Михаил Чурбанов: «Без госфинансирования Свердловская киностудия существует с конца 1990 годов» - «Интервью»

02.04.21, 08:15

Михаил Чурбанов: «Без госфинансирования Свердловская киностудия существует с конца 1990 годов» - «Интервью»


9 февраля Свердловской киностудии исполнилось 78 лет, это одна из старейший студий, которая была основана в далеком 1943 году. Генеральный директор киностудии Михаил Чурбанов в большом эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал, как сейчас обстоят дела на предприятии, про опыт сопродюсирования и самые значимые проекты за последние 15 лет, а также про поддержку молодых авторов, зачем Свердловской области необходимы рибейты и многое другое.





Елена Трусова:
Свердловской киностудии в этом месяце исполнилось 78 лет. В конце прошлого года вы начали разрабатывать новую Долгосрочную программу развития (ДПР). Можете рассказать, что планируете сделать и какой хотите видеть киностудию к 80-летию?





Михаил Чурбанов:
Само название «киностудия» определяет, что самое главное для такой компании на любом этапе — это обеспечение производства киноконтента всех форматов и жанров, включая, сегодня, и интернет-контент, те же web-сериалы. Киноконтент мы условно разделяем на два типа: развлекательные и воспитательно-образовательные. И, если все сложится, будем стремиться к развитию на киностудии сразу двух этих направлений.






Вопреки заблуждению широкой аудитории, без системного финансирования со стороны собственника - государства,  мы как студия не можем выступать в качестве полноценных инвесторов кинопроектов. Для государственной кинофабрики это неприемлемые риски — кредит в банке или заем средств у частных инвесторов для собственного производства фильма в случае неудачи может привести к образованию невосполнимых финансовых потерь. И таких критичных примеров достаточно и с государственными киностудиями, и в частном секторе. Зато у Свердловской киностудии есть уникальный опыт сопродюсирования. С участием студии создан целый ряд проектов, включая масштабные телевизионные, которые посмотрели десятки миллионов зрителей. Приведу в пример только несколько из них: фильм режиссера Александра Цацуева «Егерь», полностью произведен на Урале, стал на момент показа вторым по рейтингам на Первом канале после «Титаника». Историческая драма Андрея Кравчука «Адмиралъ» — кинопроект, до сих пор входящий в топ самых кассовых отечественных проектов, был запущен при поддержке Свердловской киностудии, мы привлекли первые инвестиции и осуществляли консалтинговое сопровождение проекта, который завершал уже Первый канал. «Разрешите тебя поцеловать» — снятый Анарио Мамедовым по сценарию-участнику нашего конкурса «Страна» с очень удачным кастингом, Игорем Лифановым и Марией Куликовой, стал основой для производства целой серии фильмов. Были и другие проекты, где мы поучаствовали нашими знаниями и опытом: «Дом солнца», «Влюблен и безоружен», «Забава», «Гена бетон». Благодаря такой работе киностудии удалось зарекомендовать себя в качестве полезного партнера для производителей киноконтента.






Сегодня, когда индустрия стремительно меняется, все говорит о том, что, если мы быстро нащупаем новые технологии производства и форматы, то сможем применить наши знания и успешный опыт в новых условиях. Для этих целей киностудия пробует разные форматы партнерских взаимоотношений с киносообществом — это и проведение образовательных мероприятий, и поддержка проектов молодых авторов. В соответствии с обновленной программой развития планируется и обновление технологической инфраструктуры под недорогое и мобильное производство фильмов и сериалов, в том числе, для web-платформ. Сделаны и первые шаги по возвращению на рынок анимационного кино, впервые за 15 лет созданы 2 небольших фильма. В работе новый проект. В перспективе планируем выйти на индустриальные форматы — полнометражные анимационные фильмы и сериалы.





Елена Трусова:
Вы говорите, у вас никогда не было финансирования текущей деятельности? А доходы от коллекции?





Михаил Чурбанов:
Без финансирования текущей деятельности и капиталовложений со стороны государства студия, как и все остальные, существует с конца 1990-х. В то время она вообще оказалась на грани: за период с 1993 по 1996 год накопила кучу долгов. В 1998 году на студию обрушились кредиторы с иском о банкротстве. Пришлось придумать решение, причем вовсе не за счет имущества самой киностудии, как утверждают различные «либеральные источники» – был проведен уникальный инвест-конкурс. По условиям инвестор закрывал долги, а взамен получал старое полуразрушенное здание, прав на которое у нас никаких и не было, это же памятник — он и тогда был, и сейчас — в прямом федеральном подчинении. Три раза пришлось проводить конкурс, в результате нашли смельчака, который и погасил долги. Когда эти проблемы преодолели, студия начала развиваться. Правда, с такого дна… И надо было найти решение, как выжить дальше. А коллекции нет у студии еще с 2003 года, когда она была передана Свердловскому фильмофонду, а затем — Госфильмофонду. По решению Совета директоров обращались с предложениями направить часть доходов от нее на развитие студии, но пока этого не случилось.
Кстати, несмотря ни на что, студия в 2007 году впервые за 28 лет (!) купила кинокамеру. Это был Arriflex 435 Xtream — очень хорошая пленочная кинокамера, за три года до этого на такую же снимали ремейк «Кинг Конга». Но уже через четыре года на рынок вышли цифровые камеры…





Елена Трусова:
Продолжим разговор о работе и доходах киностудии. Как видно из открытых источников, на площадке креативного кластера студии на сегодняшний день действуют творческие команды и предприниматели в сфере кино, рекламы, творческого образования и досуга. Расскажите немного об этом.






Михаил Чурбанов:
Все просто. Это было осмысленное решение — «нужно было платить по счетам», новые долги нельзя было создавать. Мы привлекли под личные гарантии инвестиции и превратили часть пустующих студий в главном здании и закрытый цех обработки пленки, полный ржавого оборудования, в творческие пространства. Добились завершения долгостроя — старого инвест-контракта, реализовали один новый — решение тут принимает всегда собственник — государство, в результате еще появились новые площади.
Заботы на работу с резидентами взяла на себя управляющая компания, обслуживание зданий, клининг, текущий ремонт, охрана общих пространств, территория – тоже на ее плече. Главное условие — не менее 50-60% резидентов – творческие. Так и есть — часть из них специализируются на кино и видео, часть — на образовании, музыке, звуке, IT, рекламе, ивентах, есть танцевальные и фотостудии. Есть даже кофейни и барбершопы. Получилось очень неплохо — киностудия симпатично выглядит, прозрачно и планово каждый месяц получает доход на расчетный счет, полностью покрывает все текущие расходы и налоги, понемногу приобретает оборудование, поддерживает молодежные проекты, инвестирует в свои кинопроекты, в технологические и творческие пространства. Та же реконструкция первого павильона — уже отличная история, а еще, теперь у нас есть несколько небольших минипавильонов — по 60–100 метров.






В 2020, кстати, именно благодаря самоотверженной работе небольшой команды Творческого Технопарка, который и управляет работой с резидентами, несмотря на три с лишним месяца полного простоя и медленное восстановление малой экономики, удалось сохранить большую часть резидентов и уже к декабрю 2020 вернуться по доходам от кластера на 90% от уровня декабря 2019. Мы даже вышли на небольшую прибыль по итогу этого непредвиденно сложного года. Правда, пришлось существенно сократить расходы и часть сотрудников нам не удалось удержать.





Елена Трусова:
Вы рассказали о том, что было сделано за последние десятилетия. А были ли неудачи, с какими проблемами столкнулась киностудия?





Михаил Чурбанов:
Были и неудачи. Причем, фатальные. Например, масштабный исторический фильм «Варвара» по мотивам истории России в XIII веке. Его снимали в 2008 году. На этот проект с впечатляющим звездным составом мы очень рассчитывали. Это была отличная возможность заявиться как производственная база. Была собрана мощная операторская и каскадерская команда, отстроено несколько локаций, в том числе целая деревня на берегу Чусовой, которая потом была почти полностью сожжена для финальной сцены фильма. Но вся работа оказалась напрасной. К сожалению, проект не удалось завершить, было снято только 80% материала. У продюсеров в октябре того года, прямо во время съемок, на волне кризиса кончились инвестиции, полностью встали продажи проекта. Например, «слетел» контракт по продаже прав на территорию Украины на 1,5 млн долларов… Думаю, в том году это был не единственный крах в российском кино.






С проблемами сталкивались и после. Ведь с тех пор продакшен проектов полноценно так и не вернулся в регионы. На сегодняшний день все производство в основном сконцентрировано в Москве и Петербурге. Главная причина — конфликт интересов продюсера и киностудии. Продюсеру важно оптимизировать производство, добиться нужного результата с минимально возможным бюджетом, с учетом всех возможных рисков. А киностудии, наоборот, необходимо заработать на услугах проектам. И когда проекты приходят на территорию, киностудии им без рибейтов не интересны, директора стараются напрямую набрать группу, да еще и сэкономить на всем остальном. А большинство продюсеров безоговорочно считают, что проще найти технику и персонал в Москве или Питере и снять проект там же или неподалеку. При этом, никто не считает, сколько времени уходит на переезды в Москве, какие еще издержки возникают. А так — во многом благодаря нашим усилиям индустрия кинопроизводства в Екатеринбурге развита очень даже неплохо, пожалуй, пока лучше, чем в других регионах. Есть любая современная техника, камеры, свет, спецтранспорт и, главное, персонал — есть ребята с опытом на кинопроектах. Хотя сейчас все эти ресурсы заняты, в основном, на рекламных проектах, снимаются короткометражки или промоконтент для цифровых платформ.








Именно поэтому одна из приоритетных задач на сегодняшний день — вернуться к производству телевизионных сериалов с нашим участием. Тогда мы сможем и студию загрузить в плановом режиме, и на самих проектах заработать. У нас уже есть ряд потенциальных партнеров с солидным опытом продаж своего контента, есть перспективные молодые авторы и режиссеры, местные актеры и широкий выбор локаций.
Если же говорить о фильмах… Чтобы снимать на студии одновременно хотя бы по 3-4 проекта в год со средним бюджетом, необходимо пакетное государственное финансирование, без него ни одна государственная киностудия эффективно функционировать не может. А иначе… Быстро растут, но не задерживаются кадры, не происходит и обновления кинотехнологической инфраструктуры. Если же будет такая поддержка Министерства культуры — тогда и киностудии станут интересны независимым продюсерам и опытным режиссерам. 








Пока же мы можем приглашать снимать только молодых. А это – всегда риски. Как, например, в случае с фильмом «Буран» — его режиссер Айнур Аскаров до этого не работал с такими крупными проектами. Мы начали с ним с того, что вместе немного доработали и вывели в российский ограниченный прокат его фильм «Из Уфы с любовью». Индустрия оценила — Айнур получил престижную премию «Блокбастер года» как лучший фильм в ограниченном прокате, потеснив множество иностранных лент.  И затем нам вместе удалось следом сделать масштабный и зрелищный фильм с экшеном и серьезными каскадерскими сценами за весьма приемлемый по сегодняшним меркам бюджет. Идем в прокат, ведем переговоры с платформами, уже засветили проект в Китае.





Елена Трусова:
Есть какие-то подвижки в вопросе рибейтов?





Михаил Чурбанов:
Ну конечно, Свердловской области также не хватает рибейтов, хотя другие регионы уже работают по данной программе. Недавно об этом говорили с Сергеем Михайловичем (Сельяновым — прим. ред.). Конечно, продюсерам нет резона перемещать проект на 2000 км на восток, если на первых порах не будет экономической мотивации. Мы раза три заходили к руководству с предложениями по фильм-комиссии и рибейтам. Решение-то все равно принимает регион, мы лишь можем предложить такой путь. Теперь мы понимаем, что необходимо поменять «направление удара». Все наши просьбы-письма и обращения Ассоциации продюсеров кино и телевидения прямиком направляются в Министерство культуры области, но там нет механизмов реализовать такое решение. И вопрос рибейтов относится не столько к сфере культуры, сколько к экономике. Поэтому нашу инициативу, скорее всего, вскоре поддержит либо Министерство инвестиций и развития, либо Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Мы же пока тренируемся понемногу на проектах коллег в Пермском крае, где уже есть такая поддержка. Изредка «попутным ветром заносит» некоторые кинопроекты и к нам. Но без рибейтов, продюсеры все везут с собой из Москвы.
Кстати, в 2019 году к нам успела в ноябре доехать целая команда из 7 человек из Китая, они планировали в России съемки очень масштабного фильма весной 2020 года. Но теперь мы все знаем, что нас ожидало.








Елена Трусова:
В продолжение темы прошлого года — как удалось завершить фильм «Буран», о котором вы уже упоминали, в один из самых сложных для производства фильмов период – 2020 год?





Михаил Чурбанов:
Нам все же было проще, в 2020 году мы уже были заняты постпродакшеном фильма, озвучанием и визуальными эффектами. Благо мы нашли мощного технологического партнера. Работа в период пандемии проходила в дистанционном формате. Актера из Якутии писали в Якутске, наших записали на киностудии, московских — в Москве, а наш режиссер в тот момент вообще находился в Уфе.  Композитора — Алексея Ченцова —  увидим уже очно только на премьере, видимо. Долби, кстати, делали на Мосфильме, Карен Георгиевич еще и согласовал нам скидку на услуги, спасибо ему. К завершению работы уже сняли ограничения, и наш продюсер-супервайзер на финале тоже смог принять участие в работе. В итоге проект благополучно завершен, результатом мы очень довольны. А вот во время съемочного периода пришлось столкнуться с очень большими сложностями. Когда мы только начинали снимать в Екатеринбурге в 2019 году, нужен был глубокий весенний снег, именно весной в марте случаются бураны, но в тот год снега не случилось. Поэтому «снег доснимали» в апреле в Кировске. А потом еще добирали некоторые кадры в декабре.








Теперь уже можно сказать, что в «Буране», несмотря на название, все сошлось. Мы  уверены, что зритель полюбит нашу дружную актерскую команду — это Саша Головин, которого знают, как подростки, так и взрослые, Ангелина Поплавская, она теперь — лицо канала СТС, и Маша Лобанова — ее звездочка все ярче горит, начиная с «Тренера». В работе мы задействовали и наших соседей из Башкортостана. Получилась этакая межрегиональная коллаборация. И точно могу сказать, Свердловская киностудия этим проектом показала, что снимать качественный кинопродукт мы умеем.





Елена Трусова:
Давайте еще немного поговорим про документальные проекты. Всего за 15 лет на базе киностудии снято более 90 документальных фильмов…





Михаил Чурбанов:
Действительно, много. Но они — все разные, конечно. Стоит отметить, что наши документальные проекты мы делаем совсем в другом качестве, чем привыкли обычно ожидать зрители от российских документалок. Получаем много отзывов от зрителей — и молодежи, и взрослой  аудитории.  И тот же канал Россия 1 просто так проект к себе в эфир не поставит, там всегда очень тщательный отбор фильмов. И если вспомнить, что я говорил про образовательно-воспитательную направленность кино, то нужно добавить, что на Свердловской киностудии благополучно развивается такое новаторское направление, как мотивирующие фильмы для подростков и семейной аудитории.






Тот же фильм «Стать чемпионом», о трех олимпийских чемпионах из России, снятый в 2015 году, вышел в прокат в кинотеатрах, где его посмотрели 13,5 тысяч зрителей, а это — тоже своеобразный ТОП для неигрового формата в кино. Затем был представлен на мероприятии в ООН как пример проекта по мотивации молодежи к личностному росту, здоровому образу жизни и занятиям спортом. Теперь есть целый цикл: «Стать чемпионом 2. Истоки победы» и «Забег. Стать чемпионом 3», все сняты при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. «Забег», как раз, и показали на России 1 в прайм-тайм.





Елена Трусова:
Некоторые свои проекты вы показываете в школах в регионах России. Например, «Профессии будущего». Какую обратную связь от молодого поколения вы получаете?





Михаил Чурбанов:
Это интересная история. Мы решили идти с этим документальным фильмом прямо к подросткам, потому что они — главная аудитория этого проекта. Хотя потом и оказалось, что его смотрят с одинаковым интересом зрители от 7 до 50 лет. «Профессии будущего» в итоге увидели школьники во всех 85 регионах России. Думали сначала — нет нас в Омске. А недавно к нам пришла поработать на проект одна девушка, она как раз из Омска, и ей 19 лет. И вот в разговоре выясняется, что она в своей школе видела наш фильм. Мы и удивились, и обрадовались.






Фильм затрагивает много важных вопросов — он и о вызовах, стоящих перед образовательной системой, и о новых технологиях, и о том, какие ценности отличают нашу страну от англо-саксонского мира. Фильм показывает, чем живет «продвинутая молодежь», вскрывает их запрос на самоопределение. 93% школьников, а это — десятки тысяч ребят — дали обратную связь, что фильм им очень понравился. В прошлом году состоялась онлайн-премьера совместно с Институтом Развития Интернета — фильм посмотрели свыше 5,5 миллионов зрителей. Для проблемного документального кино это огромная цифра. Проект был представлен и на мультимедийном сервисе Okko, и в социальной сети Одноклассники. И самое главное — он вызвал бурные дискуссии в сети. Почему? Надо смотреть фильм…








Елена Трусова:
Стоит вспомнить и форум Кинохакатон, в рамках которого вы приобрели опыт по поддержке проектов молодых команд из регионов. Расскажите подробнее о нем.





Михаил Чурбанов:
Кинохакатон — это форум кино и креативной экономики. Уже в 2013 году мы обратили внимание на важность объединения этих понятий, этих сфер. И уже тогда на площадке Кинохакатона проходили молодежные питчинги не только по игровому кино, но и по экспериментальной анимации, интернет-сериалам. Здорово, что в 2020 году прошла Российская креативная неделя. Все хорошее, рано или поздно, прорастает. А ведь какое-то время назад нас буквально троллили столичные коллеги: «Что за креативный кластер вы там придумали?»
Мы с самого начала сотрудничали и с проектом Молодежного центра СК России «Питчинг дебютантов» — много раз принимали участие. В том числе, и на наших площадках. Вообще считаю, что важно поддерживать молодых кинематографистов, которые только делают первые шаги в большой мир кино. На базе студии для этого действует Школа кино. Некоторые ученики уже после ее окончания идут работать по профессии, другие — доучиваются в России или за рубежом. Но стоит признать, что школе не хватает качественного образовательного партнера в виде ВУЗа, поэтому сейчас перспективная задача – выстроить сотрудничество со ВГИКом. 





Елена Трусова:
Свердловская киностудия — соорганизатор первого Российского фестиваля кино и интернет-контента «Герои большой страны». В чем идея фестиваля и как проходил отбор проектов?





Михаил Чурбанов:
Придется отвечать немного пафосно, но иначе не скажешь. Оператором фестиваля  выступает Фонд развития культуры и кинематографии «СТРАНА» — звучит очень созвучно. Студия выступает площадкой и помогает делать этот фестиваль, так как мы с командой видим необходимость способствовать созданию и донесению до аудитории качественных зрительских фильмов и интернет-контента, формирующих «образ героя». Одна из его задач — способствовать формированию цельного образа «современного героя» и «героя будущей России» у зрителей и среди самих создателей контента. Ну и, конечно, нужна популяризация среди тех, кто смотрит кино, в первую очередь, среди подростков, фильмов и интернет-проектов, раскрывающих духовные ценности нашей культуры и нравственную этику российского человека, раскрывающих понятия «героизма и подвига» в мирное время, посвященных теме самореализации на благо своих близких, семьи, друзей, всего народа и страны, в целом.
Часть проектов искала и нашла сама команда фестиваля, кого-то настигла «реклама» в сети. В результате на конкурс поступило 419 заявок из 50 регионов России: 78 игровых, 199 документальных, 101 интернет-проект ( в т.ч. короткометражные фильмы, ТВ-программы,  анимационных проекты) и 41 сценарий. В лонг-листе 142 проекта. Основные мероприятия  и награждение победителей фестиваля пройдут в Екатеринбурге 5-8 мая. На фестивале планируются круглые столы, «батлы» с участием разных поколений, ток-шоу с профи от киноиндустрии, ВГИК-лаборатория и кинопоказы-дискуссии. Будет необычно и интересно. Все активности будут сопровождаться онлайн-трансляциями с площадок в социальные сети и на интернет-платформы. Также, в российских школах совместно с проектом «Цифровые мотивирующие уроки» уже запущен спецпроект фестиваля «Урок мужества и подвига #ГероиЕсть» на основе специально снятого для этого короткометражного фильма. Урок хорошо продуман, позволяет поговорить с ребятами на важные темы, получить от них обратную связь. Уже прошло первые несколько тысяч уроков и 95,2% школьников фильм понравился. 








Елена Трусова:
Студия не только выпускает фильмы для молодой аудитории, но и оказывает поддержку молодым авторам. Расскажите, как это происходит?





Михаил Чурбанов:
Киностудия часто поддерживает независимых кинематографистов на стадии девелопмента, постоянно направляет их проекты на конкурсы Минкульта и Фонда кино, консультирует команды при съемках, помогает оборудованием, локациями, костюмами, это касается и студентов Школы кино. Мы в последнее время поддержали ряд полных метров, например: «Межсезонье» Саши Ханта, «Желтый клевер» Томиловой Люды, «По ту сторону стен» Славы Руденко. Хорошо получился «Двойник» Алексея Филимонова и Ольги Филимоновой (Смирновой). Очень любим и тоже поддержали «Васенина» и «Шикарную жизнь» Андрея Григорьева. В прошлом году мы с удовольствием помогли некоторым короткометражным фильмам: «Витрум» Марии Бунт, «Иголочка» Зои Киреевой, «Немой» Олеси Поздеевой, которая, кстати участвовала и победила в конкурсе экранизаций рассказов Стивена Кинга. Еще была пилотная серия web-сериала «Блогерши» Владимира Егорова, «Комната 1010» Субботиной Анны. Совсем еще начинающие режиссеры братья Дворко закончили при поддержке студии свой дебют «Скамейка». Сейчас студия немного помогает молодой независимой кинокомпания в пилотной серии web-сериала «Леночка Касаткина», его тоже молодежная команда делает.








Елена Трусова:
В завершении можете рассказать о ваших надеждах? Каким видите будущее студии?





Михаил Чурбанов:
Я думаю, пришло время для объединения усилий федерального центра и региональной власти и бизнеса вокруг киностудии. На Урале необходимо развивать частно-государственное партнерство в сфере кино и интернет-контента, может, это будет своего рода продюсерский центр с участием студии. При поддержке кинопроизводства со стороны местных крупных компаний и федерального Министерства культуры можно будет загрузить производственную инфраструктуру киностудии объемами заказов, которые позволят и приобретать технику, и содержать технических специалистов. За последние 15 лет команда киностудии доказала свою готовность качественно работать со зрительским контентом, как в игровом, так и в документальном жанре. Все возможности для съемок кино в Свердловской области есть. К тому же мы видим, что у нас получается находить общий язык с молодой аудиторией, поэтому смело смотрим в будущее, ведь это – ее время.





Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса




9 февраля Свердловской киностудии исполнилось 78 лет, это одна из старейший студий, которая была основана в далеком 1943 году. Генеральный директор киностудии Михаил Чурбанов в большом эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал, как сейчас обстоят дела на предприятии, про опыт сопродюсирования и самые значимые проекты за последние 15 лет, а также про поддержку молодых авторов, зачем Свердловской области необходимы рибейты и многое другое. Елена Трусова: Свердловской киностудии в этом месяце исполнилось 78 лет. В конце прошлого года вы начали разрабатывать новую Долгосрочную программу развития (ДПР). Можете рассказать, что планируете сделать и какой хотите видеть киностудию к 80-летию? Михаил Чурбанов: Само название «киностудия» определяет, что самое главное для такой компании на любом этапе — это обеспечение производства киноконтента всех форматов и жанров, включая, сегодня, и интернет-контент, те же web-сериалы. Киноконтент мы условно разделяем на два типа: развлекательные и воспитательно-образовательные. И, если все сложится, будем стремиться к развитию на киностудии сразу двух этих направлений. Вопреки заблуждению широкой аудитории, без системного финансирования со стороны собственника - государства, мы как студия не можем выступать в качестве полноценных инвесторов кинопроектов. Для государственной кинофабрики это неприемлемые риски — кредит в банке или заем средств у частных инвесторов для собственного производства фильма в случае неудачи может привести к образованию невосполнимых финансовых потерь. И таких критичных примеров достаточно и с государственными киностудиями, и в частном секторе. Зато у Свердловской киностудии есть уникальный опыт сопродюсирования. С участием студии создан целый ряд проектов, включая масштабные телевизионные, которые посмотрели десятки миллионов зрителей. Приведу в пример только несколько из них: фильм режиссера Александра Цацуева «Егерь», полностью произведен на Урале, стал на момент показа вторым по рейтингам на Первом канале после «Титаника». Историческая драма Андрея Кравчука «Адмиралъ» — кинопроект, до сих пор входящий в топ самых кассовых отечественных проектов, был запущен при поддержке Свердловской киностудии, мы привлекли первые инвестиции и осуществляли консалтинговое сопровождение проекта, который завершал уже Первый канал. «Разрешите тебя поцеловать» — снятый Анарио Мамедовым по сценарию-участнику нашего конкурса «Страна» с очень удачным кастингом, Игорем Лифановым и Марией Куликовой, стал основой для производства целой серии фильмов. Были и другие проекты, где мы поучаствовали нашими знаниями и опытом: «Дом солнца», «Влюблен и безоружен», «Забава», «Гена бетон». Благодаря такой работе киностудии удалось зарекомендовать себя в качестве полезного партнера для производителей киноконтента. Сегодня, когда индустрия стремительно меняется, все говорит о том, что, если мы быстро нащупаем новые технологии производства и форматы, то сможем применить наши знания и успешный опыт в новых условиях. Для этих целей киностудия пробует разные форматы партнерских взаимоотношений с киносообществом — это и проведение образовательных мероприятий, и поддержка проектов молодых авторов. В соответствии с обновленной программой развития планируется и обновление технологической инфраструктуры под недорогое и мобильное производство фильмов и сериалов, в том числе, для web-платформ. Сделаны и первые шаги по возвращению на рынок анимационного кино, впервые за 15 лет созданы 2 небольших фильма. В работе новый проект. В перспективе планируем выйти на индустриальные форматы — полнометражные анимационные фильмы и сериалы. Елена Трусова: Вы говорите, у вас никогда не было финансирования текущей деятельности? А доходы от коллекции? Михаил Чурбанов: Без финансирования текущей деятельности и капиталовложений со стороны государства студия, как и все остальные, существует с конца 1990-х. В то время она вообще оказалась на грани: за период с 1993 по 1996 год накопила кучу долгов. В 1998 году на студию обрушились кредиторы с иском о банкротстве. Пришлось придумать решение, причем вовсе не за счет имущества самой киностудии, как утверждают различные «либеральные источники» – был проведен уникальный инвест-конкурс. По условиям инвестор закрывал долги, а взамен получал старое полуразрушенное здание, прав на которое у нас никаких и не было, это же памятник — он и тогда был, и сейчас — в прямом федеральном подчинении. Три раза пришлось проводить конкурс, в результате нашли смельчака, который и погасил долги. Когда эти проблемы преодолели, студия начала развиваться. Правда, с такого дна… И надо было найти решение, как выжить дальше. А коллекции нет у студии еще с 2003 года, когда она была передана Свердловскому фильмофонду, а затем — Госфильмофонду. По решению Совета директоров обращались с предложениями направить часть доходов от нее на развитие студии, но пока этого не случилось. Кстати, несмотря ни на что, студия в 2007 году впервые за 28 лет (!) купила кинокамеру. Это был Arriflex 435 Xtream — очень хорошая пленочная кинокамера, за три года до этого на такую же снимали ремейк «Кинг Конга». Но уже через четыре года на рынок вышли цифровые камеры… Елена Трусова: Продолжим разговор о работе и доходах киностудии. Как видно из открытых источников, на площадке креативного кластера студии на сегодняшний день действуют творческие команды и предприниматели в сфере кино, рекламы, творческого образования и досуга. Расскажите немного об этом. Михаил Чурбанов: Все просто. Это было осмысленное решение — «нужно было платить по счетам», новые долги нельзя было создавать. Мы привлекли под личные гарантии инвестиции и превратили часть пустующих студий в главном здании и закрытый цех обработки пленки, полный ржавого оборудования, в творческие пространства. Добились завершения долгостроя — старого инвест-контракта, реализовали один новый — решение тут принимает всегда собственник — государство, в результате еще появились новые площади. Заботы на работу с резидентами взяла на себя управляющая компания, обслуживание зданий, клининг, текущий ремонт, охрана общих пространств, территория – тоже на ее плече. Главное условие — не менее 50-60% резидентов – творческие. Так и есть — часть из них специализируются на кино и видео, часть — на образовании, музыке, звуке, IT, рекламе, ивентах, есть танцевальные и фотостудии. Есть даже кофейни и барбершопы. Получилось очень неплохо — киностудия симпатично выглядит, прозрачно и планово каждый месяц получает доход на расчетный счет, полностью покрывает все текущие расходы и налоги, понемногу приобретает оборудование, поддерживает молодежные проекты, инвестирует в свои кинопроекты, в технологические и творческие пространства. Та же реконструкция первого павильона — уже отличная история, а еще, теперь у нас есть несколько небольших минипавильонов — по 60–100 метров. В 2020, кстати, именно благодаря самоотверженной работе небольшой команды Творческого Технопарка, который и управляет работой с резидентами, несмотря на три с лишним месяца полного простоя и медленное восстановление малой экономики, удалось сохранить большую часть резидентов и уже к декабрю 2020 вернуться по доходам от кластера на 90% от уровня декабря 2019. Мы даже вышли на небольшую прибыль по итогу этого непредвиденно сложного года. Правда, пришлось существенно сократить расходы и часть сотрудников нам не удалось удержать. Елена Трусова: Вы рассказали о том, что было сделано за последние десятилетия. А были ли неудачи, с какими проблемами столкнулась киностудия? Михаил Чурбанов: Были и неудачи. Причем, фатальные. Например, масштабный исторический фильм «Варвара» по мотивам истории России в XIII веке. Его снимали в 2008 году. На этот проект с впечатляющим звездным составом мы очень рассчитывали. Это была отличная возможность заявиться как производственная база. Была собрана мощная операторская и каскадерская команда, отстроено несколько локаций, в том числе целая деревня на берегу Чусовой, которая потом была почти полностью сожжена для финальной сцены фильма. Но вся работа оказалась напрасной. К сожалению, проект не удалось завершить, было снято только 80% материала. У продюсеров в октябре того года, прямо во время съемок, на волне кризиса кончились инвестиции, полностью встали продажи проекта. Например, «слетел» контракт по продаже прав на территорию Украины на 1,5 млн долларов… Думаю, в том году это был не единственный крах в российском кино. С проблемами сталкивались и после. Ведь с тех пор продакшен проектов полноценно так и не вернулся в регионы. На сегодняшний день все производство в основном сконцентрировано в Москве и Петербурге. Главная причина — конфликт интересов продюсера и киностудии. Продюсеру важно оптимизировать производство, добиться нужного результата с минимально возможным бюджетом, с учетом всех возможных рисков. А киностудии, наоборот, необходимо заработать на услугах проектам. И когда проекты приходят на территорию, киностудии им без рибейтов не интересны, директора стараются напрямую набрать группу, да еще и сэкономить на всем остальном. А большинство продюсеров безоговорочно считают, что проще найти технику и персонал в Москве или Питере и снять проект там же или неподалеку. При этом, никто не считает, сколько времени уходит на переезды в Москве, какие еще издержки возникают. А так — во многом благодаря нашим усилиям индустрия кинопроизводства в Екатеринбурге развита очень даже неплохо, пожалуй, пока лучше, чем в других регионах. Есть любая современная техника, камеры, свет, спецтранспорт и, главное, персонал — есть ребята с опытом на кинопроектах. Хотя сейчас все эти ресурсы заняты, в основном, на рекламных проектах, снимаются короткометражки или промоконтент для цифровых платформ. Именно поэтому одна из приоритетных задач на сегодняшний день — вернуться к производству телевизионных сериалов с нашим участием. Тогда мы сможем и студию загрузить в плановом режиме, и на самих проектах заработать. У нас уже есть ряд потенциальных партнеров с солидным опытом продаж своего контента, есть перспективные молодые
Понравилось:
Автор: Lawman
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Дмитрий Светозаров: «Мой рациональный подход
04.10.21, 08:15
Виктор Рыжаков: «Кино состоит из множества
18.09.21, 08:15
Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Михаил и Лили Идовы: «Наши работы всегда
11.07.21, 08:15
Полезно знать


Новая группа Тилля Линдеманна
Солист Rammstein вернулся к работе в рамках проекта Lindemann.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up