Роман Михайлов: «Нужно отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность» - «Интервью»

11.06.23, 08:15

Роман Михайлов: «Нужно отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность» - «Интервью»




2 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации, прошедшего 1–4 июня в Севкабель Порту (Санкт-Петербург), состоялась премьера нового фильма Романа Михайлова «Наследие». Сразу после показа режиссер рассказал ПрофиСинема о своем стремительном погружении в кинематограф, сплоченной команде, как писательская и театральная деятельности влияют на его фильмы, о будущих проектах и многом другом. 





Сегодня, 5 июня, в Калининграде (в кинотеатре Синема Парк Европа) пройдет показ фильма «Наследие», который представит режиссер. Показы состоятся также в Санкт-Петербурге и Москве. На онлайн-платформах фильм выйдет в середине июля (дистрибьютор – Вольга).





Елена Трусова
Когда вы только пришли в киноиндустрию, то сказали, что «После третьего фильма посмотрим, впускает ли меня кинематограф». «Наследие» – ваша третья работа (вышедшая на экране), уже можете сказать, впустил ли вас кинематограф?





Роман Михайлов
По внутренним ощущениям – точно да. Когда смотришь фильм – и понимаешь: вот оно – случилось! Как будто собрался сложный конструктор. Из этой коллективной медитации произошло нечто живое и тревожащее душу. Именно этот результат убеждает в том, что нужно продолжать работать, делать кино.









Елена Трусова
Ваш первый фильм был похож на своеобразный метареалистический квест, второй – мелодрама об одиночестве, третий – история про веру. Сюжеты рождаются спонтанно или вы придерживаетесь какого-то определенного плана, к слову, у вас есть огромное количество материала, который можно экранизировать, тот же самый рассказ «Наследие», ставший основой для фильма?





Роман Михайлов
Все получается спонтанно. Мы сняли четвертый фильм и почти полностью пятый. Возможно, будет шестой, а может и нет. У меня полная свобода. Но, скорее всего, снимать фильмы по уже выпущенным произведениям не буду, не исключено, что «Наследие» – это первый и последний подобный опыт.
Интереснее работать с тем материалом, который закрыт ото всех и который никто еще не читал, не видел. Чтобы зритель впервые посмотрел историю от начала и до конца именно на экране. Так можно избежать каких бы ты ни было сравнений.





Елена Трусова
Планируете и далее возлагать на себя все от сценария до монтажа?





Роман Михайлов
По сути, главное в авторском кино – делать все от начала и до конца, и я не понимаю, как, например, можно работать с чужим текстом – сценарием. Но не отрицаю, что, возможно, в моих фильмах могут прослеживаться мифологические и сказочные сюжеты.









Елена Трусова
Я заметила, что вы связываете свои фильмы предметами или образами. Например, в «Наследии» можно заметить мелькающий постер «Сказки для старых» и образ белой лошади, знаменующий смерть… Есть что-то еще?





Роман Михайлов
Много чего, например, везде есть мент или охранник, которого играет Николай Горшков. Есть даже необычная интерпретация, что все фильмы – это его сны.





Елена Трусова
Что касается интерпретаций. Вы работали в разных сферах и с разными «материями», и, например, математика – это наука, которая укрощает и пытается структурировать хаос…





Роман Михайлов
Науки – это химия, физика, естествознание и другие, а математика – это даже не наука, это язык и сложная и изысканная поэзия, отвлеченная от реалий. Она не пытается что-то структурировать или объяснить, а живет сама по себе, рождая сложный текст. 





Елена Трусова
А мне казалось, что как раз кинематограф создает хаос, но в хорошем смысле этого слова – авторы рождают множество образов, которые могут трактоваться совершенно по-разному, зрители пропускают их через себя и эти чувства нельзя привести к единому уравнению, как в математике. Так и ваши фильмы рождают множество теорий. Как вы относитесь к различным трактовкам?





Роман Михайлов
Спокойно отношусь к любым интерпретациям, а их было немало, особенно к «Сказке для старых». Писали также и много глупостей, совсем не относящихся к кино. Но я объясняю это тем, что фильм «залетел» не в ту аудиторию. Многие изначально подумали, что это стандартная криминальная драма вроде «Бумера» или «Бригады», но это абсолютно иное произведение. Я никогда не интересовался жанровым и коммерческим кино и никогда не буду делать подобное.
А различные интерпретации важны и даже необходимы. Более того, я с удовольствием говорю о своих фильмах или пытаюсь что-то объяснить – лабиринты, ходы или авторский взгляд.









Елена Трусова
Вернемся к «Наследию», зрители фестиваля Пример интонации впервые увидели фильм. Причем он разительно отличается от других картин программы – как по формату (чуть больше часа), так и по теме и воплощению…





Роман Михайлов
Авторское кино обычно провокационное, мрачное или «чернушное», а «Наследие» – светлый и добрый фильм.





Елена Трусова
Многие авторы отмечают, что для них первые показы и первый зрительский отклик наиболее важен, для вас так же? 





Роман Михайлов
Для меня не так. Кино – это вневременная вещь. Мы сняли фильм – а его будут смотреть через 30 и 40 лет уже новые поколения. У них будут свои интерпретации и свои впечатления.
Но даже здесь, на фестивале Пример интонации, мне было приятно услышать первые положительные отклики от зрителей. Им фильм понравился.









Елена Трусова
В центре «Наследия» – герой, принимающий свою обособленность и доверившийся вере. Вы православный человек. Можно ли сказать, что здесь вы отразили свои воззрения на природу веры? И есть ли автобиографичный элемент в этой истории?





Роман Михайлов
Да, я всегда отражаю в своем кино миры и мировоззрения, которые мне близки, и да – фильм в какой-то степени автобиографичный, но в какой именно части он автобиографичен, я раскрыть не могу.





Елена Трусова
Продиктован ли подобный формат «Наследия» короткой формой самого произведения, которое легло в основу? Либо при монтаже история оформилась в краткое, но насыщенное повествование?





Роман Михайлов
Было сразу понятно, что это будет короткий по хронометражу фильм. А вопрос – будет ли он 68 или 78 минут – решался как раз на монтаже. В итоге картина оформилась вот в такое короткое киновысказывание.
Следующий фильм – «Отпуск в октябре» – будет по хронометражу почти 2 часа. И, думаю, именно он побьет рекорд по интерпретациям. Это самая сложная картина, она уже полностью готова ко встрече со зрителем.
А пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» сейчас еще в процессе съемок. В июне запланированы три финальных съемочных дня. Это будет драма, рассказывающая о взаимоотношениях отца и сына. Я играю отца, а Олег Чугунов, исполнивший главную роль в «Наследии», – сыграет моего сына.









Елена Трусова
Вы достаточно быстро снимаете кино, съемки «Наследия» ведь заняли примерно 10 дней.





Роман Михайлов
У нас нет другого выхода, мы ограничены в финансах, в десятки раз меньше бюджетов фильмов, снимаемых за бюджетные деньги. Поэтому на площадке вся группа предельна собрана, у нас фактически нет права на ошибку. Заранее строим план и продумываем каждую сцену.
Многие артисты работают бесплатно и выкраивают время в своих загруженных графиках. 





Елена Трусова
Чтобы обосноваться в киноиндустрии, которая представляет отдельный мир, нужно особое окружение и поддержка. И если вы начинали снимать с Федором Лавровым «Сказку для старых» как сорежиссеры, то сейчас отправились в самостоятельное плавание. У вас проверенная команда – тот же Федор Лавров, Евгений Ткачук, продюсер Юлия Витязева. Погружение в мир кинематографа оказалось для вас стремительным или вы спокойно открываете для себя новые сферы деятельности? Как вас свела судьба с теми, с кем вы делаете проекты?





Роман Михайлов
Я очень быстро учусь чему бы то ни было. Это связано с глубоким погружением в материал. Кино я занимаюсь уже почти 4,5 года, и это для меня огромный срок.
Наша команда оформилась в единый живой организм постепенно. Со многими артистами нас свел театр. Затем приходили другие люди и подключались к нашей команде, и теперь мы делаем общее дело. Пришло много молодых артистов, с которыми мне очень интересно работать – они переполнены энергией, и я им даю много возможностей импровизировать на площадке.



Я работаю с исполнителями над ритмами, на которых и построено все кино: каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово важны для сцены, они задают ее ритмичность.





Елена Трусова
Писательская деятельность и театр определено оказывают влияние на ваше кино. Видно, что диалоги в фильмах играют важную роль, даже бОльшую, чем визуальное воплощение. Отводите ли вы тексту первостепенную роль в фильмах?





Роман Михайлов
Чаще всего я пишу текст под конкретного актера. У меня никогда нет сценария в классическом понимании. Мы всегда с актерами перед съемками обсуждаем их текст и пытаемся понять, насколько он органичен и естественен для героя.
Мы также корректируем текст в процессе съемок, и в итоге можем привести сложнейший диалог к простейшей фразе. 





Елена Трусова
Вы сторонник минимализма как в театре, так и в кино. Изначально «Сказку для старых» планировали снять в одной комнате, но в ходу работы задумка претерпела изменения. Однако вы не оставляете этой мысли?





Роман Михайлов
Минимализм не бывает пошлым, а излишества – да. Нужно максимально отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность. Это будет очень сложно – снять фильм в одной комнате, но очень хочется это сделать!




Продюсер Юлия Витязева: «Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно»






Елена Трусова
На фестивале Пример интонации прошла премьера фильма «Наследие», где ещё в ближайшее время запланированы показы? 





Юлия Витязева
5 июня в Калининграде, в кинотеатре Синема Парк Европа, пройдёт первый показ фильма «Наследие». Режиссер представит картину и обсудит фильм со зрителями после просмотра. Расписание следующих показов формируется, мы точно покажем фильм в Петербурге и Москве. Если в других городах появится интерес показать наш фильм – мы будем очень рады. 





Елена Трусова
Есть ли у фильма дистрибьютор?





Юлия Витязева
Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно, договариваемся напрямую с кинотеатрами, у нас запланирован еще один фестивальный показ в России, но подождем официального объявления. На платформах наш фильм представит компания Вольга – в середине июля. 





Елена Трусова
Расскажите про съемки пятого фильма Романа Михайлова. Какое продвижение планируете для четвертого и пятого фильмов, будет ли у проектов фестивальная история?





Юлия Витязева
Следующий пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» почти готов, мы снимаем и монтируем блоками. У нас запланированы три смены в середине июня, и я думаю, что к осени мы будем готовы представить наш фильм. Главные роли исполняют Олег Чугунов и Роман Михайлов. Это история отца и сына, все происходит в декорациях определенной субкультуры, о которой я пока умолчу. В фильме принимают участие также Федор Лавров, Анна Завтур, Олег Рязанцев, Маша Мацель, Илларион Маров и другие наши любимые актеры.
Наш фильм «Отпуск в октябре» ищет мировую премьеру. Поэтому мы ждем ответа от коллег из индустрии. Но в широкий прокат мы будем его выпускать, понятное дело, в октябре. Это история двух молодых актрис (Маша Мацель и Анна Завтур), которые закончили театральную академию, ходят по кастингам, снимаются в сериалах, и мечтают о больших и интересных ролях. Они вписываются в Болливудский проект, едут на съемки под Петрозаводск, а вот что потом случилось, вы скоро увидите.


2 июня в рамках международного кинофестиваля Пример интонации, прошедшего 1–4 июня в Севкабель Порту (Санкт-Петербург), состоялась премьера нового фильма Романа Михайлова «Наследие». Сразу после показа режиссер рассказал ПрофиСинема о своем стремительном погружении в кинематограф, сплоченной команде, как писательская и театральная деятельности влияют на его фильмы, о будущих проектах и многом другом. Сегодня, 5 июня, в Калининграде (в кинотеатре Синема Парк Европа) пройдет показ фильма «Наследие», который представит режиссер. Показы состоятся также в Санкт-Петербурге и Москве. На онлайн-платформах фильм выйдет в середине июля (дистрибьютор – Вольга). Елена Трусова Когда вы только пришли в киноиндустрию, то сказали, что «После третьего фильма посмотрим, впускает ли меня кинематограф». «Наследие» – ваша третья работа (вышедшая на экране), уже можете сказать, впустил ли вас кинематограф? Роман Михайлов По внутренним ощущениям – точно да. Когда смотришь фильм – и понимаешь: вот оно – случилось! Как будто собрался сложный конструктор. Из этой коллективной медитации произошло нечто живое и тревожащее душу. Именно этот результат убеждает в том, что нужно продолжать работать, делать кино. Елена Трусова Ваш первый фильм был похож на своеобразный метареалистический квест, второй – мелодрама об одиночестве, третий – история про веру. Сюжеты рождаются спонтанно или вы придерживаетесь какого-то определенного плана, к слову, у вас есть огромное количество материала, который можно экранизировать, тот же самый рассказ «Наследие», ставший основой для фильма? Роман Михайлов Все получается спонтанно. Мы сняли четвертый фильм и почти полностью пятый. Возможно, будет шестой, а может и нет. У меня полная свобода. Но, скорее всего, снимать фильмы по уже выпущенным произведениям не буду, не исключено, что «Наследие» – это первый и последний подобный опыт. Интереснее работать с тем материалом, который закрыт ото всех и который никто еще не читал, не видел. Чтобы зритель впервые посмотрел историю от начала и до конца именно на экране. Так можно избежать каких бы ты ни было сравнений. Елена Трусова Планируете и далее возлагать на себя все от сценария до монтажа? Роман Михайлов По сути, главное в авторском кино – делать все от начала и до конца, и я не понимаю, как, например, можно работать с чужим текстом – сценарием. Но не отрицаю, что, возможно, в моих фильмах могут прослеживаться мифологические и сказочные сюжеты. Елена Трусова Я заметила, что вы связываете свои фильмы предметами или образами. Например, в «Наследии» можно заметить мелькающий постер «Сказки для старых» и образ белой лошади, знаменующий смерть… Есть что-то еще? Роман Михайлов Много чего, например, везде есть мент или охранник, которого играет Николай Горшков. Есть даже необычная интерпретация, что все фильмы – это его сны. Елена Трусова Что касается интерпретаций. Вы работали в разных сферах и с разными «материями», и, например, математика – это наука, которая укрощает и пытается структурировать хаос… Роман Михайлов Науки – это химия, физика, естествознание и другие, а математика – это даже не наука, это язык и сложная и изысканная поэзия, отвлеченная от реалий. Она не пытается что-то структурировать или объяснить, а живет сама по себе, рождая сложный текст. Елена Трусова А мне казалось, что как раз кинематограф создает хаос, но в хорошем смысле этого слова – авторы рождают множество образов, которые могут трактоваться совершенно по-разному, зрители пропускают их через себя и эти чувства нельзя привести к единому уравнению, как в математике. Так и ваши фильмы рождают множество теорий. Как вы относитесь к различным трактовкам? Роман Михайлов Спокойно отношусь к любым интерпретациям, а их было немало, особенно к «Сказке для старых». Писали также и много глупостей, совсем не относящихся к кино. Но я объясняю это тем, что фильм «залетел» не в ту аудиторию. Многие изначально подумали, что это стандартная криминальная драма вроде «Бумера» или «Бригады», но это абсолютно иное произведение. Я никогда не интересовался жанровым и коммерческим кино и никогда не буду делать подобное. А различные интерпретации важны и даже необходимы. Более того, я с удовольствием говорю о своих фильмах или пытаюсь что-то объяснить – лабиринты, ходы или авторский взгляд. Елена Трусова Вернемся к «Наследию», зрители фестиваля Пример интонации впервые увидели фильм. Причем он разительно отличается от других картин программы – как по формату (чуть больше часа), так и по теме и воплощению… Роман Михайлов Авторское кино обычно провокационное, мрачное или «чернушное», а «Наследие» – светлый и добрый фильм. Елена Трусова Многие авторы отмечают, что для них первые показы и первый зрительский отклик наиболее важен, для вас так же? Роман Михайлов Для меня не так. Кино – это вневременная вещь. Мы сняли фильм – а его будут смотреть через 30 и 40 лет уже новые поколения. У них будут свои интерпретации и свои впечатления. Но даже здесь, на фестивале Пример интонации, мне было приятно услышать первые положительные отклики от зрителей. Им фильм понравился. Елена Трусова В центре «Наследия» – герой, принимающий свою обособленность и доверившийся вере. Вы православный человек. Можно ли сказать, что здесь вы отразили свои воззрения на природу веры? И есть ли автобиографичный элемент в этой истории? Роман Михайлов Да, я всегда отражаю в своем кино миры и мировоззрения, которые мне близки, и да – фильм в какой-то степени автобиографичный, но в какой именно части он автобиографичен, я раскрыть не могу. Елена Трусова Продиктован ли подобный формат «Наследия» короткой формой самого произведения, которое легло в основу? Либо при монтаже история оформилась в краткое, но насыщенное повествование? Роман Михайлов Было сразу понятно, что это будет короткий по хронометражу фильм. А вопрос – будет ли он 68 или 78 минут – решался как раз на монтаже. В итоге картина оформилась вот в такое короткое киновысказывание. Следующий фильм – «Отпуск в октябре» – будет по хронометражу почти 2 часа. И, думаю, именно он побьет рекорд по интерпретациям. Это самая сложная картина, она уже полностью готова ко встрече со зрителем. А пятый фильм «Поедем с тобой в Макао» сейчас еще в процессе съемок. В июне запланированы три финальных съемочных дня. Это будет драма, рассказывающая о взаимоотношениях отца и сына. Я играю отца, а Олег Чугунов, исполнивший главную роль в «Наследии», – сыграет моего сына. Елена Трусова Вы достаточно быстро снимаете кино, съемки «Наследия» ведь заняли примерно 10 дней. Роман Михайлов У нас нет другого выхода, мы ограничены в финансах, в десятки раз меньше бюджетов фильмов, снимаемых за бюджетные деньги. Поэтому на площадке вся группа предельна собрана, у нас фактически нет права на ошибку. Заранее строим план и продумываем каждую сцену. Многие артисты работают бесплатно и выкраивают время в своих загруженных графиках. Елена Трусова Чтобы обосноваться в киноиндустрии, которая представляет отдельный мир, нужно особое окружение и поддержка. И если вы начинали снимать с Федором Лавровым «Сказку для старых» как сорежиссеры, то сейчас отправились в самостоятельное плавание. У вас проверенная команда – тот же Федор Лавров, Евгений Ткачук, продюсер Юлия Витязева. Погружение в мир кинематографа оказалось для вас стремительным или вы спокойно открываете для себя новые сферы деятельности? Как вас свела судьба с теми, с кем вы делаете проекты? Роман Михайлов Я очень быстро учусь чему бы то ни было. Это связано с глубоким погружением в материал. Кино я занимаюсь уже почти 4,5 года, и это для меня огромный срок. Наша команда оформилась в единый живой организм постепенно. Со многими артистами нас свел театр. Затем приходили другие люди и подключались к нашей команде, и теперь мы делаем общее дело. Пришло много молодых артистов, с которыми мне очень интересно работать – они переполнены энергией, и я им даю много возможностей импровизировать на площадке. Я работаю с исполнителями над ритмами, на которых и построено все кино: каждый взгляд, каждый вздох, каждое слово важны для сцены, они задают ее ритмичность. Елена Трусова Писательская деятельность и театр определено оказывают влияние на ваше кино. Видно, что диалоги в фильмах играют важную роль, даже бОльшую, чем визуальное воплощение. Отводите ли вы тексту первостепенную роль в фильмах? Роман Михайлов Чаще всего я пишу текст под конкретного актера. У меня никогда нет сценария в классическом понимании. Мы всегда с актерами перед съемками обсуждаем их текст и пытаемся понять, насколько он органичен и естественен для героя. Мы также корректируем текст в процессе съемок, и в итоге можем привести сложнейший диалог к простейшей фразе. Елена Трусова Вы сторонник минимализма как в театре, так и в кино. Изначально «Сказку для старых» планировали снять в одной комнате, но в ходу работы задумка претерпела изменения. Однако вы не оставляете этой мысли? Роман Михайлов Минимализм не бывает пошлым, а излишества – да. Нужно максимально отказаться от всего лишнего, и тогда останется только сущность. Это будет очень сложно – снять фильм в одной комнате, но очень хочется это сделать! Продюсер Юлия Витязева: «Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно» Елена Трусова На фестивале Пример интонации прошла премьера фильма «Наследие», где ещё в ближайшее время запланированы показы? Юлия Витязева 5 июня в Калининграде, в кинотеатре Синема Парк Европа, пройдёт первый показ фильма «Наследие». Режиссер представит картину и обсудит фильм со зрителями после просмотра. Расписание следующих показов формируется, мы точно покажем фильм в Петербурге и Москве. Если в других городах появится интерес показать наш фильм – мы будем очень рады. Елена Трусова Есть ли у фильма дистрибьютор? Юлия Витязева Кинотеатральный прокат «Наследия» мы осуществляем самостоятельно, договариваемся напрямую с кинотеатрами, у нас запланирован еще один фестивальный показ в России, но подождем официального объявления. На платформах наш фильм представит компания Вольга – в середине июля. Елена Трусова Расскажите про съемки
Понравилось:
Автор: Morgan
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Биография Дарьи Михайловой - Российские
19.07.17, 08:29
Дюжина самых ожидаемых фильмов 2022 года:
03.01.22, 08:16
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии: как
06.01.22, 08:15
Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Светлана Бондарчук приняла
Для фотосъемки экс-супруга режиссера Федора Бондарчука примерила джинсы и простую белую футболку, использовав в качестве аксессуаров серьги.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика