Уходящий год стал, пожалуй, пока что самым тяжелым в истории современного отечественного кинопроката. После начала специальной военной операции представительства крупнейших голливудских студий покинули Россию — и это событие определило состояние кинотеатральной отрасли не только в 2022, но и, по меньшей мере, в наступающем году.
Ранее портал ПрофиСинема писал о главных событиях российской индустрии, произошедших за последние двенадцать месяцев, рассмотрели ситуацию с отечественным кино в российском прокате, а также поделились списком своих самых ожидаемых грядущих релизов.
По подсчетам редакции ПрофиСинема с 23 декабря 2021 года по 22 декабря 2022 года в отечественных кинотеатрах вышло 562 российских и зарубежных фильма без учета сборников короткого метра; показанных на большом экране балетных и театральных постановок, концертов и опер; вышедших в повторный прокат классических лент, а также релизов с росписью менее 10 площадок. Их общая касса составила 21,3 млрд рублей.
Из выпущенных картин 354 — зарубежные, что составляет 63% от общего числа релизов. Суммарно они заработали порядка 10,1 млрд рублей (47% от общей кассы), что является необычайно низким показателем: для сравнения — в 2021 году иностранные релизы одного только UPI принесли в отечественную кассу 11,9 млрд рублей).
В прошлом году выходило 372 ленты иностранного производства, что составило 71% от общего числа релизов.
Топ-10 зарубежных фильмов в прокате России в 2022 году
№
Фильм
Дата релиза
Жанр
Дистр.
Общие сборы
Кол-во зрителей
к/т
1
10.02.2022
SPPR
1.728.201.067
5.438.137
1733
2
23.12.2021
UPI
1 043 029 783
3 227 152
2037
3
10.02.2022
WDS
733 938 631
2 033 499
1870
4
13.01.2022
WDS
399 907 501
1 179 541
2070
5
08.09.2022
Вольга
263 039 930
778 590
1057
6
03.02.2022
ЦПШ
262 409 399
825 691
2001
7
20.01.2022
WDS
251 525 940
710 455
723
8
21.07.2022
Вольга
250 867 547
1 125 402
1806
9
13.01.2022
ЦПШ
242 948 234
838 469
1709
10
23.02.2022
Парадиз
214 558 981
733 314
1420
Из десяти самых кассовых иностранных картин восемь вышли до 24 февраля. В предыдущие годы в Топ-10 зарубежного кино доминировали франшизы и продолжения. В 2022 большинство фильмов-лидеров — оригинальные проекты, однако обусловлено это исключительно неблагоприятной конъюнктурой, не связанной с киноиндустрией и привычками зрителя. В международном прокате, а также в США и Канаде практически вся годовая десятка состоит из сиквелов, приквелов и продолжений, в России было бы так же — подтверждением служит тот факт, что первые четыре строчки достались именно франшизным лентам, успевшим выйти в первом квартале.
Шесть картин вошло в рейтинг Топ-10, заработав менее 300 млн рублей. Если бы в России присутствовали мейджоры, эти проекты расположились бы не выше 30 места.
Самым кассовым зарубежным фильмом в отечественном прокате 2022 года стал экшен «Анчартед: на картах не значится» от SPPR. Конечно, картина не заняла бы верхнюю строчку, не будь она последним крупным официальным релизом от голливудского мейджора. Например, в Северной Америке блокбастеры, вышедшие после февраля-марта оттеснили «Анчартед» аж на 12 место в годовом зачете. В мировом рейтинге за год лента разместилась на 13 позиции.
Тем не менее, фильм стал самой кассовой экранизацией видеоигр в российском прокате. Всего лишь два подобных проекта из всех, рассмотренных с 2010 года, смогли преодолеть отметку в 1 млрд рублей.
Самые кассовые экранизации видеоигр в российском прокате*
№
Фильм
Дистр.
Дата релиза
Общие сборы
Кол-во зрителей
1
SPPR
10.02.2022
1.728.201.067
5.438.137
2
UPI
26.05.2016
1 477 249 207
5 523 763
3
FOX
05.01.2017
993 250 999
3 532 573
4
UPI
08.04.2021
865 707 198
2 935 853
5
ЦПШ
20.02.2020
693 220 362
3 132 484
*выборка производилась по проектам с 2010 года
Все ленты из Топ-10, относящиеся к кинофраншизам, продемонстрировали заметное снижение сборов по отношению к предыдущим частям на мировом и североамериканском рынках. В России ситуация несколько отличается.
Вторая часть «Зверопоя» заработала в России незначительно больше оригинального фильма 2017 года — 1 млрд против 978 млн рублей соответственно. В Северной Америке и в мире сборы сиквела, наоборот, заметно упали относительно первой картины — с $271 млн до $163 млн дома; с $634 млн до $408 млн в глобальном прокате.
Схожая ситуация — и с триллером «Смерть на Ниле» Кеннета Браны от WDS. В России лента показала более скромные результаты, нежели предыдущий проект режиссера по роману Агаты Кристи — «Убийство в восточном экспрессе» — 734 млн против 940 млн рублей соответственно. В мировом прокате падение кассы второй части по отношению к первой значительно заметнее — $137 млн против $353 млн. В тех же пропорциях снизились сборы и на домашнем рынке — до $46 млн со $103 млн.
Российские показатели третьего фильма франшизы «Kingsman» соответствуют общемировому тренду серии. Сборы проекта уверенно снижаются.
Сборы фильмов франшизы Kingsman
Фильм
Дистр.
Дата релиза в РФ
Сборы РФ
Сборы (Сев.Америка)
Сборы (мир)
WDS
13.01.2022
399.907.501
$37 млн
$126 млн
FOX
21.09.2017
735 507 489
$100 млн
$411 млн
FOX
12.02.2015
647 240 226
$128 млн
$414 млн
Предсеансовое обслуживание
В 2022 году на фоне резкого снижения сборов часть российских кинотеатров пошла на отчаянные меры: воспользовавшись постановлением правительства от 16 августа 2021 г. № 1338, в котором содержится понятие бесплатного «предсеансового обслуживания», стали легально показывать нелегальное кино. Билеты официально продавались на короткометражные или полнометражные российские ленты, а перед ними зрителю условно-бесплатно демонстрировали новые голливудские блокбастеры — в том числе «Аватар: Путь воды», «Черная пантера: Ваканда навсегда», «Черный Адам» и так далее. Подробнее об этом новом феномене российского проката портал ПрофиСинема рассказывал еще осенью.
Короткометражные и полнометражные российские фильмы, на которые кинотеатры продавали билеты, с завидной регулярностью повторялись. Их сборы, за некоторым исключением, доступны в ЕАИС.
Сборы картин, упоминавшихся в анонсах предсеансового обслуживания
Название фильма
Сборы (июль 2022 – декабрь 2022)*
Сеансы (июль 2022 – декабрь 2022)*
74 952 629
15 954
28 721 924
8 898
18 415 201
11 144
16 104 562
6 678
11 778 066
5 706
8 380 890
2 402
7 044 629
2 769
6 624 816
2 574
5 283 822
2 263
3 862 386
1 139
3 463 409
1 087
3 389 730
1 517
1 838 719
515
912 485
280
нет данных
нет данных
*по состоянию на 20 декабря 2022, данные по ЕАИС
Рассчитать точные общие сборы нелицензированных зарубежных лент не представляется возможным. Но очевидно, что общая касса картин, выпускавшихся с «предсеансовым обслуживанием», в десятки раз ниже потенциального бокс-офиса, который могли заработать голливудские блокбастеры, вышедшие официально и с соответствующей рекламной кампанией.
Великое переселение дистрибьюторов
В прошлом году на кинопрокатном рынке России присутствовали четыре однозначных «тяжеловеса»: UPI, WDS, SPPR, ЦПШ.
В 2022 году наиболее значимыми дистрибьюторами страны стали ЦПШ, Вольга, Наше кино, Каропрокат, WDS (успевший выпустить ряд ярких проектов до марта) и Экспонента. Их картины чаще всего попадали в еженедельные Топ-10.
В 2022 году громко заявила о себе компания Global Film — восьми ее лентам удалось попасть в еженедельные Топ-10. Прокатчик специализируется на остросюжетных зарубежных триллерах, наиболее успешным из ее проектов стал фильм «Вышка», заработавший 162 млн рублей и продержавшийся в десятке лидеров шесть недель (из них две — на первом месте).
Не все новые игроки рынка воспользовались возможностями в отсутствии мейджоров. У компании Arna Media, созданной в ноябре 2021 года, самой кассовой стала российская спортивная драма «Начать сначала» со сборами 55 млн рублей. У АВК’PRO, созданной Ассоциацией владельцев кинотеатров, ни один проект не вышел в лидеры по итогам уикендов, а самые большие сборы показала отечественная молодежная мелодрама «Новенький» — 7 млн рублей.
Ставка на импорт из «дружественных» стран — надежды не оправдались
В марте-апреле представители индустрии и госорганов периодически проговаривали тезис о замене голливудских лент в прокате картинами из дружественных стран — в том числе из Китая и Индии. Как показала практика, расчет не оправдался. Так, самым кассовым китайским фильмом, если не учитывать западные проекты, созданные при софинансировании со стороны китайских компаний, стала анимационная лента «Побег из космоса». Она заработала лишь 45 млн рублей.
В Топ-10 фильмов, произведенных странами, не внесенными в список «недружественных», вошли только анимационные ленты и хорроры (с единственным исключением в виде белорусской комедии). Подобная жанровая однородность объясняется просто: хорроры и жанровая анимация во всем мире довольно схожи по стилистике и канонам, поэтому одинаково воспринимаются публикой в разных странах. Однако именно эти жанры давно научились делать и в России. Блокбастеры из «дружественных» стран, как правило, опираются на малознакомые и отчасти экзотические для отечественного зрителя реалии и культуру, что практически сводит к нулю их кассовый потенциал. Например, суперпопулярная в Китае военная драма «Битва на озере» заработала дома $899 млн, а в отечественном прокате — около 200 тысяч рублей.
Топ-10 фильмов производства «дружественных» стран*
Фильм
Страна
Дистрибьютор
Сборы
Побег из космоса
(анимация)
Китай
Экспонента
44 538 322
Кукла. Последнее проклятие
(игровой хоррор)
Мексика
Наше кино
37 753 452
Крутые яйца 2
(анимация)
Мексика
Парадиз
35 211 673
Астрал. Реинкарнация
(игровой хоррор)
Филиппины
Кинологистика
25 206 061
Приключения царя
(анимационный)
Армения
Белые ночи
18 089 823
Проклятие. Дом с прислугой
(игровой, хоррор)
Таиланд
Кинологистика
16 733 568
Потустороннее
(игровой, хоррор)
Гонконг (Китай)
World Pictures
11 067 753
Добро пожаловать в семью
(игровой, комедия)
Беларусь
Arna Media
8 693 897
Земля. Перезагрузка
(боевик, триллер)
Китай
Кинологистика
Стражи Терракоты
(анимационный)
Китай
Magic Film Company
2 113 680
*В выборку попали ленты, не имеющие софинансирования из «недружественных» государств.
Лидеры по продолжительности пребывания в Топ-10 по уикендам
В 2022 году десяти картинам удалось продержаться в еженедельном Топ-10 от 8 до 14 недель — из них половина фигурировала в рейтинге лидеров от 10 недель. В 2021 и 2022 году ни одной ленте не удавалось оставаться в топе более 9 уикендов. Подобные рекорды во многом обусловлены рыночной конъюнктурой — в отсутствии релизов от крупных зарубежных игроков шесть лент — «Анчартед», «Пес-самурай», «Одна», «Сердце пармы», «Артек», «Три тысячи лет желаний» и «Смерть на Ниле» — собирали заметную долю кинотеатральной кассы дольше, чем могли бы в иных условиях.
Сравнение уикендов 2021 и 2022 гг. по общим сборам Топ-10 (в млн рублей)
С 9 уикенда 2022 года, выпавшего на 24-27 февраля, общие сборы Топ-10 по итогам выходных лишь дважды — на 44 и 45 уикендах — превысили суммарную кассу десятки лидеров по отношению к соответствующим выходным 2021 года. Подобные результаты были во многом обусловлены с одной стороны — довольно слабыми релизами, входившими в кинотеатрах в соответствующие периоды 2021, с другой — показателями «Сердца пармы», ставшего спасительным кругом для российских кинотеатров минувшей осенью.
Соотношение количества зарубежных и российских фильмов в еженедельных Топ-10 в 2022 и 2021 гг.
Доля российских и зарубежных релизов в сборах еженедельных Топ-10 в 2022 и 2021 гг. (млн рублей)
Уход голливудских мейджоров с российского рынка, вопреки популярным в последние годы теориям, не привел к взрывному росту сборов отечественного контента. Заметно выросла доля российских картин в прокате, число строчек, доставшихся им в еженедельном Топ-10, а также доля приходящихся на них сборов. Однако, в абсолютных величинах выручка отечественных лент увеличилась незначительно. По большому счету, касса российского проката снизилась на сумму сборов мейджоров — и потеря эта пока осталась без замены.
Международная панорама
В глобальном прокате лидером 2022 года стал экшен «Топ Ган: Мэверик», заработавший $1,5 млрд по всему земному шару (на $400 млн меньше чемпиона предыдущего года — экшена «Человек-паук: нет пути домой»). Сиквел ленты о бесстрашном летчике с Томом Крузом возглавил годовой рейтинг и на домашнем рынке с результатом $718 млн.
В Топ-10 мирового проката за 2022 год 8 строчек из 10 досталось американским проектам. Последние — 9 и 10 позиции — заняли китайские ленты «Битва на озере 2» и «Лунный человек». Практически всю свою кассу они собрали на домашнем рынке.
Китайских лент в международном рейтинге в предыдущие годы было больше. В 2021 картины производства Поднебесной заняли вторую, третью и шестую позиции. По итогам 2020 года, отмеченного пандемией, первое, четвертое, восьмое и девятое места достались китайским фильмам, второе место — японскому аниме. Отметим, что Китай в 2022 году столкнулся с очередной волной пандемии, которая подорвала в том числе и его кинотеатральную отрасль.
Кинопрокат США и Канады до сих пор не оправился от последствий пандемии. С 2009 по 2019 гг. кинотеатры Северной Америки собирали по $10-11 млрд ежегодно. В 2020 их касса обрушилась до $2 млрд; в 2021 составила $4,5 млрд; в 2022 — $7,2 млрд.
Летом в североамериканском прокате случился любопытный сбой: с середины июля по начало сентября на фоне нехватки крупных блокбастеров еженедельные сборы десяток лидеров по итогам уикендов почти беспрерывно падали восемь недель. В Топ-3 первых сентябрьских выходных в итоге попали боевик «Топ Ган: Мэверик» на 15 неделе проката и перевыпущенный экшен «Человек-паук: Нет пути домой», премьера которого состоялась ещё зимой 2021 года.
На глобальном рынке голливудская индустрия столкнулась с несколькими кинотеатральными неудачами. Экшен «Черный Адам» от Warner Bros. заработал в международном прокате $391 млн при бюджете в $195 млн на производство и около $80 млн на маркетинг. Анимационная лента «Странный мир» от Disney собрала $63 млн в мире при производственном бюджете в $180 млн. Выручка еще одного анимационного проекта — «Базз Лайтера» от Disney и Pixar — составила $226 млн в мире при производственном бюджете в $200 млн. У всех лент около половины финального бокс-офиса приходится на домашний рынок.
Эти и другие картины могли бы заработать больше, однако, по ряду причин, они лишились нескольких довольно крупных рынков. Из России крупные мейджоры ушли сами. Прокат «Странного мира» и «Базз Лайтера» не состоялся в более чем десяти странах исламского мира из-за наличия в их сюжетах ЛГБТ-тематики. Во Франции релиз «Странного мира» был отменен на фоне недовольства Disney местной политикой по поводу прокатных окон. В Китае кинопрокат и вовсе остановился с середины сентября из-за очередных локдаунов.
Пока крупные мейджоры лишались ряда международных рынков, некоторые фильмы от независимых компаний смогли получить значительную долю международной кассы в России. В отечественных кинотеатрах заработали:
Австралийско-американское фэнтези «Три тысячи лет желаний» (Вольга) — $4,1 млн из $19,1 млн мировых сборов;
Анимационный фильм «Пёс-самурай и город кошек» (Вольга) — $3,9 млн из $41,5 млн;
Американский триллер «Вышка» (Global Film) — $2,6 млн из $17,4 млн;
Франко-бельгийская анимация «Кролецып и Хомяк Тьмы» — $2,1 млн из $10,4 млн;
Американский хоррор «Джиперс Криперс: Возрождённый» — $1,6 млн из $6 млн.
Стоит отметить, что приведенные примеры — довольно слабое утешение для отечественной индустрии. С точки зрения производителей этих фильмов сборы на российском рынке — значимые. Для российского рынка — мизерные.
***
До пандемии в России периодически звучало мнение — голливудские ленты не дают зарабатывать отечественным проектам. Слова постепенно подкреплялись делом: даты релизов зарубежных блокбастеров административно сдвигались, чтобы расчистить потенциально кассовые уикенды для отечественных продуктов. Порой, как в периоды новогодних битв, этот расчет оправдывался — и российские тайтлы «двигались вверх» по таблице рекордных сборов. Иногда, как в случае финала «Мстителей», отложенного ради авантюрной картины «Миллиард», результаты оказывались не особо впечатляющими.
В 2022 году желания российских кинодеятелей и киночиновников сбылись — но теория не оправдала себя на практике. В общем и целом, сборы кинотеатров снизились как раз на сумму потенциальной выручки голливудских мейджоров, а бокс-офис российских релизов хоть и вырос незначительно, но рост этот совершенно не перекрывает потерь. Ложка меда в бочке дегтя — заметная доля российской выручки в мировой кассе отдельных независимых иностранных проектов, однако для выживания кинотеатров эти средства роли практически не играют.
Рассчитывать на помощь извне не приходится. Российской киноиндустрии придется научиться жить самостоятельно.