13 февраля в рамках программы Encounters 72 Берлинского международного кинофестиваля / 72 Berlin International Film Festival состоялась мировая премьера фильма Александра Золотухина «Брат во всем». Это история болезненного расставания двух братьев-близнецов, которые своей сильной привязанностью мешают друг другу добиться мечты – стать военными летчиками.
Читайте также: Турнірна таблиця англійської прем’єр ліги – основний інструмент для аналітики ставок на футбол. Фанати з усього світу орієнтуються в своїх прогнозах на цей показник только у нас - https://www.cutinsight.com/ua/turnirna-tablytsia-apl/ ... Коротка історія чемпіонату
Режиссер рассказал, почему в центр истории решил поставить взаимоотношения братьев-близнецов, как снимали самые зрелищные сцены фильма – полеты, а также о своем учителе Александре Сокурове, который стал художественным консультантом проекта, и многом другом.
В российский прокат фильм «Брат во всем» выходит 3 марта. Дистрибьютор — кинокомпания Пионер.
В 2019 году ваша дебютная картина «Мальчик русский» вошла в программу Форум 69 Берлинского международного кинофестиваля, в этом году вторую режиссерскую работу включили в программу Encounters 72 Берлинале. Для вас становится традицией представлять свои фильмы в Берлине. Что изменилось за эти три года в ваших чувствах и эмоциях по отношению к этим событиям?
Александр Золотухин:
Принимать участие в таком крупном международном фестивале с богатой историей всегда приятно и волнительно. Чувства по поводу включения в программу Берлинале за три года не сильно изменились, так как в работу вложено столько времени и сил, что в финале эмоций практически не остается, хочется скорее представить картину зрителю. Фестиваль в Берлине – это прекрасная площадка для мировой премьеры. Но о традиции говорить пока рано, это всего лишь второй мой фильм на Берлинале...
Корреспондент:
А изменилось ли что-то в вашей работе, режиссерском подходе за эти три года?
Александр Золотухин:
Главные принципы режиссерской работы, на которые я сейчас опираюсь, сформировались еще во время обучения в мастерской Александра Николаевича Сокурова в Кабардино-Балкарском университете. Однако, приступая к новой картине, каждый раз приходится начинать с нуля, поскольку любой замысел индивидуален. Вторая лента снята в более документальной манере. На все есть свои причины, в данном случае — с художественной точки зрения это было необходимо.
Работа над фильмом — своеобразное «выращивание замысла». В результате получается «дерево»: сначала, на этапе идеи, оно небольшое, затем обрастает «ветвями, листвой», становится шире — рождается сценарий, подбираются актеры, локации и так далее. В итоге мы видим большое, раскидистое «дерево» — готовый фильм. Никогда нельзя заранее сказать, что получится в финале.
Корреспондент:
Вы родились в семье военного летчика, и всё ваше детство прошло в гарнизонах, поэтому тему фильма нельзя назвать случайной. Но почему решили в центр истории поставить взаимоотношения братьев-близнецов?
Александр Золотухин:
Сокуров в свое время порекомендовал нам, своим студентам, составить список тем, на которые было бы интересно в будущем снять кино. Теперь, когда наступает время разработки сценария, я время от времени обращаюсь к этому списку. Таким образом некоторые из тем сливаются в одну общую, как это произошло с «Братом во всем».
Во-первых, это тема авиации — я все детство провел в отдаленных военных гарнизонах и у меня осталось много ярких впечатлений из того времени, эта важная часть моей жизни. Во-вторых, меня всегда интересовала тема сложности отношений двух близких людей, драматизм которых рождается не от агрессии, ревности или злости, а от привязанности и любви, казалось бы, светлых добрых чувств. И близнецы — яркий пример таких близких отношений, когда людям, порой, сложно друг без друга.
В-третьих, мне важно было рассмотреть проблему ответственности человека перед разрушительной силой оружия, которым, кроме всего прочего, является военный самолет. Эти три темы объединились и воплотились в сюжете фильма.
Корреспондент:
Считается, что близнецы — люди особенные, и зачастую их даже воспринимают как единое целое. Наверное, сложно отрицать, что между близнецами существует особая связь, которая не разрывается с годами. В фильме «Брат во всем» удивительным образом показана эта невидимая связь между братьями, им сложно существовать друг без друга. Расскажите, когда писали сценарий, на что вы опирались, были ли в жизни наглядные примеры взаимоотношений близнецов?
Александр Золотухин:
Примеры таких близких отношений можно наблюдать и среди не близнецов — между матерью и дочерью, между братом и сестрой. В этом универсальность коллизии. Но близнецовая пара — очень конкретный и понятный любому образ. При подготовке к фильму я изучал различные литературные источники, социальные исследования, документальные фильмы об отношениях в близнецовых парах. Они, зачастую, складываются очень драматично. Например, есть так называемая «близнецовая ситуация». Это когда люди настолько близки друг другу, что воспринимают себя в паре, как единое целое. Они, желая помочь друг другу, распределяют между собой задачи по взаимодействию с внешним миром, но потом уже не могут действовать самостоятельно. Многие родители зачастую совершают ошибку и сами формируют данную ситуацию — например, обращаясь к детям не отдельно по имени, а, например, «ребята», не понимая, что каждый человек индивидуален и уникален.
Корреспондент:
Главные герои картины — Андрей и Митя Березины — хоть они и похожи внешне, но сильно различаются по характеру. Актеры Николай и Сергей Журавлевы рассказали, что вы много работали с ними до съемок и наблюдали за их поведением. Вы изначально хотели выбрать каждого из братьев на определенную роль, подходящую именно ему? Не пришлось ли в процессе работы дополнять и видоизменять их особенности поведения, прописанные в сценарии, исходя из их реальных характеров?
Александр Золотухин:
Одна из важных задач, которую я перед собой ставил — зафиксировать на камеру характеры, поведение и пластику реальных людей в предлагаемых обстоятельствах. Поэтому необходимо было, чтобы каждый из исполнителей органично соотносился бы с написанным персонажем. Особенно важно это было в случае главных героев.
Проводя репетиции с Николаем и Сергеем, наблюдая за ними, разговаривая и лучше их узнавая, я понял, что не столько сам рассказываю им о персонажах, сколько они, своим отношением друг к другу, сообщают мне много нового. Это новое нашло отражение в сценарии.
Так, в ранних версиях было больше диалогов, но позже я часть из них убрал, так как понял, что в некоторых ситуациях братьям просто не требуются слова, они молча понимают друг друга. У некоторых близнецов в раннем детстве даже существует свой собственный язык, понятный только им.
Корреспондент:
По сюжету фильма братья дружат с Лерой, которую сыграла Александра Шевырева, и отношения между троицей достаточно необычные. При этом она — очень важный персонаж, нельзя сказать только — сводит или разводит она братьев между собой. Как Лера появилась в истории и в чем все-таки ее «задача»?
Александр Золотухин:
Отдаленные военные гарнизоны — это как отдельные планеты, которые притягивают на свою орбиту окружающую действительность. И гражданские люди зачастую оказываются «втянуты» в жизнь военного гарнизона.
Лера занимает мало экранного времени, но уже по нескольким эпизодам можно понять о ней многое — чем она живет и занимается, что она чувствует и как выстраивает отношения с главными героями. Лера сильно контрастирует с братьями, которые еще слишком молоды и недостаточно самостоятельны. Но и все другие персонажи фильма тоже сильно отличаются от братьев Березиных.
Корреспондент:
Профессия военного летчика сопряжена с риском для жизни. Вы говорили, что главной целью фильма стало «пристально рассмотреть, как проявляются подобные характеры в сложных, порой экстремальных обстоятельствах». Такие обстоятельства и внутренние испытания зачатую ломают человека. Так стоит ли платить такую высокую цену за свою мечту, как дело обстоит в случае с братьями Березиными?
Александр Золотухин:
Среди летчиков случайных людей не бывает, в летные училища приходят те, кто с детства мечтал о полётах. При этом молодые ребята на пути к мечте сталкиваются с обстоятельствами обучения опасной военной профессии, осваивают управление мощными самолетами. На каждого их них возложена большая ответственность. И именно такие обстоятельства позволяют ярче раскрыть характеры героев, в том числе показать зависимость братьев друг от друга и невозможность самостоятельно принимать решения. Драматизм ситуации выкристаллизовывается, четче проявляется.
Корреспондент:
Давайте поговорим про организацию съемок, в частности самых сложных и зрелищных сцен — полетов.
Александр Золотухин:
Здесь первым делом хочу назвать оператора-постановщика фильма Андрея Найденова, с которым сложились прекрасные отношения на площадке, он большой профессионал. Мы отсняли фильм за 19 съемочных смен в учебном авиационном городке. На аэродроме снимать пришлось в «документальных условиях» – в это время проходили настоящие полеты курсантов, и мы получили возможность наблюдать за ними и фиксировать на камеру.
Полеты снимали с использованием портативных камер, которые размещали на различных деталях конструкции самолета в специально сконструированных кейсах.
Все, что увидит зритель на экране, – это не компьютерная графика, а настоящие полеты. Мне была важна достоверность.
Корреспондент:
Очень драматичной и одной из самых сложных, по признанию актеров, оказалась сцена с поджогом в поле. Интересно было бы узнать и о ней тоже.
Александр Золотухин:
Актеры Николай и Сергей Журавлевы физически хорошо подготовленные парни, они занимаются воркаутом, почти все силовые элементы они выполняли самостоятельно. Наверное, поэтому наиболее яркими и запоминающимися сценами для них стали те, что связаны с физическим действием. Но я бы поспорил с ребятами – на съемках были намного более сложные с точки зрения актерского проживания сцены, с которыми они справлялись.
Что касается сцены пожара, то она была снята за один дубль. Пришлось заранее распланировать ракурсы съемки, потому что второго шанса у нас не было.
Корреспондент:
В картине также много сцен, которые показывают работу аэродрома изнутри. Было задействовано много непрофессиональных актеров…
Александр Золотухин:
Да, в фильме в некоторых сценах были задействованы настоящие работники летного училища и курсанты, при этом от военных поступил ряд ограничений, связанных с безопасностью и режимностью объекта, которые наша группа неукоснительно соблюдала.
Корреспондент:
На роль инструктора рассматривалось сразу несколько актеров, но в итоге вы пригласили действующего летчика ВКС России. Почему решили сделать такой выбор?
Александр Золотухин:
При подготовке к фильму я пересмотрел много видео настоящих полетов. Каждый такой полет длится минут 40-50, и в течение этого времени невозможно отвести взгляд от пилота – настолько интересно наблюдать, как профессионал управляется с техникой. Взгляд пилота во время полета движется по приборам, считывая различные показатели, летчик максимально сконцентрирован. Актер никогда не передаст это состояние. Поэтому и было принято решение взять на роль летчика Михаила Клабукова, Он очень талантливый человек, обаятельный и предельно органичный в кадре.
Корреспондент:
Оператор Андрей Найденов, про которого вы уже говорили, работал с Андреем Кончаловским, Иваном Вырыпаевым и другими известными российскими режиссерами. Расскажите, как он появился в проекте?
Александр Золотухин:
С самого начала было понятно, что проект очень сложный: с одной стороны, масштабные и непростые съемки полетов, с другой – камерная история, требующая деликатной работы.
Я не делал выбор на основе известности и прошлых заслуг оператора, мне была важна его манера работы, как он выстраивает кадр и работает со светом. Когда Андрей согласился, я был очень рад.
Корреспондент:
Вы использовали в ленте оркестровую музыку, в титрах значатся произведения Рихарда Вагнера и Иоганнеса Брамса. В отдельных сценах слышен только шум моторов самолетов. Как вы работали над гармоничным сочетанием классической музыки и «звуков аэродрома»?
Александр Золотухин:
В фильме можно услышать Российский Роговой Оркестр под управлением Сергея Поляничко. Уникальность этого коллектива в том, что сложные классические произведения музыканты исполняют на инструментах, каждый из которых способен издавать только определенный звук. Мне показалось это интересным в первую очередь потому, что медные инструменты – это армейские инструменты, они традиционно используются для подачи специализированных сигналов. Данная группа инструментов воспроизводит звук с помощью воздуха, что очень созвучно теме фильма – полетам. К тому же звучание медной группы похоже на звучание двигателя самолета. Именно поэтому звукорежиссеру фильма – Ивану Гусакову удалось создать гармоничное переплетение музыки и стихии полета.
Корреспондент:
Вы - выпускник режиссерской мастерской А. Н. Сокурова в Кабардино-Балкарском университете, и Александр Николаевич стал художественным консультантом проекта. Сокуров появлялся на съемочной площадке вашего дебютного фильма. Насколько помогло присутствие вашего мастера на втором проекте?
Александр Золотухин:
Александр Николаевич, как мастер и как учитель, всегда готов помочь, его мнение для меня значимо и важно. У Сокурова обширный опыт взаимодействия с военными в рамках кинематографического процесса. И мы много беседовали с ним на эту тему.
Корреспондент:
В нашем прошлом интервью пару лет назад вы сказали, что всегда следите и испытываете гордость, узнавая об успехах своих однокурсников. Вот уже на протяжении нескольких лет подряд фильмы учеников Александра Сокурова принимают участие и становятся лауреатами международных и российских кинофестивалей. Вы со всеми поддерживаете связь?
Александр Золотухин:
Со всеми своими однокурсниками я поддерживаю отношения, это не ежедневные звонки или еженедельные встречи, — все живут в разных городах, занимаются своими проектами, но мы остаемся на связи. И если происходят какие-то значимые события в жизни кого-либо — например, включение в программу международного фестиваля, — то безучастными мы не остаемся. Всегда поддерживаем и поздравляем друг друга.