтолкнули события прошлого года. В чем, на ваш взгляд, еще преимущества онлайн-церемонии?
Игорь Мишин:
В прошлом году АПКиТ вместе с Пятым каналом и при участии МТС Медиа удалось провести онлайн-церемонию на высоком уровне. Она произвела сильное впечатление, оставила положительные эмоции и стала призером Международного событийного фестиваля BEA World 2020 и конкурса Медиабренд 2020. Но все-таки это была вынужденная мера.
Для онлайна больше подходят другие мероприятия — конференции, дискуссионные панели, а торжественные события требуют офлайна, мы все скучаем по живому общению.
Проект развивается, и в этом году был испробован гибридный вариант проведения церемонии. Большое количество продюсеров, примерно 2/3 Ассоциации, приехали в Санкт-Петербург, в студию Пятого канала. Поэтому можно сказать, что часть мероприятия прошла «вживую».
Нина Ромодановская:
Онлайн-кинотеатр, который развивает компания МТС Медиа, стремится стать в ближайшем будущем лидирующей интерактивной OTT-платформой с предложением клиентам эксклюзивного контента. Какие возникают сложности на этом пути, учитывая конкуренцию на отечественном рынке онлайн-видео?
Игорь Мишин:
Для начала хочу анонсировать большое событие МТС Медиа. Мы готовим масштабное контентное шоу в конце апреля, где представим новый бренд, озвучим новое имя онлайн-кинотеатра. Мероприятие будет знаменательным для нас и, мы надеемся, для аудитории — количество наших абонентов уже превысило цифру в 2 миллиона человек.
Мы готовимся к нестандартному, оригинальному выходу на рынок. Это станет точкой отсчета для новых оригинальных релизов, их сейчас уже более 20 в разных форматах и жанрах. Мы представим рынку новый формат, который придумали и назвали сами, и призовем коллег делать проекты в этом новом формате.
Что касается конкуренции, то в борьбе за аудиторию оригинальный контент очень важен, но еще важно и то, насколько платформа современна, удобна, обладает дополнительными полезными функциями. Технологичность и удобство – часть конкурентной борьбы в онлайне, которая отсутствует в традиционных средах, таких как кинопрокат и телевидение.
Онлайн-сервисы, являющиеся частью больших экосистем, имеют дополнительные плюсы. Экосистема МТС, например, предлагает огромный спектр услуг, которые сопровождают человека в течение всего дня и всей жизни. И наряду с этими услугами, которые помогают человеку отдыхать, работать, организовывать свое пространство, есть и предложение смотреть кино в онлайн-кинотеатре, где уже сформирована достаточно большая лицензионная библиотека и готовится много новых премьер.
Но не скрою — нам непросто выходить на рынок, который сейчас перенасыщен предложениями. Онлайн-кинотеатров на сегодняшний день в разы больше, чем это нужно аудитории, которая готова потреблять и платить за контент. Лидеры рынка, уже как минимум три года, предлагают яркие, оригинальные премьеры, многие наработали устойчивые отношения со своей аудиторией, поэтому наша задача очень рискованная и дерзкая, но мы хорошо подготовились и уверены, что новый онлайн-кинотеатр МТС изменит «табель о рангах» на рынке ОТТ-сервисов.
Нина Ромодановская:
Мы знаем, что одним из новых проектов сервиса станет сериал «Клиника счастья». Можете рассказать о других оригинальных проектах?
Игорь Мишин:
Да, вот некоторые из них: документальный фильм «Дуров» про создателя ВКонтакте и Телеграм Павла Дурова, «Сахаров. Две жизни» — смесь документальной хроники с актерскими работами, социальная драма — экранизация романа Александра Терехова «Немцы», комедийный комикс «Сцены из супружеской жизни». Также триллер-детектив «Хрустальный», кинокомедия «Афера» и необычный драмеди-сериал «Клиника счастья». Мы серьезно готовимся к нашему обновленному выходу на рынок.
Нина Ромодановская:
Какие, на ваш взгляд, основные тренды на российском рынке легальных онлайн-видео, а также его перспективы?
Игорь Мишин:
Состав ОТТ-сервисов, которые существуют сегодня, безусловно, трансформируется и изменится в ближайшие несколько лет. В перспективе тройка лидеров будет выглядеть совсем по-другому. Грядут слияния и поглощения, начнут формироваться новые каналы коммуникации и своя «интонация» у каждой платформы. На наших глазах в ближайшие года два увеличится и скорость изменения в этой сфере.
Нина Ромодановская:
Ситуация сходна с мировыми тенденциями?
Игорь Мишин:
Мы идем с некоторым опозданием, к тому же в России свои особенности, так как ни в одной стране мира нет двух бесплатных мультиплексов с двадцатью бесплатными телевизионными эфирными каналами. Западные продюсеры удивляются, как можно развивать ОТТ-сервис как бизнес при таком количестве бесплатного телевидения, но развитие новой индустрии развлечений не остановить.
Перспективы рынка в нынешней ситуации обсуждать невозможно, так как скорость всех решений – технологических и творческих – невероятно высокая, и ОТТ-сервисы подняли градус конкурентной борьбы, в том числе за поиск молодых талантов.
Нина Ромодановская:
Чтобы выиграть борьбу за зрителя, которая сейчас разворачивается между всеми игроками рынка, необходимо создавать оригинальный и при этом понятный зрителям контент, а для этого необходимо «чувствовать» аудиторию, понимать ее настроение. Что, на ваш взгляд, сегодня нужно и интересно отечественному зрителю?
Игорь Мишин:
Мы живем в период изменения взаимоотношений всех поставщиков контента со зрителем. Раньше были четко определены целевые группы эфирных каналов. И социально-демографические характеристики предопределяли интерес к тому или иному контенту.
Сейчас цифровая реальность и увеличивающиеся объемы потребления контента в сети формируют новую тенденцию, когда аудиторию отдельного фильма или сериала нельзя соотнести с определенными соц-дем характеристиками аудитории.
Один и тот же проект может с интересом смотреть и 20-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Упростился доступ, и каждый стал сам себе редактором и «программным директором». Интересы аудитории перемешиваются.
Сегодня группы зрителей определяют не социально-демографические характеристики, а психографика потребления, то есть процесс переживания определенных эмоциональных состояний и рефлексия на увиденное. Это абсолютное новое поле для изучения и научных исследований.
Нина Ромодановская:
В ноябре прошлого года МТС Медиа открыла прием заявок на соинвестирование в производство фильмов. Расскажите, кто входит в экспертный совет и как проходит процесс приема заявок?
Игорь Мишин:
18 ноября была запущена программа прямых инвестиций в кино. Получили около ста заявок, отобрали пока шесть, в основном это арт-мейнстрим. Понятно, что у таких проектов сложная прокатная судьба, но они нам нравятся и хорошо работают в цифровом пространстве.
В МТС Медиа есть контентный комитет, который возглавляет Сергей Алексеевич Титинков — директор кинопоказа Первого канала. В рамках этого комитета заявки и рассматриваются. В отдельных случаях обращаемся к экспертам, которые имеют высокую компетенцию в отдельных жанрах. Дедлайнов для подачи заявок нет, проекты рассматриваются по мере поступления.
Отмечу, что первую инвестицию МТС Медиа сделала в фильм «Девятаев» еще год назад. Над проектом работает Базелевс, и мы подключились по приглашению Тимура Бекмамбетова. Релиз картины состоится 29 апреля, его поддерживает канал Россия 1. Фильм получился очень зрелищным, с масштабными сценами воздушных боев и впечатляющей компьютерной графикой. И при этом это очень сильная человеческая история. Планируем поддерживать 8-10 проектов в год. И пока следуем намеченному плану.
Нина Ромодановская:
Вы не только медиаменеджер, но и продюсер с успешным опытом работы как на телевидении, так и в киноиндустрии, основатель кинокомпании МИГ Пикчерс. Что сейчас с компанией, которая выпустила много популярных кино- и сериальных проектов?
Игорь Мишин:
Деятельность компании заморожена в связи с моим приходом в МТС Медиа и запуском онлайн-платформы. Под брендом МИГ Пикчерс в ближайшее время выйдет две картины, которыми мы совместно с Артемом Васильевым (Metrafilms) занимались еще до моего прихода в МТС Медиа: режиссерский дебют Романа Васьянова «Общага», экранизация «Общаги-на-Крови», и черная комедия с Сашей Яценко и Анной Михалковой в главных ролях «Оторви и выбрось» режиссера Кирилла Соколова, чья дебютная картина «Папа, сдохни», к сожалению, осталась недооцененной в России, в то время как релизы в США и Великобритании оказались очень успешны. Другие проекты, которые я разрабатывал в МИГ Пикчерс теперь реализуются в МТС Медиа.
Нина Ромодановская:
В октябре прошлого года вы принимали участие в дискуссии на тему «Как 2020 год изменил кино и сериалы», который проходил в рамках бизнес-площадки ММКФ, где вы говорили не только о развитии онлайн-платформ, но и о скором «триумфальном возвращении телека». За счет чего «телек» сможет ответить на современные вызовы и с помощью чего способен противостоять главным конкурентам – онлайн-платформам?
Игорь Мишин:
Телевидение как источник распространения аудиовизуального сигнала сформировалось сто лет назад. Но эпоха и технологии меняются. Телевидение, как социокультурный феномен не закончится, изменится лишь технологическая среда доставки сигнала.
Потребление видео в онлайне приходит на смену традиционной технологии телевизионного вещания. Однако это процесс, растянутый на годы. Совокупная аудитория эфирных телеканалов огромная. Какое-то время нас также ждет совмещение двух технологий доставки контента. Но будущее все-таки за нелинейным потреблением контента в онлайне.
Как только ОТТ-сервисы стали запускать громкие премьеры, телеканалам нужно было время, чтобы прийти в себя. И уже сейчас в телесетках появляются проекты, способные конкурировать с яркими релизами на ОТТ-платформах.
Конкуренция с каждым годом обостряется, и здесь в любом случае выигрывает зритель. Ближайшие несколько лет – время зрительского пиршества, когда бесплатно либо за символические деньги аудитория может получать много очень качественного контента. Рынок будет перенасыщен предложениями в 2021-2023 годах.
Нина Ромодановская:
Благодаря цифровизации появился новый вид контента — веб-сериалы. Как вы видите развитие этого популярного на сегодняшний день направления?
Игорь Мишин:
Веб-сериалы — это индустриальный термин, а не зрительский. Большинство людей вне индустрии с ним не знакомы. Это сериалы с коротким хронометражем — от 3 до 15 минут — с небольшим бюджетом и простой технологией производства, как правило, для размещения на бесплатных хостингах. Когда я ранее говорил в нашем разговоре, что МТС Медиа предложит рынку новый термин, я имел в виду веб-сериалы, точнее, модификацию этого формата. Мы «пионерим» эту тему и в апреле объявим, как видим развитие такого направления, как веб-сериал.
Нина Ромодановская:
Хотелось бы поднять еще тему цензуры, о которой вы также не раз упоминали. До сих пор онлайн-площадки считают территорией свободы — то, что нельзя показать в эфире каналов, можно в интернете. Но времена меняются, и вы сами отмечали, что в ближайшем будущем государство «возьмется за контроль» онлайн-платформ, тогда они потеряют конкурентное преимущество по отношению к другим каналам дистрибьюции. Как скоро это может произойти, а может уже происходит?
Игорь Мишин:
Пока онлайн-площадкам ничего «не угрожает». Есть вероятность, что ОТТ-сервисы приравняют по статусу к средствам массовой информации, и тогда специально принимать отдельных законов не надо будет, все произойдет естественным путем. Логики в отдельных законодательных инициативах не наблюдается давным-давно, а любой прогноз строится на аналитике, поэтому, когда государство возьмется «за контроль онлайна», прогнозировать невозможно. Но я не исключаю, что все останется, как есть.
Нина Ромодановская:
А проблема самоцензуры существует в онлайне?
Игорь Мишин:
Термин самоцензура здесь не особенно применим. Попытка представить, что самоцензура – это рефлексия на некий страх, очень поверхностный взгляд. Просто сужается круг людей, кому интересна дискуссия вокруг смыслов на грани фола. Эти темы могут касаться не только политического устройства страны, есть более острые, важные определяющие нашу жизнь темы, которые перестают волновать творцов.
Люди вместо того, чтобы тратить энергию и время на формирование общественных площадок для обсуждения значимых смыслов в разных сферах нашей жизни, находят маленькие островки внутри цифровой реальности и «отрабатывают» важную лично для себя повестку. Офлайн-паблики превращаются в шагреневую кожу, а цифровая реальность во всем ее многообразии дает пристанище сторонникам любых, даже самых радикальных идей. Процветает цифровая внутренняя эмиграция.
Нина Ромодановская:
В продолжение и завершение темы онлайна. Триумфатором IX Премии АПКиТ стал сериал для видеосервиса more.tv «Чики». В отдельных категориях победу присудили сразу нескольким проектам, например, сериалам «#СидЯдома» и «Беспринципные», также вышедшим на онлайн-сервисах. Будущее все-таки за онлайном? Как вы относитесь к таким итогам Премии АПКиТ, когда много наград получили онлайн-проекты?
Игорь Мишин:
АПКиТ следует за рынком, это неизбежная примета времени, так как сейчас ОТТ-сервисы концентрируют много энергии, финансов, они подпитывают индустрию. И продюсеры, которые в профессии более двадцати-тридцати лет, должны находиться в комфортной коммуникации с потенциально новым рынком.
Нина Ромодановская:
Насколько Премия АПКиТ значима для киносообщества?
Игорь Мишин:
Премия важна и нужна по нескольким причинам. Во-первых, в голосовании участвуют только члены АПКиТ, что исключает создание внутри каких-либо альянсов или лоббистских групп, которые могли бы склонять голосование в ту или иную сторону. Именно поэтому премия остается максимально объективной. Во-вторых, это специализированная премия, которая направляет все внимание на профессионалов, которые радуют зрителей каждый год все большим количеством качественных сериалов. Другие премии касаются многосерийных проектов лишь отчасти, а Премия АПКиТ — главная сериальная премия страны. В этом ее уникальность и необходимость для индустрии.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса