Роман Михайлов: «Нужно отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность» - «Интервью»

11.06.23, 08:15

Роман Михайлов: «Нужно отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность» - «Интервью»




2 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации, прошедшего 1–4 июня в Севкабель Порту (Санкт-Петербург), состоялась премьера нового фильма Романа Михайлова «Наследие». Сразу после показа режиссер рассказал ПрофиСинема о своем стремительном погружении в кинематограф, сплоченной команде, как писательская и театральная деятельности влияют на его фильмы, о будущих проектах и многом другом. 





Сегодня, 5 июня, в Калининграде (в кинотеатре Синема Парк Европа) пройдет показ фильма «Наследие», который представит режиссер. Показы состоятся также в Санкт-Петербурге и Москве. На онлайн-платформах фильм выйдет в середине июля (дистрибьютор – Вольга).





Елена Трусова
Когда вы только пришли в киноиндустрию, то сказали, что «После третьего фильма посмотрим, впускает ли меня кинематограф». «Наследие» – ваша третья работа (вышедшая на экране), уже можете сказать, впустил ли вас кинематограф?





Роман Михайлов
По внутренним ощущениям – точно да. Когда смотришь фильм – и понимаешь: вот оно – случилось! Как будто собрался сложный конструктор. Из этой коллективной медитации произошло нечто живое и тревожащее душу. Именно этот результат убеждает в том, что нужно продолжать работать, делать кино.









Елена Трусова
Ваш первый фильм был похож на своеобразный метареалистический квест, второй – мелодрама об одиночестве, третий – история про веру. Сюжеты рождаются спонтанно или вы придерживаетесь какого-то определенного плана, к слову, у вас есть огромное количество материала, который можно экранизировать, тот же самый рассказ «Наследие», ставший основой для фильма?





Роман Михайлов
Все получается спонтанно. Мы сняли четвертый фильм и почти полностью пятый. Возможно, будет шестой, а может и нет. У меня полная свобода. Но, скорее всего, снимать фильмы по уже выпущенным произведениям не буду, не исключено, что «Наследие» – это первый и последний подобный опыт.
Интереснее работать с тем материалом, который закрыт ото всех и который никто еще не читал, не видел. Чтобы зритель впервые посмотрел историю от начала и до конца именно на экране. Так можно избежать каких бы ты ни было сравнений.





Елена Трусова
Планируете и далее возлагать на себя все от сценария до монтажа?





Роман Михайлов
По сути, главное в авторском кино – делать все от начала и до конца, и я не понимаю, как, например, можно работать с чужим текстом – сценарием. Но не отрицаю, что, возможно, в моих фильмах могут прослеживаться мифологические и сказочные сюжеты.









Елена Трусова
Я заметила, что вы связываете свои фильмы предметами или образами. Например, в «Наследии» можно заметить мелькающий постер «Сказки для старых» и образ белой лошади, знаменующий смерть… Есть что-то еще?





Роман Михайлов
Много чего, например, везде есть мент или охранник, которого играет Николай Горшков. Есть даже необычная интерпретация, что все фильмы – это его сны.





Елена Трусова
Что касается интерпретаций. Вы работали в разных сферах и с разными «материями», и, например, математика – это наука, которая укрощает и пытается структурировать хаос…





Роман Михайлов
Науки – это химия, физика, естествознание и другие, а математика – это даже не наука, это язык и сложная и изысканная поэзия, отвлеченная от реалий. Она не пытается что-то структурировать или объяснить, а живет сама по себе, рождая сложный текст. 





Елена Трусова
А мне казалось, что как раз кинематограф создает хаос, но в хорошем смысле этого слова – авторы рождают множество образов, которые могут трактоваться совершенно по-разному, зрители пропускают их через себя и эти чувства нельзя привести к единому уравнению, как в математике. Так и ваши фильмы рождают множество теорий. Как вы относитесь к различным трактовкам?





Роман Михайлов
Спокойно отношусь к любым интерпретациям, а их было немало, особенно к «Сказке для старых». Писали также и много глупостей, совсем не относящихся к кино. Но я объясняю это тем, что фильм «залетел» не в ту аудиторию. Многие изначально подумали, что это стандартная криминальная драма вроде «Бумера» или «Бригады», но это абсолютно иное произведение. Я никогда не интересовался жанровым и коммерческим кино и никогда не буду делать подобное.
А различные интерпретации важны и даже необходимы. Более того, я с удовольствием говорю о своих фильмах или пытаюсь что-то объяснить – лабиринты, ходы или авторский взгляд.









Елена Трусова
Вернемся к «Наследию», зрители фестиваля Пример интонации впервые увидели фильм. Причем он разительно отличается от других картин программы – как по формату (чуть больше часа), так и по теме и воплощению…





Роман Михайлов
Авторское кино обычно провокационное, мрачное или «чернушное», а «Наследие» – светлый и добрый фильм.





Елена Трусова
Многие авторы отмечают, что для них первые показы и первый зрительский отклик наиболее важен, для вас так же? 





Роман Михайлов
Для меня не так. Кино – это вневременная вещь. Мы сняли фильм – а его будут смотреть через 30 и 40 лет уже новые поколения. У них будут свои интерпретации и свои впечатления.
Но даже здесь, на фестивале Пример интонации, мне было приятно услышать первые положительные отклики от зрителей. Им фильм понравился.









Елена Трусова
В центре «Наследия» – герой, принимающий свою обособленность и доверившийся вере. Вы православный человек. Можно ли сказать, что здесь вы отразили свои воззрения на природу веры? И есть ли автобиографичный элемент в этой истории?





Роман Михайлов
Да, я всегда отражаю в своем кино миры и мировоззрения, которые мне близки, и да – фильм в какой-то степени автобиографичный, но в какой именно части он автобиографичен, я раскрыть не могу.





Елена Трусова
Продиктован ли подобный формат «Наследия» короткой формой самого произведения, которое легло в основу? Либо при монтаже история оформилась в краткое, но насыщенное повествование?





Роман Михайлов
Было сразу понятно, что это будет короткий по хронометражу фильм. А вопрос – будет ли он 68 или 78 минут – решался как раз на монтаже. В итоге картина оформилась вот в такое короткое киновысказывание.
Следующий фильм – «Отпуск в октябре» – будет по хронометражу почти 2 часа. И, думаю, именно он побьет рекорд по интерпретациям. Это самая сложная картина, она уже полностью готова ко встрече со зрителем.
А пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» сейчас еще в процессе съемок. В июне запланированы три финальных съемочных дня. Это будет драма, рассказывающая о взаимоотношениях отца и сына. Я играю отца, а Олег Чугунов, исполнивший главную роль в «Наследии», – сыграет моего сына.









Елена Трусова
Вы достаточно быстро снимаете кино, съемки «Наследия» ведь заняли примерно 10 дней.





Роман Михайлов
У нас нет другого выхода, мы ограничены в финансах, в десятки раз меньше бюджетов фильмов, снимаемых за бюджетные деньги. Поэтому на площадке вся группа предельна собрана, у нас фактически нет права на ошибку. Заранее строим план и продумываем каждую сцену.
Многие артисты работают бесплатно и выкраивают время в своих загруженных графиках. 





Елена Трусова
Чтобы обосноваться в киноиндустрии, которая представляет отдельный мир, нужно особое окружение и поддержка. И если вы начинали снимать с Федором Лавровым «Сказку для старых» как сорежиссеры, то сейчас отправились в самостоятельное плавание. У вас проверенная команда – тот же Федор Лавров, Евгений Ткачук, продюсер Юлия Витязева. Погружение в мир кинематографа оказалось для вас стремительным или вы спокойно открываете для себя новые сферы деятельности? Как вас свела судьба с теми, с кем вы делаете проекты?





Роман Михайлов
Я очень быстро учусь чему бы то ни было. Это связано с глубоким погружением в материал. Кино я занимаюсь уже почти 4,5 года, и это для меня огромный срок.
Наша команда оформилась в единый живой организм постепенно. Со многими артистами нас свел театр. Затем приходили другие люди и подключались к нашей команде, и теперь мы делаем общее дело. Пришло много молодых артистов, с которыми мне очень интересно работать – они переполнены энергией, и я им даю много возможностей импровизировать на площадке.



Я работаю с исполнителями над ритмами, на которых и построено все кино: каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово важны для сцены, они задают ее ритмичность.





Елена Трусова
Писательская деятельность и театр определено оказывают влияние на ваше кино. Видно, что диалоги в фильмах играют важную роль, даже бОльшую, чем визуальное воплощение. Отводите ли вы тексту первостепенную роль в фильмах?





Роман Михайлов
Чаще всего я пишу текст под конкретного актера. У меня никогда нет сценария в классическом понимании. Мы всегда с актерами перед съемками обсуждаем их текст и пытаемся понять, насколько он органичен и естественен для героя.
Мы также корректируем текст в процессе съемок, и в итоге можем привести сложнейший диалог к простейшей фразе. 





Елена Трусова
Вы сторонник минимализма как в театре, так и в кино. Изначально «Сказку для старых» планировали снять в одной комнате, но в ходу работы задумка претерпела изменения. Однако вы не оставляете этой мысли?





Роман Михайлов
Минимализм не бывает пошлым, а излишества – да. Нужно максимально отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность. Это будет очень сложно – снять фильм в одной комнате, но очень хочется это сделать!




Продюсер Юлия Витязева: «Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно»






Елена Трусова
На фестивале Пример интонации прошла премьера фильма «Наследие», где ещё в ближайшее время запланированы показы? 





Юлия Витязева
5 июня в Калининграде, в кинотеатре Синема Парк Европа, пройдёт первый показ фильма «Наследие». Режиссер представит картину и обсудит фильм со зрителями после просмотра. Расписание следующих показов формируется, мы точно покажем фильм в Петербурге и Москве. Если в других городах появится интерес показать наш фильм – мы будем очень рады. 





Елена Трусова
Есть ли у фильма дистрибьютор?





Юлия Витязева
Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно, договариваемся напрямую с кинотеатрами, у нас запланирован еще один фестивальный показ в России, но подождем официального объявления. На платформах наш фильм представит компания Вольга – в середине июля. 





Елена Трусова
Расскажите про съемки пятого фильма Романа Михайлова. Какое продвижение планируете для четвертого и пятого фильмов, будет ли у проектов фестивальная история?





Юлия Витязева
Следующий пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» почти готов, мы снимаем и монтируем блоками. У нас запланированы три смены в середине июня, и я думаю, что к осени мы будем готовы представить наш фильм. Главные роли исполняют Олег Чугунов и Роман Михайлов. Это история отца и сына, все происходит в декорациях определенной субкультуры, о которой я пока умолчу. В фильме принимают участие также Федор Лавров, Анна Завтур, Олег Рязанцев, Маша Мацель, Илларион Маров и другие наши любимые актеры.
Наш фильм «Отпуск в октябре» ищет мировую премьеру. Поэтому мы ждем ответа от коллег из индустрии. Но в широкий прокат мы будем его выпускать, понятное дело, в октябре. Это история двух молодых актрис (Маша Мацель и Анна Завтур), которые закончили театральную академию, ходят по кастингам, снимаются в сериалах, и мечтают о больших и интересных ролях. Они вписываются в Болливудский проект, едут на съемки под Петрозаводск, а вот что потом случилось, вы скоро увидите.


2 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации, прошедшего 1–4 июня в Севкабель Порту (Санкт-Петербург), состоялась премьера нового фильма Романа Михайлова «Наследие». Сразу после показа режиссер рассказал ПрофиСинема о своем стремительном погружении в кинематограф, сплоченной команде, как писательская и театральная деятельности влияют на его фильмы, о будущих проектах и многом другом. Сегодня, 5 июня, в Калининграде (в кинотеатре Синема Парк Европа) пройдет показ фильма «Наследие», который представит режиссер. Показы состоятся также в Санкт-Петербурге и Москве. На онлайн-платформах фильм выйдет в середине июля (дистрибьютор – Вольга). Елена Трусова Когда вы только пришли в киноиндустрию, то сказали, что «После третьего фильма посмотрим, впускает ли меня кинематограф». «Наследие» – ваша третья работа (вышедшая на экране), уже можете сказать, впустил ли вас кинематограф? Роман Михайлов По внутренним ощущениям – точно да. Когда смотришь фильм – и понимаешь: вот оно – случилось! Как будто собрался сложный конструктор. Из этой коллективной медитации произошло нечто живое и тревожащее душу. Именно этот результат убеждает в том, что нужно продолжать работать, делать кино. Елена Трусова Ваш первый фильм был похож на своеобразный метареалистический квест, второй – мелодрама об одиночестве, третий – история про веру. Сюжеты рождаются спонтанно или вы придерживаетесь какого-то определенного плана, к слову, у вас есть огромное количество материала, который можно экранизировать, тот же самый рассказ «Наследие», ставший основой для фильма? Роман Михайлов Все получается спонтанно. Мы сняли четвертый фильм и почти полностью пятый. Возможно, будет шестой, а может и нет. У меня полная свобода. Но, скорее всего, снимать фильмы по уже выпущенным произведениям не буду, не исключено, что «Наследие» – это первый и последний подобный опыт. Интереснее работать с тем материалом, который закрыт ото всех и который никто еще не читал, не видел. Чтобы зритель впервые посмотрел историю от начала и до конца именно на экране. Так можно избежать каких бы ты ни было сравнений. Елена Трусова Планируете и далее возлагать на себя все от сценария до монтажа? Роман Михайлов По сути, главное в авторском кино – делать все от начала и до конца, и я не понимаю, как, например, можно работать с чужим текстом – сценарием. Но не отрицаю, что, возможно, в моих фильмах могут прослеживаться мифологические и сказочные сюжеты. Елена Трусова Я заметила, что вы связываете свои фильмы предметами или образами. Например, в «Наследии» можно заметить мелькающий постер «Сказки для старых» и образ белой лошади, знаменующий смерть… Есть что-то еще? Роман Михайлов Много чего, например, везде есть мент или охранник, которого играет Николай Горшков. Есть даже необычная интерпретация, что все фильмы – это его сны. Елена Трусова Что касается интерпретаций. Вы работали в разных сферах и с разными «материями», и, например, математика – это наука, которая укрощает и пытается структурировать хаос… Роман Михайлов Науки – это химия, физика, естествознание и другие, а математика – это даже не наука, это язык и сложная и изысканная поэзия, отвлеченная от реалий. Она не пытается что-то структурировать или объяснить, а живет сама по себе, рождая сложный текст. Елена Трусова А мне казалось, что как раз кинематограф создает хаос, но в хорошем смысле этого слова – авторы рождают множество образов, которые могут трактоваться совершенно по-разному, зрители пропускают их через себя и эти чувства нельзя привести к единому уравнению, как в математике. Так и ваши фильмы рождают множество теорий. Как вы относитесь к различным трактовкам? Роман Михайлов Спокойно отношусь к любым интерпретациям, а их было немало, особенно к «Сказке для старых». Писали также и много глупостей, совсем не относящихся к кино. Но я объясняю это тем, что фильм «залетел» не в ту аудиторию. Многие изначально подумали, что это стандартная криминальная драма вроде «Бумера» или «Бригады», но это абсолютно иное произведение. Я никогда не интересовался жанровым и коммерческим кино и никогда не буду делать подобное. А различные интерпретации важны и даже необходимы. Более того, я с удовольствием говорю о своих фильмах или пытаюсь что-то объяснить – лабиринты, ходы или авторский взгляд. Елена Трусова Вернемся к «Наследию», зрители фестиваля Пример интонации впервые увидели фильм. Причем он разительно отличается от других картин программы – как по формату (чуть больше часа), так и по теме и воплощению… Роман Михайлов Авторское кино обычно провокационное, мрачное или «чернушное», а «Наследие» – светлый и добрый фильм. Елена Трусова Многие авторы отмечают, что для них первые показы и первый зрительский отклик наиболее важен, для вас так же? Роман Михайлов Для меня не так. Кино – это вневременная вещь. Мы сняли фильм – а его будут смотреть через 30 и 40 лет уже новые поколения. У них будут свои интерпретации и свои впечатления. Но даже здесь, на фестивале Пример интонации, мне было приятно услышать первые положительные отклики от зрителей. Им фильм понравился. Елена Трусова В центре «Наследия» – герой, принимающий свою обособленность и доверившийся вере. Вы православный человек. Можно ли сказать, что здесь вы отразили свои воззрения на природу веры? И есть ли автобиографичный элемент в этой истории? Роман Михайлов Да, я всегда отражаю в своем кино миры и мировоззрения, которые мне близки, и да – фильм в какой-то степени автобиографичный, но в какой именно части он автобиографичен, я раскрыть не могу. Елена Трусова Продиктован ли подобный формат «Наследия» короткой формой самого произведения, которое легло в основу? Либо при монтаже история оформилась в краткое, но насыщенное повествование? Роман Михайлов Было сразу понятно, что это будет короткий по хронометражу фильм. А вопрос – будет ли он 68 или 78 минут – решался как раз на монтаже. В итоге картина оформилась вот в такое короткое киновысказывание. Следующий фильм – «Отпуск в октябре» – будет по хронометражу почти 2 часа. И, думаю, именно он побьет рекорд по интерпретациям. Это самая сложная картина, она уже полностью готова ко встрече со зрителем. А пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» сейчас еще в процессе съемок. В июне запланированы три финальных съемочных дня. Это будет драма, рассказывающая о взаимоотношениях отца и сына. Я играю отца, а Олег Чугунов, исполнивший главную роль в «Наследии», – сыграет моего сына. Елена Трусова Вы достаточно быстро снимаете кино, съемки «Наследия» ведь заняли примерно 10 дней. Роман Михайлов У нас нет другого выхода, мы ограничены в финансах, в десятки раз меньше бюджетов фильмов, снимаемых за бюджетные деньги. Поэтому на площадке вся группа предельна собрана, у нас фактически нет права на ошибку. Заранее строим план и продумываем каждую сцену. Многие артисты работают бесплатно и выкраивают время в своих загруженных графиках. Елена Трусова Чтобы обосноваться в киноиндустрии, которая представляет отдельный мир, нужно особое окружение и поддержка. И если вы начинали снимать с Федором Лавровым «Сказку для старых» как сорежиссеры, то сейчас отправились в самостоятельное плавание. У вас проверенная команда – тот же Федор Лавров, Евгений Ткачук, продюсер Юлия Витязева. Погружение в мир кинематографа оказалось для вас стремительным или вы спокойно открываете для себя новые сферы деятельности? Как вас свела судьба с теми, с кем вы делаете проекты? Роман Михайлов Я очень быстро учусь чему бы то ни было. Это связано с глубоким погружением в материал. Кино я занимаюсь уже почти 4,5 года, и это для меня огромный срок. Наша команда оформилась в единый живой организм постепенно. Со многими артистами нас свел театр. Затем приходили другие люди и подключались к нашей команде, и теперь мы делаем общее дело. Пришло много молодых артистов, с которыми мне очень интересно работать – они переполнены энергией, и я им даю много возможностей импровизировать на площадке. Я работаю с исполнителями над ритмами, на которых и построено все кино: каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово важны для сцены, они задают ее ритмичность. Елена Трусова Писательская деятельность и театр определено оказывают влияние на ваше кино. Видно, что диалоги в фильмах играют важную роль, даже бОльшую, чем визуальное воплощение. Отводите ли вы тексту первостепенную роль в фильмах? Роман Михайлов Чаще всего я пишу текст под конкретного актера. У меня никогда нет сценария в классическом понимании. Мы всегда с актерами перед съемками обсуждаем их текст и пытаемся понять, насколько он органичен и естественен для героя. Мы также корректируем текст в процессе съемок, и в итоге можем привести сложнейший диалог к простейшей фразе. Елена Трусова Вы сторонник минимализма как в театре, так и в кино. Изначально «Сказку для старых» планировали снять в одной комнате, но в ходу работы задумка претерпела изменения. Однако вы не оставляете этой мысли? Роман Михайлов Минимализм не бывает пошлым, а излишества – да. Нужно максимально отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность. Это будет очень сложно – снять фильм в одной комнате, но очень хочется это сделать! Продюсер Юлия Витязева: «Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно» Елена Трусова На фестивале Пример интонации прошла премьера фильма «Наследие», где ещё в ближайшее время запланированы показы? Юлия Витязева 5 июня в Калининграде, в кинотеатре Синема Парк Европа, пройдёт первый показ фильма «Наследие». Режиссер представит картину и обсудит фильм со зрителями после просмотра. Расписание следующих показов формируется, мы точно покажем фильм в Петербурге и Москве. Если в других городах появится интерес показать наш фильм – мы будем очень рады. Елена Трусова Есть ли у фильма дистрибьютор? Юлия Витязева Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно, договариваемся напрямую с кинотеатрами, у нас запланирован еще один фестивальный показ в России, но подождем официального объявления. На платформах наш фильм представит компания Вольга – в середине июля. Елена Трусова Расскажите про съемки
Понравилось:
Автор: Morgan
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Биография Дарьи Михайловой - Российские
19.07.17, 08:29
Дюжина самых ожидаемых фильмов 2022 года:
03.01.22, 08:16
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии: как
06.01.22, 08:15
Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Полезно знать


Соня Метелица - Биография
Соня Метелица: биография В последние десять-пятнадцать лет наблюдается занятная тенденция – добившись успеха за рубежом, российские ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up