Наташа Меркулова и Алексей Чупов: «Нас интересует пограничная полоса в человеческом сознании» - «Интервью»

04.10.21, 08:15

Наташа Меркулова и Алексей Чупов: «Нас интересует пограничная полоса в человеческом сознании» - «Интервью»




C 18 по 25 сентября в Сочи проходит 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В основном конкурсе принимает участие лента «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, премьера которой состоялась на Венецианском фестивале. 



Портал ПрофиСинема, многолетний информационный партнер Кинотавра, предлагает вашему вниманию интервью Кинотавр Daily с авторами ленты. Те рассказали, как фильм был принят на мостре, откуда они черпали вдохновение при написании сценария, какие задачи пришлось решать в процессе проработки художественного решения картины и многое другое.







Корреспондент:
Как вы оцениваете прием фильма в Венеции?



Наташа Меркулова:
Овации продолжались 8 минут. Откуда я это знаю? Столько длятся наши финальные титры. Мы их посекундно выверяли.



Алексей Чупов:
После показа вышли рецензии у нас и за рубежом. В целом вроде положительные, хотя допускаю, что где-то Google-переводчик мог и переврать интонацию.






Корреспондент:
Как у вас возник замысел? Не могли бы вы рассказать про реперные точки развития этого проекта?



Алексей Чупов:
Мы недавно с Наташей пришли к выводу, что источники всех наших сценариев и фильмов — наши страхи.



Наташа Меркулова:
В них мы толк знаем. В фильме «Капитан Волконогов бежал» мы рассказываем о том, как страшно оказаться в роли жертвы, но не менее страшно оказаться на месте истязателя. Нас всегда интересует, где проходит пограничная полоса в человеческом сознании.
Корреспондент:
В пересказе синопсис «Волконогова» напоминает ранние фильмы Вуди Аллена, а еще рассказы Даниила Хармса. Чем вдохновлялись?



Наташа Меркулова:
Хармс в данном случае как референс — точнее.



Алексей Чупов:
Может быть, еще Воннегут, Хеллер, Лесков и Сорокин.



Наташа Меркулова:
Что касается кинореференсов, то в моей ДНК на генетическом уровне живет кинематограф Абдрашитова-Миндадзе. Когда обыденные вещи происходят в каком-то параллельном мире, превращаясь в пронзительный аттракцион.



Алексей Чупов: 
Вообще, любой фильм — это сумма прочитанного и просмотренного за всю жизнь плюс что-то еще.






Корреспондент:
Несмотря на то, что вашего героя в рецензиях называют сотрудником НКВД, на деле название места его службы в картине мы не слышим. Насколько вам была важна его условность и отсутствие привязки ко времени?



Наташа Меркулова: 
Это не история о конкретной стране или силовой структуре. Это история о человеческой природе. Именно поэтому мы сняли не историческую драму, а ретроутопию, то есть притчу, страшную сказку.
Корреспондент:
Расскажите, как работали с Надеждой Васильевой, какие установки ей давали и что она предлагала?



Наташа Меркулова:  
На этой картине я впервые четко поняла, что такое первоклассный художник по костюмам. Представьте, идет съемка сцены, где персонажи одеты, и раздеваться в этой сцене не планировали. Но актеры начинают импровизировать, во время игры в волейбол им становится жарко, и они начинают постепенно раздеваться. Сначала снимают куртки, потом — свитера, потом — рубашки, и наконец — майки. Чтобы вы понимали: это страшный сон костюмеров, потому что в обычном кинопроизводстве у актера под рубашкой 1930-х может обнаружиться майка с Симпсонами. Но только не в случае с Надей Васильевой. На наших актерах были майки и даже трусы, датированные 1938 годом. 



В одной из сцен Никита Кукушкин в актерском порыве порвал в клочья историческую майку, и для костюмерного цеха это было ЧП. Когда об этом доложили Наде, она, не меняя выражения лица, спросила: «Он хотя бы сделал это в кадре?». Работать с таким художником по костюмам — большое счастье.



Корреспондент:
Как пришла идея включить в этот сюжет потусторонние силы? Почему ничто человеческое не могло изменить персонажа?



Алексей Чупов: 
Потустороннее — это проекция сознания главного героя. Так что в данном случае потустороннее — как раз очень даже человеческое.






Корреспондент:
Какие элементы антуража 1930-х годов срочно нуждались в переменах? Как вы к этому шли и какие были варианты?



Наташа Меркулова:
Жанр ретроутопии сильно развязал нам руки. Мы не боялись анахронизмов и имели возможность использовать такие современные изобразительные инструменты как, например, граффити. Мы подумали, что если в нашем мире есть такая уникальная живопись, как русский авангард, то было бы преступлением пройти мимо. В то же время хотелось, чтобы энергия этого арт-направления была интегрирована в среду, стала естественным городским фоном. Так и появились наши граффити 1930-х.






Алексей Чупов:
Художник-постановщик фильма Сергей Февралев буквально фонтанировал ретроутопическими идеями. Например, он предложил использовать трамвай в качестве не только общественного транспорта. И на основе этой концепции были придуманы важные для фильма эпизоды. Вообще нам посчастливилось в очень проблемный ковидный период собрать уникальную творческую команду: Февралев, Васильева, наш бессменный оператор и друг Март Таниэль, актерский ансамбль мечты — Борисов, Трибунцев, Яценко, Кукушкин, Кудряшова, Толстоганова, Юрий Александрович Кузнецов, список очень длинный.



Наташа Меркулова:
Особое спасибо хочется сказать нашим продюсерам Валерию Федоровичу, Евгению Никишову и Александру Плотникову за то, что они в кризисное для кино время не отказались от этого проекта, а сделали все возможное, чтобы он состоялся. Например, практически невозможным казалось привезти в Россию из Эстонии нашего оператора Марта, но продюсерам и это удалось.






Корреспондент:
Сегодня кажется, что Юра Борисов может сыграть все, и обязательно гениально. У него есть слабые стороны? Поругайте его за что-нибудь.



Наташа Меркулова:
Борисову нужно знать про своего персонажа все, до пятого колена. Вот и приходится сидеть и выдумывать для Юры эти колена.



Алексей Чупов:
С одной стороны — это дополнительный гемор, а с другой — мы вдруг сами начинаем лучше понимать персонажа.



Наташа Меркулова:
Для нас самое поразительное в Юре — это его взгляд. Он умеет менять выражения глаз как очки. И для нас самое главное в работе с ним — найти для него правильные глаза, тогда дело пойдет.






Корреспондент:
Полнометражные фильмы и форматы сериала — в каком жанре вы работаете лучше?



Алексей Чупов:
Это не нам оценивать. Физически работать на сериале сложнее, потому что рабочая дистанция гораздо длиннее.
Корреспондент:
Когда смотришь ваши фильмы, кажется, что у вас вообще нет границ, комплексов и сложностей.
А на самом деле? Какие проблемы чаще всего приходится решать? И какие новые проблемы появились за последнее время?



Наташа Меркулова:
Мы целиком состоим из комплексов, страхов и проблем. Начиная с фильма «Интимные места», кино вошло в нашу жизнь в качестве психотерапии.



Алексей Чупов:
Как и любая психотерапия, оно не устраняет проблемы, но как-то помогает с ними жить.


C 18 по 25 сентября в Сочи проходит 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В основном конкурсе принимает участие лента «Капитан Волконогов бежал» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, премьера которой состоялась на Венецианском фестивале. Портал ПрофиСинема, многолетний информационный партнер Кинотавра, предлагает вашему вниманию интервью Кинотавр Daily с авторами ленты. Те рассказали, как фильм был принят на мостре, откуда они черпали вдохновение при написании сценария, какие задачи пришлось решать в процессе проработки художественного решения картины и многое другое. Корреспондент: Как вы оцениваете прием фильма в Венеции? Наташа Меркулова: Овации продолжались 8 минут. Откуда я это знаю? Столько длятся наши финальные титры. Мы их посекундно выверяли. Алексей Чупов: После показа вышли рецензии у нас и за рубежом. В целом вроде положительные, хотя допускаю, что где-то Google-переводчик мог и переврать интонацию. Корреспондент: Как у вас возник замысел? Не могли бы вы рассказать про реперные точки развития этого проекта? Алексей Чупов: Мы недавно с Наташей пришли к выводу, что источники всех наших сценариев и фильмов — наши страхи. Наташа Меркулова: В них мы толк знаем. В фильме «Капитан Волконогов бежал» мы рассказываем о том, как страшно оказаться в роли жертвы, но не менее страшно оказаться на месте истязателя. Нас всегда интересует, где проходит пограничная полоса в человеческом сознании. Корреспондент: В пересказе синопсис «Волконогова» напоминает ранние фильмы Вуди Аллена, а еще рассказы Даниила Хармса. Чем вдохновлялись? Наташа Меркулова: Хармс в данном случае как референс — точнее. Алексей Чупов: Может быть, еще Воннегут, Хеллер, Лесков и Сорокин. Наташа Меркулова: Что касается кинореференсов, то в моей ДНК на генетическом уровне живет кинематограф Абдрашитова-Миндадзе. Когда обыденные вещи происходят в каком-то параллельном мире, превращаясь в пронзительный аттракцион. Алексей Чупов: Вообще, любой фильм — это сумма прочитанного и просмотренного за всю жизнь плюс что-то еще. Корреспондент: Несмотря на то, что вашего героя в рецензиях называют сотрудником НКВД, на деле название места его службы в картине мы не слышим. Насколько вам была важна его условность и отсутствие привязки ко времени? Наташа Меркулова: Это не история о конкретной стране или силовой структуре. Это история о человеческой природе. Именно поэтому мы сняли не историческую драму, а ретроутопию, то есть притчу, страшную сказку. Корреспондент: Расскажите, как работали с Надеждой Васильевой, какие установки ей давали и что она предлагала? Наташа Меркулова: На этой картине я впервые четко поняла, что такое первоклассный художник по костюмам. Представьте, идет съемка сцены, где персонажи одеты, и раздеваться в этой сцене не планировали. Но актеры начинают импровизировать, во время игры в волейбол им становится жарко, и они начинают постепенно раздеваться. Сначала снимают куртки, потом — свитера, потом — рубашки, и наконец — майки. Чтобы вы понимали: это страшный сон костюмеров, потому что в обычном кинопроизводстве у актера под рубашкой 1930-х может обнаружиться майка с Симпсонами. Но только не в случае с Надей Васильевой. На наших актерах были майки и даже трусы, датированные 1938 годом. В одной из сцен Никита Кукушкин в актерском порыве порвал в клочья историческую майку, и для костюмерного цеха это было ЧП. Когда об этом доложили Наде, она, не меняя выражения лица, спросила: «Он хотя бы сделал это в кадре?» . Работать с таким художником по костюмам — большое счастье. Корреспондент: Как пришла идея включить в этот сюжет потусторонние силы? Почему ничто человеческое не могло изменить персонажа? Алексей Чупов: Потустороннее — это проекция сознания главного героя. Так что в данном случае потустороннее — как раз очень даже человеческое. Корреспондент: Какие элементы антуража 1930-х годов срочно нуждались в переменах? Как вы к этому шли и какие были варианты? Наташа Меркулова: Жанр ретроутопии сильно развязал нам руки. Мы не боялись анахронизмов и имели возможность использовать такие современные изобразительные инструменты как, например, граффити. Мы подумали, что если в нашем мире есть такая уникальная живопись, как русский авангард, то было бы преступлением пройти мимо. В то же время хотелось, чтобы энергия этого арт-направления была интегрирована в среду, стала естественным городским фоном. Так и появились наши граффити 1930-х. Алексей Чупов: Художник-постановщик фильма Сергей Февралев буквально фонтанировал ретроутопическими идеями. Например, он предложил использовать трамвай в качестве не только общественного транспорта. И на основе этой концепции были придуманы важные для фильма эпизоды. Вообще нам посчастливилось в очень проблемный ковидный период собрать уникальную творческую команду: Февралев, Васильева, наш бессменный оператор и друг Март Таниэль, актерский ансамбль мечты — Борисов, Трибунцев, Яценко, Кукушкин, Кудряшова, Толстоганова, Юрий Александрович Кузнецов, список очень длинный. Наташа Меркулова: Особое спасибо хочется сказать нашим продюсерам Валерию Федоровичу, Евгению Никишову и Александру Плотникову за то, что они в кризисное для кино время не отказались от этого проекта, а сделали все возможное, чтобы он состоялся. Например, практически невозможным казалось привезти в Россию из Эстонии нашего оператора Марта, но продюсерам и это удалось. Корреспондент: Сегодня кажется, что Юра Борисов может сыграть все, и обязательно гениально. У него есть слабые стороны? Поругайте его за что-нибудь. Наташа Меркулова: Борисову нужно знать про своего персонажа все, до пятого колена. Вот и приходится сидеть и выдумывать для Юры эти колена. Алексей Чупов: С одной стороны — это дополнительный гемор, а с другой — мы вдруг сами начинаем лучше понимать персонажа. Наташа Меркулова: Для нас самое поразительное в Юре — это его взгляд. Он умеет менять выражения глаз как очки. И для нас самое главное в работе с ним — найти для него правильные глаза, тогда дело пойдет. Корреспондент: Полнометражные фильмы и форматы сериала — в каком жанре вы работаете лучше? Алексей Чупов: Это не нам оценивать. Физически работать на сериале сложнее, потому что рабочая дистанция гораздо длиннее. Корреспондент: Когда смотришь ваши фильмы, кажется, что у вас вообще нет границ, комплексов и сложностей. А на самом деле? Какие проблемы чаще всего приходится решать? И какие новые проблемы появились за последнее время? Наташа Меркулова: Мы целиком состоим из комплексов, страхов и проблем. Начиная с фильма «Интимные места», кино вошло в нашу жизнь в качестве психотерапии. Алексей Чупов: Как и любая психотерапия, оно не устраняет проблемы, но как-то помогает с ними жить.
Понравилось:
Автор: Давид
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Биография Наташи Королевой - Иностранные
15.08.17, 02:03
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Григорий Добрыгин: «Я по-прежнему люблю
04.10.21, 08:16
Кинотавр 2014 - Трейлеры
29.07.17, 15:10
Актер Алексей Гуськов - Трейлеры
24.07.17, 06:16
Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Биография Джеймса Нортона -
Биография Джеймса Нортона Джеймс Нортон – британский актер, известный по роли Андрея Болконского в мини-сериале «Война и мир», а также по ролям в картинах «Маленькие женщины», «Коматозники» и «Увиденное...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика