Если вам небезынтересна мысль о тщетности человеческих усилий, которые рушатся не о природную стихию, а о природу самого человека, тогда фильм "Золото" - для вас.
Фильм "Золото" /Gold (2013)Кадр из фильма ''Золото''
Томас Арслан (Thomas Arslan) относится к числу режиссеров, от которых в Германии не без основания ждут фильмов, именуемых киноискусством. Томас Арслан, один из самых интересных представителей "берлинской школы" современного немецкого кино, как и Кристиан Петцольд (Christian Petzold), самый известный ее представитель, снимает фильмы без мудреных сюжетных перипетий и драматических кульминаций. За внешней бесстрастностью скрывается, впрочем, и психологическая глубина, и социально значимые темы. Но это не главное для "берлинской школы". Этих авторов интересует визуальная эстетика. А у Арслана есть и свой особый конек: его интересуют жанровые эксперименты и герои-аутсайдеры.
Кадр из фильма ''Золото''
Кадр из фильма ''Золото''
Если это гангстерский триллер, например, то у Томаса Арслана в нем может даже не быть преступления как такового, не говоря уже о его расследовании, мотивах, предыстории и последствиях. Там будут дождь, свет фар, безлюдные коридоры и взгляды, устремленные в одну точку. И, разумеется, одинокий герой. Триллер как жанр выворачивается наизнанку с целью проникновения через поверхностную условность в суть вещей.
Не каждый фильм, причисляемый к "берлинской школе", оказывается удачным. Порой форма настолько отодвигает на задний план содержание, что и сама по себе становится бессмысленной. У Томаса Арслана пока еще не было пустых или просто скучных фильмов. Его последняя на сегодняшний день работа в кино вызвала, однако, противоречивые отклики. Вероятно, потому, что замахнулся немецкий режиссер на классический, со всех сторон обкатанный и самый американский из всех жанров: на вестерн.
С велосипеда на лошадь
На последнем Международном кинофестивале в Берлине, где фильм "Золото" ("Gold") участвовал в конкурсной программе, на пресс-показе его встретил оглушительный смех. Хотя сюжет в фильме скорее трагический, кинокритики хохотали.
Для непосвященных надо пояснить. В фильме "Золото" главную женскую роль играет Нина Хосс (Nina Hoss) - любимая актриса Кристиана Петцольда, олицетворение недоступной, непроницаемой, мистической, интеллектуально-роковой женственности. Обычно она загадочно смотрит и молчит. Причем всегда. Во всех фильмах и у всех режиссеров. Это у нее очень хорошо получается, за что ее и считают одной из лучших актрис Германии. В фильме "Барбара", за который Кристиан Петцольд получил на Берлинале прошлого года режиссерский приз, героиня Нины Хосс разъезжает по ГДР на велосипеде, слишком гордая для того, чтобы сесть в предлагаемый коллегами автомобиль. Прошел год - и снова в конкурсе немецкий фильм с Ниной Хосс, все такой же гордой и загадочной, но уже не на велосипеде и не в машине, а на лошади…
Одним словом, немцы повеселились. А Томас Арслан, разумеется, не собирался превращать свой первый вестерн в фарс или комедию. Ему нужна была красивая героиня со внутренним смыслом. Надо признать, героиня Нины Хосс к финалу вестерна "Золото" действительно приобретает классическую ауру героев этого жанра.
Если вам небезынтересна мысль о тщетности человеческих усилий, которые рушатся не о природную стихию, а о природу самого человека, тогда фильм