24 мая в основном конкурсе 77 Каннского международного кинофестиваля прошла премьера драмы иранского режиссера Мохаммада Расулофа «Семя священного инжира». Фильм удостоился самых продолжительных оваций среди всех участников – аплодисменты не стихали на протяжении четверти часа. В журнале Screen картина обошла все прочие и стала лучшей.
«Семя священного инжира» – десятая режиссерская работа Мохаммада Расулофа. В прошлом он неоднократно нарушал правила иранской цензуры и был приговорен к трем тюремным срокам, а также запрету на работу и выезд из страны. В 2020 году его фильм «Здесь нет зла» получил главный приз 70 Берлинского международного кинофестиваля.
Расулоф должен был принять участие в Каннском кинофестивале 2023 года в качестве члена жюри секции Особый взгляд, однако был арестован в июле 2022 года после критики правительства. В феврале 2023 года временно освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья. Позже Расулоф был помилован и приговорен к году тюремного заключения и двухлетнему запрету на выезд из Ирана за «пропаганду против режима».
После объявления участников каннских программ этого года иранские власти допросили актеров и съемочную группу, запретили им покидать страну и оказали давление, чтобы убедить Расулофа снять фильм из конкурса фестиваля. 8 мая 2024 года адвокат Расулофа сообщил, что режиссер приговорен к восьми годам лишения свободы, а также к порке, штрафу и конфискации имущества. Вскоре после этого режиссеру и некоторым членам команды фильма удалось бежать из Ирана в Европу. Расулоф и часть съемочной группы прошли по красной дорожке в Каннах. Режиссер держал в руках две фотографии актеров –исполнителей главных ролей – Миссаха Заре и Сохейлы Голестани, которые не смогли покинуть Иран.
Иман (Миссах Заре) – амбициозный служащий, которого только что повысили до государственного следователя – в одном шаге от того, чтобы стать судьей в революционном суде. Он получает солидную прибавку к зарплате, а в перспективе пары лет и лучшее жилье для своей семьи: жены, которую играет актриса Сохейла Голестани, и двух дочерей студенческого возраста (Сетаре Малек и Махса Ростами).
Но повышение почти сразу же приносит разочарование и проблемы морального выбора: герой, вдумчивый и порядочный человек, ошеломлен, обнаружив, что от него теперь ожидают подписания приговоров о смертной казни без ознакомления с доказательствами.
Кроме того, он должен вести себя скрытно с друзьями и семьей, через которых могут оказывать на него давление, а для защиты его и семьи выдают пистолет.
Иман, очевидно не получивший инструктажа по хранению и использованию огнестрельного оружия (ну или это осталось за кадром), носит пистолет за спиной, заправляя за штаны, как гангстер из плохого кино, бросает оружие дома без присмотра, а вечером кладет в ящик комода на белье.
Когда в Иране вспыхивают протесты против ношения женщинами хиджаба, обстановка в семье накаляется. Дочери тайно сочувствуют протестующим, они смотрят ролики в соцсетях и общаются с другими студентками. Мать, опасаясь, что подобные связи могут скомпрометировать отца, давит на сестер. Однажды, старшая дочь за ужином, где фоном работает телевизор, позволяет себе реплику, что все это ложь, чем вызывает отповедь отца и обвинения в связях с «врагами народа», и вообще, Иран окружен врагами и надо быть бдительным.
Однажды утром пистолета в ящике комода не оказывается. Герой начинает подозревать всех женщин своей семьи. И фильм из драмы, и эта часть фильма, на наш взгляд удалась лучше всего, превращается в затянутый триллер с допросами, погонями и ожиданием развязки истории с пистолетом.
В Коране смоковница упоминается в качестве райского древа познания добра и зла. Первый человек и пророк Адам и его жена Хавва, жившие в раю, ослушались приказа Аллаха, последовали наущению Иблиса и поели его плодов. Что с ними произошло дальше всем хорошо известно.
Иман и его жена живут замкнутом «благополучном» мирке, сформированном официальной пропагандой. Они не знают другой жизни кроме «иранского рая» и даже не допускают мысли, что может быть как-то иначе. Но их дочери совершенно другие. Они получают массу неофициальной информации из соцсетей, которая противоречит тому, что слышит их мать из телевизора, они пытаются критически смотреть на режим, в котором живут.
Именно на молодое поколение возлагает режиссер свои надежды на лучшее будущее своей родины. Молодежь — это семя священной смоковницы, которая открыла глаза людям, и они поняли, что теократический рай – на самом деле тоталитарный репрессивный режим, подавляющий любое инакомыслие.
Уже после написания этого обзора стало известно, что жюри 77 Каннского кинофестиваля по достоинству оценило драму Мохаммада Расулофа «Семя священного инжира» и отметило его специальным призом.