8 июля 2022 года исполняется 70 лет Карену Шахназарову – кинорежиссеру, фильмы которого известны, любимы, почитаемы зрителями и критиками во всем мире. Много лет Карен Георгиевич руководит киностудией Мосфильм и продолжает снимать кино, правда, все чаще как продюсер, передав режиссерскую эстафету сыновьям Ивану и Василию.
Свое решение поступать во ВГИК на художественный факультет будущий режиссер мотивировал тем, что с детства любил живопись и занимался в художественной школе. Но когда выяснилось, что для поступления нужен аттестат о среднем художественном образовании, которого у Шахназарова не было, он отдал документы на режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую Игоря Таланкина.
В 1975 году Шахназаров окончил институт, его дипломная работа – короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро». Затем пришел работать на Мосфильм ассистентом своего учителя Таланкина. Его полноценным режиссерским дебютом стала кинокомедия «Добряки» (1979) по одноименной пьесе Леонида Зорина. А в 1980 году режиссером Иваном Киасашвили была поставлена лирическая комедия «Дамы приглашают кавалеров» по сценарию Бородянского и Шахназарова.
В период работы Шахназарова в объединении Георгия Данелии, был создан сценарий фильма «Мы из джаза» (1983) – первый всецело совместный проект с Александром Бородянским. Многочисленные правки в сценарий вносил сам Данелия. Именно эта картина, в жанре музыкального фильма, принесла Шахназарову невероятную известность: была признана лучшим фильмом года по опросу читателей журнала «Советский экран» и удостоена нескольких международных призов. Неповторимый актерский ансамбль, разыгрывающий историю Советской эстрадной музыки 20-х годов и зарождения на этой почве джаза как «пролетарского искусства», стилизация под «Веселых ребят» – главные, но не единственные поводы восторгов зрителей и критики в адрес этой остроумной и немного ностальгической комедии.
После сверхудачного дебюта были сняты «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Сны» (1993), «Американская дочь» (1995), «День полнолуния» (1988), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2003), каждый из которых становился событием. Многие из этих и последующих работ Шахназарова были заслуженно признаны и награждены не только жюри различных фестивалей, критикой и зрителями, но, пожалуй, самой историей и немного вечностью. Например, в «Курьере» автор показывает нам реальность жизни целого поколения молодых людей 80-х и вечный конфликт «отцов и детей». Плюс «вневременные» сцены, цитируемые по сей день, где Владимир Меньшов излагает «как надо есть сгущенку» и незабываемое выражение лица Инны Чуриковой, исполняющей «Земля в иллюминаторе».
Практически в каждой картине Карена Шахназарова в реальность включена фантастика, а герои немного сумасшедшие. При этом не важно, каков жанр фильма и в какой исторический период развивается действие – режиссерский почерк Шахназарова неповторим настолько, что его невозможно будет воссоздать ни одному режиссеру. Сумасшествие персонажей Шахназарова и Бородянского сродни героям Чехова, Достоевского, Толстого в русской литературе. Тема сумасшествия в «Цареубийце» и «Городе Зеро» кроется, по мнению режиссера, в том, что человек со здравым смыслом попадает в совершенно ненормальный мир, который пытается его убедить в том, что мир нормален, а сам этот человек сумасшедший.
Шахназаров признается в одном из своих интервью, что «кино, как войну, ничем не остановишь». И отмечает, что для него до сих пор пока не очень объяснимо, почему спустя время, фильм начинает жить по своим законам: «…у него своя какая-то судьба, ты уже не владеешь им. Твоя задача сделать так, чтобы никто не помешал этому процессу».
К сожалению, в последнее время интервалы между съемками становятся все продолжительнее. Только в 2017 году, через пять лет после «Белого тигра», вышла «Анна Каренина. История Вронского». А следующий проект «Владивосток», вышедший на экраны в 2021 году, стал продюсерским. «Идея фильма возникла из ностальгического воспоминания о картине, которая мне очень нравилась в детстве – «Набережная туманов» режиссера Марселя Карне с Жаном Габеном и Мишель Морган в главных ролях. До сих пор помню свое первое сильное детское впечатление от фильма», - говорит Шахназаров.
Много сил и времени Карен Георгиевич отдает Мосфильму, который в 2024 году будет отмечать 100-летний юбилей. Студия должна соответствовать требованиям современного производства. Из четырех новых объектов на территории Мосфильма два уже построено и работают – 16 киносъемочный павильон и Дом костюма и реквизита. Семнадцатый павильон самый большой в Российской Федерации и один из крупнейших в Европе, в киноконцертном комплексе с выходом на Мосфильмовскую улицу четыре зала. «Такого масштабного строительства на Мосфильме не было с середины прошлого века. Это дает студии принципиально новые возможности. Мы с гордостью можем говорить, что не просто модернизировали Мосфильм, а отстроили его», - отмечает Шахназаров.
Поздравляем Карена Шахназарова с юбилеем и надеемся увидеть еще не одну его новую режиссерскую работу.