20 января начинается фестиваль независимого кино Сандэнс / Sundance, планировавшийся как гибридный, но за две недели до старта перенесённый исключительно в виртуальное пространство. Такое положение дел лишило фестиваль одной громкой премьеры — из сетки показов выбыла зомби-комедия Мишеля Хазанавичуса «Final Cut». Тем не менее в программе остается много интересного кино.
5 января руководство Сандэнса распространило официальное заявление. Там, в частности, было сказано следующее: все с нетерпением ожидали гибридного фестиваля, но омикрон не позволил, в итоге фестиваль полностью переходит на онлайн-формат; организаторы разочарованы и отсутствие смотра в его физической форме в Юте есть большая потеря, но собирать в штате тысячи людей со всего мира в нынешней ситуации нецелесообразно, небезопасно и безответственно; это было непростое решение, но команда смотра верит, что собираться в такие трудные времена людям искусства надо любым возможным способом. В ответ на запрос ПрофиСинема по поводу ситуации с фильмом Хазанавичуса комментарий был таким: «Мы с нетерпением ждали премьеры «Final Cut», но режиссёр снял свой фильм из программы в связи с изменением формата фестиваля, и мы уважаем его желание показывать фильм тем способом, который ему важен».
Анонсированная программа включает в себя более восьми десятков полнометражных фильмов, представляющих 28 стран. 91% их — мировые премьеры. 42% режиссеров этих фильмов дебютанты. 15 из включенных в программу полнометражных работ были в свое время поддержаны Sundance Institute через прямые гранты или лаборатории. В целом же отборщики Сандэнса рассмотрели 14849 заявок, в том числе 3762 полнометражных фильма, из которых 1652 были американскими, а 2110 — из других стран.
Анализируя вошедшие в программу фильмы, можно обратить внимание на любопытную тенденцию. В некотором смысле Сандэнс поддерживает тему, заявленную летним Венецианским кинофестивалем. Победила, напомним, драма француженки Одри Диван «Событие» о девушке, вынужденной делать криминальный аборт, а в программе Мостры в целом хватало сюжетов об опасностях и трудностях материнства или нежелании иметь детей по тем или иным причинам.
В программе Сандэнса тоже заявлено сразу несколько фильмов на эту тему (оно и понятно, учитывая скользкие ситуации в разных штатах, где законодатели с переменным успехом усложняют женщинам, например, возможности абортов). В самой популярной у публики программе Премьеры будет показана драма «Call Jane» («Позвони Джейн») — эта история основана на реальных событиях, происходивших в Чикаго в конце 60-х, когда одна активистка создала подпольную службу помощи женщинам, желающим сделать качественные и безопасные аборты. Организация называлась Jane Collective. Постановщицей фильма стала Филлис Наж, номинантка на Оскар за сценарий «Кэрол», а в главных ролях снимались Сигурни Уивер, Элизабет Бэнкс и Кейт Мара. В 1972 году полиция провела обыск в одной из квартир организации и арестовала нескольких её активисток, по совокупности обвинений каждой грозило до 110 лет тюрьмы. О том, как эти женщины помогали другим, какой тайной обставляли свою деятельность, расскажет другой фильм программы — документальная драма «The Janes» («Джейн»), участвующая в конкурсе американского документального кино. Этот фильм сняла Тиа Лессин, соратница Майкла Мура, продюссировавшая все его самые громкие работы.
Также в конкурсе американского документального кино покажут «Aftershock» («Афтершок») об одной из самых позорных и острых проблем современной Америки, по мнению авторов — об охране материнского здоровья и растущей материнской смертности. Этот фильм сняли две удивительные женщины — Пола Эйзелт, чей феерический полнометражный дебют в документальном кино «93Queen» о возрождении самосознания женщин ортодоксальной еврейской общины Бруклина в 2018 году стал бомбой, был показан на семи десятках фестивалей, на телеканалах по всему миру, от ARTE до HBO, и Тоня Льюис Ли, знаменитая детская писательница, активистка, кино- и телепродюсер, успешно работавшая в том числе с сериалами «Ей это нужно позарез» и «Чудо-парни» своего мужа Спайка Ли. В секции мирового документального кино, например, заявлена драма постановщицы из Мьянмы Хнин Эй Хлайнг «Midwives» («Акушерки») о двух работницах клиники в Мьянме и их трудовых буднях.
Из четырех главных конкурсных разделов Сандэнса интереснее других, пожалуй, Американская драма — тут темные лошадки практически все, каждый конкурсант способен стать претендентом на номинации премии Киноакадемии, как это было с «Минари» Ли Айзека Чуна в прошлом году, как это происходит прямо сейчас с музыкальной драмой Сиан Хедер «CODA: Ребенок глухих родителей». Выстрелить может что угодно. Важна и культовая программа Полночь — тут показывают жанровое кино, чаще хорроры, и многие потом попадают в российский прокат. Но самый живой интерес вызывает секция Премьеры, в титрах которой обычно сконцентрированы звёздные имена. Так что наш топ-10 сформировали фильмы именно этой секции. Но есть и кое-что ещё.
«Люси и Деси» / «Lucy and Desi», режиссер Эми Полер (Премьеры)
Совсем недавно Николь Кидман получила Золотой глобус за роль американской комической актрисы Люсиль Болл в биографической драме Аарона Соркина «В роли Рикардо». А вот уже на подходе и документальный проект о Люсиль Болл и Деси Арназе, супругах-новаторах, изменивших комедийные телешоу и облик американского телевидения в целом. Сняла его Эми Полер, актриса, резидент Saturday Night Live, систематически попадающая в разнообразные списки самых влиятельных звезд щоу-бизнеса. «Люси и Деси» сконцентрируется на отношениях пары в жизни и в работе, в кадре обещаны интервью с потомками и с соратниками, редкие архивные съемки, признания в любви от звезд, считающих себя фанатами Люси. В марте фильм выйдет в сетке Amazon Prime Video.
«Жить» / «Living», режиссер Оливер Херманус (Премьеры)
Южноафриканец Оливер Херманус снял ремейк классической ленты Акиры Куросавы «Жить» о чиновнике, перед лицом смерти решившем сделать нечто хорошее. Действие перенесено в Лондон 50-х годов. Герой, узнав о смертельном диагнозе, сначала пустится во все тяжкие, а затем под влиянием молодой сотрудницы решит воплотить в жизнь проект для детей бедных кварталов Восточного Лондона. Сценарий написал лауреат Нобелевской премии Кадзуо Исигура, в главных ролях Билл Найи и молодая британская звезда Эйми Лу Вуд.
«Удачи тебе, Лео Гранде» / «Good Luck to You, Leo Grande», режиссер Софи Хайд (Премьеры)
В 2014 году дебютный полный метр австралийки Софи Хайд «52 вторника» выиграл множество наград, в том числе режиссерский приз Мировой драмы на Сандэнсе и секцию Generation Берлинале. Новый фильм — комедия о вдовой школьной учительнице на пенсии, которая пожелала приключений и заказала себе молодого секс-работника по имени Лео, он оказался симпатичным, но слишком разговорчивым и на всё имеющим своё мнение. Сценарий написала звезда Comedy Lab Кэти Брэнд. В роли школьной учительницы Эмма Томпсон.
«jeen-yuhs: Трилогия Канье» / «jeen-yuhs: A Kanye Trilogy», режиссеры Кларенс «Куди» Симмонс и Чике Озак (Премьеры)
Главная музыкальная премьера года. Трилогия о жизни Канье Уэста, охватывающая более двух десятилетий, проект, выходящий за рамки музыки, интимная хроника жизни неоднозначной, но определенно большой личности. Авторами фильма стали двое режиссёров, которые начинали как раз со съёмок музыкального видео для Уэста. Публике обещаны редкие архивные кадры, рассказывающие в том числе о неудачной политической карьере музыканта и его попытке стать президентом США, о его христианстве и отношениях с Ким Кардашьян. В наступившем году «Jeen-yuhs» появится в сетке Netflix, по некоторым данным, заплатившего за фильм 30 млн долларов.
«Воскрешение» / «Resurrection», режиссер Эндрю Симанс (Премьеры)
Маргарет, более или менее успешно сочетающая карьеру и жизнь матери-одиночки, однажды на улице встречает мужчину из своего ужасного прошлого. Он при этом говорит, что вообще не знаком с ней. В главных ролях в «Воскрешении» Эндрю Симанса снимались Ребекка Холл и Тим Рот. Для Холл и нынешний год успешен — если её режиссерский дебют «Идентичность» и не появится в оскаровских номинациях, то всё равно это важный фильм прошлого года (кстати, его премьера состоялась на Сандэнсе-2021). А роль в «Воскрешении» может принести ей актерскую статуэтку Киноакадемии. Сценарий проекта возглавлял голливудский «Черный список» 2019 года, аналитики называли историю безумной и шокирующей, писали, что большая актриса убьёт за подобную роль и заранее прочили счастливице Оскар.
«Когда закончишь спасать мир» / «When You Finish Saving the World», режиссер Джесси Айзенберг (Премьеры)
«Когда закончишь спасать мир» — режиссёрский дебют Джесси Айзенберга с Джулианной Мур в главной роли. Мур, а также Эмма Стоун ещё и продюссировали проект. Это драмеди, основанная на одноимённой аудиопьесе Айзенберга, которая в 2021 году получила награду Audie Award в номинации Оригинальная постановка. Фильм расскажет о матери и сыне, которые не могут найти взаимопонимания друг с другом и подсознательно ищут некие заместительные отношения с посторонними людьми. Производством и дистрибуцией занимается компания A24, на счету которой множество номинаций на Оскар для независимого кино.
«Колышек» / «Sharp Stick», режиссер Лина Данэм (Премьеры)
Лина Данэм, писательница, постановщица, актриса и продюсер, создательница телешоу HBO «Девочки». За которое она получила не только Золотой глобус, но и премию Гильдии режиссёров Америки за выдающиеся достижения в режиссуре комедийного сериала — Данэм стала первой женщиной, получившей эту награду, и считается одной из влиятельных персон в современном независимом кино США. До сих пор в её режиссёрской карьере был всего один полный метр, снятый более десятилетия назад, и новость, что она готова представить миру второй, была неожиданной. Согласно анонсу, это история о 26-летней девушке, живущей с матерью и сестрой и вступающей в отношения со своим работодателем. В главных ролях сама Данэм, а также Тейлор Пейдж и Дженнифер Джейсон Ли.
«Что-то в грязи» / «Something In The Dirt», режиссеры Джастин Бенсон и Аарон Мурхед (NEXT)
Если у «Воскрешения» Эндрю Симанса и есть на нынешнем Сандэнсе конкурент за звание особо интригующей премьеры фестиваля, то это «Что-то в грязи». Авторы фильма, сыгравшие тут главные роли — творческие партнеры, которых критика называет самыми захватывающими жанровыми режиссёрами современности. Прорывом стал их малобюджетный ужастик «Паранормальное», премьера которого состоялась на кинофестивале Трайбека в 2017 году. Они работали и над «Сумеречной зоной» и сейчас вместе с Джорджем Клуни и Мохамедом Диабом готовятся снимать «Лунного рыцаря» для Marvel и Дисней+. «Что-то в грязи» — история о двух соседях, которые становятся свидетелями неких сверхъестественных событий рядом с их многоквартирным домом в Лос-Анджелесе. Это раскрасит их блеклые жизни, но грозит опасностью — их дому, их городу, их дружбе.
«Ты не будешь в одиночестве» / «You Won’t Be Alone», режиссер Горан Столевски (Мировая драма)
Удачный период Нуми Рапас продолжается. «Агнец» с ней в главной роли сейчас претендует на оскаровскую «международную» номинацию. А уже подоспел и новый интересный проект. По сюжету в горной македонской деревне в XIX молодая ведьма вселяется в человеческое тело убитой ею крестьянки, чтобы понять, на что похожа жизнь людей. Это дебютный полный метр австралийского македонца Горана Столевски, чья короткометражка «Взгляни на неё» выиграла Сандэнс в 2018 году. Продюсировала фильм в том числе и Кристина Кейтон, работавшая с Дженнифер Кент над «Бабадуком» и «Соловьём». Международным прокатом фильма будет заниматься Universal Pictures International.
«Клондайк» / «Klondike», режиссер Марина Ер Горбач (Мировая драма)
Нельзя обойти вниманием драму «Клондайк» Марины Эр Горбач, попавшую в конкурс Мировая драма — украинский игровой фильм впервые в истории страны попал в этот конкурс фестиваля. «Клондайк» рассказывает об украинской семье, живущей на границе с Россией. Героиня отказывается покидать свой дом после начала войны. А вскоре семья окажется в эпицентре событий, связанных с крушением самолета МН-17 в июле 2014 года в селе Грабово Донецкой области. Фильм стал одним из двух копродукционных проектов Турции в 2021 году.