На Лидо завершается 74-й Венецианский международный кинофестиваль (30 августа – 9 сентября 2017 года). Пока во всем мире азартно досматривали историю самой известной покойницы мирового телеэкрана, новый сезон «Твин Пикс» Дэвида Линча, в Венеции в фавориты вышел фильм, в котором тоже все начинается с мертвой девочки. Это показанные еще в начале недели «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» Мартина МакДоны. Для режиссера, снявшего «Залечь на дно в Брюгге», это всего третий полнометражный фильм. Самый масштабный и сильный в его карьере. Который определенно принесет сыгравшей главную роль Фрэнсис МакДорманд номинацию на «Оскар». Может быть, не только номинацию. И, может быть, не только ей.
Рождение гнева
Лет пятнадцать назад МакДорманд встретилась с МакДоной после того, как посмотрела его пьесу «Человек-подушка» и попросила написать для нее роль. Роль он ей предложил только теперь, создавал историю специально для нее, сценарий был у актрисы через несколько дней после того, как был готов. И она сразу сказала «да». Ее героиня – Милдред Хейз, 50-летняя жительница американского юга, чью дочь изнасиловали и убили. Спустя семь месяцев полиция так и не нашла убийц и, кажется, не очень и ищет. Разгневанная мать арендует старые биллборды на городской окраине и клеит на них плакаты с оскорбительными, но правомерными вопросами к стражам порядка. Так начинается ее персональная война с местной полицией. Хотя ее покойной дочери и ей самой все в городе, конечно же, сочувствуют, но местного шерифа (Вуди Харрельсон) искренне любят. Он ведь в общем и целом порядочный человек, пусть и держит в управлении таких бешеных соратников, как офицер Диксон (Сэм Рокуэлл). Война эта будет с бранью, мордобоями, самоубийствами, взрывами и коктейлями Молотова. Хотя итоговое деление на противоборствующие стороны сложится не совсем так, как представлялось в самом начале.
МакДона снял историю одновременно трагичную и смешную (это еще надо было ухитриться создать нечто смешное, что начиналось бы с жестокого изнасилования с последующим сжиганием жертвы), написал вестерн для женского персонажа, что в традиции встречается, так скажем, не часто. Хотя на самом деле Милдред выходит за рамки пола. И вообще этот сценарий с роскошными образами для десятка персонажей, каждый из которых раскрывается и трансформируется на протяжении фильма самым неожиданным способом. Это умение смешать переживания масштаба греческой трагедии с грубостью, переворачивать своих персонажей с ног на голову всегда было самым привлекательным в его фильмах, и в новом достигло каких-то совсем запредельных высот. Его история провинциальной Америки лишена высокомерия по отношению к населяющим ее людям, потерянным, старающимся по мере сил выбраться из той колеи, в которой они оказались.
А пока в конкурсе показывали фильм МакДоны, во второй конкурсной программе, в «Горизонтах», состоялась премьера документальной ленты «Изнасилование Рейси Тейлор», истории о женщине, которая стала одним из символов борьбы чернокожих американок за свои права.
Однажды вечером в 1944 года 24-летняя жительница Абвилля (Алабама) Рейси Тейлор была похищена и изнасилована шестью белыми парнями, когда возвращалась домой из церкви. Насильники признавали случившееся, но суды отказывались возбуждать дело, семьи преступников отказывались считать все это чем-то большим, чем просто приключением мальчишек, которым хотелось поразвлечься. Близким Рейси и ей самой потребовалось все их мужество, а также помощь Розы Паркс, чтобы привлечь внимание к этой истории и к самой проблеме изнасилования черных женщин. Это был один из первых случаев общенационального протеста и активизма афроамериканского населения страны. В 2011 г. власти штата Алабама официально извинились перед семьей Рейси Тейлор за неспособность государства привлечь преступников к ответственности.
Большой дом мамочки
«мама!» Даррена Аронофски обошлась без физического насилия и убийства главной героини. Хотя то, что с ней творят на протяжении всего фильма, вполне тянет на изнасилование моральное. Да и смерть, пусть и не ее, но вполне жуткая, в кадре будет. Главную роль сыграла Дженнифер Лоуренс. Ее героиня живет с мужем-писателем (Хавьер Бардем) в большом загородном доме и старательно обустраивает семейный быт. Быт кажется идиллией – одинокая влюбленная пара, муж что-то творит в своем кабинете наверху, жена прилежно выбирает цвет для стен, восстанавливая семейное гнездышко после какого-то давнего бедствия. Хорошо, правда, только Ей - у пары в фильме даже нет имен, есть Она и Он. И вот Он как раз нуждается в ком-то еще, кроме жены, так как находится в затяжном творческом кризисе. Однажды в дверь стучится чужак (Эд Харрис), затем является его жена (Мишель Пфайффер), оба – Его ровесники. Затем появляются их взрослые дети (братья Донал и Брин Глисоны), потом вламывается целая толпа – и это не фигурально, пришедших и впрямь толпа. Героиня отчаянно страдает от вторжений, пытаясь разгадать их тайну, и в итоге и дом и фильм в последней своей части рванут. Кое-кого из персонажей даже съедят.
На первом пресс-показе на Лидо журналисты фильм освистали. Выводы, впрочем, из этого делать сложно. Во-первых, были и аплодисменты. Во-вторых, освистывают на фестивалях самое разное кино, часто то, которое оказалось неожиданным впечатлением. «мама!» как раз из таких. До премьеры Аронофски старался не давать общественности много информации о фильме. Трейлер и роскошные постеры наводили на мысль о психологическом триллере. Но на выходе зритель получил нечто не вполне обещанное. Жутковатое настроение по ходу фильма присутствует, временами даже бывает страшно. Особенно на это настроение играет дизайн самого дома, над которым авторы работали особенно тщательно. Но «мама!» совсем не про это. Это история о женщине, которая должна лишь отдавать и отдавать, ничего не получая взамен, реконструкция брака художника и музы. Затем превращающаяся в то, что сам режиссер называл настроением, родившимся из «супа» тоски и беспомощности, из его размышлений о современном безумном мире. О том, что мужчина использует женщину, так же, как человек использует свою планету, как пиявка присасываясь к тому, до чего может дотянуться, каждый сегодня может ощутить себя частью толпы, разрывающей окружающий мир на куски.
Пока итогом этого «супа» стали сравнения с «Ангелом-истребителем» Луиса Бунюэля, «Ребенком Розмари» Романа Полански и даже с «Хоббитом» Питера Джексона – и не в пользу Аронофски, - а также эпитеты типа «барочный кошмар» и низкие оценки критики.
У ног Мэрилин Монро
О насилии в отношении совсем маленьких девочек рассказывает конкурсный фильм «Ангелы носят белое» китаянки Вивиан Цюй, режиссера, но прежде всего продюсера. Она продюсировала, например, «Черный уголь, тонкий лед», получивший «Золотого медведя» и награду за мужскую роль Берлинале в 2014г. «Ангелы носят белое» - ее второй режиссерский опыт (дебют, «Ловушку», тоже когда-то показывали в Венеции, в «Неделе критики»). Камера следует за двумя 12-летними школьницами, которые в своем родном приморском городке оказались в номере отеля и стали жертвами напоившего их мужчины. За происходящим, вернее, за тем, как мужчина вошел в номер девочек, наблюдала в монитор 15-летняя сотрудница reception отеля. Она работает тут нелегально, у нее даже нет документов. Потому она на всякий случай записала видео вторжения мужчины в номер на свой мобильный, надеясь как-то это использовать и немного подзаработать. Этика ее не волнует, потому что у нее есть более насущные проблемы – где переночевать и что поесть. И поступила она, в общем, предусмотрительно – через пару дней запись камер регистрации отеля таинственным образом была стерта. Насилие над девочками расследует полиция, но следы ведут куда-то высоко. Все девочки живут по соседству, гуляют по одному и тому же песчаному пляжу, на котором высится огромная пластиковая кукла Мэрилин Монро в развевающемся платье. Проблемы героинь только начинаются.
Режиссер называет свой фильм не только историей насилия и коррупции в полиции, но и размышлением о роли и положении женщины в современном Китае. Сделана драма в хорошем смысле просто, а дополнительного кошмара происходящему добавляют маленькие исполнительницы главных ролей – играющие 12-летних девочек, выглядят они дай бог на десять. И, кстати, в фильме нет ни одного кадра, в котором демонстрировалось бы хоть какое-то физическое насилие в отношении героинь – за исключением материнской пощечины, которую отвешивает одной из пострадавшей ее несчастная мать. В этом просто нет нужды, Вивиан Цюй добивается нужного эффекта другими средствами.
«Ангелов…» приняли прохладно, но сделана эта история вполне качественно. К тому же Вивиан Цюй – единственная женщина-режиссер в конкурсе в этом году, и это вполне может оказать влияние на итоговое распределение призов. Международными продажами фильма занимается компания Wild Bunch.
К утру пятницы «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» лидировали в разнообразных рейтингах критики и публики. Наряду со сказкой о любви амфибии и немой уборщицы «Форма воды» Гильермо дель Торо. Высокие оценки также у неигровой ленты о Нью-Йоркской публичной библиотеке «Ex Libris» классика документального кино Фредерика Вайсмана. Хуже всего на Лидо приняли драму итальянца Себастьяна Ризо «Семья». В какой мере совпадут эти оценки с мнением жюри, будет известно уже завтра. О распределении призов фестиваля объявит жюри под руководством актрисы Аннетт Бенинг.
Смотрите фоторепортаж с самых громких премьер 74-го Международного Венецианского кинофестиваля:
74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Короче, актер Мэтт Деймон | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Короче, съемочная группа картины | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Первая реформаторская церковь, актеры Итан Хоук и Аманда Сейфрид | |
74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Первая реформаторская церковь, актриса Аманда Сейфрид | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Форма воды, актриса Октавия Спенсер | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Форма воды, актриса Салли Хоукинс | |
74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Форма воды, съемочная группа картины | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Форма воды, режиссер Гильермо дель Торо и актриса Салли Хоукинс | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Положитесь на Пита, актриса Хлоя Севиньи | |
74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Положитесь на Пита, съемочная группа фильма | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Наши души по ночам, актеры Джейн Фонда и Роберт Редфорд | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Наши души по ночам, актриса Джейн Фонда | |
74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Наши души по ночам, актер Роберт Редфорд | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Lievito madre, съемочная группа картины | 74-й Венецианский международный кинофестиваль, премьера фильма Дива, съемочная группа картины |
Автор: Марина Латышева[/u]