В конце марта 2022 года портал ПрофиСинема объявил, что в условиях усиления неопределенности, возникшей из-за событий в Украине, дальнейший опрос и анализ Индекса предпринимательских настроений, основанного на экспертных оценках, становится невозможным. За прошедшие три месяца ситуация в киноиндустрии не улучшилась, но накопились статистические данные, позволяющие проанализировать, каким образом изменилось положение дел в отдельных секторах отрасли, и сделать прогнозы на ближайшую перспективу. Мы начинаем публикацию аналитических отчетов о состоянии киноотрасли под условным названием «Вместо Индекса ПрофиСинема».
До и после
Обычно в таких материалах принято делить временные периоды на месяцы и кварталы, но начало военной операции в Украине продиктовало совершенно иную логику временного деления – «до» и «после».
До
Напомним, что в январе 2022 года Индекс предпринимательских настроений в киноиндустрии был чуть ниже прогнозов. Не везде Новогодняя битва оправдала ожидания экспертов. Вторая половина месяца, как всегда, оказалась очень слабой. Прогнозы на февраль были не слишком оптимистичные, репертуар хороший, но волна пандемии накрыла страну. Общая касса Топ-10 проката падала в январе от недели к неделе. На 5 уикенде 2022 года она снизилась до локального минимума первых двух месяцев – и составила 290,3 млн рублей, что было ниже как аналогичных показателей соответствующего периода 2021 года (559 млн рублей), так и 2020 года (642 млн рублей).
В начале февраля, с выходом нескольких голливудских блокбастеров, кассовые сборы первой десятки стали расти и уже к 7 уикенду сборы Топ-10 взлетели до 754 млн рублей – самого высокого значения за весь 2022 год после завершения Новогодней битвы. До конца февраля кривая кассовых сборов плавно ползла вниз, но эксперты не понижали своих оценок, ожидая улучшения ситуации на рынке по мере выхода крупных голливудских блокбастеров и дальнейшего ослабления противоковидных ограничений.
После.
Кинопоказ. После 24 февраля началась лавина заявлений голливудских мейджоров о приостановке бизнеса в России на неопределенное время. Первым был Disney, отозвавший свои релизы. Таким же образом поступила и Sony Pictures: с 1 марта компания остановила кинопрокат своих проектов в нашей стране, а 11 марта заявила о приостановке всей деятельности в России – отложила цифровые релизы и заморозила сделки по дистрибьюции контента на телевидении. Почти одновременно с Sony к бойкоту присоединилась WarnerMedia, отказавшаяся от выпуска самого ожидаемого блокбастера – «Бэтмен». В своем заявлении представители компании также отметили, что будут «следить за развитием ситуации» и надеются «на быстрое и мирное разрешение этой трагедии». В середине марта и медиахолдинг Paramount Global объявил об остановке деятельности в России.
В начале марта Ассоциация владельцев кинотеатров прогнозировала потери до 80% выручки. Реальность оказалась близка к прогнозам.
По данным портала ПрофиСинема, падение выручки за период апрель–июнь составило 73% по сравнению с допандемийным 2019 и 62,5% по сравнению с 2021 годом.
Это было только начало падения, так как еще в апреле–мае продолжали дорабатывать релизы, вышедшие в начале весны. Лето – традиционный мертвый сезон для российских релизов, и крупные отечественные проекты в июне–августе в прокат не выходят. В последний уикенд июня сборы Топ-10 достигли минимального значения за полугодие, составив 103,7 млн рублей. Очевидно, что тенденция на снижение сборов продолжится в ближайшие месяцы.
Еще в середине апреля эксперты портала ПрофиСинема прогнозировали, что в условиях падения сборов у кинотеатров возникнут кассовые разрывы, что приведет к кризису неплатежей в отрасли. Наши прогнозы подтвердились. Весной отечественные кинотеатры перестали платить голливудским мейджорам Universal, Disney, Warner Bros., Sony и представляющим их интересы в России компаниям за уже вышедшие фильмы. Должниками стали практически все, но основной долг у крупнейших показчиков, в их числе объединенная киносеть Синема парк, Формула кино, Киномакс и другие.
В худшем положении оказалась компания Sony Pictures Productions and Releasing, прокатывающая фильмы Sony Pictures и выпустившая в конце 2021 – начале 2022 года наибольшее количество крупных релизов, включая фильмы «Человек-паук: Нет пути домой» и «Анчартед: На картах не значится». В лучшем положении – студия Paramount, фильмы которой в России прокатывает Централ Партнершип, поскольку долгов у киносетей перед ней нет.
Киносети прекратили платить не только за голливудские фильмы, но и за совместно снятые российскими продюсерами и американскими мейджорами проекты.
По словам генпродюсера студии Yellow, Black & White, снявшей франшизу «Последний богатырь», Дениса Жалинскиого, «продюсеры фильма недополучили от кинотеатров более 200 млн рублей». По мере сокращения финансовой подушки кризис неплатежей может затронуть и других российских дистрибьюторов, а по цепочке и продюсеров.
Еще одной проблемой, с которой столкнутся в среднесрочной перспективе руководители кинотеатров – сложности с заменой и обслуживанием, установленного цифрового оборудования, и покупкой расходников. По разным оценкам, до 90% оборудования – импортная техника. Из-за практически полной остановки поставок остается надеяться лишь на параллельный импорт. Кто будет им заниматься в условиях падения спроса, когда он заработает, – большой вопрос. Впрочем, эту проблему придется решать тем счастливчикам, которые выживут после кризиса. Эксперты отрасли говорят о том, что финансовые проблемы, уже приводят к переводу работы кинотеатров в режим неполной недели, а то и к закрытию площадок, и к началу осени могут остаться от 20 до 50% залов.
Меры поддержки, о которых заявляют федеральные, местные и региональные власти, явно недостаточны.
Меры поддержки, о которых заявляют местные и региональные власти, явно недостаточны. Правительство отказалось выделять на спасение кинопоказчиков 6,5 млрд рублей. Министерство культуры готово поддержать кинотеатры при условии, что они начнут оказывать содействие продюсерам в плане маркетинга, помогать грамотно расставлять релизы и «отрабатывать то, что они раньше вообще не делали», по словам Ольги Любимовой.
Но проблема гораздо глубже. Нехватку крупных релизов, способных привлечь в залы аудиторию, нельзя заменить маркетинговыми решениями. Российские фильмы, которых в первом полугодии вышло более 60, не в состоянии занять нишу голливудских блокбастеров. Десяток не вышедших в России с начала марта проектов имел кассовый потенциал от 0,5 до 1,5 млрд рублей.
Кинотеатры пытаются сохранить аудиторию понижая среднюю цену на билеты. Как результат, падение в числе зрителей за апрель–июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 57,5%, что меньше чем падение кассовых сборов за тот же период.
Кинотеатры пытаются сохранить аудиторию понижая среднюю цену на билеты. Как результат, падение в числе зрителей за апрель–июнь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 57,5%, напомним, что снижение кассы составило 62,5%. Но эластичность спроса имеет свои пределы, и потенциал понижения цены билета при официальной инфляции в РФ более 15% уже исчерпан.
Предпринимаются попытки вернуть крупные западные релизы в обход ушедших с российского рынка студий. Включая находящийся за гранью правого поля «киноклубный показ голливудских блокбастеров» и «сравнительно честное», озвученное Михаилом Швыдким предложение по параллельному прокату.
Если с нелегальным киноклубным показом все ясно, и этот вопрос ждет реакции правоохранительных органов, то с параллельным прокатом или принудительным лицензированием контента все немного сложнее.
С одной стороны, сторонники параллельного проката подчеркивают, что подобный механизм, при правильном правовом оформлении не будет пиратством, так как «показываются фильмы – отчисляются деньги». Теоретически, возможность ввести принудительное лицензирование исключать нельзя, но это сложно, затратно и маловероятно.
В России за последние двадцать лет очень много сделано в области защиты авторских прав. В 70 главе ГК этот вопрос описан очень подробно и не допускает возможности принудительного лицензирования, более того, исходя из буквы закона – принудительное лицензирование, то есть использование контента без согласия автора, является прямым нарушением. Даже если законодатель пойдет на изменение статей, это длительный процесс, исчисляющийся несколькими месяцами, если не годами.
Кроме того, для всех зарубежных правообладателей (причем не только из недружественных стран, а для всех) каждый факт «принудительной лицензии» будет истолкован как нелицензированное использование их произведений российскими хозяйствующими субъектами несмотря на то, что последние действовали в рамках российского права, отечественные дистрибьюторы прекрасно это осознают. Воплощение подобной практики может лишь затруднить закупки контента за рубежом, развяжет руки пиратам, откроет ящик Пандоры с непредсказуемыми последствиями, в том числе и для отечественных авторов.
Не стоит забывать и про чисто технические сложности. Привлекательность любого современного голливудского блокбастера – в совокупности визуальных и аудиоэффектов. Где гипотетический прокатчик такого продукта возьмет исходные материалы фильма, для проведения необходимых работ по локализации?
Увеличение выручки независимых компаний за последние два месяца оказалось относительно небольшим (в среднем по рынку, по данным портала ПрофиСинема, от 10 до 25%). Нишу голливудских блокбастеров не удалось занять ни отечественным фильмам, ни зарубежным релизам.
Внезапный и массовый уход мейджоров несколько ослабил конкуренцию. В условиях дефицита контента расписать релиз стало легче. Однако, увеличение выручки независимых компаний за последние два месяца оказалось относительно небольшим (в среднем по рынку, по данным портала ПрофиСинема, от 10 до 25%). Причем касса отечественных фильмов, в условиях практически полного отсутствия конкуренции с голливудскими блокбастерами, также существенно не растет. У российских и независимых зарубежных проектов есть своя аудитория, ее доля относительно всей кинотеатральной аудитории достаточно стабильна и невелика.
Поведение потребителя на практике опровергло тезис о засилье голливудских фильмов в российских кинотеатрах. У кинозрителей появился выбор из большого количества релизов, разных по жанру и по стране происхождения, однако массовый зритель на них так и не пошел.
На первых порах независимые дистрибьюторы получат некоторую выгоду от отсутствия на рынке голливудских мейджоров, но по мере ухудшения финансового положения кинопоказчиков они также столкнутся с сокращением доходов. Вначале их ждет кризис неплатежей, который будет предшествовать банкротству или ликвидации кинотеатров. Затем по мере сокращения числа площадок вновь обострится конкуренция между независимыми дистрибьюторами за сузившийся кинотеатральный рынок, который в свою очередь вызовет сокращение числа дистрибьюторов.
Продюсеры. Оказались самой защищенной частью киноиндустрии. Но очевидно, что «расчистка поляны», о которой продюсеры мечтали много лет, сработала не совсем так, как им хотелось бы. С одной стороны, дефицит контента позволил де-факто ввести систему долгого проката, качественные релизы могут оставаться в кинотеатрах ровно столько времени, сколько на них будет идти зритель. С другой стороны, сборы российских фильмов наглядно показали, что увеличение сеансов не приводит к пропорциональному росту аудитории и кассовых сборов. Для продюсеров ситуация будет иметь отложенный эффект, но рано или поздно и они столкнутся с дефицитом площадок для показа, что значительно понизит возможность окупаемости крупнобюджетных проектов.
Выводы и прогнозы на второе полугодие
Государственная поддержка в ситуации кризиса распределяется неравномерно, по той же модели, что и ранее. Львиную долю как получали, так и получают кинопроизводящие компании.
Если не будут сделаны реальные и существенные шаги по поддержанию кинотеатрального сектора, во втором полугодии нас ждет существенного сокращение кинотеатров, а значит дальнейшее сокращение сборов, уменьшение доступности услуги кинопоказа в регионах, усиление конкуренции между дистрибьюторами, снижение окупаемости отечественных картин, как следствие усиление зависимости продюсеров от госфинансирования.
В результате, если не будут сделаны реальные и существенные шаги по поддержанию кинотеатрального сектора, во втором полугодии нас ждет существенного сокращение кинотеатров, а значит дальнейшее сокращение сборов, уменьшение доступности услуги кинопоказа в регионах, усиление конкуренции между дистрибьюторами, снижение окупаемости отечественных картин, как следствие усиление зависимости продюсеров от госфинансирования. Скорее всего, полного коллапса кинопоказа по всей стране не случится. По аналогии с предыдущими шагами правительства, можно предположить, что несколько крупных киносетей будут признаны критически значимыми для киноотрасли.