28 августа на Лидо стартует 81 Венецианский международный кинофестиваль. Как обычно, ПрофиСинема представляет список его самых ожидаемых премьер. Но прежде всего надо отметить, что уже на уровне анонсов заметен тренд нынешней Мостры — очень много фильмов о войнах, их истории, их последствиях, о самой идее войны.
Российских фильмов в программах нет, но наши следы в расписании имеются. Так в Горизонтах принимает участие драма «Спокойная жизнь» Александроса Авранаса, где главные роли играют Чулпан Хаматова и Григорий Добрыгин. Фильм анонсируется как история о семье беженцев, ждущих решения миграционных служб страны. Пока они пытаются наладить жизнь, их ребенок, как и дети других беженцев, становится жертвой загадочного синдрома. В Двухнедельнике режиссеров заявлен «Антиквариат» Русудан Глурджидзе — действие происходит в 2006 году во время кампании по депортации тысяч грузин из России, в одной из ролей Сергей Дрейден.
Мостра, разумеется, не могла обойти Украину. Во внеконкурсной программе покажут украинскую документальную ленту Ольги Журба «Песни медленно горящей земли», рассказывающую о жизни в стране после 24 февраля 2022 года. И в этой же программе — франко-канадский фильм Анастасии Трофимовой «Русские на войне». Трофимова известна такими работами, как «Ее война: женщины против ИГИЛ*» и «Жертвы ИГИЛ*». Новый фильм анонсируется как взгляд на российских солдат, пытающихся понять, за что они сражаются.
Сразу несколько фильмов фестиваля посвящены израильско-палестинскому конфликту. Вне конкурса заявлен шведско-финско-датский нон-фикшн Йорана Хьюго Олссона «Израиль и Палестина на шведском телевидении в 1958-1989 годах». В архиве шведской SVT нет темы, которая была бы так популярна, как отношения Израиля и Палестины, ни в одну другую тему эта компания за всю свою историю не вложила столько ресурсов, и Олссон получил полный доступ к этой сокровищнице. Еще один важный участник — итало-израильский фильм «О собаках и людях» в Горизонтах. Эта драма Дэни Розенберга, снятая после атаки ХАМАС, повествует о 16-летней Дар, которая возвращается в кибуц, чтобы найти свою собаку, потерявшуюся во время теракта. А Горизонты extra откроет «5 сентября» Тима Фельбаума с Шоном Пенном в списке продюсеров. Действие происходит во время Олимпиады в Мюнхене в 1972 году, фильм рассказывает о группе американских комментаторов, которые быстро переходят от спортивных трансляций к репортажам о теракте и захвате в заложники израильских спортсменов.
В целом же во всех без исключения программах много историй, посвященных тем или иным войнам, их преступлениям и их последствиям. В «Поле битвы» Джанни Амелио (Основной конкурс) во время Первой Мировой два врача занимаются принципиально разным — один излечивает солдат, чтобы поскорее вернуть их на поле боя, другой помогает раненым симулировать или даже наносить себе увечья, препятствующие такому возвращению. «Рифеншталь» Андреса Файеля (Вне конкурса, документальное кино) посвящен одной из самых противоречивых фигур времен Третьего рейха. Триллер «Марко» Джона Гарраньо и Айтора Арреги (Горизонты) основан на реальной истории Энрико Марко, главы испанской Ассоциации жертв Холокоста, мошенника, который не был жертвой нацизма и сфальсифицировал свою биографию. «М: Сын века» Джо Райта (Сериалы) — адаптация одноименной биографии Бенито Муссолини.
Если даже фильм не о войне, то в нем заметно ее присутствие, видны ее следы. В «Вермильо» Мауры Дельперо (Основной конкурс) события происходят в последний год Второй Мировой, чье эхо долетает в уединенную горную итальянскую деревню. Герой «Брутального стиля» Брейди Корбета (Основной конкурс) — архитектор венгерского происхождения, переживший Холокост и пытающийся начать новую жизнь в США. Закроет Мостру внеконкурсный «Американский сад» Пупи Авати, готический триллер, события которого начинаются в Болонье во времена Освобождения, где юноша влюбляется в медсестру американской армии, а затем ищет ее на нескольких континентах. Героиня «Соседней комнаты» Педро Альмодовара (Основной конкурс) в исполнении Тильды Суинтон — военный репортер. Герой внеконкурсной «Фантосмии» Лава Диаса должен вспомнить свою жизнь во времена военной службы. Даже в Венецианской классике покажут «Махабхарату» Питера Брука, «Запрещенные игры» Рене Клемана, а также «Из тьмы к свету», документальную картину о легендарном так и не вышедшем фильме Джерри Льюиса о Холокосте «День, когда плакал клоун».
Наверное, апогеем этого смыслового акцента нынешней Мостры должен стать внеконкурсный нон-фикшн «Почему война» лауреата Канн и Венеции, именитого израильского режиссера Амоса Гитая. Это кино — история переписки Альберта Эйнштейна и Зигмунда Фрейда, которые по просьбе Лиги наций как раз и пытались ответить на вопрос, зачем люди воюют и когда это прекратится.
Это только те фильмы, где тема войны буквально просвечивает в коротких аннотациях. Наверняка она проявлена в программах нынешнего фестиваля еще сильнее, но понять это и подвести итоги можно будет только после просмотров. Ждем начала и представляем те 15 фильмов, чьи премьеры на Лидо ПрофиСинема ждет с особым нетерпением.
«Соседняя комната» / «The Room Next Door», Педро Альмодовар (Основной конкурс)
Первый англоязычный полнометражный фильм Педро Альмодовара по роману Сигрид Нуньес «Что ты переживаешь», действие которого происходит в Нью-Йорке. Героини — две подруги, возобновившие отношения после долгого перерыва, а также дочь одной из них. Режиссер описал свой проект как историю «об очень несовершенной матери и ее обидчивой дочери, которые живут разными жизнями из-за глубокого непонимания». В главных ролях Тильда Суинтон и Джулианна Мур.
«Квир» / «Queer», Лука Гуаданьино (Основной конкурс)
Драма Луки Гуаданьино «Квир» основана на полуавтобиографическом романе Уильяма Берроуза. Главную роль альтер-эго американского писателя сыграл Дэниэл Крейг. Роман был написан в 50-е годы прошлого века, его действие происходит в Мексике десятилетием ранее. Гуаданьино прочитал роман, когда ему было 17 лет и, уже будучи режиссером, мечтал его экранизировать. Весной 2022 года он обсудил идею со сценаристом Джастином Куритцкесом во время их совместной работы над «Претендентами», и Куритцкес фактически тогда же начал писать сценарий будущего проекта. Гуаданьино считает «Квир» своим самым личным фильмом и данью уважения творчеству Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера.
«Безмолвное братство» / «The Order», Джастин Курзель (Основной конкурс)
Каннский лауреат, режиссер «Сноутауна» и «Макбета» Джастин Курзель представит в Венеции адаптацию документального бестселлера «Безмолвное братство». Действие происходит в 1983 году, когда серия ограблений банков напугала американцев по всему Северо-Западу. Герой фильма агент ФБР считал, что преступления были делом рук не обычных грабителей, а террористов, замышлявших войну с федеральным правительством. Это кино на сегодня одно из самых продаваемых на фестивале — дистрибуторы у него уже есть в США и большинстве стран Западной Европы, а также на Ближнем Востоке и Филиппинах, в Турции, Монголии и в странах СНГ и Балтии. В российский прокат «Безмолвное братство» выйдет 5 декабря нынешнего года (прокатчик — компания Парадиз).
«Мария» / «Maria», Пабло Ларраин (Основной конкурс)
После «Джеки» с Натали Портман и «Спенсер» с Кристен Стюарт Пабло Ларраин добрался и до иконы Голливуда Анджелины Джоли. В «Марии» она играет главное сопрано всех времен Марию Каллас. Основанный на реальных событиях, фильм рассказывает бурную, прекрасную и трагическую историю жизни оперной певицы, переосмысленную ею за несколько дней до смерти. Костюмы для фильма созданы на основе настоящих нарядов Каллас, причем, продюсеры консультировались с группами по защите прав животных относительно меховых изделий певицы и в итоге решили мех не использовать. «Мария» — совместное производство США, Италии, Германии и ОАЭ, съемки проходили в Париже, Милане, Будапеште и в Греции.
«Джокер: Безумие на двоих» / «Joker: Folie à Deux», Тодд Филлипс (Основной конкурс)
Едва ли не главная премьера Мостры, блокбастер от Warner Bros. с бюджетом в $200 млн, сиквел «Джокера» от Тодда Филлипса. Хоакин Феникс снова в заглавной роли, Леди Гага в роли Харли Квинн, и эти двое должны лично прибыть на Лидо. О новом фильме известно, в частности, что, скорее всего, это будет мюзикл (минимум 15 интерпретаций известных песен), кроме того вроде бы Харли Квинн больше не психиатр, а пациентка лечебницы. Сиквел, как в свое время и первая часть, получил рейтинг R. Хотя ожидается, что насилия в нем будет меньше.
«Плохая девочка» / «Babygirl», Халина Рейн (Основной конкурс)
Второй опыт сотрудничества голландской постановщицы Халины Рейн и компании А24, эротический триллер о динамике власти и сексуальности в профессиональной среде. По сюжету властная женщина, будучи генеральным директором компании, заводит роман с гораздо более молодым сотрудником. В главных ролях Николь Кидман и Харрис Дикинсон. Обманутого мужа играет Антонио Бандерас. Снимали фильм в Нью-Йорке, и в США он выйдет в прокат в декабре, то есть в оскаровский сезон. «Плохая девочка» куплена и в Россию и появится на наших экранах 16 января 2025 года (прокатчики — Атмосфера кино и Arna media).
«Жатва» / «Harvest», Афина Рахель Цангари (Основной конкурс)
Фильм от ключевой фигуры греческой «новой волны» Афины Рахель Цангари. Она сама писала сценарий, который основан на одноименном романе Джима Крейса. Начиная с 2013 года этот роман был удостоен нескольких литературных премий и попал в шорт-лист Букеровской премии. А в 2019 году «Жатва» заняла 81 место в списке ста лучших книг XXI века по версии The Guardian. Это история о жителях глухой английской деревни, которые в своих экономических проблемах решили обвинить трех чужаков. Во что этот сюжет превратится в интерпретации Цангари, никто не знает. В главных ролях Калеб Лэндри Джонс и Гарри Меллинг, съемки целиком проходили на натуре в шотландском Аргайлшире.
«Битлджус Битлджус» / «Beetlejuice Beetlejuice», Тим Бертон (Вне конкурса, фильм открытия)
Долгожданное продолжение «Битлджуса», полнометражного дебюта Тима Бертона, комедии ужасов о непростых отношениях потусторонней силы и людей в Новой Англии. Warner затевала, отменяла и возрождала проект практически с момента выхода оригинала более трех десятилетий назад, и вот он, наконец, готов. Неудивительно, что кино с таким эпическим бэкграундом открывает нынешнюю Мостру. В своих интервью Бертон рассказывал, что идеи сценариев были самыми необычными (одна из них предполагала, что заглавный герой отправится в космос). Но в итоге история будет развиваться все там же, в Коннектикуте, куда спустя много лет снова приезжает семья Дитц. Майкл Китон, Вайнона Райдер и Кэтрин О`Хара вернулись к своим ролям. Также в кадре появятся Моника Беллуччи, Уиллем Дефо и Дэнни ДеВито.
«Одинокие волки» / «Wolfs», Джон Уоттс (Вне конкурса)
Комедийный боевик от Джона Уоттса с Джорджем Клуни и Брэдом Питтом в ролях «уборщиков», заметающих следы на местах преступления, привыкших работать сольно, но теперь вынужденных сотрудничать. Питт и Клуни воссоединяются в одном проекте спустя много лет после «После прочтения сжечь». А кроме того они тут еще и продюсеры. Фильм уже в конце сентября появится в сетке Apple TV+. Стример, выигравший битву за «Одиноких волков» у множества претендентов (Amazon, Lionsgate, Netflix, Universal Pictures, Warner Bros.) уже объявил о планах на сиквел.
«Фантосмия» / «Phantosmia», Лав Диас (Вне конкурса)
Обладатель Венецианского Золотого льва филиппинский режиссер Лав Диас, известный своими масштабными полотнами по двенадцать часов, возвращается на Лидо с историей «всего» на 4 часа. Кстати, это уже восьмой фильм Диаса в венецианских программах. Согласно официальному синопсису, герой страдает странной обонятельной болезнью. Его психиатр подозревает, что фантомные запахи вызваны глубоким психологическим надломом, он рекомендует радикальную терапию. Герою предстоит вернуться на военную службу и там разобраться с самыми темными воспоминаниями своей жизни.
«2073», Азиф Кападиа (Вне конкурса. Документальное кино)
Автор великолепных кинопортретов («Сенна», «Эми», «Диего Марадона»), лауреат Оскара Азиф Кападиа снял документальный фильм, действие которого происходит в антиутопическом будущем. «2073» анонсируется как ломающий жанры триллер о важнейших проблемах, угрожающих людям. Проект вдохновлен культовой короткометражкой Криса Маркера «Взлетная полоса» времен французской новой волны — о путешественнике во времени, который рискует своей жизнью, чтобы изменить ход истории и спасти человечество. Когда-то эта короткометражка вдохновила Терри Гиллиама на его «12 обезьян».
«Один на один: Джон и Йоко» / «One to One: John & Yoko», Кевин Макдональд, Сэм Райс Эдвардс (Вне конкурса. Документальное кино)
Не исключено — главная киномузыкальная премьера года. Один из самых интересных современных документалистов, оскаровский лауреат Кевин Макдональд представит свой взгляд на жизнь Джона Леннона и Йоко Оно. Действие происходит в 1972 году на фоне бурной эпохи американской истории. В основе сюжета концерты One to One, единственные полноценные выступления Леннона после The Beatles. В фильме использованы ремиксы концертных записей, спродюссированные сыном пары Шоном Оно Ленноном, а также множество ранее не издаваемых записей и кадров, сделанных самими Джоном и Йоко. Фильм станет первым в рамках сотрудничества Макдональда с компанией Plan B Productions Брэда Питта.
«Дисклеймер» / «Disclaimer», Альфонсо Куарон (Вне конкурса. Сериалы)
Пятикратный обладатель Оскара Альфонсо Куарон представит в Венеции несколько эпизодов мини-сериала «Дисклеймер» с Кейт Бланшетт в главной роли. В этом триллере Бланшетт играет известную журналистку, чей мир внезапно начинает рушиться, когда она по почте получает книгу, раскрывающую мрачные тайны ее прошлого. Наряду с Бланшетт в актерский состав вошли Кевин Клайн, Саша Барон Коэн, Коди Смит-Макфи, а также Хоен Чон, прославившаяся после «Игры в кальмара». Фильм снят по одноименному роману сценаристки BBC Рене Найт, ее дебюту в романистике, сразу ставшему бестселлером и получившему восторженную критику.
«Счастливых праздников» / «Happy Holidays», Скандар Копти (Горизонты)
Легкая авария в Иерусалиме запускает цепочку событий, раскрывая ложь и недосказанность, которые сеют раздор в патриархальном сообществе. Таков синопсис фильма от палестинца Скандара Копти, пожалуй, одного из самых ожидаемых независимых проектов года. Это второй фильм Копти. Первый, «Аджани» о разборках гангстерских кланов, снятый им совместно с израильским евреем Ароном Шани и с непрофессиональными актерами, стал кассовым хитом на родине, заработал специальное упоминание Золотой камеры за лучший дебют в Каннах и в целом 15 различных наград, в том числе национальную кинопремию Израиля. Фильм, в котором преимущественно говорили на арабском языке и в котором музыка была почти исключительно арабской, выдвинули от Израиля на Оскар, и в итоге он попал в номинацию.
«Свидетельница» / «The Witness», Надер Сайвар (Горизонты Extra)
Надер Сайвар более всего известен как соавтор сценария «Трех лиц» Джафара Панахи, за который они получили приз Канн. За нынешним фильмом тоже маячит Панахи — он был сценаристом и монтажером «Свидетельницы». Любой проект с его участием автоматически попадает в поле зрения иранской власти, Сайвар говорит, что привык к этому, привык к полуподпольной работе (когда по ходу съемок кто-то из группы буквально стоял на шухере и предупреждал о приближении полиции). Синопсис нового фильма такой: овдовевшая пожилая учительница становится свидетельницей того, как ее подруга погибла от рук своего мужа, высокопоставленного чиновника. Когда полиция отказывается расследовать убийство, героиня решает предать дело огласке, подвергая свою семью и себя опасности.