Завершился 75 Венецианский кинофестиваль. Фильмы, понравившиеся критикам и публике, или как минимум взбудоражившие их – «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса, «Братья Систерс» Жака Одиара, «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэнов, конечно же «Соловей» Дженнифер Кент - завоевали и симпатии жюри. «Золотого Льва» Мостры получил лидер всех рейтингов Альфонсо Куарон и его «Рим». Вполне можно сказать, что нынешний Венецианский кинофестиваль выиграли Netflix, женщины и кино в целом.
Прежде всего о приятном – в «Горизонтах» отметили российский фильм Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех». