Стратегическая сессия «Форсайт-кино»: Киноотрасли нужна интеграция

20.09.17, 12:30


18 сентября 2017 года, накануне старта Кино Экспо 2017, в Санкт-Петербурге в бурных спорах и дискуссиях прошла стратегическая сессия «Форсайт-Кино». Основной темой обсуждения стала стратегия развития отечественной киноиндустрии и аудиовизуальной сферы в целом до 2025 года.





«Организаторы форсайт-сессии обещали, что в начале работы будет больно, в середине участники впадут в отчаяние, а в конце — катарсис. Я считаю, что эти стадии были пройдены, и, в отличие от некоторых скептиков, что начато большое важное дело, которое нужно продолжать», — отмечает продюсер интернет-портала «ПрофиСинема» Матвей Ромодановский, принявший участие в мероприятии.  



По итогам сессии «Форсайт-Кино» организаторы подготовили отчет:





В процессе анализа актуальной ситуации киноиндустрии и аудиовизуальной сферы были выделены следующие тенденции:





Стремительно увеличивается количество аудиовизуального контента (АВК), который окружает каждого конкретного пользователя. Фактически современный человек живет в мире гиперстимуляции и гиперинформирования, из-за чего сокращается объем внимания, потребители перестают комфортно воспринимать длительные информационные материалы, развивается клиповое сознание и мышление. Увеличивается роль контента как средства социализации: глобальные мировые сериалы, фильмы, знаковые медиасобытия становятся культурным и социальным кодом, который пронизывает всю жизнь современного человека. Такого рода АВК становится источником шуток, метафор, новых смыслов, персонально значимых проблем человека, фактически, становясь все более значимым содержанием жизни социума, строительным материалом, который связывает людей.





Развитие технологий генерации контента существенно сокращает производственные цепочки и облегчает процесс выхода на рынок. Если раньше было невозможно создать медиапродукцию без специального оборудования, то сейчас для того, чтобы снять ролик, хватает простого мобильного телефона.  Повышается автономность режиссеров и авторов кино, снижается зависимость от бюджетов и оборудования. Грани между профессиональным и любительским кино исчезает, за счет легкости выхода на рынок увеличивается разнообразие и оригинальность АВК.





С точки зрения потребления контента однозначно можно констатировать, что зритель перемещается в онлайн-сферу, Интернет как канал продвижения вступает в жесткую конкуренцию с кино и телевидением. Происходит жесткая сегментация аудитории. Молодое поколение предпочитает Интернет, для более зрелых людей телевидение остается одним из актуальных источников АВК, но не единственным. Потребление контента становится все более бессистемным и хаотичным, по мере роста количества интересов и увлечений у человека, он потребляет все более разнообразный и нетипичный контент.





Все больше возникает источников доступа к АВК через виртуальные платформы. Отдельно стоит отметить существенный рост интереса к сериалам (в фазе активной реализации) и к онлайн стриминговой трансляции событий в реальном времени (в стадии зарождения).





Продвижение контента и монетизация все больше уходит в онлайн. Увеличивается количество франшиз. Среды монетизации профессионального контента все больше конвергируются, интегрируются и переплетаются одна с другой.





При этом государство стремится больше контролировать киноиндустрию, оказывая давление государства на частный бизнес, в том числе производителей АВК. Государство транслирует идеологическое видение и использует средства поддержки производителей кино для того, чтобы диктовать им свои условия. Производители, с одной стороны, стремятся к независимости и отсутствию контроля и цензуры, с другой – нуждаются в мерах помощи и поддержки при продвижении в регионы, на мировых рынках и т.д.





Крупные игроки российского кинорынка продолжают увеличиваться, становясь все более глобальными, исчезают мировые границы и растет степень присутствия на российском рынке продукции мировой киноиндустрии, как гигантов, так и любителей. Все более становится значимым дефицит нишевого, локального АВК, в том числе и кинопродукции, как реакция на глобализацию кинорынка возникает потребность в локальных, понятных определенным конкретным группам (например, этническим) продуктах.





В индустрии наблюдается противоречивая ситуация с кадрами «второго эшелона»: увеличивается количество киношкол и программ подготовки специалистов, но качество их снижается, наблюдается компетентностное отставание от лучших мировых практик. Крупные киностудии становятся все более забюрократизированными и неповоротливыми, что является угрозой их исчезновения.





Вместе с тем стоит говорить о децентрализации: увеличивается количество маленьких киностудий, талантливая молодежь переходит туда.





Базовые выводы





Для преодоления ключевых угроз, возникающих, таким образом, на рынке АВК, наиболее перспективным представляется создание целостной экосистемы, выходящей за рамки АВК и вовлекающей зрителя в разных ситуациях его жизни.





Для производства качественного и востребованного киноконтента необходима межотраслевая и междисциплинарная интеграция. Необходимо взаимодействие с крупными игроками сферы досуга для выработки совместных форматов. Важна коммуникация с платформами по распространению контента, социальными платформами, провайдерами, транспортными компаниями для поиска оптимальных форматов и способов дистрибуции.





Нужно инициировать и поддерживать форматы партнерства и самоорганизации игроков рынка: взаимодействие крупных и мелких киностудий, разработчиков и поставщиков современного и технологичного оборудования и решений, технических исполнителей, дистрибуторов.





В условиях переизбытка разного рода АВК и увеличение прочих претендентов на досуг, киноиндустрия должна диверсифицироваться и вложить усилия в развитие образовательного направления. Кроме того, в данной сфере необходимо увеличить степень проникновения общего образования в области киноискусства в рамках существующих образовательных платформ и форматов.





В ответ на тенденции сокращения посетителей кинотеатров необходимо качественно изменить формат и тип деятельности зрителя. Кинотеатры должны становится центрами социальной активности, местом проведения разного рода досуга, центрами коммуникации и кооперации сообществ. 





Несмотря на очевидные тенденции к глобализации и централизации, государственное регулирование и меры государственной поддержки должны быть более гибкими и направленными на поддержку не только крупных, но и мелких игроков.





В целях общего системного взаимодействия необходимо верифицировать следующие шаги и произвести необходимые действия в ряде ключевых областей:





- создать рабочие группы по формулированию новых моделей и принципов взаимоотношения как в киноиндустрии, так и в области взаимодействия с государством – в частности, инициировать процесс создания саморегулируемых внутриотраслевых организаций;





- начать активное взаимодействие с заказчиками нового типа – прежде всего, высокотехнологическими компаниями, для создания нового, гибридного АВК;





- рассмотреть возможность дополнительной экспертной верификации со стороны генераторов альтернативного АВК – и это представляется возможным сделать на базе публичного обсуждения результатов форсайт-сессии со стороны как непосредственно потребителей контента, так и со стороны альтернативных производителей АВК. Таким образом, итоговый текст скорректированного меморандума (с учетом мнений и позиций всех интересантов в области кинопроизводства нового типа) станет определяющим стратегическим документом для выстраивания нового рынка российского кинематографа и аудиовизуального контента.





Дорожная карта развития киноидустрии доступна на сайте организаторов.


18 сентября 2017 года, накануне старта Кино Экспо 2017, в Санкт-Петербурге в бурных спорах и дискуссиях прошла стратегическая сессия «Форсайт-Кино». Основной темой обсуждения стала стратегия развития отечественной киноиндустрии и аудиовизуальной сферы в целом до 2025 года. «Организаторы форсайт-сессии обещали, что в начале работы будет больно, в середине участники впадут в отчаяние, а в конце — катарсис. Я считаю, что эти стадии были пройдены, и, в отличие от некоторых скептиков, что начато большое важное дело, которое нужно продолжать», — отмечает продюсер интернет-портала «ПрофиСинема» Матвей Ромодановский, принявший участие в мероприятии. По итогам сессии «Форсайт-Кино» организаторы подготовили отчет: В процессе анализа актуальной ситуации киноиндустрии и аудиовизуальной сферы были выделены следующие тенденции: Стремительно увеличивается количество аудиовизуального контента (АВК), который окружает каждого конкретного пользователя. Фактически современный человек живет в мире гиперстимуляции и гиперинформирования, из-за чего сокращается объем внимания, потребители перестают комфортно воспринимать длительные информационные материалы, развивается клиповое сознание и мышление. Увеличивается роль контента как средства социализации: глобальные мировые сериалы, фильмы, знаковые медиасобытия становятся культурным и социальным кодом, который пронизывает всю жизнь современного человека. Такого рода АВК становится источником шуток, метафор, новых смыслов, персонально значимых проблем человека, фактически, становясь все более значимым содержанием жизни социума, строительным материалом, который связывает людей. Развитие технологий генерации контента существенно сокращает производственные цепочки и облегчает процесс выхода на рынок. Если раньше было невозможно создать медиапродукцию без специального оборудования, то сейчас для того, чтобы снять ролик, хватает простого мобильного телефона. Повышается автономность режиссеров и авторов кино, снижается зависимость от бюджетов и оборудования. Грани между профессиональным и любительским кино исчезает, за счет легкости выхода на рынок увеличивается разнообразие и оригинальность АВК. С точки зрения потребления контента однозначно можно констатировать, что зритель перемещается в онлайн-сферу, Интернет как канал продвижения вступает в жесткую конкуренцию с кино и телевидением. Происходит жесткая сегментация аудитории. Молодое поколение предпочитает Интернет, для более зрелых людей телевидение остается одним из актуальных источников АВК, но не единственным. Потребление контента становится все более бессистемным и хаотичным, по мере роста количества интересов и увлечений у человека, он потребляет все более разнообразный и нетипичный контент. Все больше возникает источников доступа к АВК через виртуальные платформы. Отдельно стоит отметить существенный рост интереса к сериалам (в фазе активной реализации) и к онлайн стриминговой трансляции событий в реальном времени (в стадии зарождения). Продвижение контента и монетизация все больше уходит в онлайн. Увеличивается количество франшиз. Среды монетизации профессионального контента все больше конвергируются, интегрируются и переплетаются одна с другой. При этом государство стремится больше контролировать киноиндустрию, оказывая давление государства на частный бизнес, в том числе производителей АВК. Государство транслирует идеологическое видение и использует средства поддержки производителей кино для того, чтобы диктовать им свои условия. Производители, с одной стороны, стремятся к независимости и отсутствию контроля и цензуры, с другой – нуждаются в мерах помощи и поддержки при продвижении в регионы, на мировых рынках и т.д. Крупные игроки российского кинорынка продолжают увеличиваться, становясь все более глобальными, исчезают мировые границы и растет степень присутствия на российском рынке продукции мировой киноиндустрии, как гигантов, так и любителей. Все более становится значимым дефицит нишевого, локального АВК, в том числе и кинопродукции, как реакция на глобализацию кинорынка возникает потребность в локальных, понятных определенным конкретным группам (например, этническим) продуктах. В индустрии наблюдается противоречивая ситуация с кадрами «второго эшелона»: увеличивается количество киношкол и программ подготовки специалистов, но качество их снижается, наблюдается компетентностное отставание от лучших мировых практик. Крупные киностудии становятся все более забюрократизированными и неповоротливыми, что является угрозой их исчезновения. Вместе с тем стоит говорить о децентрализации: увеличивается количество маленьких киностудий, талантливая молодежь переходит туда. Базовые выводы Для преодоления ключевых угроз, возникающих, таким образом, на рынке АВК, наиболее перспективным представляется создание целостной экосистемы, выходящей за рамки АВК и вовлекающей зрителя в разных ситуациях его жизни. Для производства качественного и востребованного киноконтента необходима межотраслевая и междисциплинарная интеграция. Необходимо взаимодействие с крупными игроками сферы досуга для выработки совместных форматов. Важна коммуникация с платформами по распространению контента, социальными платформами, провайдерами, транспортными компаниями для поиска оптимальных форматов и способов дистрибуции. Нужно инициировать и поддерживать форматы партнерства и самоорганизации игроков рынка: взаимодействие крупных и мелких киностудий, разработчиков и поставщиков современного и технологичного оборудования и решений, технических исполнителей, дистрибуторов. В условиях переизбытка разного рода АВК и увеличение прочих претендентов на досуг, киноиндустрия должна диверсифицироваться и вложить усилия в развитие образовательного направления. Кроме того, в данной сфере необходимо увеличить степень проникновения общего образования в области киноискусства в рамках существующих образовательных платформ и форматов. В ответ на тенденции сокращения посетителей кинотеатров необходимо качественно изменить формат и тип деятельности зрителя. Кинотеатры должны становится центрами социальной активности, местом проведения разного рода досуга, центрами коммуникации и кооперации сообществ. Несмотря на очевидные тенденции к глобализации и централизации, государственное регулирование и меры государственной поддержки должны быть более гибкими и направленными на поддержку не только крупных, но и мелких игроков. В целях общего системного взаимодействия необходимо верифицировать следующие шаги и произвести необходимые действия в ряде ключевых областей: - создать рабочие группы по формулированию новых моделей и принципов взаимоотношения как в киноиндустрии, так и в области взаимодействия с государством – в частности, инициировать процесс создания саморегулируемых внутриотраслевых организаций; - начать активное взаимодействие с заказчиками нового типа – прежде всего, высокотехнологическими компаниями, для создания нового, гибридного АВК; - рассмотреть возможность дополнительной экспертной верификации со стороны генераторов альтернативного АВК – и это представляется возможным сделать на базе публичного обсуждения результатов форсайт-сессии со стороны как непосредственно потребителей контента, так и со стороны альтернативных производителей АВК. Таким образом, итоговый текст скорректированного меморандума (с учетом мнений и позиций всех интересантов в области кинопроизводства нового типа) станет определяющим стратегическим документом для выстраивания нового рынка российского кинематографа и аудиовизуального контента. Дорожная карта развития киноидустрии доступна на сайте организаторов.
Понравилось:
Автор: Татьяна
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Кино Экспо 2018: итоговая программа
14.09.18, 14:40
Кино Экспо 2017: Обновленная программа
11.09.17, 14:38
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Стратегическая сессия «Форсайт-кино»:
02.08.17, 13:52
Кино Экспо 2018: обновленная программа
04.09.18, 12:00
Полезно знать


Биография Вики Крутой -
Смотреть фото Биография Вики Крутой Девушка – приемная дочка знаменитого российского автора песен и композитора Игоря Крутого. Когда девочке исполнилось четыре года, ее родители развелись. Мама Вики Ольга, нынешняя супруга композитора Игоря Крутого, уехала на постоянное место жительства в  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
26-03-2018, 10:05
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up