Николай Мартон - Биография

26.09.24, 08:17


Николай Мартон - Биография Имя:  → Nikolay Marton
Дата рождения:  → 10 сентября 1934 г.
Возраст:  → 90 лет
Знак Зодиака:  → Дева
Место рождения: → Киевская область, СССР
Деятельность: → актер, кино, озвучивание, радиоведущий, театр
О знаменитости
Дата рождения
10 сентября 1934 г.







Интересные факты

Ивана Франко, и Мартон навсегда влюбился в волшебство сцены. В школьные годы Коля занимался в кружке художественной самодеятельности.

После окончания семилетки подросток поступил в Киевское ремесленное училище, чтобы получить специальность токаря по металлу. В 15 лет Коля прочел драму «Маскарад» Михаила Лермонтова и, по его словам, «сошел с ума». Когда юноша возвращал книгу в библиотеку, библиотекарь Клавдия Игоревна Дорнер посоветовала юноше сходить в театр. Увидев вновь артистов, которые так восхитили его в детстве (особенно потряс парня Евгений Пономаренко), Николай твердо решил связать биографию со сценой. После окончания училища он днем работал на заводе, а вечером учился в школе и за два года аттестовался за три старших класса.

На пороге 20-летия парень стал студентом Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого. Выпускные спектакли Мартон играл на украинском языке. В «Каменном госте» он перевоплощался в Дон Гуана, а в «Свадьбе Кречинского» — в Ивана Расплюева.

Театр

После получения диплома уроженец Мотыжина четыре сезона прослужил в Крымском русском театре им. М. Горького. На симферопольских подмостках Николай создал 22 образа, включая Ромео в бессмертной трагедии Уильяма Шекспира и Германа в постановке пьесы Алексея Арбузова «Таня». В 1960-м Мартон удостоился медали «За трудовую доблесть», награда была приурочена к Декаде украинской литературы и искусства в Москве.

Николай Мартон - Биография
Николай Мартон в молодости / Фото: Youtube

В 1962 году симферопольская труппа гастролировала в Ленинграде. Художественный руководитель Ленинградского драматического театра имени А. С. Пушкина Леонид Вивьен был потрясен исполнением Мартоном заглавной роли в спектакле «Уриэль Акоста» и предложил молодому артисту перейти в свой театр. Одновременно будущую звезду приглашали в киевский театр им. Леси Украинки и Малый театр Москвы, но Николай выбрал город на Неве, в котором побывал в 1957 году, будучи студентом третьего курса театрального института.

Старики Пушкинского театра восприняли новичка лучше, чем молодые коллеги. Когда Николай Черкасов, с которым Мартон вместе играл в «Скупом рыцаре», оценивал исполнение им роли словом «нормально», уроженец Мотыжина воспринимал это как величайшую похвалу. Сейчас гримерку Николая Сергеевича украшают фото корифеев, с которыми он начинал театральную карьеру в городе на Неве: Черкасова, Бруно Фрейндлиха, Николая Симонова.

После смерти Вивьена Пушкинский театр возглавил Игорь Горбачев. Новый руководитель труппы недолюбливал Мартона и давал ему мало ролей. Однако, когда Николай Сергеевич играл агронома в спектакле «Ивушка неплакучая», за кулисами неизменно собирался аншлаг из сотрудников театра — монтировщиков сцены, осветителей и других технических работников.

Подлинно своего режиссера, Владимира Воробьева, Мартон встретил только в 90-х годах, когда Театру им. Пушкина вернули историческое имя — Александринский. Постановщик и актер вместе сделали ставшие легендарными спектакли «Хозяйка гостиницы» и «Колпак с бубенчиками».

В третьем тысячелетии Николай Сергеевич отлично сработался с режиссерами-новаторами — Валерием Фокиным и Андреем Могучим, считавшим Мартона своим талисманом и не выпустившим ни одного спектакля в Санкт-Петербурге без него. Пожилой актер не побоялся сыграть и в авангардистских спектаклях Теодороса Терзопулоса «Конец игры», «Мамаша Кураж и ее дети», «Маузер». В интервью Мартон говорит, что по-прежнему считает главным в театре Слово, но ему интересно идти в ногу со временем и экспериментировать. Отличительными чертами артиста остаются яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса.

Николай Мартон в кино

В молодости уроженец Мотыжина появлялся на экране преимущественно в фильмах-спектаклях. В образе Альбера в «Скупом рыцаре» Мартон запечатлен в нескольких киноверсиях «Маленьких трагедий», причем в 1966 году его отца играл Николай Черкасов, а в 1971-м — Бруно Фрейндлих. В 1974-м отец Алисы Фрейндлих и бывший актер Крымского русского театра вновь исполнили эти роли на экране — это случилось в телевизионном фильме «Болдинская осень», в котором эпизоды биографии Пушкина переплелись с сюжетами его произведений.

Внешность Мартона неоднократно побуждала кинорежиссеров поручать ему создание образов нерусских (а зачастую даже враждебных протагонистам) персонажей. Так, в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и “катюша”» Николай Сергеевич сыграл штурмбанфюрера СС, в «Интервенции» Геннадия Полоки — французского капитана Симона, в картине «Корпус генерала Шубникова» — фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, а в сериале «Конвой PQ-17» — Дадли Паунда.

Актер пришел к выводу, что кино — это не его стезя, когда Мотыль выбросил из «Звезды пленительного счастья» почти все эпизоды с его персонажем графом Орловым, и в дальнейшем (при наличии выбора) он отдавал предпочтение работе в театре и на радио, озвучиванию иностранных лент и записи аудиоспектаклей (наиболее масштабный из них — «Божественная комедия»). Тем не менее Мартон засветился во множестве сериалов, от «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» до биографической мелодрамы Виктора Мережко «Сонька Золотая Ручка», а в восьмисерийном детективе «Тени прошлого» исполнил центральную роль букиниста Семена Петровича Львова.

Личная жизнь

С 1976 года Мартон живет в доме № 13 по Бородинской улице. Это здание было построено в 1934–1936 годах по проекту архитектора Александра Оля специально для театральных работников. От дома Николая Сергеевича до Александринского театра 15 минут неспешной ходьбы.

Николай Мартон с женой / Фото: Posta-Magazine

Каждый день актер проходит минимум три километра, а для поддержания в форме голоса и легких ежедневно поет. Три-четыре раза в неделю он посещает бассейн.

В молодости уроженец Киевской области взял в жены коллегу по Театру имени А. С. Пушкина — ассистента режиссера Ларису Павловну. Супруга, подарившая актеру двух детей, сыновей Сергея и Александра, умерла в 2003 году.

Сейчас Николай Сергеевич вновь счастлив в личной жизни. На момент второй женитьбы ему было 72 года, а возраст его избранницы Натальи Ивановны не достигал и 50 лет.

Николай Мартон сейчас

10 сентября 2024 года корифей Александринского театра отпраздновал 90-летие. Мартон продолжает выходить на подмостки, которым отдал более 60 лет жизни: он занят в постановке «Честная женщина», моноспектакле «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», а в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» перевоплощается в Смерть.

В день рождения Николая Сергеевича канал «Россия-Культура» показал программу «Линия жизни» с юбиляром, а сам именинник в Александринке в 105-й раз блистал в роли Неизвестного в любимой постановке «Маскарад. Воспоминания о будущем». 15 сентября на том же канале демонстрировался спектакль-концерт Мартона «Вертинский. Русский Пьеро».

19 августа 2024-го актер удостоился благодарности президента Российской Федерации. Также в год Зеленого Деревянного Дракона уроженец Мотыжина получил премию правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». Этой награды Мартон удостаивался и в 2019 году.

Фильмография

  • 1964 — «Два брата»
  • 1967 — «Женя, Женечка и „катюша“»
  • 1968 — «Интервенция»
  • 1976 — «Звезда пленительного счастья»
  • 1986 — «Прекрасная Елена»
  • 1991 — «Дело Сухово-Кобылина»
  • 2004 — «Чёрный ворон»
  • 2004 — «Конвой PQ-17»
  • 2007 — «Сонька Золотая Ручка»
  • 2006 — «Тени прошлого»
  • 2010 — «Золотое сечение»
  • 2013 — «Хуторянин»
  • 2018 — «Лачуга должника»
  • 2018 — «Довлатов»
  • 2020 — «Чувствовать»

Интересные факты

  1. В один день и год с Николаем Сергеевичем началась биография композитора, автора музыки к фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» Алемдара Караманова.
  2. На Пионерской площади, у Санкт-Петербургского ТЮЗа, рядом с домом, где живет актер, на «Аллее звезд» есть персональная звезда Николая Мартона. Она «зажглась» в 2022 году.
  3. Однажды Владимир Этуш рассказал Николаю Сергеевичу, что Владимир Зельдин, который был старше легендарного «товарища Саахова» на восемь лет, называл младшего коллегу «мой мальчик». «Обращайтесь так же ко мне!» — предложил Мартон Владимиру Абрамовичу.


О знаменитости Дата рождения 10 сентября 1934 г. Интересные факты Ивана Франко, и Мартон навсегда влюбился в волшебство сцены. В школьные годы Коля занимался в кружке художественной самодеятельности.После окончания семилетки подросток поступил в Киевское ремесленное училище, чтобы получить специальность токаря по металлу. В 15 лет Коля прочел драму «Маскарад» Михаила Лермонтова и, по его словам, «сошел с ума». Когда юноша возвращал книгу в библиотеку, библиотекарь Клавдия Игоревна Дорнер посоветовала юноше сходить в театр. Увидев вновь артистов, которые так восхитили его в детстве (особенно потряс парня Евгений Пономаренко), Николай твердо решил связать биографию со сценой. После окончания училища он днем работал на заводе, а вечером учился в школе и за два года аттестовался за три старших класса. На пороге 20-летия парень стал студентом Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенко-Карого. Выпускные спектакли Мартон играл на украинском языке. В «Каменном госте» он перевоплощался в Дон Гуана, а в «Свадьбе Кречинского» — в Ивана Расплюева. Театр После получения диплома уроженец Мотыжина четыре сезона прослужил в Крымском русском театре им. М. Горького. На симферопольских подмостках Николай создал 22 образа, включая Ромео в бессмертной трагедии Уильяма Шекспира и Германа в постановке пьесы Алексея Арбузова «Таня». В 1960-м Мартон удостоился медали «За трудовую доблесть», награда была приурочена к Декаде украинской литературы и искусства в Москве. Николай Мартон в молодости / Фото: YoutubeВ 1962 году симферопольская труппа гастролировала в Ленинграде. Художественный руководитель Ленинградского драматического театра имени А. С. Пушкина Леонид Вивьен был потрясен исполнением Мартоном заглавной роли в спектакле «Уриэль Акоста» и предложил молодому артисту перейти в свой театр. Одновременно будущую звезду приглашали в киевский театр им. Леси Украинки и Малый театр Москвы, но Николай выбрал город на Неве, в котором побывал в 1957 году, будучи студентом третьего курса театрального института. Старики Пушкинского театра восприняли новичка лучше, чем молодые коллеги. Когда Николай Черкасов, с которым Мартон вместе играл в «Скупом рыцаре», оценивал исполнение им роли словом «нормально», уроженец Мотыжина воспринимал это как величайшую похвалу. Сейчас гримерку Николая Сергеевича украшают фото корифеев, с которыми он начинал театральную карьеру в городе на Неве: Черкасова, Бруно Фрейндлиха, Николая Симонова. После смерти Вивьена Пушкинский театр возглавил Игорь Горбачев. Новый руководитель труппы недолюбливал Мартона и давал ему мало ролей. Однако, когда Николай Сергеевич играл агронома в спектакле «Ивушка неплакучая», за кулисами неизменно собирался аншлаг из сотрудников театра — монтировщиков сцены, осветителей и других технических работников. Подлинно своего режиссера, Владимира Воробьева, Мартон встретил только в 90-х годах, когда Театру им. Пушкина вернули историческое имя — Александринский. Постановщик и актер вместе сделали ставшие легендарными спектакли «Хозяйка гостиницы» и «Колпак с бубенчиками». В третьем тысячелетии Николай Сергеевич отлично сработался с режиссерами-новаторами — Валерием Фокиным и Андреем Могучим, считавшим Мартона своим талисманом и не выпустившим ни одного спектакля в Санкт-Петербурге без него. Пожилой актер не побоялся сыграть и в авангардистских спектаклях Теодороса Терзопулоса «Конец игры», «Мамаша Кураж и ее дети», «Маузер». В интервью Мартон говорит, что по-прежнему считает главным в театре Слово, но ему интересно идти в ногу со временем и экспериментировать. Отличительными чертами артиста остаются яркая эмоциональность, музыкальность, выразительность пластики и голоса. Николай Мартон в кино В молодости уроженец Мотыжина появлялся на экране преимущественно в фильмах-спектаклях. В образе Альбера в «Скупом рыцаре» Мартон запечатлен в нескольких киноверсиях «Маленьких трагедий», причем в 1966 году его отца играл Николай Черкасов, а в 1971-м — Бруно Фрейндлих. В 1974-м отец Алисы Фрейндлих и бывший актер Крымского русского театра вновь исполнили эти роли на экране — это случилось в телевизионном фильме «Болдинская осень», в котором эпизоды биографии Пушкина переплелись с сюжетами его произведений. Внешность Мартона неоднократно побуждала кинорежиссеров поручать ему создание образов нерусских (а зачастую даже враждебных протагонистам) персонажей. Так, в фильме Владимира Мотыля «Женя, Женечка и “катюша”» Николай Сергеевич сыграл штурмбанфюрера СС, в «Интервенции» Геннадия Полоки — французского капитана Симона, в картине «Корпус генерала Шубникова» — фельдмаршала Вильгельма Кейтеля, а в сериале «Конвой PQ-17» — Дадли Паунда. Актер пришел к выводу, что кино — это не его стезя, когда Мотыль выбросил из «Звезды пленительного счастья» почти все эпизоды с его персонажем графом Орловым, и в дальнейшем (при наличии выбора) он отдавал предпочтение работе в театре и на радио, озвучиванию иностранных лент и записи аудиоспектаклей (наиболее масштабный из них — «Божественная комедия»). Тем не менее Мартон засветился во множестве сериалов, от «Улиц разбитых фонарей» и «Убойной силы» до биографической мелодрамы Виктора Мережко «Сонька Золотая Ручка», а в восьмисерийном детективе «Тени прошлого» исполнил центральную роль букиниста Семена Петровича Львова. Личная жизнь С 1976 года Мартон живет в доме № 13 по Бородинской улице. Это здание было построено в 1934–1936 годах по проекту архитектора Александра Оля специально для театральных работников. От дома Николая Сергеевича до Александринского театра 15 минут неспешной ходьбы. Николай Мартон с женой / Фото: Posta-MagazineКаждый день актер проходит минимум три километра, а для поддержания в форме голоса и легких ежедневно поет. Три-четыре раза в неделю он посещает бассейн. В молодости уроженец Киевской области взял в жены коллегу по Театру имени А. С. Пушкина — ассистента режиссера Ларису Павловну. Супруга, подарившая актеру двух детей, сыновей Сергея и Александра, умерла в 2003 году. Сейчас Николай Сергеевич вновь счастлив в личной жизни. На момент второй женитьбы ему было 72 года, а возраст его избранницы Натальи Ивановны не достигал и 50 лет. Николай Мартон сейчас 10 сентября 2024 года корифей Александринского театра отпраздновал 90-летие. Мартон продолжает выходить на подмостки, которым отдал более 60 лет жизни: он занят в постановке «Честная женщина», моноспектакле «А. С. Пушкин. Стихи и мысли», а в спектакле «Блаженная Ксения. История любви» перевоплощается в Смерть. В день рождения Николая Сергеевича канал «Россия-Культура» показал программу «Линия жизни» с юбиляром, а сам именинник в Александринке в 105-й раз блистал в роли Неизвестного в любимой постановке «Маскарад. Воспоминания о будущем». 15 сентября на том же канале демонстрировался спектакль-концерт Мартона «Вертинский. Русский Пьеро». 19 августа 2024-го актер удостоился благодарности президента Российской Федерации. Также в год Зеленого Деревянного Дракона уроженец Мотыжина получил премию правительства Санкт-Петербурга в номинации «За выдающийся вклад в развитие петербургской культуры». Этой награды Мартон удостаивался и в 2019 году. Фильмография 1964 — «Два брата» 1967 — «Женя, Женечка и „катюша“» 1968 — «Интервенция» 1976 — «Звезда пленительного счастья» 1986 — «Прекрасная Елена» 1991 — «Дело Сухово-Кобылина» 2004 — «Чёрный ворон» 2004 — «Конвой PQ-17» 2007 — «Сонька Золотая Ручка» 2006 — «Тени прошлого» 2010 — «Золотое сечение» 2013 — «Хуторянин» 2018 — «Лачуга должника» 2018 — «Довлатов» 2020 — «Чувствовать» Интересные факты В один день и год с Николаем Сергеевичем началась биография композитора, автора музыки к фильму Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм» Алемдара Караманова. На Пионерской площади, у Санкт-Петербургского ТЮЗа, рядом с домом, где живет актер, на «Аллее звезд» есть персональная звезда Николая Мартона. Она «зажглась» в 2022 году. Однажды Владимир Этуш рассказал Николаю Сергеевичу, что Владимир Зельдин, который был старше легендарного «товарища Саахова» на восемь лет, называл младшего коллегу «мой мальчик». «Обращайтесь так же ко мне!» — предложил Мартон Владимиру Абрамовичу. Автор: Нинель Загребская
Понравилось:
Автор: Shorter
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Чапаев (1934 г.) - Трейлеры
24.07.17, 07:17
Биография Дэйва Франко - Режиссеры.
17.08.17, 14:02
Биография Джеймса Франко - Иностранные
25.08.17, 14:02
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Биография Евгения Миронова - Российские
27.08.17, 04:02
СМЕХОВ Вениамин Борисович - Биографии
26.07.17, 08:20
Полезно знать


Клюев на прощании с Захаровым
По словам актера, режиссер всегда называл себя «советским человеком».  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up