Борис Хлебников: об «Аритмии», недраматургичной интелли­генции и деньгах Минкульта - Новости кино.

16.10.17, 04:00
Актриса Яна Троянова поговорила с режиссером Борисом Хлебниковым так, что не изменишь ни буквы

12 октября состоялась всероссийская премьера фильма Бориса Хлебникова «Аритмия». Но еще задолго до этого момента, в социальных сетях начали множится рецензии и комментарии, о том, что эта картина «настоящая бомба». Великолепный рассказ о том, что волнует всех, вызывающий у зрителей неизменные слезы в финале. Актриса Яна Троянова - давняя подруга режиссера. И именно ее мы пригласили участововать вместе с Борисом в рубрике Modern Talking. Получился правильный разговор о жизни и о кино.    

Яна: Я хочу рассказать о том, как мы с Васей (Василий Сигарев – кинорежиссер, сценарист, продюсер, драматург и муж Яны. – МС) увидели тебя, Боря, в первый раз. Было так: Вася написал сценарий «Волчка», и, собственно, ты этот сценарий прочел и дал продюсеру Роману Борисевичу. И вот уже идет подготовка к съемкам, когда Роман нам звонит и говорит: «В Екатеринбург сегодня прилетает Борис Хлебников с фильмом «Свободное плавание». Если хотите, сходите, заодно и познакомитесь». Мы пришли, увидели фильм, раззявили рты – настолько это оказалось наше кино. Я помню этот период, когда я окончила школу и надо было идти в так называемое свободное плавание, как мне было сложно и некомфортно в этом мире. Для Васи это были какие-то его важные вещи. Как он молодой был вынужден на птицефабрике работать, по утрам ездить с этими тетками в автобусе и думать: «Боже, чем я занимаюсь!» В общем, задело нас. После фильма мы увидели, как тебя окружили люди, застеснялись подойти и ушли. Свернули за угол, и вдруг я говорю: «Вася...» А он:«И я думаю, что надо вернуться. Хотя бы поздороваемся, скажем «спасибо». Для нас ты, Боря, был... Режиссер. Настоящий. А мы еще такие цыплята.


Борис: Это очень смешно, потому что я про вас знал и меня все пугали: «О, Сигарев с Трояновой – разбойники!» А я уже много читал Сигарева и смотрел «Пластилин».

«Если ты родился в Москве, то ты ботаник и задрот просто потому, что вообще не знаешь жизнь. Я такой».

Яна: И когда мы вернулись, ты стоял на улице и курил. Мы испугались, говорим: «Здравствуйте, мы – Вася и Яна». А ты: «О, вы здесь! А я как раз собирался вам позвонить. Борисевич дал ваш номер».


Борис: И пошли в пельменную. На площади. Трехэтажная такая.

Яна: Да-да, в центре города. А когда ты улетел, случился такой вакуум. Только что было что-то большое и хорошее, и больше нет. А потом мы сняли свой «Волчок», приехали в Москву делать монтаж и с тобой познакомились ближе. Мы так долго друг друга знаем, но до сих пор каждый раз тебя встречаем как что-то большое и хорошее. Что бы ты ни сделал, Хлебников, я все пойму, пойму, почему ты так сделал. И так же Юля, твоя жена. Вы с Баталовой для нас дорогие люди.


Борис: Все это абсолютно взаимно.


Яна: Спасибо. Помнишь, был период, когда Вася к вам часто ходил? Даже есть ходил, когда он в Москве монтировал, а у меня были дела в Екатеринбурге. Ты мне тогда еще позвонил: «Троянова, ну все, Сигарев тут брошенный». Москва такая огромная, но в ней есть Хлебников с Баталовой, к которым можно зайти согреться и успокоиться. Мы же не москвичи. Для нас было с Москвой связано много не то что неприятного – тяжелого. Знаешь, что хочу спросить... Вот ты коренной москвич. А мы с Урала приехали, варвары такие. Нас многие побаиваются, кто-то недолюбливает, кто-то и любит, конечно. Но только вы с Юлей нас принимаете безусловно. Я-то знаю, кто вы для меня. Но ты, Борь, скажи, кем ты сам себя считаешь – ты народ или интеллигенция?

Борис: Я, конечно, интеллигенция. И я всегда чувствую зависть к тебе и к Васе... Если ты родился в Москве, то ты ботаник и задрот просто потому, что вообще не знаешь жизнь. Мне, например, чтобы писать сценарий, нужно идти и брать кучу интервью, изучать вопрос, общаться с людьми.

Яна: Тогда как мы пользуемся своим багажом, да? Ты об этом?


Борис: Конечно. А у меня какое-то научное исследование. Мне приходится куда-то проникать, а вам это совершенно не нужно, потому что у вас это в эмоциональном поле, вы просто внутри. А я, конечно, снаружи.


Яна: Я поэтому и спрашиваю. Вот у тебя в кино простые люди, я себя от них не отделяю. Там я, там Вася. А каким образом там ты? Кто ты в своем кино – главный герой или все герои?


Борис: Я стараюсь присвоить всех. Когда присваиваешь, люди перестают быть идеями. Ужасно, когда твой персонаж остается идеей, марионеткой, которую ты придумал. А когда ты с людьми знакомишься, начинаешь любить их, они тебя начинают раздражать, они уже фиг тебе поддадутся. Есть же очень простое театральное упражнение и у драматургов, и у актеров, когда, скажем, пьеса про героя, которому сейчас 35 лет. И твоя задача – придумать, как он родился и как дожил до своих лет, и что с ним было во сколько лет и при каких обстоятельствах. Вот тогда ты хоть Гитлера поймешь – почему он такой. И все, ты его присваиваешь, какой бы он ни был.

Яна: Знаешь, почему я спросила про интеллигенцию и народ? Меня однажды Авдотья Смирнова попыталась убедить, что нет, конечно, ты не народ, ты – интеллигенция. Я спрашиваю: почему? Потому что ты, говорит, образованный человек. Я не приняла такой вариант. Мне казалось, что я between, потому что у меня нет такой способности, как у тебя, – принимать людей такими, какие они есть. Для меня это очень тяжело. А ты интеллигент, но снимаешь кино про простых людей. Они тебе интереснее, чем интеллигенция?

Борис: Я свои фильмы специально не задумывал, они так получались. К примеру, в «Свободном плавании» я увидел финал – вот эту баржу, которая плыла по реке, и из этого сделал историю. Потом я познакомился с актером Сытым и решил сделать комедию с артистом Сытым в главной роли. Больше никакой не было задачи. С «Аритмией» получилось так же. Мы хотели сделать телемуви для ТНТ, потом дали героям профессию, и они у нас стали врачами. Я начал изучать врачей, брать у них интервью, и все это унеслось в драму.


Яна: Но при этом ты не снимаешь кино про интелли­генцию...


Борис: Про интеллигенцию – не то что мне неинтересно... У меня есть одна идея, которую, может быть, я когда-нибудь сделаю. Понимаешь, проблема интеллигенции еще и в том, что она очень недраматургичная. Сложно, например, написать книгу про писателя. Вот представь себе, проблема у писателя – не пишется ему. Но что это за проблема для зрителя? Ну не пишется – иди работай! Проблема – это дружба, любовь, предательство, смерть. Ты правильно задаешь вопрос. Я не чувствую конфликта. Хотя я видел много прекрасных фильмов про интеллигенцию, но сам я не могу нащупать.

Яна: Есть мнение, что в основной своей массе народ наделен рабским сознанием. Это ему интеллигенция вдолбила, или так и есть? Вообще, ответственна ли интеллигенция за народ, за его просвещение? Не оттолкнула его? Почему мы не вместе? Или ты не чувствуешь этого разделения?


Борис: Понимаешь, интеллигенция же не что-то единое. Писатель Лесков всю жизнь жил и писал по каким-то поселкам, деревням и маленьким городкам. И вот к нему приехал писатель Аксаков, который был русофил и невероятно к народу тянулся. В первый же день Аксаков распечатал свои чемоданы, переоделся в вышитую косоворотку, штаны, надел лапти. Лесков его спрашивает: «Ты что делаешь?» Говорит: «Хочу, как народ, ходить». И вот он вышел на улицу – Лесков пишет в дневнике, – а люди повылезали из домов, показывали на него пальцем и кричали: «Персиянин! Персиянин!..» Никакой ответственности, мне кажется, нет. Как только ты начинаешь чувствовать за что-то ответственность, ты сразу встаешь выше, начинаешь поучать. Было же это нелепое народничество конца XIX века. Но при этом был и Чехов, который ни в какое народничество не впадал. Мне кажется, неправильно, когда кто-то относится к народу, будто он дремучий какой-то.

Яна: Или жалеет его.


Борис: Или жалеет, и это дико унизительно – жалеть. Вообще нельзя жалеть людей. Это некрасиво, неприлично и глупо, главное. Слушай, про первый твой вопрос...


Яна: Про рабское сознание?

Борис: Ну, не рабское. Знаешь, я, когда готовился к фильму «Долгая счастливая жизнь», поездил по деревням и поселкам. Вот у нас же есть такое – народ пьет, поэтому не работает, поэтому ничего не может, поэтому рабское сознание. А на самом деле так: народ не работает, поэтому пьет и поэтому рабское сознание. Это немножко другая схема.


Яна: А кто в этом виноват?


Борис: Тот, кто не дает им работу. Людям не предоставляли работу двадцать лет. У них этот навык уже отсутствует. В той поездке я познакомился с мужиком – невероятно богатый человек, имеет сеть гостиниц в Германии. И вот он у себя на родине, в маленьком российском поселке, решил делать сахарный завод. Я спрашиваю: «Слушайте, а кто к вам работать придет? Они же не умеют». А он говорит: «Да я все это понимаю. Мой бизнес-план состоит в том, что я прибыль начну получать на девятый год. А все девять лет буду воспитывать после школы, отсеивать, и люди научатся работать». Это не то, что ты приехал и сразу можешь заставить кого-то работать.

«Снимать патриотические фильмы – это смешно. Я знаю только один такой фильм, который сработал»..

Яна: Слушай, но эта ситуация в стране... Меня лично все это расстраивает ужасно.


Борис: Знаешь, в 2009-м, по-моему, году (но я могу ошибаться с датами) нас – меня, Попогребского, Дондурея, Серебренникова – пригласил телеканал «Дождь» на часовую дискуссию о том, нужна ли в России цензура. Тогда мы просто обалдели от того, что формат разговора – час. Нам хватит пяти минут: нужно? Нет, не нужно. А сейчас представь себе тот же самый разговор, и вот уже один участник сидит и вокруг него происходит невероятный абсурд, а про цензуру мы можем сейчас с тобой завести часа на три. И, может быть, не хватит. И про самоцензуру. Вчера ты еще не верил, что такое может произойти, а сегодня оно произошло. И вот уже почти все сети кинотеатров отказались от «Матильды».


Яна: Борь, а им кто-то запрещал, или они сами себе запрещали?


Борис: В том-то и дело, что сами себе запрещали. И мне кажется, все эти признаки глупости, они не нужны никому – ни бизнесу, ни чиновникам. Почему все происходит? Это, как мне кажется, такая острая форма гниения, которая просто, как нарыв, лопнет, и все.
Как мы до нее докатились? Молчали, когда вступала цензура, и только сейчас начали хвататься за головы: ах, что же мы наделали?
В любом случае, как бы это ни происходило, оно так бы и произошло, потому что у нас нет буржуазного общества. У нас нет этих чокнутых людей, этих предпринимателей, которые сами себя создали, как Тиньков безумный. Этот класс просто гибнет. Что нас спасет, так это поворот политики в сторону предпринимательства и бизнеса. Тогда все станет логичным. Ты зарабатываешь деньги? Значит, нормально. Не зарабатываешь? Нет. Ну, как бы, логика простая.

Борис Хлебников: об «Аритмии», недраматургичной интелли­генции и деньгах Минкульта - Новости кино.

Яна: Не работаешь, не зарабатываешь. А как быть с авторским кино, которое уже фактически не финансируется? Опять же есть мнение, что оно умерло. Но вот ты выпускаешь фильм. Бакурадзе продолжает снимать свое кино. Сигарев продолжает. Но что с финансированием? Мы с Бакурадзе подавали в Министерство культуры заявку на фильм «Квартира». Фильм про любовь, никакой политики, но на него деньги не выделяются. Это цензура?


Борис: Это абсолютная убежденность Минкульта в том, что мы – обслуживающий персонал, который у них берет деньги. А раз мы берем деньги, мы должны продвигать какие-то невероятные прогосударственные идеи. Дальше логика такая: надо у них не брать деньги и ни в коем случае от них не зависеть. А я считаю, надо брать, потому что это деньги налогоплательщиков. А снимать патриотические фильмы – это смешно. Я знаю только один такой фильм, который сработал. Это «Мимино». Я в какой-то момент понял, что вот это настоящее пропагандистское кино. Потому что весь Советский Союз любил грузин и армян.


Яна: Сегодня эти слова опошлены – патриотизм, пропаганда. А они просто имеют другой смысл. Правда? На самом деле я патриот, только немножко не тот, которого сегодня у нас формируют. Уехать за границу и мыть посуду? Да ну на фиг! Я хочу жить здесь и работать. Здесь я актриса Яна Троянова. Помнишь, как у Прошкина в «Холодном лете 53-го» Папанов говорит: «Хочется пожить и поработать».


Давай про твою новую работу, про «Аритмию». Для меня эта тема – с любимыми не расставайтесь – очень важная. Мы с Васей долго уже живем, 15 лет. Вы с Юлькой, наверное, еще дольше?

Кадр из кинофильма «Аритмия»

Борис: Да, 24.


Яна: О боже. У меня был развод после первого брака, и это я молодец, сумела от монстра убежать. А Сигарев – это мое все. Мне недавно звонит управляющий по дому, задает вопросы о том, где что надо сделать. А я говорю: «Подождите, Васи дома нет, я без него получеловек. Вот когда он приедет, я буду Гулливер». Он меня дополняет во всем. Но были такие периоды, когда я думала: все, у меня не получается, меня не устраивает, надо порвать. Я думаю, все семьи это проходили.


Борис: Конечно.

«Я искал героя полгода, когда понял, что это ошибка системная. Человек двадцати восьми лет не может прожить эту историю».

Яна: Это ужасно правильно – про это снимать. Я помню, ты название хотел поменять, а вот все-таки «Аритмия». Мы живем в рутине, о любимых забываем, а посмотришь твое кино – болит сердце. Я очень в этом смысле простой человек. Мне надо, чтобы меня цепляло эмоционально. Я никогда не лезла тебе в душу, хоть мы дружим, но вот ты говоришь, что никогда не выдумываешь сюжет, а про любовь у тебя впервые картина такая. Что-то подтолкнуло? Не хочешь – не отвечай. Просто дико интересно, ведь что-то должно было произойти, чтобы ты вышел на эту тему?


Борис: Я совершенно не ожидал такой эмоциональной реакции у людей. Но, видимо, я как-то интуитивно нашел то, что всем близко. И потом, конечно, важнейшая часть сценария написана Наташей Мещаниновой. Во многом в «Аритмии» я транслирую ее эмоциональность и чувственность.

Яна: Что ж я про это не думала, Хлебников? Я вообще Мещанинову не включала в тот момент, когда смотрела фильм и думала: «Хлебников попал мне в сердце!» Вот он где, ключ! Я помню, ты долго искал актера.

Александр Яценко в картине «Аритмия»

Борис: Очень долго. Проблема была в том, что, когда я писал, я представлял Сашу Яценко. Но мы с Наташей уговорились, что это ни в коем случае не Яценко. Я хотел актеров 27–28 лет, молодую пару совсем. Чтобы это был первый кризис, когда еще нет детей, не обременены имуществом и можно развестись очень просто. А дальше я, собственно, начал искать героя и искал его полгода, когда понял, что это ошибка системная. Человек двадцати восьми лет не может прожить эту историю. И, поняв это, я сразу позвонил Саше. Даже никаких проб особо не было. А с Ирой Горбачевой...


Яна: Тут я вообще удивилась. Я ничего против не имею, просто хочу понять ход мыслей.


Борис: Ход мыслей такой. Посмотрел я за эти полгода много замечательных, выдающихся актрис 28–29 лет. Я их все время в паре пробовал, и получалось, что у всех включалась какая-то женская память тела этого расставания и они все начинали герою полоскать мозги. Там же простая вещь. Ничего не произошло. Просто она хочет выяснить, он любит ее или не любит. Ну, разлюбил, и что теперь? Такое же бывает. Просто надо это выяснить, и все. Но у всех включалась какая-то другая штука. А Ира пришла и вдруг – раз! – и сделала товарища. У нее ни одной претензии к мужику не было. Я даже не представлял, что они так сыграют.

Ирина Горбачева в картине «Аритмия»

Яна: Я люблю, когда актер вот так радует режиссера.


Борис: Я тебе говорил уже, что я не верю на площадке в какую-то грандиозную работу с актерами. Мне кажется, все на кастинге происходит. Когда ты находишь актера или актрису, которая совпадает с этим героем, то дальше и ему интересно, потому что он вдруг начинает сам доставать из себя очень много, а ты просто снимаешь про этого человека документальное кино. Ты рассказываешь – я фиксирую, а не заставляю тебя делать что-то, тебе не свойственное. Это очень легкая история.


Яна: Ты, когда за меня поднимаешь тост, часто говоришь, что я не актриса, а личность. Вот ты сам любишь в актерах личность?


Борис: Конечно. Возьми любого «актера десятилетия» советского периода – Крючков, Баталов, Высоцкий, Янковский – они примерно одно и то же делают в разных предлагаемых обстоятельствах. Это свойство героя. Тебе даже станет некомфортно, если он будет играть что-то совсем другое. Тебе от него нужна та самая узнаваемая личность. Ну, это как Брюса Уиллиса нельзя убить в конце фильма.

«У талантливых людей невероятная инфантильность в семейных отношениях».

Яна: А сегодня у нас много личностей-актеров? Или ты считаешь, наше время не очень благоприятно для их появления?


Борис: У меня есть подозрение, что, во-первых, мы все-таки не ценим свое время, как это всегда бывает. Со старым кино как? Ты помнишь лучшие фильмы, а потом, когда начинаешь смотреть фильмографии, понимаешь, что и тогда был один фильм в год. И второй момент: мне кажется, в советское время был заказ на народного героя. Большинство наших любимых артистов – не коренные москвичи. Как Шукшин – он приходит с историей про неизвестную тебе жизнь, но очень понятную и очень сильную. Другой заказ.

Яна: В «Аритмии» действие тоже не в Москве происходит?


Борис: Да, это Ярославль. В Москве чуть-чуть по-другому устроена эта система «скорой помощи», чем во всей стране.


Яна: Эта пара – они действительно партнеры, никто не ведущий. И обстоятельства у них одинаковые – тяжелая работа, смена начальства, съемная квартира. Но она как-то держит стержень, а его мотает. Она сильнее?


Борис: Сильнее. Он в жизни-то, в общем, малоприятный человек – жалеет себя, выпивает, постоянно говорит: «Хочешь уходить – уходи!» Он все время перекладывает на нее все решения. Она намного сильнее в этом смысле, но при этом на работе он талантливее. Он очень талантливый, а она просто хороший врач. Мы с Наташей хотели, чтобы герою было лет 45 и чтобы он на работе был опытный, точный, интуитивный, быстро принимающий решение.


Яна: Дома все наоборот?


Борис: Дома он абсолютный инфантил 13-летний. А она более сильная, честная.

Ирина Горбачева и Александр Яценко в картине «Аритмия»

Яна: И она взрослая. Она во всех обстоятельствах взрослая­, у нее не наступают вот эти качели, как его качает. Это же достаточно узнаваемая картинка по жизни, когда он классный профи – допустим, режиссер или врач...


Борис: У талантливых людей невероятная инфантильность в семейных отношениях. Сценарий, в общем-то, да, узнаваемый, а заканчиваться может по-разному. У нас никак не закончилось. Когда мы обсуждали финал, мы понимали, что у них что-то изменилось. Они оба что-то поняли, но мы не хотели определенности в плане «останутся они вместе или нет». Может быть, они разойдутся. Главное, это был большой этап в их жизни, на котором они что-то для себя поняли. Это не финал про то, что они проживут до гроба вместе. И я ни на чьей стороне. Как люди – мне нравятся оба, но я могу только фиксировать и сопереживать.

Фото: Владимир Васильчиков

Автор:
Marie Claire Editorial

Актриса Яна Троянова поговорила с режиссером Борисом Хлебниковым так, что не изменишь ни буквы 12 октября состоялась всероссийская премьера фильма Бориса Хлебникова «Аритмия». Но еще задолго до этого момента, в социальных сетях начали множится рецензии и комментарии, о том, что эта картина «настоящая бомба». Великолепный рассказ о том, что волнует всех, вызывающий у зрителей неизменные слезы в финале. Актриса Яна Троянова - давняя подруга режиссера. И именно ее мы пригласили участововать вместе с Борисом в рубрике Modern Talking. Получился правильный разговор о жизни и о кино. Яна: Я хочу рассказать о том, как мы с Васей (Василий Сигарев – кинорежиссер, сценарист, продюсер, драматург и муж Яны. – МС) увидели тебя, Боря, в первый раз. Было так: Вася написал сценарий «Волчка», и, собственно, ты этот сценарий прочел и дал продюсеру Роману Борисевичу. И вот уже идет подготовка к съемкам, когда Роман нам звонит и говорит: «В Екатеринбург сегодня прилетает Борис Хлебников с фильмом «Свободное плавание». Если хотите, сходите, заодно и познакомитесь». Мы пришли, увидели фильм, раззявили рты – настолько это оказалось наше кино. Я помню этот период, когда я окончила школу и надо было идти в так называемое свободное плавание, как мне было сложно и некомфортно в этом мире. Для Васи это были какие-то его важные вещи. Как он молодой был вынужден на птицефабрике работать, по утрам ездить с этими тетками в автобусе и думать: «Боже, чем я занимаюсь!» В общем, задело нас. После фильма мы увидели, как тебя окружили люди, застеснялись подойти и ушли. Свернули за угол, и вдруг я говорю: «Вася.» А он:«И я думаю, что надо вернуться. Хотя бы поздороваемся, скажем «спасибо». Для нас ты, Боря, был. Режиссер. Настоящий. А мы еще такие цыплята. Борис: Это очень смешно, потому что я про вас знал и меня все пугали: «О, Сигарев с Трояновой – разбойники!» А я уже много читал Сигарева и смотрел «Пластилин». «Если ты родился в Москве, то ты ботаник и задрот просто потому, что вообще не знаешь жизнь. Я такой». Яна: И когда мы вернулись, ты стоял на улице и курил. Мы испугались, говорим: «Здравствуйте, мы – Вася и Яна». А ты: «О, вы здесь! А я как раз собирался вам позвонить. Борисевич дал ваш номер». Борис: И пошли в пельменную. На площади. Трехэтажная такая. Яна: Да-да, в центре города. А когда ты улетел, случился такой вакуум. Только что было что-то большое и хорошее, и больше нет. А потом мы сняли свой «Волчок», приехали в Москву делать монтаж и с тобой познакомились ближе. Мы так долго друг друга знаем, но до сих пор каждый раз тебя встречаем как что-то большое и хорошее. Что бы ты ни сделал, Хлебников, я все пойму, пойму, почему ты так сделал. И так же Юля, твоя жена. Вы с Баталовой для нас дорогие люди. Борис: Все это абсолютно взаимно. Яна: Спасибо. Помнишь, был период, когда Вася к вам часто ходил? Даже есть ходил, когда он в Москве монтировал, а у меня были дела в Екатеринбурге. Ты мне тогда еще позвонил: «Троянова, ну все, Сигарев тут брошенный». Москва такая огромная, но в ней есть Хлебников с Баталовой, к которым можно зайти согреться и успокоиться. Мы же не москвичи. Для нас было с Москвой связано много не то что неприятного – тяжелого. Знаешь, что хочу спросить. Вот ты коренной москвич. А мы с Урала приехали, варвары такие. Нас многие побаиваются, кто-то недолюбливает, кто-то и любит, конечно. Но только вы с Юлей нас принимаете безусловно. Я-то знаю, кто вы для меня. Но ты, Борь, скажи, кем ты сам себя считаешь – ты народ или интеллигенция? Борис: Я, конечно, интеллигенция. И я всегда чувствую зависть к тебе и к Васе. Если ты родился в Москве, то ты ботаник и задрот просто потому, что вообще не знаешь жизнь. Мне, например, чтобы писать сценарий, нужно идти и брать кучу интервью, изучать вопрос, общаться с людьми. Яна: Тогда как мы пользуемся своим багажом, да? Ты об этом? Борис: Конечно. А у меня какое-то научное исследование. Мне приходится куда-то проникать, а вам это совершенно не нужно, потому что у вас это в эмоциональном поле, вы просто внутри. А я, конечно, снаружи. Яна: Я поэтому и спрашиваю. Вот у тебя в кино простые люди, я себя от них не отделяю. Там я, там Вася. А каким образом там ты? Кто ты в своем кино – главный герой или все герои? Борис: Я стараюсь присвоить всех. Когда присваиваешь, люди перестают быть идеями. Ужасно, когда твой персонаж остается идеей, марионеткой, которую ты придумал. А когда ты с людьми знакомишься, начинаешь любить их, они тебя начинают раздражать, они уже фиг тебе поддадутся. Есть же очень простое театральное упражнение и у драматургов, и у актеров, когда, скажем, пьеса про героя, которому сейчас 35 лет. И твоя задача – придумать, как он родился и как дожил до своих лет, и что с ним было во сколько лет и при каких обстоятельствах. Вот тогда ты хоть Гитлера поймешь – почему он такой. И все, ты его присваиваешь, какой бы он ни был. Яна: Знаешь, почему я спросила про интеллигенцию и народ? Меня однажды Авдотья Смирнова попыталась убедить, что нет, конечно, ты не народ, ты – интеллигенция. Я спрашиваю: почему? Потому что ты, говорит, образованный человек. Я не приняла такой вариант. Мне казалось, что я between, потому что у меня нет такой способности, как у тебя, – принимать людей такими, какие они есть. Для меня это очень тяжело. А ты интеллигент, но снимаешь кино про простых людей. Они тебе интереснее, чем интеллигенция? Борис: Я свои фильмы специально не задумывал, они так получались. К примеру, в «Свободном плавании» я увидел финал – вот эту баржу, которая плыла по реке, и из этого сделал историю. Потом я познакомился с актером Сытым и решил сделать комедию с артистом Сытым в главной роли. Больше никакой не было задачи. С «Аритмией» получилось так же. Мы хотели сделать телемуви для ТНТ, потом дали героям профессию, и они у нас стали врачами. Я начал изучать врачей, брать у них интервью, и все это унеслось в драму. Яна: Но при этом ты не снимаешь кино про интелли­генцию. Борис: Про интеллигенцию – не то что мне неинтересно. У меня есть одна идея, которую, может быть, я когда-нибудь сделаю. Понимаешь, проблема интеллигенции еще и в том, что она очень недраматургичная. Сложно, например, написать книгу про писателя. Вот представь себе, проблема у писателя – не пишется ему. Но что это за проблема для зрителя? Ну не пишется – иди работай! Проблема – это дружба, любовь, предательство, смерть. Ты правильно задаешь вопрос. Я не чувствую конфликта. Хотя я видел много прекрасных фильмов про интеллигенцию, но сам я не могу нащупать. Яна: Есть мнение, что в основной своей массе народ наделен рабским сознанием. Это ему интеллигенция вдолбила, или так и есть? Вообще, ответственна ли интеллигенция за народ, за его просвещение? Не оттолкнула его? Почему мы не вместе? Или ты не чувствуешь этого разделения? Борис: Понимаешь, интеллигенция же не что-то единое. Писатель Лесков всю жизнь жил и писал по каким-то поселкам, деревням и маленьким городкам. И вот к нему приехал писатель Аксаков, который был русофил и невероятно к народу тянулся. В первый же день Аксаков распечатал свои чемоданы, переоделся в вышитую косоворотку, штаны, надел лапти. Лесков его спрашивает: «Ты что делаешь?» Говорит: «Хочу, как народ, ходить». И вот он вышел на улицу – Лесков пишет в дневнике, – а люди повылезали из домов, показывали на него пальцем и кричали: «Персиянин! Персиянин!» Никакой ответственности, мне кажется, нет. Как только ты начинаешь чувствовать за что-то ответственность, ты сразу встаешь выше, начинаешь поучать. Было же это нелепое народничество конца XIX века. Но при этом был и Чехов, который ни в какое народничество не впадал. Мне кажется, неправильно, когда кто-то относится к народу, будто он дремучий какой-то. Яна: Или жалеет его. Борис: Или жалеет, и это дико унизительно – жалеть. Вообще нельзя жалеть людей. Это некрасиво, неприлично и глупо, главное. Слушай, про первый твой вопрос. Яна: Про рабское сознание? Борис: Ну, не рабское. Знаешь, я, когда готовился к фильму «Долгая счастливая жизнь», поездил по деревням и поселкам. Вот у нас же есть такое – народ пьет, поэтому не работает, поэтому ничего не может, поэтому рабское сознание. А на самом деле так: народ не работает, поэтому пьет и поэтому рабское сознание. Это немножко другая схема. Яна: А кто в этом виноват? Борис: Тот, кто не дает им работу. Людям не предоставляли работу двадцать лет. У них этот навык уже отсутствует. В той поездке я познакомился с мужиком – невероятно богатый человек, имеет сеть гостиниц в Германии. И вот он у себя на родине, в маленьком российском поселке, решил делать сахарный завод. Я спрашиваю: «Слушайте, а кто к вам работать придет? Они же не умеют». А он говорит: «Да я все это понимаю. Мой бизнес-план состоит в том, что я прибыль начну получать на девятый год. А все девять лет буду воспитывать после школы, отсеивать, и люди научатся работать». Это не то, что ты приехал и сразу можешь заставить кого-то работать. «Снимать патриотические фильмы – это смешно. Я знаю только один такой фильм, который сработал» Яна: Слушай, но эта ситуация в стране. Меня лично все это расстраивает ужасно. Борис: Знаешь, в 2009-м, по-моему, году (но я могу ошибаться с датами) нас – меня, Попогребского, Дондурея, Серебренникова – пригласил телеканал «Дождь» на часовую дискуссию о том, нужна ли в России цензура. Тогда мы просто обалдели от того, что формат разговора – час. Нам хватит пяти минут: нужно? Нет, не нужно. А сейчас представь себе тот же самый разговор, и вот уже один участник сидит и вокруг него происходит невероятный абсурд, а про цензуру мы можем сейчас с тобой завести часа на три. И, может быть, не хватит. И про самоцензуру. Вчера ты еще не верил, что такое может произойти, а сегодня оно произошло. И вот уже почти все сети кинотеатров отказались от «Матильды». Яна: Борь, а им кто-то запрещал, или они сами себе запрещали? Борис: В том-то и дело, что сами себе запрещали. И мне кажется, все эти признаки глупости, они не нужны никому – ни бизнесу, ни чиновникам. Почему все происходит? Это, как мне кажется, такая острая форма
Понравилось:
Автор: Алексей
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Биография Бориса Хлебникова - Режиссеры.
10.10.17, 03:00
Биография Дитера Болена - Российские актеры.
12.08.17, 09:02
Серия предметов про покемонов часть первая
26.07.17, 09:32
Сериал "Американская семейка"
25.07.17, 13:20
Американская семейка (Modern Family) -
30.07.17, 12:09
Олег Иванович Даль - Биографии
29.07.17, 23:18
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Люпита Нионго - Биография
Люпита Нионго: биография Американская актриса кенийского происхождения Люпита Нионго начинала не как героиня боевиков или слезливых ...  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика