Михаил Чурбанов: «Без госфинансирования Свердловская киностудия существует с конца 1990 годов» - «Интервью»

02.04.21, 08:15

Михаил Чурбанов: «Без госфинансирования Свердловская киностудия существует с конца 1990 годов» - «Интервью»


9 февраля Свердловской киностудии исполнилось 78 лет, это одна из старейший студий, которая была основана в далеком 1943 году. Генеральный директор киностудии Михаил Чурбанов в большом эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал, как сейчас обстоят дела на предприятии, про опыт сопродюсирования и самые значимые проекты за последние 15 лет, а также про поддержку молодых авторов, зачем Свердловской области необходимы рибейты и многое другое.





Елена Трусова:
Свердловской киностудии в этом месяце исполнилось 78 лет. В конце прошлого года вы начали разрабатывать новую Долгосрочную программу развития (ДПР). Можете рассказать, что планируете сделать и какой хотите видеть киностудию к 80-летию?





Михаил Чурбанов:
Само название «киностудия» определяет, что самое главное для такой компании на любом этапе — это обеспечение производства киноконтента всех форматов и жанров, включая, сегодня, и интернет-контент, те же web-сериалы. Киноконтент мы условно разделяем на два типа: развлекательные и воспитательно-образовательные. И, если все сложится, будем стремиться к развитию на киностудии сразу двух этих направлений.






Вопреки заблуждению широкой аудитории, без системного финансирования со стороны собственника - государства,  мы как студия не можем выступать в качестве полноценных инвесторов кинопроектов. Для государственной кинофабрики это неприемлемые риски — кредит в банке или заем средств у частных инвесторов для собственного производства фильма в случае неудачи может привести к образованию невосполнимых финансовых потерь. И таких критичных примеров достаточно и с государственными киностудиями, и в частном секторе. Зато у Свердловской киностудии есть уникальный опыт сопродюсирования. С участием студии создан целый ряд проектов, включая масштабные телевизионные, которые посмотрели десятки миллионов зрителей. Приведу в пример только несколько из них: фильм режиссера Александра Цацуева «Егерь», полностью произведен на Урале, стал на момент показа вторым по рейтингам на Первом канале после «Титаника». Историческая драма Андрея Кравчука «Адмиралъ» — кинопроект, до сих пор входящий в топ самых кассовых отечественных проектов, был запущен при поддержке Свердловской киностудии, мы привлекли первые инвестиции и осуществляли консалтинговое сопровождение проекта, который завершал уже Первый канал. «Разрешите тебя поцеловать» — снятый Анарио Мамедовым по сценарию-участнику нашего конкурса «Страна» с очень удачным кастингом, Игорем Лифановым и Марией Куликовой, стал основой для производства целой серии фильмов. Были и другие проекты, где мы поучаствовали нашими знаниями и опытом: «Дом солнца», «Влюблен и безоружен», «Забава», «Гена бетон». Благодаря такой работе киностудии удалось зарекомендовать себя в качестве полезного партнера для производителей киноконтента.






Сегодня, когда индустрия стремительно меняется, все говорит о том, что, если мы быстро нащупаем новые технологии производства и форматы, то сможем применить наши знания и успешный опыт в новых условиях. Для этих целей киностудия пробует разные форматы партнерских взаимоотношений с киносообществом — это и проведение образовательных мероприятий, и поддержка проектов молодых авторов. В соответствии с обновленной программой развития планируется и обновление технологической инфраструктуры под недорогое и мобильное производство фильмов и сериалов, в том числе, для web-платформ. Сделаны и первые шаги по возвращению на рынок анимационного кино, впервые за 15 лет созданы 2 небольших фильма. В работе новый проект. В перспективе планируем выйти на индустриальные форматы — полнометражные анимационные фильмы и сериалы.





Елена Трусова:
Вы говорите, у вас никогда не было финансирования текущей деятельности? А доходы от коллекции?





Михаил Чурбанов:
Без финансирования текущей деятельности и капиталовложений со стороны государства студия, как и все остальные, существует с конца 1990-х. В то время она вообще оказалась на грани: за период с 1993 по 1996 год накопила кучу долгов. В 1998 году на студию обрушились кредиторы с иском о банкротстве. Пришлось придумать решение, причем вовсе не за счет имущества самой киностудии, как утверждают различные «либеральные источники» – был проведен уникальный инвест-конкурс. По условиям инвестор закрывал долги, а взамен получал старое полуразрушенное здание, прав на которое у нас никаких и не было, это же памятник — он и тогда был, и сейчас — в прямом федеральном подчинении. Три раза пришлось проводить конкурс, в результате нашли смельчака, который и погасил долги. Когда эти проблемы преодолели, студия начала развиваться. Правда, с такого дна… И надо было найти решение, как выжить дальше. А коллекции нет у студии еще с 2003 года, когда она была передана Свердловскому фильмофонду, а затем — Госфильмофонду. По решению Совета директоров обращались с предложениями направить часть доходов от нее на развитие студии, но пока этого не случилось.
Кстати, несмотря ни на что, студия в 2007 году впервые за 28 лет (!) купила кинокамеру. Это был Arriflex 435 Xtream — очень хорошая пленочная кинокамера, за три года до этого на такую же снимали ремейк «Кинг Конга». Но уже через четыре года на рынок вышли цифровые камеры…





Елена Трусова:
Продолжим разговор о работе и доходах киностудии. Как видно из открытых источников, на площадке креативного кластера студии на сегодняшний день действуют творческие команды и предприниматели в сфере кино, рекламы, творческого образования и досуга. Расскажите немного об этом.






Михаил Чурбанов:
Все просто. Это было осмысленное решение — «нужно было платить по счетам», новые долги нельзя было создавать. Мы привлекли под личные гарантии инвестиции и превратили часть пустующих студий в главном здании и закрытый цех обработки пленки, полный ржавого оборудования, в творческие пространства. Добились завершения долгостроя — старого инвест-контракта, реализовали один новый — решение тут принимает всегда собственник — государство, в результате еще появились новые площади.
Заботы на работу с резидентами взяла на себя управляющая компания, обслуживание зданий, клининг, текущий ремонт, охрана общих пространств, территория – тоже на ее плече. Главное условие — не менее 50-60% резидентов – творческие. Так и есть — часть из них специализируются на кино и видео, часть — на образовании, музыке, звуке, IT, рекламе, ивентах, есть танцевальные и фотостудии. Есть даже кофейни и барбершопы. Получилось очень неплохо — киностудия симпатично выглядит, прозрачно и планово каждый месяц получает доход на расчетный счет, полностью покрывает все текущие расходы и налоги, понемногу приобретает оборудование, поддерживает молодежные проекты, инвестирует в свои кинопроекты, в технологические и творческие пространства. Та же реконструкция первого павильона — уже отличная история, а еще, теперь у нас есть несколько небольших минипавильонов — по 60–100 метров.






В 2020, кстати, именно благодаря самоотверженной работе небольшой команды Творческого Технопарка, который и управляет работой с резидентами, несмотря на три с лишним месяца полного простоя и медленное восстановление малой экономики, удалось сохранить большую часть резидентов и уже к декабрю 2020 вернуться по доходам от кластера на 90% от уровня декабря 2019. Мы даже вышли на небольшую прибыль по итогу этого непредвиденно сложного года. Правда, пришлось существенно сократить расходы и часть сотрудников нам не удалось удержать.





Елена Трусова:
Вы рассказали о том, что было сделано за последние десятилетия. А были ли неудачи, с какими проблемами столкнулась киностудия?





Михаил Чурбанов:
Были и неудачи. Причем, фатальные. Например, масштабный исторический фильм «Варвара» по мотивам истории России в XIII веке. Его снимали в 2008 году. На этот проект с впечатляющим звездным составом мы очень рассчитывали. Это была отличная возможность заявиться как производственная база. Была собрана мощная операторская и каскадерская команда, отстроено несколько локаций, в том числе целая деревня на берегу Чусовой, которая потом была почти полностью сожжена для финальной сцены фильма. Но вся работа оказалась напрасной. К сожалению, проект не удалось завершить, было снято только 80% материала. У продюсеров в октябре того года, прямо во время съемок, на волне кризиса кончились инвестиции, полностью встали продажи проекта. Например, «слетел» контракт по продаже прав на территорию Украины на 1,5 млн долларов… Думаю, в том году это был не единственный крах в российском кино.






С проблемами сталкивались и после. Ведь с тех пор продакшен проектов полноценно так и не вернулся в регионы. На сегодняшний день все производство в основном сконцентрировано в Москве и Петербурге. Главная причина — конфликт интересов продюсера и киностудии. Продюсеру важно оптимизировать производство, добиться нужного результата с минимально возможным бюджетом, с учетом всех возможных рисков. А киностудии, наоборот, необходимо заработать на услугах проектам. И когда проекты приходят на территорию, киностудии им без рибейтов не интересны, директора стараются напрямую набрать группу, да еще и сэкономить на всем остальном. А большинство продюсеров безоговорочно считают, что проще найти технику и персонал в Москве или Питере и снять проект там же или неподалеку. При этом, никто не считает, сколько времени уходит на переезды в Москве, какие еще издержки возникают. А так — во многом благодаря нашим усилиям индустрия кинопроизводства в Екатеринбурге развита очень даже неплохо, пожалуй, пока лучше, чем в других регионах. Есть любая современная техника, камеры, свет, спецтранспорт и, главное, персонал — есть ребята с опытом на кинопроектах. Хотя сейчас все эти ресурсы заняты, в основном, на рекламных проектах, снимаются короткометражки или промоконтент для цифровых платформ.








Именно поэтому одна из приоритетных задач на сегодняшний день — вернуться к производству телевизионных сериалов с нашим участием. Тогда мы сможем и студию загрузить в плановом режиме, и на самих проектах заработать. У нас уже есть ряд потенциальных партнеров с солидным опытом продаж своего контента, есть перспективные молодые авторы и режиссеры, местные актеры и широкий выбор локаций.
Если же говорить о фильмах… Чтобы снимать на студии одновременно хотя бы по 3-4 проекта в год со средним бюджетом, необходимо пакетное государственное финансирование, без него ни одна государственная киностудия эффективно функционировать не может. А иначе… Быстро растут, но не задерживаются кадры, не происходит и обновления кинотехнологической инфраструктуры. Если же будет такая поддержка Министерства культуры — тогда и киностудии станут интересны независимым продюсерам и опытным режиссерам. 








Пока же мы можем приглашать снимать только молодых. А это – всегда риски. Как, например, в случае с фильмом «Буран» — его режиссер Айнур Аскаров до этого не работал с такими крупными проектами. Мы начали с ним с того, что вместе немного доработали и вывели в российский ограниченный прокат его фильм «Из Уфы с любовью». Индустрия оценила — Айнур получил престижную премию «Блокбастер года» как лучший фильм в ограниченном прокате, потеснив множество иностранных лент.  И затем нам вместе удалось следом сделать масштабный и зрелищный фильм с экшеном и серьезными каскадерскими сценами за весьма приемлемый по сегодняшним меркам бюджет. Идем в прокат, ведем переговоры с платформами, уже засветили проект в Китае.





Елена Трусова:
Есть какие-то подвижки в вопросе рибейтов?





Михаил Чурбанов:
Ну конечно, Свердловской области также не хватает рибейтов, хотя другие регионы уже работают по данной программе. Недавно об этом говорили с Сергеем Михайловичем (Сельяновым — прим. ред.). Конечно, продюсерам нет резона перемещать проект на 2000 км на восток, если на первых порах не будет экономической мотивации. Мы раза три заходили к руководству с предложениями по фильм-комиссии и рибейтам. Решение-то все равно принимает регион, мы лишь можем предложить такой путь. Теперь мы понимаем, что необходимо поменять «направление удара». Все наши просьбы-письма и обращения Ассоциации продюсеров кино и телевидения прямиком направляются в Министерство культуры области, но там нет механизмов реализовать такое решение. И вопрос рибейтов относится не столько к сфере культуры, сколько к экономике. Поэтому нашу инициативу, скорее всего, вскоре поддержит либо Министерство инвестиций и развития, либо Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. Мы же пока тренируемся понемногу на проектах коллег в Пермском крае, где уже есть такая поддержка. Изредка «попутным ветром заносит» некоторые кинопроекты и к нам. Но без рибейтов, продюсеры все везут с собой из Москвы.
Кстати, в 2019 году к нам успела в ноябре доехать целая команда из 7 человек из Китая, они планировали в России съемки очень масштабного фильма весной 2020 года. Но теперь мы все знаем, что нас ожидало.








Елена Трусова:
В продолжение темы прошлого года — как удалось завершить фильм «Буран», о котором вы уже упоминали, в один из самых сложных для производства фильмов период – 2020 год?





Михаил Чурбанов:
Нам все же было проще, в 2020 году мы уже были заняты постпродакшеном фильма, озвучанием и визуальными эффектами. Благо мы нашли мощного технологического партнера. Работа в период пандемии проходила в дистанционном формате. Актера из Якутии писали в Якутске, наших записали на киностудии, московских — в Москве, а наш режиссер в тот момент вообще находился в Уфе.  Композитора — Алексея Ченцова —  увидим уже очно только на премьере, видимо. Долби, кстати, делали на Мосфильме, Карен Георгиевич еще и согласовал нам скидку на услуги, спасибо ему. К завершению работы уже сняли ограничения, и наш продюсер-супервайзер на финале тоже смог принять участие в работе. В итоге проект благополучно завершен, результатом мы очень довольны. А вот во время съемочного периода пришлось столкнуться с очень большими сложностями. Когда мы только начинали снимать в Екатеринбурге в 2019 году, нужен был глубокий весенний снег, именно весной в марте случаются бураны, но в тот год снега не случилось. Поэтому «снег доснимали» в апреле в Кировске. А потом еще добирали некоторые кадры в декабре.








Теперь уже можно сказать, что в «Буране», несмотря на название, все сошлось. Мы  уверены, что зритель полюбит нашу дружную актерскую команду — это Саша Головин, которого знают, как подростки, так и взрослые, Ангелина Поплавская, она теперь — лицо канала СТС, и Маша Лобанова — ее звездочка все ярче горит, начиная с «Тренера». В работе мы задействовали и наших соседей из Башкортостана. Получилась этакая межрегиональная коллаборация. И точно могу сказать, Свердловская киностудия этим проектом показала, что снимать качественный кинопродукт мы умеем.





Елена Трусова:
Давайте еще немного поговорим про документальные проекты. Всего за 15 лет на базе киностудии снято более 90 документальных фильмов…





Михаил Чурбанов:
Действительно, много. Но они — все разные, конечно. Стоит отметить, что наши документальные проекты мы делаем совсем в другом качестве, чем привыкли обычно ожидать зрители от российских документалок. Получаем много отзывов от зрителей — и молодежи, и взрослой  аудитории.  И тот же канал Россия 1 просто так проект к себе в эфир не поставит, там всегда очень тщательный отбор фильмов. И если вспомнить, что я говорил про образовательно-воспитательную направленность кино, то нужно добавить, что на Свердловской киностудии благополучно развивается такое новаторское направление, как мотивирующие фильмы для подростков и семейной аудитории.






Тот же фильм «Стать чемпионом», о трех олимпийских чемпионах из России, снятый в 2015 году, вышел в прокат в кинотеатрах, где его посмотрели 13,5 тысяч зрителей, а это — тоже своеобразный ТОП для неигрового формата в кино. Затем был представлен на мероприятии в ООН как пример проекта по мотивации молодежи к личностному росту, здоровому образу жизни и занятиям спортом. Теперь есть целый цикл: «Стать чемпионом 2. Истоки победы» и «Забег. Стать чемпионом 3», все сняты при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. «Забег», как раз, и показали на России 1 в прайм-тайм.





Елена Трусова:
Некоторые свои проекты вы показываете в школах в регионах России. Например, «Профессии будущего». Какую обратную связь от молодого поколения вы получаете?





Михаил Чурбанов:
Это интересная история. Мы решили идти с этим документальным фильмом прямо к подросткам, потому что они — главная аудитория этого проекта. Хотя потом и оказалось, что его смотрят с одинаковым интересом зрители от 7 до 50 лет. «Профессии будущего» в итоге увидели школьники во всех 85 регионах России. Думали сначала — нет нас в Омске. А недавно к нам пришла поработать на проект одна девушка, она как раз из Омска, и ей 19 лет. И вот в разговоре выясняется, что она в своей школе видела наш фильм. Мы и удивились, и обрадовались.






Фильм затрагивает много важных вопросов — он и о вызовах, стоящих перед образовательной системой, и о новых технологиях, и о том, какие ценности отличают нашу страну от англо-саксонского мира. Фильм показывает, чем живет «продвинутая молодежь», вскрывает их запрос на самоопределение. 93% школьников, а это — десятки тысяч ребят — дали обратную связь, что фильм им очень понравился. В прошлом году состоялась онлайн-премьера совместно с Институтом Развития Интернета — фильм посмотрели свыше 5,5 миллионов зрителей. Для проблемного документального кино это огромная цифра. Проект был представлен и на мультимедийном сервисе Okko, и в социальной сети Одноклассники. И самое главное — он вызвал бурные дискуссии в сети. Почему? Надо смотреть фильм…








Елена Трусова:
Стоит вспомнить и форум Кинохакатон, в рамках которого вы приобрели опыт по поддержке проектов молодых команд из регионов. Расскажите подробнее о нем.





Михаил Чурбанов:
Кинохакатон — это форум кино и креативной экономики. Уже в 2013 году мы обратили внимание на важность объединения этих понятий, этих сфер. И уже тогда на площадке Кинохакатона проходили молодежные питчинги не только по игровому кино, но и по экспериментальной анимации, интернет-сериалам. Здорово, что в 2020 году прошла Российская креативная неделя. Все хорошее, рано или поздно, прорастает. А ведь какое-то время назад нас буквально троллили столичные коллеги: «Что за креативный кластер вы там придумали?»
Мы с самого начала сотрудничали и с проектом Молодежного центра СК России «Питчинг дебютантов» — много раз принимали участие. В том числе, и на наших площадках. Вообще считаю, что важно поддерживать молодых кинематографистов, которые только делают первые шаги в большой мир кино. На базе студии для этого действует Школа кино. Некоторые ученики уже после ее окончания идут работать по профессии, другие — доучиваются в России или за рубежом. Но стоит признать, что школе не хватает качественного образовательного партнера в виде ВУЗа, поэтому сейчас перспективная задача – выстроить сотрудничество со ВГИКом. 





Елена Трусова:
Свердловская киностудия — соорганизатор первого Российского фестиваля кино и интернет-контента «Герои большой страны». В чем идея фестиваля и как проходил отбор проектов?





Михаил Чурбанов:
Придется отвечать немного пафосно, но иначе не скажешь. Оператором фестиваля  выступает Фонд развития культуры и кинематографии «СТРАНА» — звучит очень созвучно. Студия выступает площадкой и помогает делать этот фестиваль, так как мы с командой видим необходимость способствовать созданию и донесению до аудитории качественных зрительских фильмов и интернет-контента, формирующих «образ героя». Одна из его задач — способствовать формированию цельного образа «современного героя» и «героя будущей России» у зрителей и среди самих создателей контента. Ну и, конечно, нужна популяризация среди тех, кто смотрит кино, в первую очередь, среди подростков, фильмов и интернет-проектов, раскрывающих духовные ценности нашей культуры и нравственную этику российского человека, раскрывающих понятия «героизма и подвига» в мирное время, посвященных теме самореализации на благо своих близких, семьи, друзей, всего народа и страны, в целом.
Часть проектов искала и нашла сама команда фестиваля, кого-то настигла «реклама» в сети. В результате на конкурс поступило 419 заявок из 50 регионов России: 78 игровых, 199 документальных, 101 интернет-проект ( в т.ч. короткометражные фильмы, ТВ-программы,  анимационных проекты) и 41 сценарий. В лонг-листе 142 проекта. Основные мероприятия  и награждение победителей фестиваля пройдут в Екатеринбурге 5-8 мая. На фестивале планируются круглые столы, «батлы» с участием разных поколений, ток-шоу с профи от киноиндустрии, ВГИК-лаборатория и кинопоказы-дискуссии. Будет необычно и интересно. Все активности будут сопровождаться онлайн-трансляциями с площадок в социальные сети и на интернет-платформы. Также, в российских школах совместно с проектом «Цифровые мотивирующие уроки» уже запущен спецпроект фестиваля «Урок мужества и подвига #ГероиЕсть» на основе специально снятого для этого короткометражного фильма. Урок хорошо продуман, позволяет поговорить с ребятами на важные темы, получить от них обратную связь. Уже прошло первые несколько тысяч уроков и 95,2% школьников фильм понравился. 








Елена Трусова:
Студия не только выпускает фильмы для молодой аудитории, но и оказывает поддержку молодым авторам. Расскажите, как это происходит?





Михаил Чурбанов:
Киностудия часто поддерживает независимых кинематографистов на стадии девелопмента, постоянно направляет их проекты на конкурсы Минкульта и Фонда кино, консультирует команды при съемках, помогает оборудованием, локациями, костюмами, это касается и студентов Школы кино. Мы в последнее время поддержали ряд полных метров, например: «Межсезонье» Саши Ханта, «Желтый клевер» Томиловой Люды, «По ту сторону стен» Славы Руденко. Хорошо получился «Двойник» Алексея Филимонова и Ольги Филимоновой (Смирновой). Очень любим и тоже поддержали «Васенина» и «Шикарную жизнь» Андрея Григорьева. В прошлом году мы с удовольствием помогли некоторым короткометражным фильмам: «Витрум» Марии Бунт, «Иголочка» Зои Киреевой, «Немой» Олеси Поздеевой, которая, кстати участвовала и победила в конкурсе экранизаций рассказов Стивена Кинга. Еще была пилотная серия web-сериала «Блогерши» Владимира Егорова, «Комната 1010» Субботиной Анны. Совсем еще начинающие режиссеры братья Дворко закончили при поддержке студии свой дебют «Скамейка». Сейчас студия немного помогает молодой независимой кинокомпания в пилотной серии web-сериала «Леночка Касаткина», его тоже молодежная команда делает.








Елена Трусова:
В завершении можете рассказать о ваших надеждах? Каким видите будущее студии?





Михаил Чурбанов:
Я думаю, пришло время для объединения усилий федерального центра и региональной власти и бизнеса вокруг киностудии. На Урале необходимо развивать частно-государственное партнерство в сфере кино и интернет-контента, может, это будет своего рода продюсерский центр с участием студии. При поддержке кинопроизводства со стороны местных крупных компаний и федерального Министерства культуры можно будет загрузить производственную инфраструктуру киностудии объемами заказов, которые позволят и приобретать технику, и содержать технических специалистов. За последние 15 лет команда киностудии доказала свою готовность качественно работать со зрительским контентом, как в игровом, так и в документальном жанре. Все возможности для съемок кино в Свердловской области есть. К тому же мы видим, что у нас получается находить общий язык с молодой аудиторией, поэтому смело смотрим в будущее, ведь это – ее время.





Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса




9 февраля Свердловской киностудии исполнилось 78 лет, это одна из старейший студий, которая была основана в далеком 1943 году. Генеральный директор киностудии Михаил Чурбанов в большом эксклюзивном интервью ПрофиСинема рассказал, как сейчас обстоят дела на предприятии, про опыт сопродюсирования и самые значимые проекты за последние 15 лет, а также про поддержку молодых авторов, зачем Свердловской области необходимы рибейты и многое другое. Елена Трусова: Свердловской киностудии в этом месяце исполнилось 78 лет. В конце прошлого года вы начали разрабатывать новую Долгосрочную программу развития (ДПР). Можете рассказать, что планируете сделать и какой хотите видеть киностудию к 80-летию? Михаил Чурбанов: Само название «киностудия» определяет, что самое главное для такой компании на любом этапе — это обеспечение производства киноконтента всех форматов и жанров, включая, сегодня, и интернет-контент, те же web-сериалы. Киноконтент мы условно разделяем на два типа: развлекательные и воспитательно-образовательные. И, если все сложится, будем стремиться к развитию на киностудии сразу двух этих направлений. Вопреки заблуждению широкой аудитории, без системного финансирования со стороны собственника - государства, мы как студия не можем выступать в качестве полноценных инвесторов кинопроектов. Для государственной кинофабрики это неприемлемые риски — кредит в банке или заем средств у частных инвесторов для собственного производства фильма в случае неудачи может привести к образованию невосполнимых финансовых потерь. И таких критичных примеров достаточно и с государственными киностудиями, и в частном секторе. Зато у Свердловской киностудии есть уникальный опыт сопродюсирования. С участием студии создан целый ряд проектов, включая масштабные телевизионные, которые посмотрели десятки миллионов зрителей. Приведу в пример только несколько из них: фильм режиссера Александра Цацуева «Егерь», полностью произведен на Урале, стал на момент показа вторым по рейтингам на Первом канале после «Титаника». Историческая драма Андрея Кравчука «Адмиралъ» — кинопроект, до сих пор входящий в топ самых кассовых отечественных проектов, был запущен при поддержке Свердловской киностудии, мы привлекли первые инвестиции и осуществляли консалтинговое сопровождение проекта, который завершал уже Первый канал. «Разрешите тебя поцеловать» — снятый Анарио Мамедовым по сценарию-участнику нашего конкурса «Страна» с очень удачным кастингом, Игорем Лифановым и Марией Куликовой, стал основой для производства целой серии фильмов. Были и другие проекты, где мы поучаствовали нашими знаниями и опытом: «Дом солнца», «Влюблен и безоружен», «Забава», «Гена бетон». Благодаря такой работе киностудии удалось зарекомендовать себя в качестве полезного партнера для производителей киноконтента. Сегодня, когда индустрия стремительно меняется, все говорит о том, что, если мы быстро нащупаем новые технологии производства и форматы, то сможем применить наши знания и успешный опыт в новых условиях. Для этих целей киностудия пробует разные форматы партнерских взаимоотношений с киносообществом — это и проведение образовательных мероприятий, и поддержка проектов молодых авторов. В соответствии с обновленной программой развития планируется и обновление технологической инфраструктуры под недорогое и мобильное производство фильмов и сериалов, в том числе, для web-платформ. Сделаны и первые шаги по возвращению на рынок анимационного кино, впервые за 15 лет созданы 2 небольших фильма. В работе новый проект. В перспективе планируем выйти на индустриальные форматы — полнометражные анимационные фильмы и сериалы. Елена Трусова: Вы говорите, у вас никогда не было финансирования текущей деятельности? А доходы от коллекции? Михаил Чурбанов: Без финансирования текущей деятельности и капиталовложений со стороны государства студия, как и все остальные, существует с конца 1990-х. В то время она вообще оказалась на грани: за период с 1993 по 1996 год накопила кучу долгов. В 1998 году на студию обрушились кредиторы с иском о банкротстве. Пришлось придумать решение, причем вовсе не за счет имущества самой киностудии, как утверждают различные «либеральные источники» – был проведен уникальный инвест-конкурс. По условиям инвестор закрывал долги, а взамен получал старое полуразрушенное здание, прав на которое у нас никаких и не было, это же памятник — он и тогда был, и сейчас — в прямом федеральном подчинении. Три раза пришлось проводить конкурс, в результате нашли смельчака, который и погасил долги. Когда эти проблемы преодолели, студия начала развиваться. Правда, с такого дна… И надо было найти решение, как выжить дальше. А коллекции нет у студии еще с 2003 года, когда она была передана Свердловскому фильмофонду, а затем — Госфильмофонду. По решению Совета директоров обращались с предложениями направить часть доходов от нее на развитие студии, но пока этого не случилось. Кстати, несмотря ни на что, студия в 2007 году впервые за 28 лет (!) купила кинокамеру. Это был Arriflex 435 Xtream — очень хорошая пленочная кинокамера, за три года до этого на такую же снимали ремейк «Кинг Конга». Но уже через четыре года на рынок вышли цифровые камеры… Елена Трусова: Продолжим разговор о работе и доходах киностудии. Как видно из открытых источников, на площадке креативного кластера студии на сегодняшний день действуют творческие команды и предприниматели в сфере кино, рекламы, творческого образования и досуга. Расскажите немного об этом. Михаил Чурбанов: Все просто. Это было осмысленное решение — «нужно было платить по счетам», новые долги нельзя было создавать. Мы привлекли под личные гарантии инвестиции и превратили часть пустующих студий в главном здании и закрытый цех обработки пленки, полный ржавого оборудования, в творческие пространства. Добились завершения долгостроя — старого инвест-контракта, реализовали один новый — решение тут принимает всегда собственник — государство, в результате еще появились новые площади. Заботы на работу с резидентами взяла на себя управляющая компания, обслуживание зданий, клининг, текущий ремонт, охрана общих пространств, территория – тоже на ее плече. Главное условие — не менее 50-60% резидентов – творческие. Так и есть — часть из них специализируются на кино и видео, часть — на образовании, музыке, звуке, IT, рекламе, ивентах, есть танцевальные и фотостудии. Есть даже кофейни и барбершопы. Получилось очень неплохо — киностудия симпатично выглядит, прозрачно и планово каждый месяц получает доход на расчетный счет, полностью покрывает все текущие расходы и налоги, понемногу приобретает оборудование, поддерживает молодежные проекты, инвестирует в свои кинопроекты, в технологические и творческие пространства. Та же реконструкция первого павильона — уже отличная история, а еще, теперь у нас есть несколько небольших минипавильонов — по 60–100 метров. В 2020, кстати, именно благодаря самоотверженной работе небольшой команды Творческого Технопарка, который и управляет работой с резидентами, несмотря на три с лишним месяца полного простоя и медленное восстановление малой экономики, удалось сохранить большую часть резидентов и уже к декабрю 2020 вернуться по доходам от кластера на 90% от уровня декабря 2019. Мы даже вышли на небольшую прибыль по итогу этого непредвиденно сложного года. Правда, пришлось существенно сократить расходы и часть сотрудников нам не удалось удержать. Елена Трусова: Вы рассказали о том, что было сделано за последние десятилетия. А были ли неудачи, с какими проблемами столкнулась киностудия? Михаил Чурбанов: Были и неудачи. Причем, фатальные. Например, масштабный исторический фильм «Варвара» по мотивам истории России в XIII веке. Его снимали в 2008 году. На этот проект с впечатляющим звездным составом мы очень рассчитывали. Это была отличная возможность заявиться как производственная база. Была собрана мощная операторская и каскадерская команда, отстроено несколько локаций, в том числе целая деревня на берегу Чусовой, которая потом была почти полностью сожжена для финальной сцены фильма. Но вся работа оказалась напрасной. К сожалению, проект не удалось завершить, было снято только 80% материала. У продюсеров в октябре того года, прямо во время съемок, на волне кризиса кончились инвестиции, полностью встали продажи проекта. Например, «слетел» контракт по продаже прав на территорию Украины на 1,5 млн долларов… Думаю, в том году это был не единственный крах в российском кино. С проблемами сталкивались и после. Ведь с тех пор продакшен проектов полноценно так и не вернулся в регионы. На сегодняшний день все производство в основном сконцентрировано в Москве и Петербурге. Главная причина — конфликт интересов продюсера и киностудии. Продюсеру важно оптимизировать производство, добиться нужного результата с минимально возможным бюджетом, с учетом всех возможных рисков. А киностудии, наоборот, необходимо заработать на услугах проектам. И когда проекты приходят на территорию, киностудии им без рибейтов не интересны, директора стараются напрямую набрать группу, да еще и сэкономить на всем остальном. А большинство продюсеров безоговорочно считают, что проще найти технику и персонал в Москве или Питере и снять проект там же или неподалеку. При этом, никто не считает, сколько времени уходит на переезды в Москве, какие еще издержки возникают. А так — во многом благодаря нашим усилиям индустрия кинопроизводства в Екатеринбурге развита очень даже неплохо, пожалуй, пока лучше, чем в других регионах. Есть любая современная техника, камеры, свет, спецтранспорт и, главное, персонал — есть ребята с опытом на кинопроектах. Хотя сейчас все эти ресурсы заняты, в основном, на рекламных проектах, снимаются короткометражки или промоконтент для цифровых платформ. Именно поэтому одна из приоритетных задач на сегодняшний день — вернуться к производству телевизионных сериалов с нашим участием. Тогда мы сможем и студию загрузить в плановом режиме, и на самих проектах заработать. У нас уже есть ряд потенциальных партнеров с солидным опытом продаж своего контента, есть перспективные молодые
Понравилось:
Автор: Lawman
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Дмитрий Светозаров: «Мой рациональный подход
04.10.21, 08:15
Виктор Рыжаков: «Кино состоит из множества
18.09.21, 08:15
Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Михаил и Лили Идовы: «Наши работы всегда
11.07.21, 08:15
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Смертельно опасно: более 250
Психологи объяснили, что движет людьми, которые отваживаются на экстремальную съемку.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика