С 20 по 30 мая в столице проходит 14 Фестиваль польских фильмов Висла. Программа конкурса игрового кино включает в себя 11 картин, в том числе «ЗОЖ» Магнуса вон Хорна и «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовской. Программный координатор киносмотра Роксана Петручанис рассказала корреспонденту ПрофиСинема подробно о фильмах основного конкурса и других программах фестиваля, включая секцию документального кино, разделенную в этом году на два блока; о возрастающей роли женщин в кинематографе, об особенностях современного польского кино и многом другом.
Корреспондент:
Пандемия коронавируса внесла глобальные коррективы в кинофестивали по всему миру. Одни переносятся, другие уходят в онлайн, как, например, Спутник над Польшей, третьи проходят, но с ограничениями. Какое влияние пандемия оказала на фестиваль Висла? И расскажите, насколько в последние несколько лет богат урожай польских фильмов и легко ли набирать программу? (В этом году в конкурсной секции фестиваля 11 фильмов, получилось больше, чем в прошлом году (10 фильмов), но меньше, чем в 2019 – 12.)
Роксана Петручанис:
Пандемия не оказала такого большого влияния на фестиваль Висла, как изначально ожидалось. В 2020 году мы представили польские фильмы в 12 странах и десятках городов. Из них в 9 странах – Россия, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Армения, Турция, Грузия, Сербия, Хорватия – фестиваль проходил стационарно в кинотеатрах с ограничениями, действующими на этих территориях, и только в 3 странах, таких как Беларусь, Азербайджан и Южная Корея, фестиваль прошёл исключительно онлайн. Конечно, это требовало от нас находчивости и быстрого реагирования на постоянно меняющуюся ситуацию.
Дату проведения 13 Вислы в Москве переносили три раза, так как мы ждали открытия кинотеатров. Все сложилось, и фестиваль был организован в конце августа - начале сентября 2020 года. Мы очень переживали, придут ли зрители в кинотеатры. Как позаботиться обо всех этих новых стандартах? Поддержат ли нас волонтеры? Было много опасений, Висла была первым фестивалем, который проходил в кинотеатрах после локдауна в Москве. К счастью, наши волонтеры и зрители приняли нас тепло. Были полные залы на многих кинопоказах. С программой было сложнее, она была составлена уже в мае, но из-за пандемии некоторые международные премьеры были перенесены, например «Икар. Легенда Метека Коша» Мацея Пепшицы или «Птичий язык» Ксаверия Жулавского. Эти фильмы были недоступны к показу в 2020 году, поэтому фестивальные показы Вислы были перенесены на 2021 год. Некоторые продюсеры решили, воздержаться с прокатом на неопределенный срок.
В этом году с конкурсной программой было намного проще. У меня сложилось впечатление, что продюсеры и дистрибьюторы адаптировались к существующей ситуации и стали более гибкими.
Формирование конкурсной программы произошло довольно быстро, но от секции Панорама польского кино пришлось отказаться. Кинотеатры в Польше были закрыты с 5 октября 2020 года по 21 мая 2021 года, т.е. премьеры фильмов были заблокированы более чем на полгода. Некоторые фильмы были представлены на стриминговых платформах, но многие все еще ждут возможности проката в Польше. Поэтому показать их за границей не было возможности.
Корреспондент:
По жанрам на 80% конкурсная программа состоит из драм, при этом фильмы признанных польских мастеров соседствуют с дебютными работами начинающих кинематографистов. Какую основную цель ставили перед собой в этом году? Что стремитесь показать в первую очередь?
Роксана Петручанис:
Мы всегда старались представить в конкурсной программе как фильмы признанных мастеров, так и дебютные работы. Так же получилось и в этом году: из 11 фильмов конкурсной программы, 4 - это работы начинающих режиссеров.
Действительно, в этом году много драматических фильмов, но не потому, что у нас в приоритете было показать больше драмы, а так сложилось, что в последние два года было снято довольно мало работ в жанре комедии и просто позитивных фильмов. Одним из наших приоритетов было показать зрителям как можно больше киноновинок, которые были представлены, либо же получили номинации и награды на важных международных и польских кинофестивалях.
Корреспондент:
Впервые документальная секция фестиваля разделена на два блока, одна, «Взгляд на мир», посвящена лентам о путешествиях и путешественниках, а вторая, «Взгляд на женщину» представит истории о необычных женщинах. Правда, во второй секции всего два фильма – «Акушерка» и «Уроки любви». Почему приняли решение разделить секцию и выделить два фильма в отдельный блок?
Роксана Петручанис:
В этом году все получилось как-то естественно. Я думаю, все мы соскучились по путешествиям, теперь, когда границы закрыты, мы с тоской вспоминаем времена, когда могли ездить практически везде. В этой секции мы хотели представить двух выдающихся польских путешественников, которые через свои странствия перемещали нас в недоступные места.
Тони Халика знают в Польше все, он открывал нам дальние миры, когда мы были еще совсем детьми. Александр Доба был необыкновенным путешественником, который переплыл Атлантический океан на байдарке. В этом году он скончался во время своего последнего путешествия на гору Килиманджаро. Таким способом мы хотели почтить память этих выдающихся личностей.
В программе нельзя пропустить документальный фильм «Кит из Лорино», снятый в России и получивший главный приз на важнейшем фестивале документального кино в Польше – Millennium Doc Agaist Gravity.
«Стена теней» Элизы Кубарской – это еще один фильм из этой секции, но снятый за пределами Польши, в котором показано противостояние человека с силой природы и появляющими на его пути невзгодами. Также в этом фильме – двое альпинистов, намеревающихся покорить нетронутый восточный склон, были из России.
А мини-секция Взгляд на женщину естественным образом отделился от темы путешествий. Нам кажется, что темы, обсуждаемые в фильмах этой секции, по-прежнему универсальны и актуальны в Польше. В этом году на нашем фестивале мы много говорим о женщинах и показываем фильмы, снятые женщинами-режиссерами, может потому, что этот фестиваль тоже создается в основном женщинами.
Корреспондент:
В продолжение темы: у специальной программы, о которой вы упоминаете – фильмы, снятые женщинами, – очень интригующее название (и содержание – три триллера) – «Женский взгляд на темную сторону человеческой натуры». Как появилась идея этой секции и в чем особенность, по вашему мнению, именно женского взгляда на данную тему?
Роксана Петручанис:
Мы не стараемся как-то специально выбирать фильмы женщин-режиссеров. Ранее кинематограф был миром, в котором преобладали мужчины, сейчас все сильно изменилось, женщины теперь на равных. Холланд, Шумовска, Кос-Краузе, Смочиньска и много других, которых я могла бы перечислить. У всех этих женщин режиссеров есть международные достижения, в Польше наши зрители их обожают, их фильмы также были представлены нами московским зрителям.
Секцию Женский взгляд на темную сторону человеческой натуры мы придумали после просмотра фильма «Магические горы» Уршулы Антоняк. Смотря этот фильм, чувствуешь неопределённое беспокойство. Сразу вспоминаются другие польские драмы, в которых похожая атмосфера.
В прошлые годы Ягода Шельц покорила зрителей необыкновенной атмосферой в фильме «Башня. Светлый день» и «Монумент». В этом году мы хотели познакомить зрителей с фильмами, которые создавались за пределами нашей страны. Возможно, женщины немного по-другому видят окружающий мир, человеческие отношения, иначе о них рассказывают. Зрители оценят.
Корреспондент:
Каждый год Висла предлагает зрителям интересные ретроспективы, в этом году секция приурочена к 100-летию со дня рождения известного писателя-фантаста Станислава Лема. Многие его работы были экранизированы в Польше. Расскажите, пожалуйста, почему выбор пал именно на эти четыре фильма – документальный «Автор Солярис», «Слоеный пирог», «Больница преображения» и «Дознание пилота Пиркса»?
Роксана Петручанис:
Да, киноадаптациий Лема много. Трудно было определиться, но в этом году «Больница преображения» и «Дознание пилота Пиркса» были реконструированы и оцифрованы. Это прекрасная возможность представить их московским зрителям в цифровом качестве.
Корреспондент:
Фильмом открытия станет полнометражная работа мастера польской анимации Мариуша Вильчиньского «Убей это и покинь город», съемки которого велись 14 лет. Почему было важно показать этот фильм в рамках фестиваля?
Роксана Петручанис:
В этом году мы попрощались со многими выдающимися творческими личностями. И этот фильм - прощание, это также дань уважения Мариуша Вильчиньского тем творцам, которые сформировали его художественную чувствительность. Я думаю, что в этом году каждый потерял кого-то важного, будь то кто-то из близких или из области культуры. Нам кажется, что этот превосходный анимационный фильм, в котором свой голос дали персонажам Ирена Квятковска, Анджей Вайда, Кристина Янда, Густав Холюбек, Анджей Хыра, Даниэль Ольбрыхский и многие другие, актеры, которые так часто появлялись на экранах в рамках фестиваля Висла. Первый раз на Фестивале игровых фильмов в Гдыне главный приз получила анимация, премьера которого состоялась на Берлинале. У нас не было сомнений, что именно этот фильм должен быть фильмом открытия.
Корреспондент:
В связи с событиями нескольких последних лет в кино появилось много новых интересных тем. Как изменилось польское кино за это время? Каковы особенности современного польского кино?
Роксана Петручанис:
Действительно, события нескольких последних лет повлияли на польское кино. Молодые режиссеры внимательно смотрят на окружающих их мир, в котором много вдохновляющих и трогательных тем. Но одновременно мне кажется, что польское кино становится все более универсальным, возможно, благодаря этому в последнее время польские фильмы получают главные награды на международных фестивалях. Надо вспомнить, что в течение последних двух лет наши фильмы два раза были номинированны на премию Оскар. Польские творцы становятся смелее, а их фильмы все чаще ломают стереотипы, как и в тематике своих сочинений, так и в формальной структуре фильмов.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса