12 июля в российский прокат выходит «Талли», эпизод из жизни многодетной матери, драмеди, временами больше похожее на хоррор, да и в целом кино не особо укладывающееся в рамки определенного жанра. Это воссоединение после долгого перерыва превосходной пары соавторов - режиссера Джейсона Райтмана и сценаристки Диабло Коди. В главной роли Шарлиз Терон, снова, как и в «Монстре», героически издевающаяся над своей внешностью. А также Маккензи Дэвис, которой хочется пожелать, чтобы у нее уже, наконец, случилась большая голливудская карьера.
Можно было бы написать, что в чем-то «Талли» напоминает один известный фильм с Брэдом Питтом, но даже называть этот фильм было бы спойлером.
Сорокалетняя Марло (Терон) живет в загородном доме с мужем и двумя детьми и глубоко беременна третьим, незапланированным ребенком. У ее дочери появляются признаки астмы. Ее сын с особенностями развития - дома придумали стыдливый эвфемизм «с чудинкой», а в школе мечтают избавиться от мальчика, переведя его в специальное учебное заведение. Отец семейства (Рон Ливингстон, Бергер из «Секса в большом городе») много работает, а вечерами режется в видеоигры. Когда новый ребенок появляется на свет, богатый брат Марло предлагает ей оплатить няню, приходящую ночами и способную занять орущего младенца, позволив его измученной матери выспаться. Марло сначала отказывается, но вскоре доходит до ручки и соглашается. И однажды вечером в ее дверь стучит молодая, энергичная и загадочная Талли (Дэвис).
«Талли» - завершение неофициальной трилогии Райтмана и Коди о беременности, материнстве и женской силе воле. Две предыдущие части – «Джуно» и «Бедная богатая девочка» (вторая – все с той же Терон). Может быть, в «Талли» нет той отъявленной смелости, которая наблюдалась в двух других фильмах, но это достойное кино. Именно работая вдвоем, Райтман и Коди расцветают особенно пышно.
Полуторачасовой фильм, в котором не слишком много всего происходит, построен на деталях, каждодневных ситуациях жизни только что родившей женщины, опустошенной физически и морально, и смотреть на это «ничего не происходит» увлекательно и страшно. Спустя сорок минут, к моменту появления на авансцене загадочной няни, можно почувствовать себя в том адке, в котором живет героиня Терон. Еще через 20 минут няня уже кажется прочной частью жизни этого дома, и мамаша вполне логично решает сорваться.
Ничего категорического не происходит и в отношениях с мужем – он смутно представляет себе, что творится с его женой, помогает дочери делать уроки, и, видимо, этим его помощь по дому ограничивается. При всем при этом он безусловно добрый парень, пусть и отравленный ревностью к успешному брату жены и его прилизанной семье. Вот муж не понимает, в каком состоянии пребывает его жена и собирается в командировку. В другом фильме эти двое непременно развелись бы, но не в этом. Вот появившаяся в доме нянька находит интересную униформу, наряжается и, в сопровождении хихикающей хозяйки дома, поднимается в спальню к хозяину и его видеоиграм. В другом фильме случился бы любовный треугольник, но не в этом.
Актрис, конечно, подобрали очень точно. Дэвис позволяет Терон исполнять первую скрипку, но и сама безупречно играет ту молодость, которую ее нанимательнице уже не вернуть. Терон и раньше позволяла трансформировать свою великолепную внешность до полной противоположности. Но в «Монстре» Пэтти Дженкинс это было сделано во многом ради итогового сходства с прототипом. В «Талли» трансформация актрисы – акт чистого искусства, физическая иллюстрация того, как женщина теряет себя, начиная жить для кого-то другого. Терон три с лишним месяца просто круглосуточно ела, чтобы набрать и удержать нужный вес, а потом полтора года трудолюбиво сбрасывала набранное. Чтобы в итоге за такие страдания получить символический гонорар в 50 фунтов. Нет, разумеется, были и гримеры – все эти синяки под глазами, поразительные старые руки совсем еще нестарой женщины – это тоже исполнено на уровне.
В общем, такое материнство, такое отношение к ребенку и к самой теме беременности и первых месяцев жизни после родов в кино видишь редко. В первом же кадре появляется неправдоподобно огромный живот, который прямо в кадре навязчиво мажут чем-то необходимым. Сын с особенностями развития бьет ногами в спинку кресла автомобиля и орет очень мерзко. Младенец орет еще неприятнее. Более отвратительным, кажется, новорожденный был только в «Рики» Франсуа Озона (ужастики об отродьях дьявола в расчет не берем). Но француз снимал саркастичное кино, насмехался над стереотипом о младенчике-ангелочке, для пущего эффекта его ангелочек был наделен натуральными куриными крыльями, скользкими и пупырчатыми. В «Талли» еще немного - и новорожденный выглядел бы могильщиком жизни матери, кажется, до этого пугающего образа не хватает совсем немного. Еще чуть-чуть пятен от детских какашек и блевотины, разлитого грудного молока и огромных сосков, и авторы бестактно перешагнули бы эту грань, но они удержались ровно настолько, чтобы кино получилось.
Лет пятнадцать назад в Америке вышла неприятная заочная свара между Томом Крузом и Брук Шилдс. Первый в интервью Today заявил, что депрессию не стоит лечить чем-то сильным, хватит витаминов и упражнений, вторая в колонке в The New York Times выдвинула предположение, что, видимо, мистер Круз никогда не страдал от послеродовой депрессии. Как бы предполагалось, что какие-то вещи мужчина понять не в состоянии. Кажется, вот оно, то кино, которое доказывает, что нет, мужчина еще как в состоянии! Один из соавторов фильма – как раз мужчина, более того, даже не многодетный отец. А фильм, увлекательный, с юмором, но при этом грустный и даже трагичный, сложился.
Но, видимо, стоит признать, что в «Талли» основная заслуга – это работа Диабло Коди, трижды мамы, по ее же признанию вспоминавшей свои тяжелые дни после рождения третьего ребенка. А кроме того - и это ложка дегтя, - фильм по факту не совсем о послеродовой депрессии, на что уже обратили внимание медики и даже призвали если не к бойкоту «Талли», то хотя бы к осознанию того, что это кино не то, чем кажется. В преддверии проката в Канаде и США в The Huffington Post вышла большая статья с цитатами возмущенных специалистов в области женского здоровья о том, что у героини фильма не послеродовая депрессия, а послеродовый психоз, вещь менее распространенная и гораздо более разрушительная и опасная. Слов благодарности за само обращение к важной теме было в избытке. И все же мам-зрительниц призвали не экстраполировать на себя опыт героини, а киноиндустрию - подходить к теме материнства более ответственно. Но все это не отменяет ни достоинств сценария, ни мастерства актеров, ни итоговой идеи об окончательном «прощай», которое женщине придется сказать своим юношеским мечтам, чтобы принять другую реальность.
«Талли» Джейсона Райтмана и Диабло Коди в российском прокате с 12 июля 2018 года.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Марина Латышева[/u]