24 апреля в рамках 46 Московского международного кинофестиваля состоится мировая премьера фильма «Четыре четверти» кинокомпании «Киноглаз». Режиссер Евгения Тирдатова сняла романтическую драму по одноименной книге Александра Юка. Это история первой любви выпускников элитной математической школы. Фильм о случайностях, меняющих жизнь – порой нелепых, а порой фатальных. Главные роли исполнили юные, талантливые актеры Анастасия Ермошина и Пётр Безменов. В ролях родителей и учителей – звезды отечественного кинематографа Надежда Михалкова, Инга Оболдина, Любовь Толкалина, Андрей Ильин, Кирилл Гребенщиков, Ирина Пегова.
Режиссер Евгения Тирдатова в интервью рассказала, почему она решила снять фильм по книге «Четыре четверти», как удалось воссоздать в картине атмосферу Москвы и Петербурга начала 2000-х годов, как проходили съемки в разные сезоны, какие сцены в фильме являются ключевыми и многое другое.
Автор книги Александр Юк рассказал, когда ему пришла идея написать роман, насколько эта история автобиографична, почему книга стала настоящим бестселлером у молодежи и в чем секрет ее популярности, а также как соотносятся экранные герои с литературными персонажами.
Корреспондент:
Роман «Четыре четверти» – настоящий бестселлер, это очень драматичная история первой любви, любви современных Ромео и Джульетты, происходящая в начале 2000-х. Почему вы решили взяться за это произведение? И как шла работа над проектом?
Евгения Тирдатова:
Ко мне обратился автор книги – Александр Юк. Он долго искал режиссера для экранизации своего произведения, и один наш общий знакомый продюсер посоветовал ему меня. Мы с ним сразу нашли общий язык.
20 лет назад он написал книгу и искал близкого ему по духу человека, чтобы ее экранизировать. Это его автобиографический роман, поэтому он ему особенно дорог. Александр предложил мне определенный бюджет и условия работы, но я согласилась взяться за проект, только прочитав книгу. Это прекрасная история, совсем непохожая на то, что сейчас мы видим на экранах в фильмах про школу – где только буллинг, жестокость и тому подобное. Это чистая история любви, произошедшая 20 лет назад, покрытая романтическим флером.
В центре сюжета – школьники элитной московской школы. Они увлечены мечтами, идеями и планами на будущее. Это история о дружбе и любви, и меня она очень тронула. Мне показалось правильным и необходимым именно сегодня рассказать о чем-то хорошем, предоставить зрителям альтернативу жестоким и жестким фильмам.
Когда я увидела первый вариант сценария на полторы сотни страниц, который мне показал автор, то поняла, что его необходимо сокращать минимум в два раза. Это был литературный сценарий, который требовал переработки в киносценарий. Поэтому автору необходимо было объяснить, насколько кино отличается от литературы. Насколько в кино важны зрительные образы, которые иногда главнее слов. Мы переписали первый вариант сценария вместе, но следы литературного сценария там все-таки остались, автору были важны мысли и слова произнесенные. В итоге, мне кажется, у нас все-таки получилась кинокартина, которая полностью передает отношения и характеры героев книги, ее уникальную атмосферу.
Корреспондент:
Действительно, в описании картины написано, что «книга «Четыре четверти» пропитана ностальгическим флером по ушедшей эпохе, и главной задачей фильма было эту атмосферу сохранить и передать». Как вы решали эту задачу?
Евгения Тирдатова:
Работали, используя все выразительные средства кинематографа. Начиная с актеров – Насти Ермошиной и Пети Безменова, которые очень подходят для этой истории, для того времени, и заканчивая костюмами и предметами той эпохи.
Оператор Ирина Уральская следила за точностью мельчайших деталей, каждую из них она прорабатывала с художником. Главное, чтобы ни в чем не было фальши, а зритель был погружен в атмосферу начала 2000-х. Это было сделать непросто, так как в Москве сейчас сложно отыскать место, не тронутое сегодняшним днем. Поэтому найти для одной из сцен поезд РЖД, который был бы похож на поезд того времени, оказалось непостижимой задачей. Приходилось исправлять все на постпродакшене.
Музыка тоже выдержана в духе времени, ее написал молодой композитор Михаил Афанасьев, которого, я уверена, ждет блестящее будущее.
