— художественный фильм, снятый в 1973 году в Евпатории режиссёром Иосифом Хейфицем по повести Антона Чехова «Дуэль».
«Плохой хороший человек»Сюжет фильма строится на противостоянии двух ярких личностей — Лаевского (Олег Даль) и фон Корена (Владимир Высоцкий). У каждого из них есть свои принципы, своя жизненная позиция.
Для фон Корена Лаевский олицетворяет все человеческие пороки, в числе которых вялость, распущенность, пристрастие к азартным играм и к женщинам. Лаевский же считает фон Корена человеком, способным ради отвлечённых абстрактных идеалов совершать жёсткие поступки, вплоть до физического устранения ненужных для нового порядка людей. Особенно Лаевскому не нравится то, что начать это устранение фон Корен готов с него, Лаевского. И это ему удаётся: фон Корен, ловя Лаевского на слове, принимает его «вызов на дуэль» (вызов был обращён ко всем и ни к кому, фраза сказана просто для красного словца). Лаевский принуждён драться.
Сама дуэль показана карикатурно: ни дуэлянты, ни их секунданты толком не знают, как она должна проходить, каковы правила, пытаются припомнить описания у классиков. Фон Корен, человек весьма умный, заранее рассказывает одному из своих друзей как пройдёт дуэль и оказывается почти прав: Лаевский «из благородства стреляет в воздух (он иначе не может)». А у фон Корена, уже тщательно прицелившегося с твёрдым намерением «избавить мир» от Лаевского, из-за внезапного крика перепуганного дьякона в момент выстрела дрогнула рука, и он промахивается.
Прошедшая рядом смерть сильно меняет Лаевского — он берётся за ум, днями и ночами работает, стараясь отдать наделанные за несколько лет долги, его жена, вместо развлечений светской жизни, начинает вести хозяйство. Однако и эти перемены не вызывают у фон Корена уважения. Собираясь уезжать и зайдя к Лаевскому проститься, фон Корен побыстрей от него уходит, с гадливостью говоря доктору Самойленко: «Какой он стал запуганный, всё время кланяется, чего-то боится».
В ролях
Олег Даль — Иван Лаевский
Владимир Высоцкий — Николай Васильевич фон Корен
Людмила Максакова — Надежда Фёдоровна
Анатолий Папанов — Самойленко, доктор
Георгий Корольчук — Победов, дьякон
Анатолий Азо — Кирилин, пристав
Ашот Меликджанян — Ачмианов
Любовь Малиновская — Марья Константиновна Битюгова
Юрий Медведев — Шешковский
В эпизодах
Андрей Апсолон
Анхель Гутьеррес — Ачмианов-старший
Игорь Ефимов — Бойко, секундант
Татьяна Иванова
Дима Игнатьев
Павел Кашлаков — секундант
Герман Лупекин — Устимович, доктор
Ашот Нерсесян
Гелий Сысоев — Сипачев, сослуживец Лаевского
Любовь Тищенко — прислуга
Олег Хроменков — Самойленко, денщик
Автор сценария: Иосиф Хейфиц
Режиссёр-постановщик: Иосиф Хейфиц
Главный оператор: Генрих Маранджян
Главный художник: Исаак Каплан
Композитор: Надежда Симонян
Режиссёр: Евгений Татарский
Звукооператор: Игорь Вигдорчик
Художник по костюмам: Лилия Мошкина
Призы и награды
1974 — Приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли (Владимир Высоцкий) на V фестивале наций в Таормине, Италия
1974 — Приз «Серебряная пластина» за высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова на X МКФ в Чикаго, США (Иосиф Хейфиц)
О съёмках фильма
Я пригласил Высоцкого на картину «Плохой, хороший человек», где я был вторым режиссером. Его, как и других актеров, одели в костюмы. Хейфиц их внимательно осмотрел и сказал художнику по костюмам: «Лиля, вы знаете, меня все устраивает, только давайте договоримся так: вот на этом сюртуке у него всегда третья пуговица будет полуоторвана, она будет болтаться на одной ниточке». Это был не фокус, ведь его персонаж — холостяк, понятно, отчего у него пуговица болтается. Володя мне сказал: «Женька, знаешь, я у Хейфица всегда буду сниматься, чтобы он мне не предложил!»
— Евгений Татарский в программе «Костюм в кино» на «Пятом канале»
Режиссёр Хейфиц размышляет о названии фильма:
Странно вроде бы звучит! Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» — «Плохой и хороший», — как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И».
— Иосиф Хейфиц «Страницы из кинотетрадей» в журнале «Сеанс»
Режиссёрская разработка эпизода «Проход Надежды Фёдоровны и пристава Кириллина в дом свиданий»:
Удачно нашли на окраине Ялты старый татарский дом с открытой галереей и лестницей. Это и будет «дом свиданий» Мюридова. Здесь важны прозаизмы, снижение, уничтожение экзотики. Грязный, ветхий дом. Внизу, на галерее, все хозяйство Мюридова: кухня, мангал, куры, старая утварь, играют дети, жарится что-то на сковороде. Напоминает коммуналку. Это публичный дом, но самого низкого разряда, в масштабе «семейного предприятия».
— Иосиф Хейфиц «Страницы из кинотетрадей» в журнале «Сеанс»
Цитаты:
А по мне хоть бы и вовсе баб не было. А ну их к лешему.
Тебя, брат, немцы испортили. Да, немцы.
"В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упрямая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды..."
— художественный фильм, снятый в 1973 году в Евпатории режиссёром Иосифом Хейфицем по повести Антона Чехова «Дуэль». «Плохой хороший человек» Сюжет фильма строится на противостоянии двух ярких личностей — Лаевского (Олег Даль) и фон Корена (Владимир Высоцкий). У каждого из них есть свои принципы, своя жизненная позиция. Для фон Корена Лаевский олицетворяет все человеческие пороки, в числе которых вялость, распущенность, пристрастие к азартным играм и к женщинам. Лаевский же считает фон Корена человеком, способным ради отвлечённых абстрактных идеалов совершать жёсткие поступки, вплоть до физического устранения ненужных для нового порядка людей. Особенно Лаевскому не нравится то, что начать это устранение фон Корен готов с него, Лаевского. И это ему удаётся: фон Корен, ловя Лаевского на слове, принимает его «вызов на дуэль» (вызов был обращён ко всем и ни к кому, фраза сказана просто для красного словца). Лаевский принуждён драться. Сама дуэль показана карикатурно: ни дуэлянты, ни их секунданты толком не знают, как она должна проходить, каковы правила, пытаются припомнить описания у классиков. Фон Корен, человек весьма умный, заранее рассказывает одному из своих друзей как пройдёт дуэль и оказывается почти прав: Лаевский «из благородства стреляет в воздух (он иначе не может)». А у фон Корена, уже тщательно прицелившегося с твёрдым намерением «избавить мир» от Лаевского, из-за внезапного крика перепуганного дьякона в момент выстрела дрогнула рука, и он промахивается. Прошедшая рядом смерть сильно меняет Лаевского — он берётся за ум, днями и ночами работает, стараясь отдать наделанные за несколько лет долги, его жена, вместо развлечений светской жизни, начинает вести хозяйство. Однако и эти перемены не вызывают у фон Корена уважения. Собираясь уезжать и зайдя к Лаевскому проститься, фон Корен побыстрей от него уходит, с гадливостью говоря доктору Самойленко: «Какой он стал запуганный, всё время кланяется, чего-то боится». В ролях Олег Даль — Иван Лаевский Владимир Высоцкий — Николай Васильевич фон Корен Людмила Максакова — Надежда Фёдоровна Анатолий Папанов — Самойленко, доктор Георгий Корольчук — Победов, дьякон Анатолий Азо — Кирилин, пристав Ашот Меликджанян — Ачмианов Любовь Малиновская — Марья Константиновна Битюгова Юрий Медведев — Шешковский В эпизодах Андрей Апсолон Анхель Гутьеррес — Ачмианов-старший Игорь Ефимов — Бойко, секундант Татьяна Иванова Дима Игнатьев Павел Кашлаков — секундант Герман Лупекин — Устимович, доктор Ашот Нерсесян Гелий Сысоев — Сипачев, сослуживец Лаевского Любовь Тищенко — прислуга Олег Хроменков — Самойленко, денщик Автор сценария: Иосиф Хейфиц Режиссёр-постановщик: Иосиф Хейфиц Главный оператор: Генрих Маранджян Главный художник: Исаак Каплан Композитор: Надежда Симонян Режиссёр: Евгений Татарский Звукооператор: Игорь Вигдорчик Художник по костюмам: Лилия Мошкина Призы и награды 1974 — Приз «Харибда» за лучшее исполнение мужской роли (Владимир Высоцкий) на V фестивале наций в Таормине, Италия 1974 — Приз «Серебряная пластина» за высокие художественные достижения в экранизации произведений Антона Чехова на X МКФ в Чикаго, США (Иосиф Хейфиц) О съёмках фильма Я пригласил Высоцкого на картину «Плохой, хороший человек», где я был вторым режиссером. Его, как и других актеров, одели в костюмы. Хейфиц их внимательно осмотрел и сказал художнику по костюмам: «Лиля, вы знаете, меня все устраивает, только давайте договоримся так: вот на этом сюртуке у него всегда третья пуговица будет полуоторвана, она будет болтаться на одной ниточке». Это был не фокус, ведь его персонаж — холостяк, понятно, отчего у него пуговица болтается. Володя мне сказал: «Женька, знаешь, я у Хейфица всегда буду сниматься, чтобы он мне не предложил!» — Евгений Татарский в программе «Костюм в кино» на «Пятом канале» Режиссёр Хейфиц размышляет о названии фильма: Странно вроде бы звучит! Уверен, что прокатчики на афишах прибавят букву «И» — «Плохой и хороший», — как будто речь идет о двух разных людях. А ведь смысл в том, что дело идет об одном. Мы обойдемся без соединительного «И». — Иосиф Хейфиц «Страницы из кинотетрадей» в журнале «Сеанс» Режиссёрская разработка эпизода «Проход Надежды Фёдоровны и пристава Кириллина в дом свиданий»: Удачно нашли на окраине Ялты старый татарский дом с открытой галереей и лестницей. Это и будет «дом свиданий» Мюридова. Здесь важны прозаизмы, снижение, уничтожение экзотики. Грязный, ветхий дом. Внизу, на галерее, все хозяйство Мюридова: кухня, мангал, куры, старая утварь, играют дети, жарится что-то на сковороде. Напоминает коммуналку. Это публичный дом, но самого низкого разряда, в масштабе «семейного предприятия». — Иосиф Хейфиц «Страницы из кинотетрадей» в журнале «Сеанс» Цитаты: А по мне хоть бы и вовсе баб не было. А ну их к лешему. Тебя, брат, немцы испортили. Да, немцы.