1 ноября в кинотеатре Октябрь состоится премьера нового фильма Владимира Аленикова «Мятежники», который выходит в российский прокат 14 ноября (дистрибьютор — кинокомпания Matrix Studio). Картина основана на одноименном романе Аленикова. По сюжету дети с ограниченными возможностями смогли защитить свой интернат, стены которого для них стали настоящим родным домом. Режиссер рассказал в интервью, почему для него было важно снять этот фильм, как он по крупицам собирал истории детей из интернатов в одну книгу, как картину принимали на многочисленных фестивалях, как он работает с детьми на съемочной площадке и многое другое.
Корреспондент:
14 ноября в прокат выходит фильм «Мятежники», снятый по вашему одноименному роману. Расскажите, как вам пришла идея написать эту книгу, а затем и снять фильм, и сколько лет ушло на то, чтобы реализовать этот проект?
Владимир Алеников:
Идея появилась приблизительно лет пять назад. Случай о спасении дома-интерната в городе Иваново его воспитанниками мне рассказал мой друг. Меня тогда зацепила история, и я позвонил в тот самый интернат, но меня заверили, что такого у них не случалось. Я продолжил поиски дома-интерната, звонил по всей стране, но так и не нашел, где это было. Мой друг тогда признался, что возможно этого и не было вовсе, и это просто миф. Но меня уже не отпускала эта тема, я стал ездить по различным домам-интернатам нашей страны, беседовать с сотрудниками и детьми. Записывал совсем не простые истории покалеченных и психологически, и физически детей. Но каждая из них, безусловно, заслуживает внимания. А дети есть дети, они всё равно всегда прекрасны и всегда нуждаются в любви и поддержке. А такие дети — особенно. Таким образом я написал роман «Мятежники», а потом и сценарий. А прототипом директора дома-интерната, которую играет Ольга Волкова, стала замечательная женщина Лина Салтыкова, которая уже много лет руководит пансионатом для детей с ОВЗ «Городок Незнайки», расположенным в 40 км от Москвы, под Наро-Фоминском. Я очень надеюсь, что наша картина заставит общество обратить особое внимание на этих особых детей.
Я до недавних пор сомневался, имею ли я право рассказывать придуманную историю на эту важную тему. Но, как оказалось, такое происходило в действительности — после недавнего предпремьерного показа в Санкт-Петербурге ко мне подошла заплаканная девушка-блогерша и рассказала, что в интернате с музыкальным уклоном, где она выросла, произошла ситуация один к одному, правда закончилась она не так благополучно, как в нашем фильме.
Корреспондент:
Как шла работа над книгой, а затем и сценарием?
Владимир Алеников:
Книгу написать — процесс небыстрый, ее писал около года. А над сценарием я, конечно, работал быстрее, ведь по сути — это адаптация произведения для киноэкрана, больше даже техническая, чем творческая работа. Но подготовить сценарий — еще не значит начать работать над картиной. Прошло еще три года до того, как мы получили финансирование проекта и начали съемки.
Корреспондент:
Вы ездили по разным домам-интернатам и разговаривали с детьми, собирая воедино их непростые случаи из жизни. Есть ли истории, которые не вошли в фильм, но о которых тоже хотелось бы рассказать?
Владимир Алеников:
Книга, как правило, это гораздо более полное и подробное произведение, из-за ограниченности фильма по хронометражу пришлось отказаться и от ряда историй, и от некоторых сюжетных линий. Из рассказа сделать полнометражный фильм проще, а из романа — задача куда более сложная, впихнуть роман без потерь в двухчасовой фильм практически невозможно.
Корреспондент:
Пожалуй, главная фраза фильма, звучащая из уст детей: «Нам есть, что сказать, но вы должны нас услышать». Считаете ли вы, что с помощью вашего проекта можно привлечь внимание к проблемам детей с ограниченными возможностями и домов-интернатов в целом? Что еще для этого необходимо сделать?
Владимир Алеников:
Я давно понял, что не желаю тратить силы и энергию на что-то проходное. Тем более, когда речь идет о фильме, который отнимает массу времени и денег. Он должен быть важным высказыванием, чем-то улучшать нашу жизнь. В своих последних работах я стараюсь поднимать актуальные и жизненно важные вопросы. Так было с моими последними фильмами — «Война Принцессы», «Странники терпенья», «Небесная команда», «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром». Но, пожалуй, ничего более важного, чем фильм «Мятежники» я не делал.
Безусловно, создавая фильм, мы решаем ряд художественных задач, но в первую очередь — задачу социальную. Наша цель — развернуть общество в сторону детей с ограниченными возможностями, потому как многие даже не задумываются об этой проблеме. У каждого ребенка из дома-интерната — тяжелейшая судьба, они травмированы и нуждаются в поддержке общества. У них есть свои мечты, и нам всем нужно помочь им эти мечты осуществить.
Корреспондент:
Фильм «Мятежники» дает старт масштабному российскому социальному проекту. Какие договоренности уже на данном этапе достигнуты и с какими фондами, организациями, государственными структурами?
Владимир Алеников:
Наша цель не просто дать фильму кинотеатральный, коммерческий, прокат, а главное — социальный. Необходимо показывать картину в школах, институтах и других учебных заведениях, и каждый показ должен сопровождаться обсуждением. Я лично готов тратить на это время и силы, потому что уже сейчас, представляя фильм на фестивалях, я вижу, какой отклик он вызывает у аудитории. Видно, что зрителей волнуют эти вопросы.
На недавнем кинофестивале в Самаре «Кино - детям» после показа микрофон взял 13-летний мальчик и признался, что плохо относился к детям-инвалидам, но этот фильм полностью поменял его взгляды и представления о них. Это были очень дорогие и важные для меня слова, ради этого фильм и был создан.
У нас есть поддержка от Комитета по социальной политике и Комитета по просвещению Государственной Думы, от членов Совета Федерации. Мы также в контакте со всеми благотворительными фондами, которые занимаются проблемами детей с ограниченными возможностями.
Корреспондент:
В нашем прошлом разговоре вы рассказали, как тепло принимали фильм фестивальные зрители. В чем разница между представлением и реакцией аудитории на картину в России и за рубежом, к примеру, на 26 Шанхайском международном кинофестивале?
Владимир Алеников:
В Шанхае публика меня просто поразила, там до того, как я приехал, состоялось несколько показов. И когда я вышел представлять картину, то увидел десятки зрителей, держащих в руках небольшие постеры фильма. Я был удивлен, насколько основательно они подготовилось. Оказалось, что многие из них уже видели кино и пришли посмотреть второй раз и взять у меня автограф. Это меня по-настоящему потрясло. Я такого не припомню.
Корреспондент:
По сюжету фильма в детдоме ставят спектакль о Жанне д’Арк. И это потрясающая история и параллель с бунтарским духом детей, который возродится в них и поможет спасти свой дом. Откуда возникла эта идея о постановке спектакля именно о Жанне д’Арк, может быть, это также реальная история?
Владимир Алеников:
Сделать в фильме спектакль про Жанну д’Арк — моя идея, не слышал, чтобы спектакль на подобную тему ставили где-либо в домах-интернатах. Но вообще подобные спектакли ставят в некоторых интернатах, это замечательная практика, ведь дети могут реализовать себя на сценических площадках, это помогает им жить и бороться с недугами. Например, в «Городке Незнайки», о котором я уже упоминал, периодически ставятся различные спектакли, на многих из которых я бывал. Один из последних, в постановке режиссера Натальи Шумилкиной, основан на произведении Гофмана «Житейские воззрения кота Мура». Сложный, интересный спектакль. Они играли его недавно в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина. А Наталья Шумилкина так же, как и директор, тоже стала персонажем нашей картины. Её в фильме играет моя бывшая ученица и актриса нашего театра «ÁNTE» Янина Третьякова, которая дебютировала в кино в главной роли в моей «Небесной команде».
Корреспондент:
Вы говорили, что съемки проходили в Подмосковье, насколько сложно было найти нужные локации, в частности, конечно, самую главную — дом-интернат?
Владимир Алеников:
Искали долго, всё не подходило что-то, и в конце концов, нашли недалеко от Подольска здание, очень похожее на дома-интернаты, которые мы обычно видим. С помощью наших художников мы его превратили в настоящий интернат. Здесь же рядом жила вся съемочная группа и дети, снимавшиеся в фильме.
Корреспондент:
Вы упоминали, что прототипом директрисы дома-интерната сталаЛина Салтыкова. Из чего складывались образы других персонажей и как вы подбирали актеров на эти роли? Сразу ли рассматривали Ольгу Волкову на роль директрисы интерната?
Владимир Алеников:
Да, я сразу попросил Лину Салтыкову приехать к нам на пробы, и когда я познакомил её с Ольгой Волковой, то уже спустя пять минут после знакомства они общались взахлеб, как сестры после долгой разлуки.
Что касается актеров на другие роли, то на этом проекте я решил руководствоваться другим принципом, нежели всегда: обычно в моих фильмах снимается много звездных актеров, но здесь, чтобы сохранить ощущение правды, документальности я решил приглашать артистов не столь известных. Мне нужны были свежие, малознакомые зрителям лица, чтобы ничто не отвлекало от веры в происходящее. Исключение я сделал только для замечательной актрисы Ольги Волковой. В основном, в фильме снимались мои бывшие ученики по Академии Михалкова и актеры Музыкально-драматического театра «ÁNTE», художественным руководителем которого я являюсь. А детей играли как дети из обычных семей, так и дети-инвалиды из домов-интернатов.
Корреспондент:
Главную роль исполнила юная актриса Василиса Коростышевская, и ее потрясающая работа заключалась в том, что почти за весь фильм ей нужно было играть практически только глазами, не произнося ни слова. Как вы работали именно с ней над ролью Насти?
Владимир Алеников:
Василиса — очень талантливая юная актриса, и я очень рад, что у нее так бурно стала развиваться карьера в кино. Она сыграла в приключенческой картине «Мой любимый чемпион», у нас в «Мятежниках», а теперь снимается и в других проектах.
Это не первый мой опыт работы с актрисой, которая должна была исполнять глухонемую роль, так что можно сказать, что я был подготовлен к подобной работе. В фильме «Странники терпенья» героиню играла юная польская актриса Майя Шопа, которую я считаю своим открытием, она вообще не произносит за весь фильм ни единого слова. А героиня Василисы в конце фильма начинает говорить и даже петь. Василисе досталась очень сложная роль, но работать с ней было легко. Она настоящий профессионал, несмотря на юный возраст.
Корреспондент:
Как работали с другими непрофессиональными актерами-детьми?
Владимир Алеников:
Режиссер, работающий с детьми на съемочной площадке, непременно должен быть еще и педагогом. Тем более с особыми детьми. Хорошо, что такая практика у меня есть – я все-таки пять лет работал учителем в школе, преподавал сначала французский язык, затем русский язык и литературу. Очень важна атмосфера, в которой происходят съемки, я придаю ей огромное значение. Если она правильная, то все выкладываются полностью и с большим удовольствием.
В итоге все дети на площадке сдружились, а потом в один голос говорили, что съемки в фильме стали самым счастливым временем в их жизни.
Корреспондент:
В фильме звучит несколько интересных и запоминающихся композиций – «Мой дом», «Поезд» и другие, одну из которых как раз исполняет главная героиня. Расскажите, как подбирали их?
Владимир Алеников:
Всего в фильме четыре песни, одну из которых написал я сам, а исполнила ее молодая певица Мария Кон. «Поезд» звучит на финальных титрах, когда почти никто уже не слушает слова, но там на самом деле очень важные фразы, как, например: «Жизнь, необъятна и необычайна встает из предрассветной тишины, в ней все закономерности случайны, а все случайности давно предрешены».
А заглавная песня — «По трамвайным рельсам» — написана и исполнена Янкой Дягилевой. Мне показалось, что она очень точно попадает в настроение фильма. А вообще музыку к картине написала очень талантливый композитор Варвара Рогович, с которой мы работаем постоянно последние годы. Она написала музыку к нескольким моим спектаклям и к предыдущей картине «Горгона Медуза. Репетиция с оркестром». За эту работу она получила в конце прошлого года Приз за лучшую музыку на Международном кинофестивале SIFFA в Лондоне. Сам фильм там же получил еще Приз за лучший актерский состав, а мне была вручена премия Ирида «За выдающийся вклад в искусство кино».
Корреспондент:
В вашей фильмографии много картин различных жанров и на разные темы. В «Мятежниках» вы возвращаетесь к истории про детей, которые сами вершат свои судьбы. Вы сказали, что это очень важный лично для вас фильм, собираетесь ли вы продолжать снимать подобные истории?
Владимир Алеников:
В точности такую историю я вряд ли буду снимать второй раз. Все мои фильмы, книги, спектакли, действительно, очень разные, и единственное, что их объединяет: я всегда стараюсь рассказывать необычные истории любви. Именно любовь пробуждает наиболее яркие чувства.
Так и «Мятежники»: с одной стороны, это серьезная социальная драма, когда дети идут на все, чтобы защитить свой дом, с другой стороны, это история любви. Как и в предыдущей моей работе «Небесная команда», посвященной знаменитой хоккейной команде «Локомотив», трагически погибшей в авиакатастрофе. Это не обычная спортивная драма, где герои стремятся к победе и в конце концов побеждают. Это совсем другой фильм, картина о любви, о любви болельщиков к своей команде и, конечно, я рассказываю в ней яркие истории любви. В тот год собирались пожениться шесть пар, и шесть невест остались без своих женихов.
Думаю, что и дальше я не изменю этой теме. Ведь любовь — это самая главная человеческая эмоция. Мой новый проект, поданный сейчас на конкурс в Минкульт, это фильм, сценарий которого написан на основе моего романа «Зеленая зона». Это история молодой женщины, восставшей против домашнего насилия, жестокости и мужского сексизма. Тоже крайне важная и актуальная тема, международная проблема, к которой я хочу привлечь внимание. Но в то же время это, разумеется, и невероятная страстная любовная история.
Корреспондент:
Что касается вашего литературного творчества, у вас есть книга «Свой почерк в режиссуре», которая периодически переиздается, дополняется новыми главами. Планируете вы дополнить ее и на этот раз?
Владимир Алеников:
Книга «Свой почерк в режиссуре», в которой я рассматриваю все основные аспекты профессии, недавно вышла в четвертом переиздании (первый тираж был в 2011 году), в моём любимом издательстве «РИПОЛ. Классик». Тираж быстро расходится, так как это весьма полезное пособие для молодых режиссеров. Я получаю много благодарных откликов от студентов, для которых книга стала настольной. Книга оказалась полезной для многих, в частности потому, что я делюсь в ней своим личным опытом в режиссуре: я не теоретик, а практик. Книга, безусловно, дополнена новыми материалами. В конце каждой главы есть QR-код, и если навести на него камеру, то открываются фотографии, постеры, раскадровки и т.п.
Корреспондент:
У вас хватает времени не только на кино, литературное творчество, работу в театре, но и преподавание…
Владимир Алеников:
Да, у меня Режиссерская мастерская в Академии Михалкова, где я работаю со дня основания. Там же я веду уникальный курс для актеров — Специфика работы актеров в кино, который, насколько я знаю, нигде у нас больше не преподают.
Кроме этого, в настоящее время мы с Аллой Суриковой набираем Мастерскую жанрового кино на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Развивать именно жанровое кино очень важно, хочется восполнить эти пробелы.
В частности, нужно обратить внимание и на отдельные направления кино. Так, например, детское кино в последние три десятилетия практически не существовало. В советское время на детское кино выделялось значительно больше средств, чем на взрослое, подготовительный период для детской картины длился намного дольше, плёнки выдавалось больше и так далее. На коленке делать хорошее детское кино, которое будет конкурировать с мировыми достижениями, невозможно.
К счастью, в настоящее время ситуация с детским кино меняется в лучшую сторону. Не только производство и его финансирование, есть и фестивали, посвященные картинам для детей и юношества. Например, Международный фестиваль фильмов для детей и юношества Герой, проходящий в Красноярском крае, там мне не первый раз выпадает честь быть председателем жюри.
Корреспондент:
Премьера фильма «Мятежники» пройдет совсем скоро, 1 ноября, на главной столичной площадке — в кинотеатре Октябрь. С какими чувствами подходите к премьере, учитывая, что у фильма уже такая большая и успешная фестивальная история?
Владимир Алеников:
Фестивали — это отдельный мир, их в основном посещают киноманы, а как фильм встретит широкая публика никогда неизвестно. Предугадать реакцию аудитории невозможно. Поэтому все причастные к проекту с трепетом и волнением ждут премьеры.
«Мятежники» — фильм, вызывающий сильные эмоции, а мы не знаем, насколько зритель готов их испытывать. Но хочется верить, что такая важная тема никого не оставит равнодушным.