Абсолютное большинство киноманов ассоциирует фамилию Джонатана Демме с блестящим, изобретательным и атмосферным триллером «Молчание ягнят», с триумфом прокатившимся по экранам мира в 1991 году. Столь же большой резонанс вызвала и его последующая работа, социальная драма о гомосексуалистах «Филадельфия», за которую своего первого Оскара получил Том Хэнкс. Спрашивается, а чем Демме промышлял до начала 90-х?
Криминальная комедия «Замужем за мафией» ("Married to the Mob")Что ж, за ответом далеко ходить не надо. Более того, многие зрители наверняка знакомы с его ранними работами, ибо часть из них свободно и почти без цензуры пробралась на экраны советских кинотеатров в конце 80-х годов. Это и вполне невинная мелодрама «Мелвин и Говард», награжденная в 1982 Оскаром за лучший сценарий. И более хулиганская лента «Дикая штучка», объединившая на экране скромного Джеффа Дэниелса и отвязную блондинку Мелани Гриффит. И, разумеется, один из хитов советского проката, криминальная комедия «Замужем за мафией» с неожиданно брюнетистой Мишель Пфайффер в главной роли.
Криминальная комедия «Замужем за мафией» ("Married to the Mob")…Как известно, не так тяжело быть гангстером, как его верной половиной, прикрывающей тылы у домашнего очага. Жизнь мафиози – романтика: замочил клиента, кутнул, сел. Вышел – и заново. А жена-бедняжка его дожидайся, детей его многочисленных уму-разуму учи, чтоб по папиной дорожке ни ногой. Но иногда бывает и хуже. Ждать некого и неоткуда, ибо криминальный бизнес – не увеселительная прогулка, а весьма опасное предприятие.
С Фрэнком Де Марко по кличке «Огурец», перспективным малым на службе у босса Лонг-Айленда Тони Руссо по прозвищу «Тигр», случилась неприятность. Фрэнк пришел со своим «огурцом» в чужой салат. И не просто чужой, а уже облюбованный своим шефом. Тони (недаром он «Тигр») такой наглости не потерпел и замочил Фрэнка на месте прелюбодеяния, оставив его жену Анжелу и сына без кормильца. Впрочем, свято место пусто не бывает. И вскоре босс уже вовсю клеится к вдове, чем жутко злит свою супругу-мегеру Конни и страшно заинтриговывает ФБР.
Тем временем Анжела отнюдь не скорбит по супругу, чья нелепая смерть наконец-то развязала ей руки. Женщина торопится покинуть ненавистную криминальную тусовку, бросая на произвол судьбы все награбленное ее мужем имущество в пользу убогой квартиры в городском гетто. Здесь, вдалеке от назойливых мафиозных женушек, их развязных детей и приставаний Тони Руссо, Анжела надеется начать новую жизнь. Но скрыться от мафии так же сложно, как и от любопытных агентов ФБР, и новая жизнь, если и начнется, то совсем не так, как себе представляла беглянка…
Первые наметки будущего сценария Марк Р. Бернс сделал в возрасте десяти лет, когда в ходе полицейского рейда на их пригородный дом в Лонг-Айленде выяснилось, что папашка состоит в связях с мафией. Мальчик вырос и свою идею воплотил в жизнь. Сценарий, некоторое время помыкавшийся по студиям, попал в руки Демме, который буквально только что закончил работу над похожей по стилю лентой «Дикая штучка». Последняя наглядно демонстрировала американцам, что все бытовые разборки в основе своей имеют слишком короткую юбку или чересчур сильную страсть по пьянке.
Мишель Пфайффер всегда удавалось выглядеть на экране сексуально без лишних заигрываний с цензурой, поэтому она идеально подходила на роль Анжелы Де Марко. За тем лишь исключением, что Пфайффер – блондинка, а жена итало-американского гангстера стереотипно должна быть брюнеткой. Актриса перекрасилась в нужный цвет и заслуженно получила номинацию на Золотой глобус, где вполне закономерно уступила все той же Мелани Гриффит, перевоплотившейся из развязной «Дикой штучки» в амбициозную «Деловую девушку».
За два десятилетия, начиная с премьеры «Крестного отца», Голливуд порядком подустал от серьезных гангстерских фильмов. Романтизация бандитской эстетики и образа жизни грозила стать визитной карточкой «Фабрики грез», да и зрителю уже надоело вникать в эпические саги итальянской, ирландской или еврейской мафии, какими бы филигранными и эстетскими они не были. Вот тут-то Демме пришелся ко времени со своей легкой, непринужденной сатирой и пародией на излюбленные штампы гангстерского кино. Не то чтобы Демме совсем уж фривольно обошелся с темой, но в его картине напрочь отсутствует пафос и пиетет к мафиози.
Идея обстебать клише гангстерских лент настолько увлекла авторов фильма, что материала было отснято почти на два фильма. Слава Богу, Демме не стал растягивать картину до неудобоваримого хронометража, а лишь похвастался особо удачными, но не вошедшими в окончательную версию фильма, кадрами под занавес финальных титров. Актерам задумка тоже пришлась по вкусу. И если Алеку Болдуину (Фрэнк «Огурец») в силу недолгой жизни его персонажа не удалось пробыть на съемочной площадке долго, то ветеран кинематографа Дин Стокуэлл (Тони Руссо) предпочел не выходить из образа на протяжении всех съемок. И то правда, когда еще придется походить в белых гетрах и белоснежном пальто.
В «Замужем за мафией» вообще на редкость удачный подбор актеров. Это и «король эпизода» Чарльз Напьер, позднее снявшийся (тоже на втором плане) в «Молчании ягнят», и сестрица Джона Кьюсака Джоан, и лауреатка Оскара за «Король-рыбак» Мерседес Рул. Не говоря уже о «звездной парочке» агентов ФБР, роли которых исполнили блистательные характерные актеры Оливер Плэтт и Мэттью Модайн.
Казалось бы, столько дифирамбов. Увы, «Замужем за мафией» можно смело считать одной из самых недооцененных картин конца 80-х годов. Унизительно низкий рейтинг IMDb (6.0) и слабые кассовые сборы хоть и не являются показателями качества, но все же оказываются той самой ложкой дегтя. То ли зритель не оценил иронии, то ли авторы «не дожали» пародийный аспект, но лента в самой Америке прокатилась гораздо хуже, нежели в остальном мире. В том числе и на территории бывшего СССР. Мэттью Модайн, бегло просмотрев сценарий, вообще не посчитал ленту смешной, хотя его персонаж, агент ФБР, романтически втюрившийся в мафиозную вдову – самый забавный. Кстати, эта роль могла достаться и Тому Крузу, ради которого текст корректировался авторами шесть раз. Но Круз весьма дальновидно выбрал роль в мелодраме «Коктейль».
Заигрывание с мафиозной тематикой не стало для Демме прорывом в карьере. Возможно, именно поэтому режиссер перестал впоследствии снимать пародийные ленты, а целиком и полностью погрузился в серьезный жанр. Но эти ранние опыты тем и ценны, что больше никогда не повторились.
Абсолютное большинство киноманов ассоциирует фамилию Джонатана Демме с блестящим, изобретательным и атмосферным триллером «Молчание ягнят», с триумфом прокатившимся по экранам мира в 1991 году. Столь же большой резонанс вызвала и его последующая работа, социальная драма о гомосексуалистах «Филадельфия», за которую своего первого Оскара получил Том Хэнкс. Спрашивается, а чем Демме промышлял до начала 90-х? Криминальная комедия «Замужем за мафией» (