Интернет-портал ПрофиСинема продолжает подводить итоги 2021 года. Вторая статья цикла посвящена бокс-офису отечественного кино на экранах России и СНГ. Ранее мы писали о главных событиях российской индустрии, случившихся в течение последних двенадцати месяцев.
С 24 декабря 2020 года по 23 декабря 2021 года вышло 153 отечественных фильма без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, единоразово представленных в кинотеатрах, а также фильмов прошлых лет, показанных на киноэкранах. Отечественные картины составили 29% от общего количества релизов (153 из 525). В прошлом году на долю российского кино пришлось 22,8% от всех проектов, а в прокат вышло 92 отечественных фильма.
По состоянию на 24 декабря 2020 года общая касса российских релизов составляет 9,6 млрд рублей. Напомним, в прошлом году общая касса российских лент составила 10,6 млрд рублей, в позапрошлом – 11 млрд рублей.
По итогам кинотеатрального проката России и СНГ в 2021 году окупились лишь пять фильмов: «Последний богатырь: Корень зла», «Батя», «Пара из будущего», «Родные», «Пальма». Стоит подчеркнуть, что все они рассчитаны на семейную аудиторию.
Как и в предыдущие годы, только двум отечественным фильмам удалось преодолеть миллиардный порог («Последний Богатырь: Корень зла» и «Конек-горбунок»). «Последний Богатырь: Корень зла» (WDS) опережает ближайшего преследователя на миллиард - аналогичный разрыв в прошлом году демонстрировали сборы «Холопа» (ЦПШ) и «Лед 2» (SPPR). В еженедельном Топ-10 сказка продержалась 7 недель.
Стоит отметить, что у «Последнего богатыря» практически не было конкурентов: в новогодней битве не участвовали зарубежные блокбастеры, а кинотеатры работали в режиме ограниченной заполняемости. «Все боялись, но наша стратегия сработала и помогла выжить нам всем», — торжественно комментировал релиз «Последнего богатыря» вице-президент по кинодистрибьюции WDS Вадим Смирнов на минувшем кинорынке. Риск оказался более, чем оправдан: продолжение нашумевшей сказки стало первой лентой, перешедшей миллиардный порог после завершения локдауна. «Последний богатырь: Корень зла» вышел в прокат 1 января и в первые же сутки получил 155 млн рублей. По этому показателю лента обогнала даже предыдущего рекордсмена по сборам в первый день года («Холоп» - 147,6 млн рублей).
Основным противником «Последнего богатыря» в новогодней битве стала героическая драма о лесных пожарах «Огонь» (ЦПШ). Картина от кинокомпании ТриТэ вышла в прокат на неделю раньше, 24 декабря 2020, однако даже праздничный релиз не позволил ей заработать миллиард - таким образом фильм занял третье место в рейтинге со сборами в 926 млн рублей.
Сразу с двумя сказками в десятку вошла компания СТВ. Уверенно преодолела отметку в миллиард амбициозная картина «Конек-горбунок» (SPPR). На питчинге Фонда кино 2018 года продюсер Сергей Сельянов отмечал, что больше половины бюджета фильма пойдет на компьютерную графику. Результат себя оправдал — сказка, вышедшая на экраны в канун февральских праздников, продемонстрировала прекрасные для своего жанра сборы.
Второй совместный проект СТВ и SPPR - «Конь Юлий и большие скачки» - еще один участник новогодней битвы. Спин-офф франшизы «Три богатыря», высокие сборы которой давно стали данностью, получил 360 млн рублей. Впрочем, в сравнении с предыдущими картинами серии, результаты нового фильма оказались существенно ниже: к примеру, лента «Три богатыря и Наследница престола» (2018) также участвовала в новогодней битве и собрала 603 млн рублей. Отчасти это объясняется соседством с «Семейкой Крудс: новоселье»: хорошо узнаваемый анимационный блокбастер от DreamWorks Animation (UPI) вышел в прокат 24 декабря 2020 года и отобрал значительную долю семейной аудитории. Общие сборы иностранного конкурента - 932 млн рублей.
Февраль и март стали наиболее удачными месяцами для релизов отечественных картин. Семейный приключенческий фильм «Пальма» от ЦПШ собрал 341 млн и занял 9 строчку рейтинга. Релизы кассово успешных комедий пришлись на эти же месяцы. Наилучшим образом заявила о себе «Пара из будущего« (ЦПШ) — история любви с перемещениями во времени с Сергеем Буруновым и Марией Ароновой в главных ролях собрала 535 млн рублей. Еще одна комедия с Буруновым от SPPR — «Родные» — итоговые сборы 488 млн.
Оглушительный успех продемонстрировала комедия «Батя» от ЦПШ — при скромном бюджете в 75 млн картина собрала 531 млн рублей. К рекламной кампании фильма был подключен весь ресурс Газпром-медиа, однако такой триумф возможен лишь при хорошем сарафане.
Но далеко не всем картинам из Топ-10 удалось окупиться в кинотеатральном прокате. Наиболее провальные результаты показали «Чернобыль» и «Майор Гром: Чумной доктор». Несмотря на активную поддержку компании Яндекс, «Майор Гром» заработал лишь 328 млн при бюджете в 640 млн.
«Чернобыль» - редкий для текущего рейтинга фильм-катастрофа. Общие сборы проекта - 389 млн рублей при бюджете в 649 млн. По замечанию Константина Эрнста, озвученному на весеннем питчинге Фонда кино, зрителям больше не будет интересен этот жанр: «Люди не хотят смотреть фильмы-катастрофы, у них вообще идет отрицание негативного материала. Я думаю, что интерес продюсеров к этому жанру - значительное заблуждение периода стабильности, когда всем хотелось посмотреть что-нибудь страшное».
Общая касса Топ-10 демонстрирует отрицательную динамику: сборы лучших фильмов текущего года значительно упали по сравнению с прошлым - 7,2 млрд против 9,13 млрд рублей.
В Топ-20 российских фильмов по кассовым сборам с 2000 по 2021 вошли «Последний богатырь: Корень зла» и «Конек-Горбунок». Феноменальные сборы «Холопа» в размере 3 млрд рублей по-прежнему остаются непревзойденными, и, похоже, этот рекорд падет нескоро. Покинули рейтинг «Легенда №17» (2013 год, сборы 922 млн рублей), и «Дневной дозор» (2006 год, 867 млн рублей). Таким образом, в рейтинге остались лишь три картины, не преодолевшие миллиардный порог: «Вторжение» (2020), «Три богатыря: Ход конем» (2015), «Три богатыря: на дальних берегах» (2013).
В прошлом году рейтинг триумфально возглавляли отечественные картины, вышедшие до начала пандемии - лидерами были «Холоп» и «Лед 2». К тому же, более половины списка занимали российские фильмы. В этом году ситуация изменилась - в рейтинг попали лишь два российских проекта «Последний богатырь: Корень зла» и «Конек-горбунок».
Зарубежные картины по-прежнему выходят на экраны крайне осторожно. Дистрибьюторы не были готовы рисковать оригинальными проектами и выпускали в кинотеатры сиквелы и франшизы - 5 из 10 картин являются продолжениями кассово успешных проектов прошлых лет («Веном 2», «Последний богатырь: Корень зла», «Человек паук: нет пути домой», «Форсаж 9», «Босс-молокосос 2»). Обширной фанбазой выделилась и «Дюна» - экранизация культового романа со звездным актерским составом. За день до официального старта предпродажи билетов на фильм составили более 30 млн рублей, что является лучшим результатом в постпандемийную эпоху. Однако лучший старт показал «Человек-паук: нет пути домой»: за первый уикэнд супергеройский экшен собрал сумму, сопоставимую с общей кассой «Форсажа 9», и уверенно вошел в итоговый рейтинг.
Три из десяти проектов итогового списка («Душа», «Босс-молокосос 2», «Райя и последний дракон») - анимационные, что тоже стало особенностью года. К примеру, в прошлом году в рейтинг не вошла ни одна анимационная картина.
При этом, 8 фильмов собрали больше миллиарда («Веном 2», «Последний богатырь: Корень зла», «Человек-паук: нет пути домой», «Дюна», «Душа», «Форсаж 9», «Конек-горбунок», «Босс-молокосос 2»): для сравнения, в прошлом году эту планку преодолели лишь 3 фильма («Холоп», Лед 2», «Джентльмены»).
В 2021 году из российских фильмов наилучшие кассовые показатели продемонстрировали сказки и семейное кино, а драмы в большинстве случаев не оправдали надежд. Общая касса отечественных картин демонстрирует снижение четвертый год подряд — в 2021 она ниже, чем в отмеченном локдауном 2020. Возможно, российскому кино на этот раз не хватило узнаваемых брендов и франшиз, способных привлечь зрителей в кинотеатры в условиях ограниченной заполняемости кинозалов и других ковидных ограничений. Наиболее успешные релизы традиционно вышли зимой и весной: летом российские фильмы неделями не попадали в Топ-10 по итогам уикендов. В конечном счете отрицательную динамику в сравнении с прошлыми годами обусловила совокупность перечисленных факторов.
Впереди предстоит новогодняя битва, в которой из российских лент принимают участие сказка «Последний богатырь: Посланник Тьмы» от WDS, анимационная лента «Три богатыря и конь на троне» от SPPR, а также драма «Чемпион мира» от ЦПШ. Их результаты войдут в статистику следующего 2022 года.