1 сентября в отечественный прокат выходит приключенческий фильм по мотивам бестселлера Виктории Ледерман «Календарь ма(й)я» режиссера Виктории Фанасютиной. Дистрибьютор – Каропрокат.
Продюсер фильма, глава компании Каропрокат Алексей Рязанцев рассказал в интервью ПрофиСинема не только о грядущем релизе, но и других фильмах, выпущенных в прокат и находящихся в производстве, а также каким должно быть семейное кино, как компания справляется с вызовами настоящего времени, как уживается со стриминговыми сервисами и многом другом.
Нина Ромодановская
Вы уделяете большое внимание фильмам для подрастающего поколения. Недавно вышел в прокат фильм «Нахимовцы», где в центре братья-подростки, которые поступают в легендарное училище и параллельно пытаются найти себя и расставить приоритеты в жизни. Так ли сложно сейчас делать фильмы для молодежи, что вас привлекает в этом сегменте?
Алексей Рязанцев
Кто-то из великих сказал: «Снимать кино для детей нужно как для взрослых, но только гораздо лучше!» Я – выходец с киностудии имени Горького, которая специализировалась на детских картинах, и мне посчастливилось застать наших классиков, которые создавали там свои работы. Снимать подобные ленты сложно и ответственно, но также необходимо: от того, какие смыслы и представления ты передашь юному зрителю, зависит, какая аудитория потом вырастет.
Каро повезло стать партнером студии Warner Bros. и выпускать на экраны франшизу о Гарри Поттере — восьмилетние дети, посмотревшие первую часть в 2001 году, целое десятилетие взрослели вместе с персонажами.
Также считаю большой удачей, что я работаю в данном сегменте не один – мой давний партнер Юрий Михайлович Обухов занимал пост заместителя директора киностудии Горького. Юрий Михайлович сохранил юношеский пыл и задор, и мы стараемся дополнять друг друга в работе. Все проекты, которые мы делали с ним, так или иначе относятся к категории кино для детей и подростков.
Нина Ромодановская
Голливуд в 80-х годах отказался от чисто «детских фильмов» и начал производить семейное кино. Экономически оно более оправдано?
Алексей Рязанцев
Просто так капиталисты ничего не делают. Алгоритмы рассчитываются, исходя из определенного понимания производственного и экономического процесса, рекрутирования новых зрителей. В свою очередь зрители появляются не из пустоты – сначала они ходят в кино с родителями. Определение «семейный фильм» пришло к нам из международной системы производства и проката. Данный тип фильма универсален: он интересен как старшим, так и младшим. Каждый член семьи находит для себя что-то полезное и интересное.
Сами дети сегодня не так часто ходят в кино без родителей. Поэтому фильм должен увлекать в том числе и родителей. Ведь именно они, а не их дети, будут создавать сарафанное радио.
Нина Ромодановская
Может быть, и Минкульту стоит сместить фокус поддержки с детских фильмов на картины, адресованные семейной аудитории?
Алексей Рязанцев
Безусловно, государственная поддержка в вопросе семейного кино очень ценна – целое поколение воспитывалось на голливудских блокбастерах. Они, конечно, качественные, но в них заложены несколько иные смыслы, нежели те, на которых воспитывалось наше старшее поколение. Сейчас стало ругательным слово «идеология», но я бы пропагандировал верные идеологические мысли, которые должны проникать в души молодых зрителей.
У нас осталась традиция — есть детское кино, есть детский конкурс. Но сейчас дети очень отличаются от детей 60-80-х годов. Они быстрее взрослеют, осваивают технические ресурсы и гаджеты, умеют быстро находить нужную информацию. Я бы говорил об универсализации подхода к проектам, которые условно можно считать детскими — с точки зрения расширения их проката, я бы относился к ним как к семейным.
Нина Ромодановская
«Календарь ма(й)я» делался с учетом именно семейной аудитории?
Алексей Рязанцев
Конечно. Этот фильм основан на широко известном в России литературном произведении Виктории Ледерман. Апробация фильма прошла на нескольких фестивалях с разными зрителями, причем где-то показы были платными. Теперь мы можем сказать, что эта история, сюжет, приключения героев интересны не только подрастающему поколению, но и взрослым людям. Мы осмысляем семейные ценности, отношение ребят к себе, к товарищам, родителям, близким.
В фильме есть потери, прощание, прощение: казалось бы, такие вещи рано обсуждать с детьми, но я видел, как живо они реагируют на них во время просмотра. После сеанса один подросток шел и нежно обнимал свою маму. Дети чувствуют, что потери бывают — и тот период, когда мы находимся вместе, должен быть комфортным и душевным.
На фестивале Окно в Европу нам вручили Бронзовую ладью — это приз в программе Выборгский счет, голосовали сами зрители. Отрадно, что из 140 картин именно детско-семейный фильм был выбран аудиторией.
Лента выходит в прокат 1 сентября. В своих прогнозах мы ориентируемся на сборы, наподобие тех, что были у фильма «Артек. Большое путешествие».
Нина Ромодановская
Вашим проектом заинтересовался канал СТС. В какой момент это случилось?
Алексей Рязанцев
Подобные картины сегодня особенно важны для телеканалов — новые зарубежные блокбастеры приобрести стало проблематично, а ранее купленные права истекают. СТС всегда позиционировал себя как «Первый развлекательный», что подразумевает и семейную составляющую. Я позвонил Вячеславу Муругову, они посмотрели фильм и решили его взять. Это тоже знак качества, и я рад нашему сотрудничеству.
Нина Ромодановская
Помимо СТС какой объем поддержки картины?
Алексей Рязанцев
У нас серьезное присутствие в Интернете. Значительное число упоминаний о фильме звучит после проведенных кинофестивалей. Около четверти объема рекламного бюджета нам выделило Министерство культуры. Думаю, это даст нам «пространство для разбега».
Нина Ромодановская
Что касается «Нахимовцев», которые вышли на большие экраны 28 июля, – как вы оцениваете прокат фильма? По истечении первых нескольких недель уже можно сделать некоторые выводы.
Алексей Рязанцев
Это был трудоемкий проект — во время съемок в Санкт-Петербургском Нахимовском училище мы столкнулись с ковидными ограничениями. Там был жесткий карантин, съемочная группа работала в ограниченном составе, все сдавали тесты: на нас лежала большая ответственность, поскольку нельзя рисковать здоровьем кадетов.
Посмотрев финальный монтаж, мы поняли, что кино получилось. Предпремьерный показ — с окончательным монтажом, но еще с черновым звуком — состоялся в самом Нахимовском училище. Тогда ленту посмотрело около 800 воспитанников и преподавательский состав. После сеанса звучали аплодисменты, слезы — удивительная реакция. Широкий резонанс был и на премьере во Владивостоке, где ранее мы снимали сцены на Тихоокеанском флоте.
После трех уикендов сборы фильма уже 55 млн — мы рассчитываем на большее, и, я думаю, у нас все получится. Сети согласились оставить картину в расписании. Мы хотим и дальше показывать фильм в кинотеатрах не только ради денег, но и ради патриотического воспитания, которое сегодня особенно важно для неокрепших душ.
Результаты проката, судя по всему, позволили нам получить поддержку в Минкульте и на следующий проект — фильм «9 секунд», он тоже будет посвящен Тихоокеанскому флоту.
Нина Ромодановская
Фильм «9 секунд», основанный на реальных событиях, расскажет о подвиге 19-летнего матроса Алдара Цыденжапова. На какой стадии сейчас проект и когда планируете его выпустить?
Алексей Рязанцев
Сценарий готов, сейчас проект в подготовительном периоде. Мы вряд ли бы успели что-то начать этим летом, поскольку заканчивали и выпускали в прокат «Календарь ма(й)я» и «Нахимовцев». Некоторые актеры приблизительно намечены, с ними ведутся переговоры о датах съемок. Подбираем актера на главную роль — исполнитель должен быть восточной внешности, что также усложняет поиск. Кроме того, в силу текущих обстоятельств, какие-то персонажи, возможно, будут усиливаться, от чего-то в сценарии нам придется отказаться. Режиссером проекта станет Антон Кузин.
События, на которых основан фильм, происходили осенью. В этом году, наверное, не успеем начать. По сценарию у нас много времени отведено юношеским годам героя, там будет и весенняя, и зимняя натура. Во Владивостоке мы собираемся снять сцены его службы на корабле.
Нина Ромодановская
В картине «Нахимовцы» вы исполнили небольшую, но очень яркую роль, было ли это вашей инициативой? Помнится, вы говорили, что кинобизнес на актерство ни за что не променяете, но иногда все-таки появляетесь на экране.
Алексей Рязанцев
Каждый должен заниматься своим делом. Здесь мне не нужно было гримироваться, более того — я был в своей одежде. В сценарии мой персонаж укладывался буквально в несколько слов. Юрий Обухов решил, что проще будет взять на эту роль меня, нежели искать отдельного актера: это позволило нам сэкономить и время, и средства.
Нина Ромодановская
Как компания Каропрокат справляется, как это теперь модно говорить, с вызовами настоящего времени?
Алексей Рязанцев
Времена непростые. Самое важное — мы сохранили коллектив. Сохранили и тот потенциал, который выделял нас относительно других дистрибьюторов: грамотный, взвешенный букинг; теплое отношение к проектам.
Я считаю, что коллектив — это девяносто процентов успеха.
Мы продолжаем держать связь с кинотеатрами, учитывать мнения обеих сторон, искать компромиссы и достигать наилучших для всех результатов. По плану в 2022 году мы собирались заработать миллиард рублей — и эта цель уже достигнута за 8 месяцев, со значительным опережением графика. Так что все свои обязательства мы выполним.
Нина Ромодановская
Учитывая непростое положение кинотеатров и недостаток контента, в кинематографическом сообществе и Правительстве сейчас идут разговоры о легализации показа зарубежных новинок в кино. Как вы считаете, есть ли будущее у принудительного лицензирования контента? Еще в мае вы говорили о том, что, например, параллельный прокат возможен. По какой схеме, на ваш взгляд, он должен строиться?
Алексей Рязанцев
Когда все это случилось, я был одним из первых, кто считал, что следует перенести опыт принудительного лицензирования и в нашу сферу. Что касается исходников — можно обойтись и без них, как сейчас делают кинотеатры, показывающие Голливуд. Правда, никто не вкладывается в промо, что негативно сказывается на результатах.
Раньше я считал, что это выход из положения. Но мы не знаем всех тонкостей — например, какие наши интеллектуальные ценности находятся за рубежом. Если на весы положить откровенно пиратский прокат фильмов Голливуда в России и ответные меры из-за рубежа — кто знает, может это будет неадекватный размен. Сейчас государство уже заявило, что не будет поддерживать откровенно пиратские практики. Я думаю, что по мере запуска механизмов господдержки кинотеатров, вопрос о нелегальном показе будет снят.
Тем более, что уход голливудских студий из России не был их решением. На них оказывалось давление. Как только ситуация нормализуется, они быстрее вернутся сюда, зная, что мы соблюдаем некие правила.
Нина Ромодановская
На ваш взгляд, как долго мы еще не увидим крупного голливудского кино?
Алексей Рязанцев
Я думаю, что в ближайшие два года. За этот срок окончится президентство Байдена, а он и его окружение поддерживают выбранный США курс.
Нина Ромодановская
Для спасения российских кинотеатров сейчас делается многое – на большой экран возвращают культовые фильмы со всего мира, советское кино, дополняют репертуары азиатскими и мексиканскими новинками и даже нелегально показывают голливудские блокбастеры. Какие меры могут быть по-настоящему действенными?
Алексей Рязанцев
Я считаю, что подобные меры уже были применены, когда государство поддержало кинотеатры в ковидный период: налоговые льготы, беспроцентные кредиты на зарплаты, увеличенные сроки возврата этих кредитов. Если мы потеряем кинотеатры, то потом будет непросто возвращать в них аудиторию. Кроме того, на кинотеатрах завязаны и продюсерские компании, и прокатчики, и профессиональная пресса.
Нина Ромодановская
За последние годы онлайн-платформы сильно «поломали» рынок, изменили соотношение сил на нем, что сказалось и на новых запросах рынка относительно характера контента, и на самом кинопрокате. Каково сейчас уживаться со стриминговыми сервисами, которые перетягивают внимание аудитории?
Алексей Рязанцев
Онлайн-кинотеатры, как и большинство телевизионных каналов, сейчас озабочены созданием контента для себя. Им они пытаются заместить убывающие из сетки иностранные продукты. Зрители с нескольких подписок будут переходить на одну, и число игроков рынка уменьшится.
Я не верю, что зрители уйдут из кинотеатров на онлайн-платформы. На них нельзя посмотреть, например, «Аватар», получив тот же опыт, что дает большой экран.
Интернет не заменит атмосферы в зале, коллектива зрителей, запаха попкорна. Кроме того, технический прогресс предлагает кинотеатрам все больше уникальных нововведений, которые сложно попробовать дома: я помню первые IMAX, приход Dolby-звука и 3D. Рано или поздно, кинотеатры смогут помещать аудиторию непосредственно внутрь фильма — возможно, поначалу угол обзора зрителя составит 180 градусов, а затем и все 360.
Нина Ромодановская
В 2022 году, помимо фильмов для подрастающего поколения, о которых мы уже говорили, Каропрокат выпустил несколько достаточно успешных комедий, таких как, например, «Непослушник» и «Молодой человек». Расскажите о самых ярких релизах Каропроката до конца года.
Алексей Рязанцев
У нас в плане 15 картин. Один из наших проектов реализуется в партнерстве с МТС Медиа и платформой Kion. Они снимают фильмы для себя, мы вместе анализируем их прокатный потенциал и выпускаем картины на экран. Наше сотрудничество мы начинаем с триллера «Ночной режим», он вышел 18 августа, в главных ролях Андрей Мерзликин и Павел Табаков. Также в рамках нашего сотрудничества мы выпускаем фильмы «Тысяча дешевых зажигалок», он был в конкурсе Окна в Европу и получил хорошие отзывы; «Отец Сергий» — наш новый «Вий»; комедия «Два». 25 августа вышел дебютный фильм «Лена и справедливость». Выпустим мы и зарубежный фильм — триллер «Воронья лощина» вместе с Planeta Inform Film Distribution. Также в плане стоят детский фильм «Иван Семенов и школьный переполох», комедия Карена Оганесяна «Грозный папа» с Евгением Гришковцом, «День» про наших контрразведчиков. К Новому году мы готовим ожидаемый многими проект «Непослушник 2» от Владимира Котта. Так что к уже заработанному миллиарду мы до конца года можем присовокупить и второй. С надеждой смотрим в будущее.