На проекте собралась замечательная команда, у нас была потрясающая атмосфера на площадке, возможно, на нее повлияли наши доверительные взаимоотношения с автором романа и существовавшим между нами творческим настроем, который мы транслировали съемочной группе. Мы все делали одно общее дело. И думаю, у нас получилось.
Корреспондент:
В фильме очень тонко переданы юношеские чувства и порывы, они бывают максималистские или неуверенные, но при этом очень честные. Иногда эмоции и слова передаются только через взгляды героев...
Евгения Тирдатова:
Да, хотелось показать многое не только при помощи слов, как хотел автор, но и пластики. Зрители прекрасно поймут многое без слов, а лишь благодаря взглядам и движениям героев. В этом и заключается магия кино.
В конце концов даже Александр признал, что одной из лучших стала сцена в лесу, в которой почти нет слов – Маша сидит на бревнышке и говорит, что промокла, а Женя греет дыханием ее замерзшие ноги. Это первое сближение между героями.
Корреспондент:
Расскажите про картины и скульптуры, которые показаны в фильме. Как они создавались и где находятся сейчас?
Евгения Тирдатова:
В фильме параллельно проходят две темы – любви и искусства. Для меня они обе одинаково важны. Над картинами и скульптурами работали несколько художников, но большая их часть – заслуга нашего художника-постановщика Дмитрия Семагина. Он глубоко прочувствовал главные темы нашего фильма – тему первой любви и всепоглощающего искусства. Главного героя вдохновляет на создание своих работ именно любовь.
Корреспондент:
Кастинг охватил всю Россию, в картине снимались ребята не только из Москвы, но и из Самары, Челябинска, Уфы. Как вы в итоге нашли таких чудесных юных актеров на главные роли? Как проходил кастинг?
Евгения Тирдатова:
Особенно хочется отметить нашего кастинг-директора Лизу Шмакову, с которой мы сразу нашли общий язык. Мы пересмотрели сотни молодых актеров, но долго никто не подходил на роли. Не было точного попадания, не было химии, не было гармоничной пары для фильма.
Стоит заметить, что с парнями было немного легче, у меня было несколько хороших претендентов на главную роль. И Петя не был первым в их числе, но я рада, что в итоге выбрала именно его.
А Настя – это был подарок небес. Потому что съемки стремительно приближались, отложить мы их не могли, а актриса так и не была утверждена. Настя в тот год поступила в Щепкинское училище, но учебный год еще не начался. На кастинге я дала ей и еще двум претендентам на роль главного героя разыграть самую сложную сцену из фильма, где нужно было буквально рвать душу в клочья. И Настя играла так, что я рыдала. Это ее первая роль, и, возможно, мы уже открыли новую звезду отечественного кинематографа.
В выборе актера на главную роль Жени я решила в последний момент довериться актрисе. И Настя безоговорочно выбрала Петю.
Корреспондент:
С Ингой Оболдиной вы уже работали вместе, она снялась в вашем фильме «Зона турбулентности», а что касается других звездных артистов – как и когда они подключились к проекту?
Евгения Тирдатова:
Да, Ингу я изначально рассматривала на роль, ждала только ее согласия. Андрея Ильина я также сразу рассматривала на роль и счастлива, что он сразу согласился. Это один из моих любимых актеров – в нем много интеллигентности и цельности. Что касалось других актеров, то все они также были в числе предложенных мною нашему кастинг-директору. И каждый из них точно попал в свою роль.
Я очень рада, что в нашем фильме сыграла Надя Михалкова, она, кстати, сама добавила несколько деталей в свой образ. Когда ей подбирали костюмы – она сыграла роль скромной учительницы, – то она предложила сниматься в одном и том же костюме в сценах в школе, что помогло раскрыть ее образ очень точно.
Для фильма нам также нужны были две разные родительские пары. Более современных, деловых, поглощенных своей карьерой родителей Маши воплотили Любовь Толкалина и Кирилл Гребенщиков, а мягких и заботливых родителей Жени исполнили Ирина Пегова и Валерий Иваков.
Корреспондент:
В фильме раскрыта не только тема первой любви, но и извечные вопросы отцов и детей. Показаны и взаимоотношения в школе, в том числе с преподавателями, с некоторыми из них у школьников даже складываются более доверительные отношения, чем с родителями. Например, с учительницей в исполнении Надежды Михалковой, которую все называют «мама Оля». В фильме есть очень важная сцена, где она говорит, что «Я здесь только ради вас». Вообще жертвенность очень присуща этой истории. Расскажите, на чем еще вы расставили акценты. И есть ли сцена, которую вы считаете ключевой?
Евгения Тирдатова:
Сцена велосипедной прогулки очень точно раскрыла отношения «мамы Оли» с ее учениками. Пошел дождь, учительница собрала всех ребят под навесом и угостила пирожками. Эта маленькая подробность отражает ее отношение к своим ученикам, ее теплоту и доброту.
И в сцене разговора учительницы с Машей – «мама Оля» очень мягко направляет ее и успокаивает, а не читает нравоучения.
Образ учительницы примечателен еще и тем, что она себя и свое мнение не навязывает ученикам, она говорит с ними на равных, именно поэтому они принимают ее. Это очень редкий дар учителя.
Корреспондент:
Съемки проходили в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге. Причем в разные сезоны – на экране можно увидеть и лето, и осень, и снежную зиму, и весну. Как проходили съемки и в течение какого периода удалось все снять? Можете вспомнить, какой блок съемок был самым напряженным и почему?
Евгения Тирдатова:
Сразу снять фильм не получилось. Снимали в разные сезоны. Большую часть фильма – в августе 2022 года. А некоторые сцены принципиально зависели от времени года, поэтому мы ждали нужного сезона. У нас финансирование не государственное, и точных сроков никто не требовал, можно было спокойно снимать.
Самым сложными лично для меня стали съемки финала. Там было много экшена и сложнопостановочных сцен с группой каскадеров под руководством Сергея Чекрыгина, а все действие приходилось снимать ночью.
А самой «страшной» стала одна из первых сцен фильма, которая выпала на второй съемочный день. В ней герой идет по карнизу девятого этажа, пробираясь в окно к героине. Сначала я отказывалась ее снимать. Я очень беспокоилась за жизнь юного актера. В итоге меня убедили, что риска нет, все были в полной готовности – были использованы всевозможные страховки, которые полностью обеспечивают безопасность актера. Петя Безменов очень твердо был настроен сниматься в этой сцене сам.
Корреспондент:
В фильме есть и достаточно интимные сцены между молодыми актерами. Как вы работали с ними в такие моменты?
Евгения Тирдатова:
Ребятам было нелегко сниматься в таких сценах. Более привычно работать было Пете, так как у него уже есть опыт работы в кино, а для Насти эта роль была дебютной. Сцена их интимного сближения должна была быть, без нее весь фильм рассыпался бы, но мы сделали ее очень деликатно. Ни о каком полном обнажении актеров речи не шло, но им нужно было очень глубоко прочувствовать желание близости. Конечно, очень важной была сцена в церкви, которая происходит то ли наяву, то ли в воображении. Они «получают» благословение небес и разрешение быть вместе.
Корреспондент:
Фильм достаточно большой по хронометражу, и, я так понимаю, вы максимально пытались сохранить авторский материал. Но пришлось ли все-таки от каких-то сцен полностью отказаться?
Евгения Тирдатова:
Первый монтаж был три часа сорок минут. Автору было сложно идти на компромисс в части определенных диалогов и их замены на визуальную составляющую. Совсем уйти от текста книги и прописанных автором персонажей я не могла. Но изначально сценарий был объемнее среднего хронометража фильмов, очень сложно было уложить его в приемлемое для зрительского внимания время. В этом помог режиссер монтажа Борис Мнухин, с которым я очень давно работаю.
Есть замысел включить в фильм некоторые не вошедшие в финальный монтаж сцены, доснять еще несколько (уже досняли) и выпустить историю в формате сериала на 4 серии. Так, можно будет увидеть «вживую» героев, которые пока только упоминаются в фильме.
Корреспондент:
В вашей режиссерской фильмографии много документального кино, а последний игровой фильм «Зона турбулентности» вы сняли в 2010 году. Почему вы решили вернуться в пространство игрового кино?
Евгения Тирдатова:
Это самый простой для меня вопрос. Я люблю игровое кино! И всегда хотела снимать именно его. Однако главной проблемой всегда является отсутствие или недостаток бюджета, в основном картины финансируются Министерством культуры, и всем, конечно, не хватает. А документальное кино можно снимать за очень небольшие деньги, что я и делала.
Но у документального кино есть свои плюсы – в то время, когда игровое кино становится все более далеким от реальности, именно неигровое передает правду о жизни, о людях. Даже если автор документальной картины будет пытаться уйти от правды, хроника его все равно поправит.
Корреспондент:
Может, у вас уже есть идеи для следующих проектов?
Евгения Тирдатова:
Да, у меня есть два замечательных сценария, и оба я очень хочу воплотить на экране. Эти истории посвящены великим людям нашей страны. Один фильм – об инженере Владимире Шухове, о котором еще никто не снимал, о его грандиозных сооружениях и о его любви к великой актрисе Ольге Книппер-Чеховой. Вторая картина – о писателе-фантасте Александре Беляеве, которого весь мир знает по «Человеку-амфибии». Его жизнь была гораздо более и увлекательной, и трагической, чем сюжеты в его книгах. Этот фильм я представляла на питчинге в Минкульте в прошлом году, но, увы, не получила финансирование.
Корреспондент:
Фильм «Четыре четверти» первыми увидят зрители Московского международного кинофестиваля. Можно ли потом еще увидеть фильм на большом экране? На других фестивалях, например. И ведете ли вы переговоры с прокатчиками?
Евгения Тирдатова:
Я, как человек, сведущий в разных областях кинопроцесса, понимаю, что работать по старым стандартам в настоящее время невозможно (фестиваль – кинопрокат – телепоказ). Пресейлс может быть только у блокбастеров, я на это и не рассчитываю. Начнем тем не менее с фестивального проката, это может быть долгой историей.
А с прокатчиками сейчас ведем переговоры, им обязательно пригодятся наши фестивальные победы. Надеемся, что фильм увидят зрители и в кинотеатрах, и на онлайн-платформах.
Александр Юк: «Фильм – это всегда компромисс, это не пересказ книги языком кино, но самостоятельное художественное произведение»
Корреспондент:
Вы упоминали, что задумали роман «Четыре четверти. Взрослая хроника школьной любви», когда были выпускником школы, но осуществили свой замысел лишь четверть века спустя. Теперь, спустя еще 20 лет состоится премьера фильма по вашей книге. С чего начиналась как работа над книгой, так и работа над фильмом?
Александр Юк:
Да, первоначальная идея книги родилась, когда я сам заканчивал физмат-школу. Я даже имел нахальство написать по нему вступительное сочинение в институт, «забыв» упомянуть автора. А в последнем предложении я все же написал: «Но пока этот роман существует только в моей голове, но когда-нибудь я его обязательно напишу».
Потом, уже став физиком-теоретиком, кандидатом физико-математических наук, я продолжал вынашивать идею романа. Она, конечно, менялась и «взрослела» вместе со мной. И даже шестое, приуроченное к экранизации издание книги отличается от ее первого издания 2003 года. Фантастический отклик, который имела книга, возникшие вокруг нее фан-клубы, гудящий Интернет, любительские сиквелы, стихи, картины, споры, дискуссии среди читателей, перечитывающих книгу по 3… по 8 раз, собирающие все издания, не расстающиеся с книгой уже многие годы – всё это не могло не заразить меня мыслью о ее экранизации. Об этом постоянно писали поклонники романа, даже предлагали свое финансирование. Путь в кинематограф подсказал мне Натан Заблоцкис – литературный агент Александры Марининой, который сотрудничал со мной еще по первому роману. Только на написание сценария у нас с А. Степановым ушло 4 года. В результате фильм был снят по седьмому сценарию.
Корреспондент:
Насколько ваш роман автобиографичен? Какие события и герои взяты из жизни, а какие полностью придуманы вами? Расскажите подробнее о том, как вы комбинировали героев и время, из чего создавалась эта история.
Александр Юк:
Непростой вопрос. В романе мало придуманного. Так же, как и мало художественно не переосмысленного. Большинство героев и сюжетов взяты из жизни, но не обязательно из моей личной жизни. Да, я, как и моя жена, которую, как нетрудно догадаться, зовут Маша, учились в одном классе физмат-школы. И атмосфера, взаимоотношения в классе, школьная дружба, пронесенная нашей компанией через всю жизнь, легли в основу романа. Но когда я дарю книгу друзьям, то обязательно проговариваю: «Если ты узнал себя в этом романе... то ты ошибся». Многое привнесено из чужих жизненных историй, в том числе судьбы моих сыновей, оканчивавших ту же школу в описанное в романе время. И все же, когда главный редактор хотел поправить текст, где Женя режет себе ножом тыльную сторону ладони («Тыльную сторону резать нельзя – там вены»), я просто показал шрам на руке. Хотя в фильме наш герой порезал ладонь не так. И «шкета», который есть и в книге, и в фильме, ребята потом поймали… но отпустили: что с него взять?
Я сохранил в романе в первую очередь то, что неподвластно времени и временам: безграничную любовь, истинную дружбу, верность, чистоту.
Корреспондент:
Экранизация собственной книги по-настоящему важна для каждого автора. И одной из самых главных задач становится «встреча с тем самым режиссером». Евгения Ильинична отметила, что вам посоветовали ее как режиссера, а когда вы познакомились, то сразу нашли общий язык. Как состоялось ваше знакомство и как шла работа над сценарием?
Александр Юк:
Я не люблю слово «повезло». Твой выбор режиссера и выбор режиссером тебя – это всегда обоюдный и не случайный процесс. Я счастлив, что мы с Евгенией Ильиничной нашли друг друга. Такой душевный, нежный и в то же время серьезный фильм могла снять не просто одна из самых погруженных в мир кинематографа профессионалов, но только женщина, тонко чувствующая. Когда собственная доброта, интеллигентность и благородство перетекают на экран естественным продолжением режиссера. Известный кинопродюсер Илья Неретин, с которым мы начинали работу над этим проектом, посоветовал мне Евгению и не ошибся. Чисто по-человечески, мне кажется, мы очень близки по отношению к людям и миру. Что не мешало нашим бесконечным жарким спорам на съемочной площадке. Каждый желал получить только самую лучшую картину, но режиссер смотрела на эту задачу глазами профессионального киноведа, а я – глазами автора.
Корреспондент:
Что для вас как для автора было самым важным, что необходимо перенести из книги на экран?
Александр Юк:
Фильм – это всегда компромисс, это не пересказ книги языком кино, но самостоятельное художественное произведение. Я это понимал. Но в наших обсуждениях с режиссером, съемочной группой мне всегда максимально важно было донести смыслы, зашитые в роман. Перенести героев из книги в фильм было непростой задачей. И я, как мог, старался сохранить образы именно главных героев, если не внешние, то харАктерные. Кто читал или будет читать роман, заметят, что многие герои второго плана в фильме переписаны, зачастую в одном слиты несколько персонажей. «Это кино», – говорили мне.
Мне не интересно было снять 1001-ю love story. Чистота и глубина любови наших «Ромео и Джульетты», масштаб чувств, самоотверженность несопоставимы с поверхностными, детскими отношениями их сверстников. Наши герои не идеализированы. В силу своего возраста, короткого жизненного опыта им не избежать ошибок и конфликтов. Юношеский идеализм и максимализм сталкивается с реалиями внешнего мира, испытывает их отношения на прочность. Выбранные ими цели, доставшиеся взрослые проблемы, груз ответственности, который они на себя взвалили, опережают их года. Но я бы хотел, чтобы зрители согласились: они заслужили, выстрадали свое право на любовь. И это совсем недетская история, недетские отношения.
Корреспондент:
Роман был опубликован в 2003 году, и уже тогда обрел культовый статус. И теперь зрителями фильма станут не только читатели книги, но и современная молодежь, и те, кто был юным в 2000-е. Как вы оцениваете потенциальную аудиторию фильма?
Александр Юк:
Когда режиссер задала мне вопрос: «Для кого мы снимаем этот фильм?», я сформулировал так: «Для читателей моего романа… даже если они ни разу не держали его в руках». Это те молодые (от 14-20 лет) или не очень, и даже совсем не молодые люди, которым недостаточно мейнстримных экшенов и фэнтези. Которым не хватает в современных художественных произведениях глубоких непридуманных чувств, искренних переживаний и сопереживаний, кто способен и готов задуматься, соотнести себя и героев сегодня или в годы своей юности. А такая потребность или есть, или ее нет. И это не зависит от возраста. Как показала история книги «Четыре четверти», те, кто прочли ее впервые в 14-17 лет, потом не раз перечитывают ее в более зрелом возрасте, открывая каждый раз для себя новое, что приходит со взрослением и опытом. Вопросы нравственной чистоты, безоговорочной любви, верности и жертвенности – вне времени, вне возрастов. Как трагедия «Ромео и Джульетты».
Корреспондент:
Главные роли исполнили потрясающие молодые актеры Анастасия Ермошина и Пётр Безменов. Как, на ваш взгляд, соотносятся экранные герои с вашими литературными? Насколько актерам удалось уловить суть своих персонажей?
Александр Юк:
Поиск исполнителей на роль главных героев оказался самым сложным. Более 200 претендентов со всей страны прошли через пробы, но найти «нашу» Машу мы никак не могли. И уже буквально за неделю до начала съемок мне звонит режиссер: «Эврика! Приезжайте на пробы! Она, может быть, не так точно попадает внешне в описанный в вашем романе образ, но умоляю, согласитесь – как она играет!» Это было правда: уже на пробах ни режиссер, ни я не смогли сдержать слез. Дебютантка Настя Ермошина – настоящее открытие, о котором мечтает каждый режиссер. Мы надеемся на ее яркую сценическую звезду. Роль Маши необычайно сложная, тонкая, в постоянном развитии. И я ей поверил.
А на роль Жени под конец кастинга оставалось два претендента. У второго был больший опыт (хотя и Петя в свои 18 лет сыграл уже десяток ролей в кино), и мы пребывали в нерешительности перед выбором. И тогда возникла идея: «Давайте спросим у Насти». И Настя, не раздумывая, назвала Петра Безменова. А я, если честно, и не сомневался: в Пете была именно та внутренняя теплота, искренность и в то же время благородство, которое он прекрасно потом перенес в образ Жени. И по ходу съемок Петр всё больше и больше раскрывался как настоящий состоявшийся актер, уловивший характер и многогранность своего героя.
Корреспондент:
Эта история не только и не столько о первой любви, она об умении слышать друг друга, ценить и уважать, принимать взвешенные и сложные решения, пытаться найти свой путь в жизни и многом другом. О чем в первую очередь вы хотите, чтобы читатель/зритель задумался, на что обратил внимание?
Александр Юк:
«Четыре четверти» – история любви необыкновенно красивой, светлой, глубокой и жертвенной. Именно о такой настоящей любви мечтают переступающие через порог детства. Она должна быть в этом циничном и прагматичном мире – чистая, незапятнанная, без которой невозможно дышать. Но она приходит лишь к тем, кто достоин такой любви. Какая она будет, ваша любовь, зависит от вас, вашего выбора. И как ее сберечь от внешних, но главное, от ваших внутренних опасностей. Судьба человека – продолжение его характера. Ни книга, ни фильм не дают ответов, но ставят вопросы, для каждого свои, на которые вы сами должны найти ответ. Мы предлагаем образы и образцы отношений, яркие, неординарные, позитивные. И если они проникнут в душу, дойдут до самого сердца, тогда они подскажут верный путь, помогут избежать ошибок и разочарований.
Корреспондент:
Вы присутствовали на съемках фильма. Каким для вас стал этот опыт погружения в кинематограф?
Александр Юк:
Я был почти на всех съемках. Конечно, я понимал, что снять фильм – очень сложный процесс. Но все-таки не представлял на сколько сложный! «Четыре четверти» – мой дебют во всех качествах: автора, сценариста, продюсера, даже мини-актера. Несмотря на перенасыщенный график и безумный темп жизни, ночные, до рассвета съемки и хронический недосып я находился в состоянии эйфории и не замечал усталости. Киносъемки и постпродакшен заняли больше двух лет. «Не сериал снимаем», – чаще всего звучало на площадке. И мне немного жаль, что всё это сумасшествие уже позади. Безусловно, это было самое интересное время в моей жизни!