Дата рождения: → 24 сентября 1955 г. Возраст: → 61 год Место рождения: → деревня Согом, Ханты-Мансийский АО, Россия Деятельность: → актёр, кинорежиссёр Рост: → 172 Семейное положение: → женат |
У одних артист вызывает восхищение, у других – полное отторжение. Он из той категории людей, которых или любят, или ненавидят. Его выходки обсуждают в средствах массовой информации, а некоторые эпатажные поступки актера, балансирующие на грани дозволенного, попали в разряд легенд и мифов российского кинематографа.
Александр Баширов раздражает или нравится, но безразличным не оставляет никого. Его кота Бегемота в экранизации главного булгаковского романа многие считают главной ролью артиста. Он снимался у Сергея Соловьева, Сергея Бодрова-младшего, Алексея Германа, Николая Досталя, Карена Шахназарова и Алексея Балабанова, но при этом кумиром и звездой эксцентричного Баширова не называют.
Родился артист в сентябре 1955 года в таежной глуши – в деревушке Согом под Ханты-Мансийском. Вырос в неполной и неблагополучной семье, далекой от кинематографа и какого-либо другого вида искусства. Родители развелись сразу после появления сына. Мама по национальности - татарка, вырастила мальчика одна. Отец Александра – хант Николай Баширов – в воспитании сына не участвовал.
Единственным взрослым мужчиной в доме был дед – однорукий инвалид и антисоветчик, по словам Александра Баширова, не желавший работать на новую власть из-за «принципиальных политических различий во взглядах». Отторжения у деда не вызывало лишь одно занятие – рыбалка. Поэтому единственной кормилицей оказалась мать, до старости проработавшая на почте.
Александр Баширов говорит, что в детские и юношеские годы у него обнаружилось две страсти – курить и рисовать. К курению Баширов пристрастился в третьем классе, «за компанию».
В 1972 году юный Александр покинул Тюменскую область и прибыл в Ленинград, где поступил в ПТУ, чтобы стать плиточником-облицовщиком. После выпуска будущий лицедей устроился на цементный завод в Выборге, где трудился до призыва в армию в 1981 году.
Служил Александр Баширов в Забайкалье, в танковой дивизии. Пристрастие к рисованию повлияло на службу: художника «прикрепили» к армейскому клубу. В авторской программе «В гостях у Дмитрия Гордона» Баширов рассказал, что на втором году службы художнику-оформителю дали задание нарисовать Генсека ЦК КПСС Леонида Брежнева в танкистском шлеме. С почетной миссией художник справился в срок, но как только портрет вывесили на фасаде клуба, лидер скончался.
На вопрос, от кого Баширову передались лицедейские гены, актер с юмором ответил, что «все дело в моем вечном и неудовлетворенном желании властвовать над людьми», унаследованном от предка-хана из Золотой Орды.
Как бы там ни было, но через два года после демобилизации Александр Баширов поступил на режиссерский факультет ВГИКа и попал в группу Игоря Таланкина. Под его началом 30-летний студент проучился 2 года и перевелся на курс Анатолия Васильева. Причиной перевода послужила эпатажная выходка Баширова.
На студенческих этюдах, где будущие режиссеры представляли сценки из драматических произведений, Александр сыграл Сатану, появившегося перед Фаустом. «В прочтении» Баширова повелитель тьмы вышел на сцену в халате, под которым иной одежды не было. Оказавшись в центре, Сатана разоблачился. В зале сидели Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева, Инна Макарова. Последовал грандиозный скандал и перевод в группу к другому наставнику.
После окончания ВГИКа Александр Баширов вместе с супругой-американкой переехал в Нью-Йорк, где год учился в «Бергхоф-студии» Лоуренса Арансио, откуда вышли Аль Пачино, Лайза Минелли и Роберт Де Ниро.
Актерская биография Александра Баширова начинается эпизодической ролью в драме Сергея Соловьева «Чужая Белая и Рябой». Образ Чудика оказался неоднозначным, но начало понравилось артисту. В 1986 году фильм представил СССР на кинопремии «Оскар» и получил специальный приз Венецианского кинофестиваля.
В следующем году на экраны вышла культовая лента Соловьева «Асса», где зрители узнали актера в эксцентричном лжемайоре ВВС Шурике Бабакине. Спич о Юрии Гагарине, произнесенный Бабакиным, был импровизацией артиста.
В 1988 году телезрители увидели премьеру триллера Рашида Нугманова «Игла», в котором ключевой образ достался Виктору Цою. Александр Баширов сыграл Спартака, маленького, но опасного человека. Роль сделала актера узнаваемым, но отрицательное амплуа надолго «приклеилось» к нему, и режиссеры приглашали Баширова на похожие образы. Драматический остросюжетный фильм стал лидером кинопроката.
В том же 1988-м в прокат вышла 8-серийная лента «Хлеб – имя существительное», а в следующем году новый проект Соловьева «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». В обоих проектах Александр Баширов появился в запомнившихся эпизодических ролях.
В середине 1990-х Александр Николаевич создал «Дебоширфильм», взяв на себя обязанности художественного руководителя студии и преподавателя актерско-режиссерского мастерства. В России настал период восстановления утерянных кинематографом в «лихие 90-е» позиций. Баширов выбрал молодежное андеграундное кино и угадал тенденцию. На основе «Дебоширфильма» Александр Баширов организовал одноименный фестиваль, который проводится дважды в год в Санкт-Петербурге и сегодня остается наиболее масштабной акцией в области независимого российского кино.
В 1998 году вышел фильм Баширова с провокационным названием «Ж.П.О.» («Железная пята олигархии»). Картина произвела фурор в российском кинематографе конца 1990-тых. Александр Николаевич отметился в четырех ипостасях: сценариста, продюсера, режиссера и актера. Из-за скудости бюджета ленту сняли за $25 тысяч, но фильм завоевал несколько кинематографических призов.
В 1999-том режиссер Александр Баширов презентовал художественно-документальную ленту «Белград, Белград!». Позже на экраны вышел сериал «Удачи тебе, сыщик».
С Башировым сотрудничают многие российские музыканты, для которых он снимает клипы. Яркий образец творчества режиссера – видеоклип на песню Вячеслава Бутусова «Настасья». Артист неоднократно появлялся на рок-концертах как ведущий, а в проекте Сергея Курехина «Поп-механика» – как участник.
В новом веке Александр Баширов очутился в «обойме» наиболее востребованных российских актеров, хотя главных ролей на его счету нет. В третьем сезоне криминального сериала «Агент национальной безопасности» он сыграл киллера Осадчего. В комедии Шахназарова «Яды, или Всемирная история отравлений» появился в образе слесаря Арнольда.
В 2001 году на экраны вышла черная комедия «Даун Хаус», где с присущим озорством и непринужденностью Александр Баширов сыграл Фердыщенко. В том же году зрители увидели любимого артиста в проекте Сергея Бодрова «Сестры» (Сейфуллин). Через два года состоялась премьера исторической драмы Ильи Хотиненко «Золотой век», работа в которой принесла Баширову успех: актер перевоплотился в императора Павла Первого.
После выхода картины в карьере Александра Баширова действительно наступает «золотой век». Каждый год актер появляется в 5-6 фильмах.
→ Александр Баширов в фильме "Гибель империи"Телезрители увидели его в ярких, хотя и не главных ролях шулера Лехи Шустрова в «Штрафбате», медвежатника в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…», Ханенка в «Охоте на асфальте», генерала Корнилова в «Гибели империи» и Мишани в комедии «Мама, не горюй-2».
В 2005-м Александр Баширов снялся в десяти проектах. Наиболее яркие – «9 рота», «Королева бензоколонки-2», «Жмурки» и «Вепрь». Но настоящим бриллиантом в фильмографии артиста оказался образ кота Бегемота в мистическом проекте Владимира Бортко «Мастер и Маргарита».
Из актерских работ Баширова первого десятилетия 2000-х зрителям запомнился созданный им образ хозяина квартиры алкоголиков в триллере Алексея Балабанова «Груз 200». Картина получила награду от «Кинотавра» и участвовала во внеконкурсной программе Венецианского кинофестиваля.
Из работ последних пяти лет кинолюбители отмечают роли Баширова в проектах «Шерлок Холмс» (клерк Керслейк), «Отель «Президент»» (бухгалтер Карасик) и черной комедии Василия Сигарева «Страна Оз» (Дюк).
В студенческие годы Александр Баширов женился на американке и уехал с женой на ее родину. В браке родился сын Кристофер, с которым артист поддерживает отношения после возвращения в Россию. Но домой актер вернулся один: с супругой он развелся из-за несовпадения взглядов на жизнь и разности характеров.
Личная жизнь Александра Баширова наладилась: он женат на младшей на 9 лет солистке музыкальной группы «Колибри» Инне Волковой, с которой воспитывает дочь Александру-Марию. В проекте мужа «Ж.П.О.» Волкова сыграла певицу из бара и написала к фильму песню «Не герой».
Причиной многих эпатажных выходок актера называют эксцентричный характер и пристрастие к алкоголю. Так, в июне 2011 года таблоиды «смаковали» «проползание» Баширова по звездной дорожке «Кинотавра». Александр действительно пребывал в состоянии подпития, но прополз по дорожке, чтобы взбодрить присутствующих и нарушить чинность мероприятия, заявив при этом, что «юродивым все можно».
В 2016 году зрители увидели артиста в телесериале «Гастролеры», снятом «Продюсерским центром Сергея Жигунова». Премьера авантюрной трагикомедии состоялась на телеканале «НТВ» в апреле. Баширову достался образ тамбовского бандита Хмыря.
В том же году на экраны вышла комедия «МухАморы». Бюджет проекта скромный – $20 тысяч. Это лента о жизни провинциального городка, застрявшего в 80-х. Фильм изобилует черным юмором, но поражает актуальностью поднятых проблем. Александр Баширов сыграл Гордея Ивановича, главного персонажа комедии.