Интернет-портал ПрофиСинема продолжает подводить итоги непростого, отметившегося значительной трансформацией рынка, 2022 года. Очередная статья цикла посвящена бокс-офису отечественного кино на экранах России и СНГ. Ранее мы писали о главных событиях российской индустрии, произошедших за последние двенадцать месяцев, рассмотрели ситуацию с зарубежным кино в российском прокате, а также поделились списком своих самых ожидаемых грядущих релизов.
По подсчетам редакции ПрофиСинема, с 23 декабря 2021 года по 22 декабря 2022 года всего в прокат вышло 562 российских и зарубежных фильма, без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, представленных в кинотеатрах до 10 копий, а также фильмов прошлых лет. Их общая касса по состоянию на 22 декабря 2022 года - 21,3 млрд рублей. При этом общие сборы 208 отечественных релизов составляют 11,2 млрд рублей (53%.). По количеству релизов отечественные картины занимают 37% от общего числа.
В прошлом году на долю российского кино пришлось 29% от всех проектов, в прокат вышло 153 отечественных фильма, суммарная касса которых составила 9,6 млрд рублей. В позапрошлом году бокс-офис российского кино составлял 10,6 млрд рублей.
Топ-10 самых кассовых российских фильмов 2022 года в России и СНГ
№
Фильм
Дата релиза
Жанр
Дистр.
Общие сборы
Кол-во зрителей
к/т
1
Последний богатырь: Посланник
Тьмы
23.12.2021
сказка,
фэнтези,
приключ.
WDS
2.203.578.625
7'287'141
2086
2
Сердце
Пармы
06.10.2022
исторический,
драма,
фэнтези
ЦПШ
922 780 566
3'074'708
1990
3
Три
богатыря
и конь
на троне
30.12.2021
семейный, приключ.,
комедия
SPPR
455 810 589
1'539'319
1944
4
Финник
24.03.2021
семейный,
приключ.
ЦПШ
439 779 173
1'841'752
2022
5
Чемпион
мира
30.12.2021
спортивная
драма
ЦПШ
429 174 224
1'259'046
1880
6
Елки 9*
01.12.2022
комедия
Вольга
428 742 290
1'452'880
1906
7
Одна
09.06.2022
драма
Наше кино
355 233 318
1'242'738
1843
8
Артек.
Большое путешествие
28.04.2022
семейный,
комедия
Наше кино
324 873 183
1'328'476
2116
9
Мистер
Нокаут
23.02.2022
спортивная
драма
WDS
315 736 850
1'115'182
1857
10
Непослушник
03.02.2022
комедия
Каропрокат
302 528 537
1'098'623
1862
*прокат продолжается. Данные по состоянию на 26 декабря.
Общие кассовые сборы российского кино 2022 года на 1,6 млрд рублей больше, чем в 2021 году: решающее значение оказало количество релизов (208 против 153 соответственно). Обращает на себя внимание минимальное количество крупных премьер: основная касса собралась за счет малозаметных сборов «проходных картин».
В отличие от предыдущих лет, в этом году лишь одному фильму удалось преодолеть миллиардный порог – как и в прошлом, рейтинг возглавила франшиза «Последний богатырь» (WDS). Сборы третьего «Богатыря» превысили результаты второй части – разрыв составил 100 млн рублей в пользу новинки. К тому же, в еженедельном Топ-10 картина продержалась на неделю больше предыдущей – 8 недель против 7 соответственно.
Пожалуй, на этом хорошие новости для отечественной киноиндустрии заканчиваются: суммарные сборы первой десятки сопоставимы с суммой лишь 5 картин из вершины прошлогоднего рейтинга. Более того, за исключением двух картин, фильмам из Топ-10 не покорилась даже отметка в полмиллиарда рублей. После ухода мейджоров наблюдался тотальный спад посещения кинозалов, в том числе и на отечественных лентах; впрочем, первые тревожные звоночки прозвучали на новогодней битве сезона 21/22 года.
«Три богатыря и конь на троне» (SPPR) собрал значительно меньше предыдущих частей франшизы (455 млн рублей): к примеру, «Три богатыря и наследница престола» (2018) с сопоставимой, новогодней датой релиза, преодолел порог в полмиллиарда и собрал 603 млн.
Нетрадиционно низкие результаты показали спортивные драмы этого года. Сборы «Чемпиона мира» в размере 429 млн рублей (ЦПШ), истории про шахматное противостояние Корчного и Карпова, сопоставимы разве что с результатами «Стрельцова» (2020) – 361 млн. Отметим, что байопик про знаменитого футболиста выходил в год, охваченный пандемией, и в условиях ограниченной работы кинозалов. Не привлек широкую аудиторию даже актерский талант Константина Хабенского, который исполнил роль шахматиста Виктора Корчного. Прошлое сотрудничество Хабенского со студией Тритэ принесло куда более ощутимый результат – картина «Огонь» (ЦПШ), премьера которой состоялась 24 декабря 2020 года, собрала 926 млн рублей.
Спортивная драма «Мистер Нокаут» (WDS) также продемонстрировала не слишком высокие сборы, однако при производственном бюджете в 150 млн рублей по крайней мере окупилась. К тому же картина вышла в самый сложный уикэнд текущего года (релиз 23 февраля) и впоследствии была вынуждена сменить дистрибьютора с WDS на Кинотайм.
В новой реальности явным лидером по сборам стало историческое фэнтези «Сердце пармы» (ЦПШ). Масштабное, почти трехчасовое эпическое полотно дало кинотеатрам надежду на привлекательный, коммерчески успешный российский контент: значительное количество залов вышло из консервации ради показа картины. Релиз, который откладывался несколько лет, случился как нельзя более кстати: на фоне абсолютного отсутствия конкуренции картина кинокомпаний Профит и Star Media собрала внушительные 922 млн рублей и продержалась в еженедельном Топ-10 на первом месте 8 недель, что стало абсолютным рекордом.
Прекрасный старт продемонстрировали очередные «Елки» (Вольга): в этом году вышла девятая часть. По итогам трех недель проката новогодняя комедия ворвалась в итоговый Топ-10 на 6 строчку, и продолжает борьбу за более высокие позиции. Именно «Елкам 9» удалось сместить «Сердце пармы» с первого места в еженедельном Топ-10. Вместе с тем девятая часть значительно проигрывает другим фильмам франшизы: «Елки последние» – седьмая картина, выходившая в широкий прокат в декабре 2018 года, собрала 730 млн рублей, а восьмая часть вышла лишь в ограниченный прокат, и затем блистала на стримингах.
Сюрпризы – главная особенность обновленного российского проката: неожиданный успех таких картин, как «Артек. Большое путешествие» и «Одна», заставил говорить о них всю индустрию. «Люди хотят видеть эскапистский контент, и мы наблюдаем это по сборам таких проектов как «Артек», – комментирует исполнительный директор Фонда Кинопрайм Антон Малышев. Оба проекта представил дистрибьютор Наше кино. Фильмы, релиз которых состоялся на пике неопределенности – в апреле и в июне – рискнули, и не прогадали. При этом на минувшем питчинге анимационного и семейного контента Фонд кино не поддержал приквел «Артека», действие которого должно было разворачиваться в 1812 году.
Анимационные картины стали редкостью в текущем Топ-10, зато им покорилась вершина списка – «Финник» занял четвертое место. В начале этого года очаровательный домовой «осиротел» – его должен был прокатывать SPPR, но в дальнейшем права перешли к ЦПШ.
Примечательно, что в Топ-10 попали сразу три картины, в которых главную роль исполнил Виктор Хориняк. Замыкает десятку комедия «Непослушник», а ее продолжение идет в кинотеатрах прямо сейчас, причем по итогам двух уикендов сиквел показывает аналогичную первой части динамику сборов.
Специального упоминания заслуживает документальная картина с элементами реконструкции «Петр I. Последний царь и первый император», не вошедшая в десятку, и занявшая 11 место со сборами 272 млн рублей.
Топ-20 российских фильмов по кассовым сборам с 2007 по 2022 год
№
Фильм
Дата релиза
Дистр.
Общие сборы
Кол-во зрителей (По данным ЕАИС с 2013 года)
1
26.12.2019
ЦПШ
3.071.629.330
11 639 702
2
28.12.2017
ЦПШ
3 043 672 440
11 902 736
3
1.1.2019
ЦПШ
8 819 706
4
23.12.2021
WDS
2 203 578 625
7 287 141
5
1.1.2021
WDS
2 105 895 353
7 147 868
6
20.12.2018
Каропрокат
1 761 108 100
6 329 756
7
26.10.2017
WDSSPR
1 732 482 480
7 345 704
8
10.10.2013
WDSSPR
1 669 275 210
6 185 820
9
14.02.2020
WDSSPR
1 546 162 680
6 004 545
10
29.12.2016
ЦПШ
1 534 423 389
5 649 424
11
21.04.2016
ЦПШ
1 505 006 653
4 991 156
12
14.02.2018
WDSSPR
1 501 928 912
6 050 287
13
26.12.2012
Bazelevs
1 245 417 807
5 296 673
14
21.12.2007
20 Век Фокс СНГ
1 235 363 184
~ 9 000 000
15
03.03.2014
UPI
1 200 263 812
4 437 320
16
18.02.2021
SPPR
1 197 270 912
4 813 003
17
12.12.2019
ЦПШ
1 095 276 328
3 939 129
18
26.01.2017
WDSSPR
1 073 475 055
3 821 306
19
01.01.2020
WDSSPR
961 357 262
3 434 682
20
01.01.2015
963 013 296
3 941 590
В Топ-20 российских фильмов по кассовым сборам с 2007 по 2022 вошла лишь одна новая картина — «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Традиционно список пополнялся минимум на две картины. При этом каждый новый проект о современном Богатыре обходит предыдущий.
Самыми кассовыми месяцами для отечественных блокбастеров вне всякого сомнения являются декабрь и январь: вокруг новогодней битвы сосредоточены 8 релизов разных лет из 20. Следом за ними идет февраль – 3 картины с миллиардными сборами сделали кассу именно в этот месяц («Лед», «Лед 2», «Конек-Горбунок»). «Сталинград» и «Последний богатырь» выходили на экраны в октябре 2013 и 2017 годов соответственно – осень стала для них счастливой и принесла сборы свыше полутора миллиардов.
Непревзойденными по-прежнему остаются сборы «Холопа» в размере 3 млрд рублей. После того, как прошлом году рейтинг покинул «Дневной дозор» (2006 год, 867 млн рублей), самой «старой» картиной в списке стала «Ирония судьбы. Продолжение» (2007), занимающая 14 позицию в Топе. На данный момент в рейтинге осталась лишь две ленты, не преодолевшие миллиардный порог: «Вторжение» (2020) и «Три богатыря: Ход конем» (2015).
Новогодняя битва: год к году
1 | 2017/2018 | Движение вверх | 28.12.2017 | 1,48 млрд | 2,3 млрд |
Елки новые | 21.12.2017 | 834 млн | |||
Чудо-юдо | 04.01.2018 | 29 млн | |||
2 | 2018/2019 | Елки последние | 27.12.2018 | 663 млн | 3,2 млрд |
Три богатыря и наследница престола | 27.12.2018 | 519 млн | |||
Снежная Королева: Зазеркалье | 01.01.2019 | 285 млн | |||
Т-34 | 31.12.2019 | 1,76 млрд | |||
3 | 2019/2020 | Холоп | 26.12.2019 | 1,93 млрд | 3,6 млрд |
Иван Царевич и Серый Волк 4 | 26.12.2019 | 456 млн | |||
Союз спасения | 26.12.2019 | 570 млн | |||
Вторжение | 02.01.2019 | 650 млн | |||
4 | 2020/2021 | Барбоскины на даче | 24.12.2020 | 62 млн | 2,8 млрд |
Огонь | 24.12.2020 | 607 млн | |||
Конь Юлий и большие скачки | 31.12.2020 | 296 млн | |||
Последний богатырь: корень зла | 31.12.2020 | 1,62 млрд | |||
5 | 2021/2022 | Последний богатырь: Посланник Тьмы | 23.12.2021 | 1,84 млрд | 2,5 млрд |
Чемпион мира | 30.12.2021 | 311 млн | |||
Три богатыря и конь на троне | 30.12.2021 | 346 млн | |||
Снегурочка против всех | 30.12.2021 | 59 млн |
Традиционно новогодняя битва становится самым коммерчески привлекательным временем года для релизов: именно в этот период состоялись премьеры основных народных хитов новейшего времени. В этом году, когда на новогоднюю битву возлагаются особенно большие надежды со стороны как дистрибьюторов, так и кинотеатров, появилась необходимость оценить и проанализировать опыт прошлых лет. В таблице представлены все проекты, выходившие в прокат в обозначенный период, и их сборы с даты релиза до окончания каникул.
Самым успешным стал допандемийный сезон 19/20: все четыре проекта, работавших в праздники, показали высокие результаты, суммарно достигшие 3,6 млрд рублей. Отмечается и широкое жанровое разнообразие: анимационный «Иван Царевич и Серый волк 4» – для семейной аудитории, фантастическое «Вторжение», исторический «Союз спасения», комедийный «Холоп».
В сезоне 20/21 семейный контент конкурировал друг с другом: доминировал «Последний богатырь: корень зла», менее заметными остались «Конь Юлий и большие скачки» и «Барбоскины на даче». Для старшей возрастной аудитории выбор оказался не столь велик – при этом картина «Огонь» уверенно преодолела отметку в полмиллиарда за праздники. Напомним, что кинотеатры работали в режиме 75% заполняемости кинозалов. При таких ограничениях падение новогодней кассы в 800 млн рублей кажется не столь значительным.
Однако новогодняя битва уходящего года также отметилась падением – при своих позициях остался лишь «Последний богатырь», стартовавший за неделю до праздничного уик-энда. Анимационный «Три богатыря и конь на троне» остался в тени «Последнего богатыря», а комедия «Снегурочка против всех» показала совсем незначительные сборы. Провально прошел в праздники «Чемпион мира» – драмы от Тритэ традиционно демонстрировали сборы более 500 млн рублей.
Прогнозы на предстоящую новогоднюю битву индустрия делает с опаской: в прокат выйдут «Мира», «Чук и Гек. Большое приключение», «Бывшие.Happy end», «Иван Царевич и Серый волк 5» и надежда отечественного проката – «Чебурашка».
Топ-10 самых кассовых фильмов (включая зарубежные) за 2022 год
№
Название
Дата релиза
Жанр
Дистр.
Общие сборы
Кол-во зрителей
к/т
23.12.2021
WDS
2.203.578.625
7.287.141
2086
2
10.02.2022
SPPR
1 728 201 067
5 438 137
1733
3
23.12.2021
UPI
1 043 029 783
3 227 152
2037
4
6.10.2022
ЦПШ
922 780 566
3 074 708
1990
5
10.2.2022
WDS
733 938 631
2 033 499
1870
6
30.12.2021
SPPR
455 810 589
1 539 319
1944
7
24.03.2022
ЦПШ
439 779 173
1 841 752
2022
8
30.12.2021
ЦПШ
429 174 224
1 259 046
1880
9
09.12.2022
Вольга
428 742 290
1 452 880
1906
10
13.1.2022
WDS
399 907 501
1 179 541
2070
*прокат продолжается
В прошлом году рейтинг триумфально возглавил «Человек-паук: нет пути домой» (SPPR), релиз которого состоялся 15 декабря. Сборы супергеройского блокбастера составили 3,1 млрд. Таким образом, лента стала самой кассовой в современной истории отечественного проката, опередив даже «Холопа» (3,07 млрд). Российские блокбастеры в 2021 году занимали лишь 2 позиции в рейтинге («Последний богатырь: Корень зла» – 2,1 млрд – 3 место и «Конек-горбунок» – 1,2 млрд – 7 место). В этом году ситуация изменилась: к сборам ленты «Последний богатырь: Посланник Тьмы» не удалось приблизиться даже тем блокбастерам, которые успели выйти в прокат до ухода мейджоров. Рейтинг состоит из отечественных картин на 60%.
Лишь три картины собрали больше миллиарда – «Последний богатырь: Посланник Тьмы», «Анчартед: на картах не значится» и «Зверопой 2». В прошлом году миллиардный порог преодолели 8 картин. Успевший выйти в прокат до февральских событий, «Анчартед» оставался в центре зрительского внимания очень долго и не покидал еженедельный Топ-10 14 недель. Не смог преодолеть миллиардный порог и самый многообещающий отечественный релиз этого года – «Сердце пармы». «Объективно говоря, «Сердце пармы» – единственный из уже вышедших проектов, который мог претендовать на верхнюю планку сборов нового рынка. Эта цифра означает, что сегодня верхняя планка такова», – комментирует Антон Малышев.
Ререлизы и повторный прокат как тренд 2022 года
После ухода мейджоров с рынка кинотеатры столкнулись с острым дефицитом контента. Первой экстренной мерой стало возвращение на экраны некоторых картин из прошлого.
В этом контексте нельзя не упомянуть повторный прокат культовых фильмов «Брат» и «Брат 2», собравших на двоих 118 млн рублей. Впрочем, картина Алексея Балабанова в этом году отмечала 25-летний юбилей – сложилось ощущение, что релиз готовился заранее. Тем не менее, индустрия увидела в этом примере окно возможностей: следом прошел повторный прокат «Бумера» и других фильмов как из классики, так и из новейшей истории.
Тренд на выпуск в повторный прокат советской классики существовал уже давно, хоть и набрал в этом году беспрецедентные масштабы. К примеру, в прошлом году в повторный прокат вышло 10 отечественных картин, в этом – 52. Наиболее удачными примерами повторно проката послужили картины Андрея Тарковского, отмечавшего в этом году 90-летний юбилей: «Солярис» и «Сталкер» (Искусство кино) в сумме собрали почти 15 млн рублей. Эта цифра оказалась вдвое выше всей кассы отечественных картин из повторного проката 2021 года - тогда она составила 8,7 млн рублей.
В качестве ререлизов мы рассматриваем картины, впервые вышедшие в кинотеатрах в 2017 году и позднее.
Топ-5 ререлизов
№
Название ререлиза
Дата первого релиза
Дата ререлиза
Сборы
Дистрибьютор
1
12.10.2017
07.04.2022
18.157.980
Наше кино
2
12.4.2019
04.08.2022
13 939 921
Наше кино
3
28.10.2021
26.03.2022
10 964 290
Каропрокат
4
31.5.2018
15.09.2022
9 530 805
Наше кино
5
18.11.2021
22.06.2022
5 033 267
ЦПШ
Наилучший результат показал «Салют-7» (18 млн рублей), выходивший в прокат с пометкой «режиссерская версия». Остальные фильмы не привлекли значительное количество зрителей. Необходимо также отметить, что некоторые из представленных картин («Кощей. Начало», «Небо») были замечены в кинотеатральном показе в паре с пиратским голливудским контентом в рамках «предсеансового обслуживания», о чем мы писали ранее.
Топ-5 региональных фильмов
№
Название
Дата релиза
Регион
Общие сборы
Кол-во зрителей
к/т
1
27.9.2022
Якутия
14 796 616
46 108
42
2
21.12.2022
Якутия
7 614 799
30 068
42
17.02.2022
Якутия7 018 098
22 643
37
4
21.10.2022
Якутия
6 327 052
21 614
36
5
13.6.2022
Бурятия
2 585 707
50
В прошлом году мы уже отмечали тотальное превосходство региональных картин в сегменте ограниченного проката: пальма первенства принадлежала Якутии с лентой «Тыгын Дырхан» и сборами в размере 12 млн рублей. В этом году комедия «Зина и Леха: операция «Хвост и вымя» побила предыдущий рекорд – сборы новинки составили 14,7 млн. Успехи региональных картин на домашнем экране все чаще обращают на себя внимание федеральных дистрибьюторов – однако на данный момент индустрия сходится во мнении, что локальные особенности не будут поняты широким зрителем.
Необходимо подчеркнуть, что в прошлом году 8 региональных картин преодолели планку в 5 млн рублей – теперь этим могут похвастаться лишь 3 фильма. Тем не менее, кинопроизводство в стране продолжает развиваться: в Бурятии в локальный прокат вышли фильмы «Бурятский час» и «Би-русский (Я русский)», в Татарстане – «Дикие предки», «Тарлан», трехчастная «Православная трилогия».
Российские и зарубежные фильмы. Распределение по месяцам
Доля российских картин в прокате по месяцам составляет от 21% до 56%. Меньше всего российских лент выходило после сразу после февральского шока — в марте (9), что составило 21% от общего числа релизов. Самая высокая доля российских релизов пришлась на ноябрь (36 фильмов - 56%): в этом месяце впервые в истории отечественного проката процент отечественных фильмов опередил зарубежных конкурентов.
Виды и жанры отечественного кино
В 2022 году в кинотеатральный прокат вышло 208 отечественных фильмов: среди них 18 анимационных, 17 документальных и 173 игровых. Среди игровых картин традиционно доминировали комедии и драмы, на которые пришлось 45 и 51 фильм соответственно. В число драм входят по 5 исторических и спортивных лент, а также 6 военных. По анализу кассовых сборов напрашивается вывод, что эпоха спортивных драм подходит к концу: наилучшие результаты показали «Чемпион мира» (429 млн рублей), «Мистер Нокаут» (315 млн), «Одиннадцать молчаливых мужчин» (151 млн). Военные драмы также не стали предметом широкого зрительского интереса. Самым ярким примером исторической драмы (с элементами фэнтези) стала картина «Сердце пармы»: к тому же, в будущие годы, судя по питчингам Министерства культуры и Фонда кино, индустрия собирается поставить на поток исторические картины.
***
В 2022 году произошла резкая трансформация рынка: теперь отечественные релизы оказались на передовой. Напомним, что в предыдущие четыре года общая касса российских фильмов колебалась, не демонстрируя заметных трендов к росту или падению.
В этом году отечественная касса впервые в истории обогнала зарубежную. К несчастью, произошло это не за счет конкурентоспособности отечественного кино, а благодаря уходу мейджоров с рынка. В условиях международного кризиса индустрия оказалась не способна заполнить кинотеатры качественным домашним контентом: на помощь не пришел ни региональный прокат, ни повторный. Кинотеатры начали прибегать к демонстрации голливудских блокбастеров в обход правообладателей – впрочем, и эта мера не сумела обеспечить возвращение зрителей в кинотеатры: без должного маркетингового сопровождения крупные международные релизы, показанные нелегальным способом, оказались не слишком востребованы.
Отечественному контенту не удалось оттянуть на себя кассу западных картин: прирост в 1,6 млрд рублей по сравнению с 2021 годом выглядит незначительным на фоне потери кинотеатральной выручки в районе 70%. Рост российских сборов обеспечили не крупные релизы, а многообразие мелких – пришлось брать не качеством, а количеством.
Стоит отметить, что на 2022 год возлагались большие надежды: после 2 кризисных лет, окрашенных пандемией, индустрия рассчитывала на скорый рассвет. Однако на укрепление кризиса работают и отложенные последствия локдауна, и, как следствие, просроченные циклы кинопроизводства. Не способствует решению проблем и отмена ожидаемых зрителями картин: в прокат так и не вышли (и, вероятнее всего, не выйдут) «Ампир V», «Мы», «Декабрь». По прогнозам экспертов, 2023 год станет еще хуже – после новогодней битвы нас ожидает череда консерваций и закрытий кинотеатров. Остается надеяться, что релизы будущего года будет где показывать.