27 апреля в столице завершился юбилейный 45 Московский международный кинофестиваль. Ведущим торжественной церемонии выступил режиссер Петр Буслов. Обладателем главного приза – Золотого Святого Георгия – стал чилийско-аргентинский фильм Франсиско Папарельи «Три брата» о братьях-охотниках, путь которых домой, в Патагонию, оказался непростым.
Фильм-победитель был охарактеризован членами жюри, как «картина с очень сильной историей, замечательной актерской игрой, визуальным оформлением и всеми элементами, из которых складывается захватывающий, душераздирающий фильм». А режиссер, получая награду, признался, что вдохновением для его работы стали «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, и, приехав в Москву, он первым делом побывал в доме-музее писателя.
Специальный приз жюри достался антиутопии о людях-биотитанах Теодора Ушева «ФИ 1.618» совместного производства Болгарии и Канады. Жюри, председателем которого стал индийский режиссер Рахуль Равель, особенно отметило, что фильм выделяется своей «оригинальностью и творческим риском, а поддержка таких творческих поисков – важная задача любого фестиваля».
Серебряного Георгия в номинации Лучшая режиссерская работа удостоился мексиканский режиссер Тонатью Гарсия за картину «Черная луна» – это основанный на реальных событиях фильм о протестах жителей маленького городка Джалькомулько, которые смогли остановить незаконное строительство дамбы. Также картина получила еще две награды (до церемонии) – Приз зрительских симпатий и Приз федерации киноклубов России. Профессиональное жюри и зрители оценили ту искренность и трепетность, с которой режиссер подошел к своей работе – он снял кино о проблеме, которая сильно его волнует.
«Наш фильм посвящен всем народам, которые борются за право свободного доступа к своим природным ресурсам», – сказал Тонатью Гарсия, получая награду.
И в то время, как все призы основного конкурса брали зарубежные кинематографисты, в конкурсах документального кино и Русские премьеры победу праздновали российские женщины-режиссеры – в первом лучшей стала картина «История российских тюрем. Владимирский централ» Юлии Бобковой, во втором – «Край надломленной Луны» Светланы Самошиной.
Причем жюри конкурса Русские премьеры, которое возглавлял режиссер и продюсер Алексей Учитель, призналось, что им (как и всем остальным членам жюри, впрочем) было особенно сложно принять решение, они оказались «в тупике» и не смогли не выделить особыми упоминаниями еще два фильма программы. Специальным упоминанием «За искренний и дерзкий дебют» отмечена картина «Тайное влечение» Стаси Венковой, а «За яркий режиссерский дебют и уникальный актерский ансамбль» – «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой.
В своих благодарственных речах лауреаты упоминали известные фигуры мирового кинематографа – Сергея Эйзенштейна, Федерико Феллини и других. Так, получивший Золотого Георгия за вклад в кинематограф Карен Шахназаров вспомнил режиссера Стэнли Крамера и историю из своей юности, когда его родители, случайно встретив на ММКФ этого известного американского мастера, попросили написать пожелание для их сына: «Он написал лишь одно слово – «Терпение» – и даже не подписал. Я был разочарован, потому что в молодости терпение никак нельзя было совместить с кино. Но сейчас понимаю, что это было очень правильное напутствие: терпение – оно же упорство, честность и искренность – нужно во всем».
«Московский фестиваль сыграл в моей жизни очень важную роль. Когда я был молодым, для нас он открывал мир великого кино. Мы не только видели потрясающие картины, но и тех, кто их создал – Феллини, Бергмана, Антониони, Куросаву, Трюффо и других. Для многих это было тем открытием, которое и привело нас – меня, во всяком случае – в большое кино», – добавил Шахназаров.
Перед традиционным закрытием фестиваля Никита Михалков привел некоторые цифры минувшего смотра: за неделю состоялся 391 киносеанс, который посетило 38 тысяч зрителей, 6 тысяч аккредитованных гостей и 1500 представителей СМИ. Щелчок хлопушки ознаменовал конец 45 ММКФ и начало выступления трех актрис – Марии Лобановой, Елизаветы Ищенко и Алены Бабенко, – исполнивших песню «До свидания».
Фильмом закрытия стала драма «42 секунды» (Испания, Франция), в которой испанская сборная по водному поло сражается за победу на Олимпийских играх.
Лауреаты 45 Московского международного кинофестиваля
Основной конкурс
Лучший фильм
«Три брата» (Чили, Аргентина), режиссер Франсиско Папарелья
Лучшая режиссерская работа
Тонатью Гарсия – «Черная луна» (Мексика)
Специальный приз жюри
«ФИ 1.618» (Болгария, Канада), режиссер Теодор Ушев
Лучшая мужская роль
Фернандо Арсе – «Те, кто внизу» (Боливия, Бразилия, Аргентина, Колумбия и Уругвай)
Лучшая женская роль
Кахо Сэто – «Хрупкие цветы в потоке дней» (Япония)
Конкурс документального кино
Лучший фильм
«История российских тюрем. Владимирский централ» (Россия), режиссер Юлия Бобкова
Конкурс короткого метра
Лучший фильм
«Все» (Китай), режиссер Лу Хэлай
Конкурс Русские премьеры
Лучший фильм
«Край надломленной луны» (Россия), режиссер Светлана Самошина
Неофициальные призы фестиваля
Приз жюри российской кинокритики
«След зверя», режиссер Ненад Павлович
Призы Федерации киноклубов России «Колючий взгляд»
Основной конкурс: «Черная луна», режиссер Тонатию Гарсия
Конкурс документального кино: «Ла Сингла», режиссер Палома Сапата
Особое упоминание: «След зверя», режиссер Ненад Павлович
Программа российского кино: «Доктор», режиссер Артем Темников
Призы жюри Гильдии неигрового кино и телевидения
«В храме Шаолинь», режиссер Хунюнь Сунь
«Отцы», режиссер Юрий Мокиенко
Приз зрительских симпатий
«Черная луна», режиссер Тонатью Гарсия
27 апреля в столице завершился юбилейный 45 Московский международный кинофестиваль. Ведущим торжественной церемонии выступил режиссер Петр Буслов. Обладателем главного приза – Золотого Святого Георгия – стал чилийско-аргентинский фильм Франсиско Папарельи «Три брата» о братьях-охотниках, путь которых домой, в Патагонию, оказался непростым. Фильм-победитель был охарактеризован членами жюри, как «картина с очень сильной историей, замечательной актерской игрой, визуальным оформлением и всеми элементами, из которых складывается захватывающий, душераздирающий фильм». А режиссер, получая награду, признался, что вдохновением для его работы стали «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, и, приехав в Москву, он первым делом побывал в доме-музее писателя. Специальный приз жюри достался антиутопии о людях-биотитанах Теодора Ушева «ФИ 1.618» совместного производства Болгарии и Канады. Жюри, председателем которого стал индийский режиссер Рахуль Равель, особенно отметило, что фильм выделяется своей «оригинальностью и творческим риском, а поддержка таких творческих поисков – важная задача любого фестиваля». Серебряного Георгия в номинации Лучшая режиссерская работа удостоился мексиканский режиссер Тонатью Гарсия за картину «Черная луна» – это основанный на реальных событиях фильм о протестах жителей маленького городка Джалькомулько, которые смогли остановить незаконное строительство дамбы. Также картина получила еще две награды (до церемонии) – Приз зрительских симпатий и Приз федерации киноклубов России. Профессиональное жюри и зрители оценили ту искренность и трепетность, с которой режиссер подошел к своей работе – он снял кино о проблеме, которая сильно его волнует. «Наш фильм посвящен всем народам, которые борются за право свободного доступа к своим природным ресурсам», – сказал Тонатью Гарсия, получая награду. И в то время, как все призы основного конкурса брали зарубежные кинематографисты, в конкурсах документального кино и Русские премьеры победу праздновали российские женщины-режиссеры – в первом лучшей стала картина «История российских тюрем. Владимирский централ» Юлии Бобковой, во втором – «Край надломленной Луны» Светланы Самошиной. Причем жюри конкурса Русские премьеры, которое возглавлял режиссер и продюсер Алексей Учитель, призналось, что им (как и всем остальным членам жюри, впрочем) было особенно сложно принять решение, они оказались «в тупике» и не смогли не выделить особыми упоминаниями еще два фильма программы. Специальным упоминанием «За искренний и дерзкий дебют» отмечена картина «Тайное влечение» Стаси Венковой, а «За яркий режиссерский дебют и уникальный актерский ансамбль» – «Единица Монтевидео» Татьяны Лютаевой. В своих благодарственных речах лауреаты упоминали известные фигуры мирового кинематографа – Сергея Эйзенштейна, Федерико Феллини и других. Так, получивший Золотого Георгия за вклад в кинематограф Карен Шахназаров вспомнил режиссера Стэнли Крамера и историю из своей юности, когда его родители, случайно встретив на ММКФ этого известного американского мастера, попросили написать пожелание для их сына: «Он написал лишь одно слово – «Терпение» – и даже не подписал. Я был разочарован, потому что в молодости терпение никак нельзя было совместить с кино. Но сейчас понимаю, что это было очень правильное напутствие: терпение – оно же упорство, честность и искренность – нужно во всем». «Московский фестиваль сыграл в моей жизни очень важную роль. Когда я был молодым, для нас он открывал мир великого кино. Мы не только видели потрясающие картины, но и тех, кто их создал – Феллини, Бергмана, Антониони, Куросаву, Трюффо и других. Для многих это было тем открытием, которое и привело нас – меня, во всяком случае – в большое кино», – добавил Шахназаров. Перед традиционным закрытием фестиваля Никита Михалков привел некоторые цифры минувшего смотра: за неделю состоялся 391 киносеанс, который посетило 38 тысяч зрителей, 6 тысяч аккредитованных гостей и 1500 представителей СМИ. Щелчок хлопушки ознаменовал конец 45 ММКФ и начало выступления трех актрис – Марии Лобановой, Елизаветы Ищенко и Алены Бабенко, – исполнивших песню «До свидания». Фильмом закрытия стала драма «42 секунды» (Испания, Франция), в которой испанская сборная по водному поло сражается за победу на Олимпийских играх. Лауреаты 45 Московского международного кинофестиваля Основной конкурс Лучший фильм «Три брата» (Чили, Аргентина), режиссер Франсиско Папарелья Лучшая режиссерская работа Тонатью Гарсия – «Черная луна» (Мексика) Специальный приз жюри «ФИ 1.618» (Болгария, Канада), режиссер Теодор Ушев Лучшая мужская роль Фернандо Арсе – «Те, кто внизу» (Боливия, Бразилия, Аргентина, Колумбия и Уругвай) Лучшая женская роль Кахо Сэто – «Хрупкие цветы в потоке дней» (Япония) Конкурс документального кино Лучший фильм «История российских тюрем. Владимирский централ» (Россия), режиссер Юлия Бобкова Конкурс короткого метра Лучший фильм «Все» (Китай), режиссер Лу Хэлай Конкурс Русские премьеры Лучший фильм «Край надломленной луны» (Россия), режиссер Светлана Самошина Неофициальные призы фестиваля Приз жюри российской кинокритики «След зверя», режиссер Ненад Павлович Призы Федерации киноклубов России «Колючий взгляд» Основной конкурс: «Черная луна», режиссер Тонатию Гарсия Конкурс документального кино: «Ла Сингла», режиссер Палома Сапата Особое упоминание: «След зверя», режиссер Ненад Павлович Программа российского кино: «Доктор», режиссер Артем Темников Призы жюри Гильдии неигрового кино и телевидения «В храме Шаолинь», режиссер Хунюнь Сунь «Отцы», режиссер Юрий Мокиенко Приз зрительских симпатий «Черная луна», режиссер Тонатью Гарсия