Интернет-портал ПрофиСинема продолжает серию материалов, подводящих итоги 2021 года. В предыдущих статьях мы вспоминали, какие события последних двенадцати месяцев меняли ландшафт индустрии, а также рассмотрели успехи и неудачи отечественных лент в прокате. Третий материал посвящен результатам зарубежных картин, вышедших в кинотеатрах России и СНГ.
С 24 декабря 2020 года по 23 декабря 2021 года в прокат России и СНГ вышло 525 лент без учета сборников короткого метра, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, единоразово представленных в кинотеатрах, а также фильмов прошлых лет, показанных на киноэкранах. Из них 372 картины (305 игровых, 55 анимационных и 12 документальных) — иностранного производства, что составляет 71% от общего числа рассматриваемых релизов. В прошлом году доля зарубежного кино составляла 78%.
Кинопрокат постепенно оправляется от удара, нанесенного пандемией. Число зарубежных релизов, сборы которых преодолели планку в 1 млрд рублей, значительно увеличилось по сравнению с 2020 годом, однако еще не дотягивает до показателей последних лет перед приходом коронавируса. Вершины рейтингов вновь достаются франшизам и продолжениям.
Численность и состав прокатчиков-«тяжеловесов» меняется третий год подряд. В 2019 году «большая пятерка» после присоединения FOX к Disney превратилась в «большую четверку», но уже в 2020 колосс WDSSPR разделился на WDS и SPPR. Однако, на этот раз гиганты недолго делили график релизов на пятерых. В 2021 году пакет Warner Bros. перешел от Каро к UPI — и вновь «стало их четыре».
Миллиардеры
№
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Кол-во к/т
Кассовые сборы
Кол-во зрителей
1
Веном 2
SPPR
Боевик, триллер,
экшен
1965
2.340.555.536
7 793 096
2
Человек-паук: Нет пути домой*
SPPR
Экшен
1900
2 089 146 853
6 500 714
3
Дюна
UPI
Драма, фантастика
1841
1 549 977 976
4 676 752
4
Душа
WDS
Анимация,
приключения,
комедия
1824
1 373 332 257
5 168 110
5
Форсаж 9
UPI
Экшен,
боевик
2093
1 320 561 419
4 636 186
6
Босс-молокосос 2
UPI
Анимация, комедия
2073
1 040 522 106
4 402 089
В 2021 году шести зарубежным лентам удалось заработать более миллиарда рублей в прокате России и СНГ. В прошлом году миллиардер был всего один. В доковидные 2019 и 2018 годы в Топе было 14 и 10 картин соответственно. Общая касса фильмов-миллиардеров составила 8,67 млрд рублей, что ниже 2019 и 2018 годов, когда она равнялась 24,5 и 14 млрд соответственно.
Традиционно бОльшую долю позиций в рейтинге миллиардеров по итогам года занимают франшизы и продолжения — четыре из шести строчек досталось «Веному 2», «Форсажу 9», «Боссу-молокососу 2», а также очередному «Человеку-пауку»; и только две — оригинальной «Душе» и условно-оригинальной «Дюне», за которой стоит обширная фан-база литературного первоисточника.
Из миллиардеров-продолжений только супергероика Marvel от Sony показала восходящую динамику по сравнению с предыдущими частями. «Веном 2» заработал 2,3 млрд против 2,1 млрд у первого фильма 2018 года; «Человек-паук: Нет пути домой» собрал 2 млрд рублей против 1,389 млрд у «Вдали от дома» в 2019 году и 984 млн у «Возвращения домой» в 2017.
Финальный бокс-офис «Босса-молокососа 2» снизился на треть относительно показателей оригинальной ленты 2017 года: 1 млрд против 1,5 млрд соответственно.
Отдельно в контексте динамики соборов франшиз стоит упомянуть экшен «Форсаж 9» с 1,3 млрд. Его касса оказалась на одном уровне со спин-оффом серии — «Хоббсом и Шоу» (1,25 млрд в 2019 году), однако в целом последние части истории о бесстрашных гонщиках демонстрируют снижение бокс-офиса.
Фильм
Год
Сборы
Форсаж 9
2021
1,3 млрд
Форсаж: Хоббс и Шоу
2019
1,25 млрд
Форсаж 8
2017
1,65 млрд
Форсаж 7
2015
1,73 млрд
Форсаж 6
2013
1,07 млрд
Форсаж 5
2011
806 млн
Форсаж 4
2009
476 млн
Из всех миллиардеров анимационные фильмы в первый уикенд собрали наименьшую долю от финального бокс-офиса. «Душа» заработала на старте 19% от конечной суммы, «Босс-молокосос 2» — 6% на превью и 27% на официальном релизе. Для сравнения — у «Форсажа 9» этот показатель равен 39%, у «Дюны» — 36% и у «Венома 2» — 47%.
Также анимационные ленты дольше всего подбирались к миллиардной отметке: у «Душы» на это ушло 4 недели, у «Босса-молокососа 2» — целых 8 с учетом превью. Для сравнения — «Веном 2» и «Человек-паук: Нет пути домой» взяли планку сразу на старте, а «Дюна» и «Форсаж 9» по итогам второго уикенда.
По сравнению с допандемическим периодом заметно изменился расклад супергеройских франшиз. Условно поделим их на три категории: фильмы Marvel от Disney — та самая вселенная Мстителей, фильмы Marvel от Sony с Веномом и Человеком-пауком, а также фильмы DC от Warner Bros. C 2017 по 2019 годы ленты первой категории — Marvel/Disney— стабильно попадали в рейтинг миллиардеров, занимая более высокие места, нежели блокбастеры Marvel/Sony и DC/Warner.
В 2021 году ни одной ленты Marvel/Disney, как и DC/Warner, в миллиардный Топ не попало. Зато супергеройские блокбастеры от Sony представлены дважды — лентами «Веном 2» и «Человек-паук: Нет пути домой», собравшими миллиард уже в первые выходные проката. В североамериканском и общемировом прокате «Человек-паук» взлетел на первое место по итогам года, скорее всего то же самое в конечном счете случится и в России.
В список миллиардеров попала одна лента, основанная на литературном произведении. Блокбастер «Дюна» Дени Вильнева по роману Фрэнка Гилберта собрал 1,5 млрд рублей. За последние годы в подобный топ попадали киноадаптации работ Стивена Кинга («Оно» в 2017 и «Оно 2» в 2019), Джоан Роулинг (франшиза «Фантастические твари» в 2016 и 2018), а также Редьярда Киплинга («Книга джунглей» в 2016).
Пятый год подряд в миллиардном топе отсутствуют иностранные релизы от ЦПШ. Последний раз зарубежной картине от этого прокатчика удалось преодолеть обозначенную планку в 2016 году, когда до нее дотянул триллер «Иллюзия обмана». Возможно, подобное положение дел обусловлено тем фактом, что к середине 2010-х годов у основных голливудских партнеров дистрибьютора выдохлись большие франшизы, такие как «Терминатор», «Трансформеры» или «Стартрек».
При этом в те же 2017-2020 годы ЦПШ компенсировал отсутствие американских миллиардников блестящими результатами отечественных лент (как правило, участников новогодних битв), бокс-офис которых радовал десятизначными числами. В 2021 ни одна картина дистрибьютора миллиарда не собрала.
Почти дотянули до миллиарда
№
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Кол-во к/т
Кассовые сборы
1
Гнев человеческий
Вольга
триллер, экшен
1559
969 474 570
2
Райя и последний дракон
WDS
анимация, приключения
1945
949 210 328
3
Семейка Крудс: Новоселье
UPI
анимация, комедия, фэнтези
1791
937 086 908
4
Не время умирать
UPI
экшн, приключенческий триллер
1991
913 585 101
Четыре ленты остановились в шаге от миллиарда — два оригинальных проекта и два продолжения.
Экшен-триллер «Гнев человеческий» стал самым кассовым зарубежным релизом от независимого дистрибьютора — как и в прошлом году, этим дистрибьютором стала Вольга, и победу ей снова принес проект Гая Ричи. «Гневу…» не удалось преодолеть миллиардную планку, в отличие от предыдущей работы режиссера — «Джентльменов», вышедших в 2020 году до начала локудауна. У названных картин различаются не только обстоятельства, при которых состоялись их релизы, но и авторские интонации. Серьезный и драматичный Ричи в «Гневе человеческом» в итоге показал несколько худшие результаты, чем Ричи ироничный в «Джентльменах».
Последний фильм бондианы с Дэниелом Крэйгом — «Не время умирать» также не добрал до заветной отметки (914 млн рублей) и лишь незначительно превзошел по сборам предыдущую часть франшизы — «007: СПЕКТР» 2015 года, заработавшую 861 млн рублей.
Сборы от 500 млн до 900 млн рублей
№
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Кол-во к/т
Кассовые сборы
1
Годзилла против Конга
UPI
боевик, драма, триллер, фантастика
1717
887 101 241
2
Мортал Комбат
UPI
приключения
1684
865 707 198
3
Главный герой
WDS
комедия, экшен
1866
821 533 685
4
Круэлла
WDS
криминальная комедия
1928
801 850 334
5
Чёрная вдова
WDS
приключенческий экшен
1942
699 466 972
6
Вечные
WDS
экшнен
1976
678 142 257
7
Отряд самоубийц: Миссия навылет
UPI
боевик, фантастика, комедия, экшен
1797
669 355 250
8
Шан-чи и легенда десяти колец
WDS
боевик, фантастика, фэнтези
1743
639 717 261
9
Круиз по джунглям
WDS
экшен
1897
635 326 498
10
Лука
WDS
комедия
1953
603 687 306
11
Том и Джерри
Каро Премьер
комедия
1917
603 237 984
12
Дом Gucci*
UPI
криминальная драма
1041
590 300 000
13
Тихое место 2
ЦПШ
триллер, хоррор
1994
562 028 494
*Прокат продолжается. Данные от 28.12.2021
В 2021 году бокс-офис 13 зарубежных картин оказался в диапазоне от 500 млн до 900 млн рублей. Из них подавляющее большинство — неоригинальные проекты. К различным сериям и сиквелам относятся шесть фильмов: «Годзилла против Конга», «Черная вдова», «Отряд самоубийц: Миссия навылет», «Шан-чи и легенда десяти колец», «Вечные», а также «Тихое место 2». Треть позиций досталась перезапускам франшиз прошлого и переосмыслениям популярных брендов: «Мортал Комбату», «Круэлле», «Круизу по джунглям» и «Тому и Джерри». Совершенно оригинальными в этом топе являются лишь три проекта: «Главный герой», «Лука» и «Дом Gucci».
В 2021 году проекты от Marvel и Disney попали лишь в список картин, заработавших от 500 до 900 млн — в этом диапазоне варьируются сборы блокбастеров «Чёрная вдова», «Шан-чи и легенда десяти колец» и «Вечные». Причины, по которым каждая из этих лент не покорила миллиардную планку, различаются.
«Черная вдова» могла бы собрать больше, но ее потенциал подорвала пандемия. По замыслу авторов, сольный фильм Наташи Романофф, одной из самых ярких участниц команды Мстителей, должен был выйти на следующий год после финала основной саги. Тогда, по следам еще свежих эмоций от эпического завершения серии, зритель активнее бы раскупал билеты на ленту. В конечном счете релиз состоялся на год позже запланированного — эмоции публики подостыли, да и кошельки ее похудели из-за всем известных обстоятельств.
Экшен «Шан-Чи и легенда десяти колец» стал одним из наиболее кассовых проектов в США и Канаде, заняв второе место в североамериканском годовом рейтинге. В России его результаты оказались значительно слабее. Схожая ситуация была в 2018 году с другой лентой Marvel — «Черной пантерой». На домашнем рынке она заняла первое место, на общемировом второе, а на российском — лишь восьмое. Оба блокбастера отличает ориентация на определенную этническую аудиторию — и за океаном их успех оказался значительно ярче, нежели в России.
Сборы «Вечных» оказались довольно скромными для ленты, которая позиционируется как новый виток развития франшизы Marvel и Disney. Отчасти они обусловлены не самым восторженным «сарафаном», отчасти — возрастным ограничением на территории России: большинство лент Marvel получали рейтинг 16+, а на «Вечных» могли сходить лишь совершеннолетние.
Стоит отметить, что в список «хорошистов» должна войти и лента «Матрица: Воскрешение», стартовавшая 16 декабря. Судя по динамике сборов, она преодолеет отметку в 500 млн рублей, но вряд ли заберется выше.
Показатели «тяжеловесов»
Дистрибьютор
Общие сборы
Всего фильмов
Соотношение зарубежных и российских лент
Соотношение сборов зарубежных и российских лент
UPI
11.920.807.996
28
28/0
100% - зарубежные
WDS
10 726 741 041
21
17/4
77% - зарубежные
23% - российские
SPPR
8 569 177 198
26
10/16
67% - зарубежные
33% - российские
ЦПШ
4 864 264 937
33
11/22
29% - зарубежные
71% - российские
Дистрибьютор UPI отвечает за прокат фильмов производства Universal Pictures и Warner Bros в России и СНГ.
С 24 декабря 2020 по 23 декабря 2021 года у компании было 28 релизов, все — зарубежные. В общей сложности они заработали 11,9 млрд рублей. Стоит отметить, что в обозначенное число картин входят и три части «Властелина колец», а также «Матрица» 1999 года, повторно выпущенные на экраны. Суммарно четыре перевыпущенные культовые картины собрали порядка 190 млн рублей.
В еженедельные Топ-10 по итогам уикендов попадали 29 лент* компании.
Самым успешным релизом UPI стал фантастический блокбастер «Дюна» с 1,5 млрд рублей.
*Число картин UPI, попавших в еженедельные Топ-10, превысило количество релизов компании. Дело в том, что лента «Зверопой 2» попала в рейтинг 51 уикенда по итогам превью, но при этом выходит она в 52 уикенд, а значит будет считаться в статистике уже 2022 года.
Компания WDS является эксклюзивным прокатчиком проектов от студий Walt Disney Animation Studios, Pixar, Marvel Studios, Lucasfilm, 20th Century Studios и Searchlight Pictures на территории России и СНГ.
С 24 декабря 2020 по 23 декабря 2021 года она выпустила 21 новую картину — 17 зарубежных и 4 российских. Их общие сборы составили 10,7 млрд рублей, из которых 8,2 млрд приходятся на иностранные релизы (77%) и 2,5 млрд — на отечественные (23%).
В еженедельные Топ-10 по итогам уикендов попадали 20 фильмов компании.
Самым успешным иностранным релизом WDS стала анимационная лента «Душа», собравшая 1,4 млрд рублей. Из российских фильмов компании больше всего заработала сказка «Последний богатырь: Корень зла» — ее финальный бокс-офис составил 2,1 млрд рублей.
Дистрибьютор SPPR выпускает на отечественные экраны ленты производства Sony Pictures Productions, а также российские проекты, в частности — произведенные компанией СТВ.
С 24 декабря 2020 по 23 декабря 2021 года компания выпустила 26 фильмов — 10 зарубежных и 16 российских (в числе которых и две копродукции — «Петровы в гриппе» и «Купе номер шесть»). Суммарно они заработали 8,5 млн рублей, из которых 5,7 млрд приходятся на зарубежные ленты (67%) и 2,8 млрд — на российские (33%).
В еженедельные Топ-10 по итогам уикендов попадали 23 фильма компании.
Самым успешным иностранным релизом SPPR стал экшен «Веном 2» с 2,3 млрд рублей. Из российских проектов компании больше всего собрала сказка «Конек-Горбунок», заработавшая 1,2 млрд рублей.
Централ Партнершип выступает эксклюзивным партнером кинокомпаний Paramount Pictures, Summit Entertainment и Lionsgate, а также активно прокатывает картины отечественного производства, в первую очередь собственного.
С 24 декабря 2020 по 23 декабря 2021 года у ЦПШ на территории России и СНГ вышло 33 фильма — 11 зарубежных и 22 российских. Их общие сборы составили 4,9 млрд рублей, из которых 1,416 млрд приходится на зарубежные релизы (29%) и 3,447 млрд — на российские (71%).
В еженедельные Топ-10 по итогам уикендов попадали 28 фильмов компании.
Самым успешным иностранным релизом ЦПШ стал хоррор «Тихое место 2», собравший 562 млн рублей. Из российских фильмов прокатчика больше всего заработала драма «Огонь» — 813 млн рублей.
Топ-10 зарубежных релизов от независимых дистрибьюторов
№
Фильм
Дистрибьютор
Жанр
Кол-во к/т
Кассовые сборы
1
Гнев человеческий
Вольга
триллер, экшен
1559
969 474 570
2
Телохранитель жены киллера
Megogo Distribution
комедия, экшен
1644
303 670 890
3
После. Глава 3
Вольга
мелодрама
1611
235 457 851
4
100% Волк
Наше кино
анимация, приключения
1700
116 163 009
5
Мавританец
Megogo Distribution
триллер
461
115 972 329
6
Отец
Русский репортаж
драма
363
102 867 193
7
Пончары. Глобальное закругление
Вольга
анимация, приключения
1262
78 321 101
8
Заклятье. Другая сторона
Экспонента
хоррор
773
75 406 989
9
Ледяной драйв
Вольга
боевик, триллер
872
68 859 448
10
Айнбо. Сердце Амазонии
Вольга
анимация
1177
63 206 809
Топ-10 по уикендам. Динамика за год
С 52 уикенда 2020 по 51 уикенд 2021 года в еженедельные Топ-10 по итогам выходных в общей сложности входило 194 картины от 22 дистрибьюторов. Из них 55 картин — российского производства и 139 — зарубежного.
От «большой четверки» прокатчиков в рейтинги вошло 100 лент. Чаще всего в топы попадали проекты UPI — в десятках фигурировали 29 ее картин. Независимые прокатчики были представлены в еженедельных рейтингах по итогам уикендов 94 проектами. Наибольшая их доля приходится на Вольгу — у нее в десятки попадало 19 фильмов.
Начиная с середины мая, зарубежные фильмы доминировали в еженедельных Топ-10 как по количеству мест в десятках, так и по доле от общих кассовых сборов. Всего в 2021 году было 10 уикендов, когда ни один российский проект не попадал в список лидеров. В коронавирусном 2020 году в Топ-10 каждого из уикендов, не выпавших на локдаун, присутствовала хотя бы одна отечественная лента.
Также, начиная с 20 уикенда, подавляющая доля сборов фильмов, входивших в еженедельные десятки, приходилась на зарубежные проекты. Доля российских проектов в общем бокс-офисе лидеров была заметна лишь до середины мая, а затем не превышала нескольких процентов.
Динамика общих сборов десяток достаточно ярко отражает положение дел в отрасли. В том числе — и степень ее восстановления после локдаунов 2020 года. Мы сопоставили два графика — сборов Топ-10 по уикендам в 2021 году и соборов Топ-10 аналогичных уикендов доковидного 2019.
Значительная разница в пользу 2021 наблюдалась лишь единожды — на 51 уикенде 2021, когда в прокат вышел экшен «Человек-паук: Нет пути домой» от SPPR. В общем и целом прокат еще не демонстрирует значительного превышения показателей «доковидного» года, однако ему удается то и дело подбираться вплотную к его результатам.
Чемпионы повторного проката
Количественные показатели классических картин, вышедших на большом экране, выросли в два раза по сравнению с прошлым годом. С 24 декабря 2020 года по 23 декабря 2021 года в рамках повторного проката вышла 51 лента, что составляет 10% от всех релизов года. Из них 41 — зарубежные (78%). Годом ранее в кинотеатры было выпущено 19 классических лент.
Название
Страна
Дистрибьютор
Общие сборы
Властелин колец: Братство кольца (2002)
Новая Зеландия/ США
UPI
72 986 232
Властелин колец: Две крепости (2002)
Новая Зеландия/ США
UPI
48 021 645
Властелин колец: Возвращение Короля (2003)
Новая Зеландия/ США
UPI
47 906 449
Матрица. Перевыпуск (1999)
США
UPI
20 548 425
Унесенные призраками (2001)
Япония
Пионер
12 451 889
Основной инстинкт (1992)
Великобритания/ США/
Франция
A-One Films
11 769 068
На игле (1995)
Великобритания
Иноекино
11 635 492
Малхолланд Драйв (2001)
США/
Франция
Иноекино
10 315 698
Таксист (1976)
США
Иноекино
9 449 152
Молчание ягнят (1990)
США
Иноекино
9 437 327
Весь пьедестал рейтинга наиболее кассовых классических картин заняли части трилогии «Властелин колец», которую UPI выпускала в апреле уходящего года. Суммарно они собрали порядка 169 млн рублей.
Основными поводами повторных релизов классики становились реставрация картин (трилогия «Властелин колец», «Основной инстинкт»), а также их юбилеи («Унесенные призраками», «Малхолланд Драйв», «Таксист», «На игле», «Молчание ягнят»).
По сравнению с прошлым годом снизилось число повторных релизов фильмов, приуроченных к выпуску новых работ их авторов. В 2020 на экраны вышли сразу несколько лент Пон Чжун Хо вслед за успехом его «Паразитов», а Каро Прокат разогревала публику перед «Доводом» Кристофера Нолана, предложив ей посмотреть «Начало». В 2021 году единственной вышедшей культовой картиной, связанной с близким релизом связанной с ней ленты стала «Матрица» 1999 года.
Также в уходящем году начала вырисовываться следующая тенденция: некоторые классические картины стали выходить в повторный прокат «по второму кругу». Так «На игле» Денни Бойла заработал 721 тыс в 2020 году и 11,6 млн в 2021. Аниме «Унесенные призраками» Хайяо Миядзаки собрало около 14 млн на рубеже 2018-2019 годов, а затем еще 12 млн в 2021. Та же «Матрица» вышла на широкий экран в 2019 с результатом в 22 млн, а затем получила 20 млн в 2021. Причем не всегда «пере-перевыпуск» осуществляется одним и тем же дистрибьютором. «Унесенных призраками», например, оба раза прокатывал Пионер, а вот «Матрица» перешла от компании Маурис к UPI.
Больше всего лент, выпущенных в повторный прокат, было приурочено к 65-летнему юбилею Ларса фон Триера. Отечественные зрители смогли увидеть на большом экране 8 картин режиссера: «Танцующую в темноте», «Рассекая волны», «Идиотов», «Европу», «Мандерлей», «Самого главного босса», «Элемент преступления» и «Эпидемию». Они заработали в диапазоне от 160 тыс до 1,8 млн рублей. Также в число наиболее перевыпускаемых иностранных режиссеров 2021 года вошли Хайяо Миядзаки (4 фильма), Питер Джексон (3 фильма) и Педро Альмодовар (3 фильма).
Фестивальное кино на экранах
В 2021 году из участников основных секций «большой тройки» мировых фестивалей самым кассовым фильмом в отечественном прокате стала лента «Французский вестник» Уэса Андерсона. Она была отобрана в конкурс Канн, однако в число обладателей основных наград не вошла, что не помешало ей собрать 119 млн рублей в России и СНГ. Остальные лауреаты главных мировых смотров 2021 года выступили в России и СНГ скромнее.
Драматический триллер «Титан» Джулии Дюкорно, отмеченный Золотой пальмовой ветвью в 2021 году, собрал лишь 5 млн рублей, что значительно меньше показателей предшествующего триумфатора Канн — «Паразитов» Пона Чжун Хо с его 92 млн в 2019 году. Помимо того, что «Титан» вышел в постковидную эпоху, к числу факторов, определивших столь значительный разрыв в сборах, можно отнести и различия в тематике этих лент. Проблема социального расслоения в «Паразитах» оказалась ближе отечественному зрителю, нежели вопросы гендерной самоидентификации и принятия другого человека в «Титане».
Из прочих участников основного конкурса Канн этого года в России уже вышли «Суперзвезда» Бруно Дюмона (1,2 млн), «Память» Апичатпонга Вирастекула (2,7 млн сборов) и «Аннетт» Леоса Каракса (18 млн).
Финальный бокс-офис победителя Берлинале 2021 года — сатирической комедии «Безумное кино для взрослых» Раду Жуде — составил всего лишь около 1,2 млн рублей. Даже этих денег картина могла не собрать, поскольку Минкульт поначалу собирался отказать ей в прокатном удостоверении из-за «пропаганды порнографии». Стоит отметить, что за последние годы победители Берлинале, если они вообще выходили в России, в целом показывают более скромные результаты по сравнению с триумфаторами Канн и Венеции. Например, обладатели Золотого медведя 2019 и 2017 годов — «Синонимы» Надава Лапида и «О теле и душе» Ильдико Эньеди заработали в отечественному прокате 7,4 и 2,4 млн соответственно.
Также в отечественный прокат вышли такие участники основного конкурса Берлинале этого года, как «Случайность и догадка» (1 млн рублей сборов), «Я создан для тебя» (6,8 млн), «По соседству» (1,8 млн), «Маленькая мама» (528 тыс.) и «Естественный свет» (131 тыс.).
Венецианский фестиваль проводится позже Каннского и Берлинского, поэтому многие его фильмы выходят в прокат лишь на следующий год после проведения смотра. Из конкурсной программы 2021 года в отечественных кинотеатрах были показаны только «Спенсер» и «Холодный расчет», заработавшие 14 млн 18 млн рублей соответственно. Релиз победителя мостры — драмы «Событие» — состоится в 2022 году.
Зато некоторые картины из главного конкурса прошлого года были показаны в России и СНГ как раз в 2021. Больше всего из них заработала драма «Земля кочевников», получившая Золотого льва за Лучший фильм. Ее бокс-офис составил 29 млн рублей. За ней по размеру кассы следуют «Новый порядок» (4,6 млн), «Снега больше не будет» (1,6 млн), «Наш отец» (977 тыс.) и «Тайна сестер Макалузо» (953 тыс.).
Топ-20 зарубежных и российских фильмов по кассовым сборам за 15 лет
№
Фильм
Дистрибьютор
Общие сборы (руб)
Год
1
Аватар
FOX
3,6 млрд
2009
2
Холоп
ЦПШ
3.071.629.330
2019
3
Движение вверх
ЦПШ
3 043 672 440
2017
4
Король Лев
WDSSPR
2 995 808 955
2019
5
Мстители: Финал
WDSSPR
2 986 625 381
2019
6
Веном 2
SPPR
2 339 417 608
2021
7
Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки
WDSSPR
2 324 808 058
2017
8
Т-34
ЦПШ
2 299 526 416
2019
9
Зверополис
WDSSPR
2.275 млрд
2016
10
Малефисента: Владычица тьмы
WDSSPR
2 180 966 956
2019
11
Мстители: Война бесконечности
WDSSPR
2.162.717.213
2018
12
Веном
WDSSPR
2.160.921.836
2018
13
Тайная жизнь домашних животных
UPI
2.138 млрд
2016
14
Последний богатырь: Корень зла
WDS
2 105 895 353
2020
15
Холодное сердце II
WDSSPR
2 098 704 523
2019
16
Джокер
Каро Премьер
1 953 180 229
2019
17
Миньоны
UPI
1.86 млрд
2015
18
Звездные войны. Пробуждение Силы
WDSSPR
1.86 млрд
2015
19
Как приручить дракона 3
UPI
1 835 112 548
2019
20
Пираты Карибского моря: На странных берегах
WDSSPR
1,78 млрд
2011
В рейтинге самых кассовых фильмов в истории отечественного проката — абсолютное превосходство зарубежных проектов по числу занимаемых позиций. Во всем Топ-20 нашлось место лишь для четырех отечественных картин — сказки «Последний богатырь: Корня зла» 2020 года, военной драмы «Т-34» 2019 года, спортивной драмы «Движение вверх» 2017 года и комедии «Холоп» 2019 года. Все они собирали свою кассу в новогодние праздники. Тем не менее, в тройке лидеров две позиции удерживают картины российского производства. Самый кассовый фильм Топа одновременно и самый старый — рекорд «Аватара» 2009 года до сих пор остался непревзойденным (даже несмотря на инфляцию!). Наибольшее число строчек в рейтинге досталось релизам от ныне переформатированной WDSSPR – ее ленты заняли половину топа.
Топ-20 зарубежных фильмов по кассовым сборам за 15 лет
№
Фильм
Дистрибьютор
Общие сборы (руб)
Год
1
Аватар
FOX
3,6 млрд
2009
2
Король Лев
WDSSPR
2 995 808 955
2019
3
Мстители: Финал
WDSSPR
2 986 625 381
2019
4
Веном 2
SPPR
2 339 417 608
2021
5
Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки
WDSSPR
2 324 808 058
2017
6
Зверополис
WDSSPR
2.275 млрд
2016
7
Малефисента: Владычица тьмы
WDSSPR
2 180 966 956
2019
8
Мстители: Война бесконечности
WDSSPR
2.162.717.213
2018
9
Веном
WDSSPR
2.160.921.836
2018
10
Тайная жизнь домашних животных
UPI
2.138 млрд
2016
11
Холодное сердце II
WDSSPR
2 098 704 523
2019
12
Джокер
Каро Премьер
1 953 180 229
2019
13
Миньоны
UPI
1.86 млрд
2015
14
Звездные войны. Пробуждение Силы
WDSSPR
1.86 млрд
2015
15
Как приручить дракона 3
UPI
1 835 112 548
2019
16
Пираты Карибского моря: На странных берегах
WDSSPR
1,78 млрд
2011
17
Дэдпул
FOX
1.766 млрд
2016
18
Форсаж 7
UPI
1.73 млрд
2015
19
Мстители: Эра Альтрона
WDSSPR
1.71 млрд
2015
20
Хоббит. Битва Пяти воинств
Каро Премьер
1,67 млрд
2014
***
Общие сборы зарубежных картин в России и СНГ за 2021 год составили порядка 31,5 млрд рублей (российских — порядка 9,7 млрд). На втором году пандемии рынок постепенно приспосабливается к текущим условиям. В прокат возвращаются франшизы, хотя многие киновселенные, за исключением Marvel/Sony, пока не дотягивают по сборам до былых показателей. Отчасти это обусловлено «просевшим» 2020 годом, когда новые части крупных серий не выходили на экраны, а значит, прервалась традиция походов на новые приключения знакомых героев в кино. Разрыв этот стал особенно критичен для Marvel и Disney, потому что произошел на стыке этапов развития их киновселенной, когда на смену завершившейся саге про Мстителей должны была прийти сага о Вечных.
В ближайшие годы расклад на рынке киновселенных может значительно измениться. Новой фазе франшизы Marvel и Disney могут противостоять продолжения «Дюны» и «Аватара» (если их уже, наконец, доснимут). Подошло к финалу очередное поколение бондианы — и пока что контуры ее будущих итераций довольно туманны.
Среди «большой четверки» прокатчиков не стало явного лидера, наподобие WDSSPR в последние годы перед пандемией. По итогам разделения WDSSPR и усиления UPI за счет пакета Warner распределение долей рынка стало более равномерным.
Эксперименты с повторным прокатом культовых лент, начавшиеся еще до коронавируса, приводят к формированию нового сегмента рынка, в которм уже выделяются свои «любимчики» и фавориты, появляются кассовые хиты, да и в целом растет число перевыпускаемых картин.
Общие сборы Топ-10 на каждом из уикендов 2021 года в большинстве случаев оказывались ниже соответствующих показателей предковидного 2019, хотя разрыв становится не таким фатальным, как при сравнении 2020 и 2019. Основная задача отрасли сегодня — не покорение новых вершин, а возвращение к показателям, достигнутым в 2019 году.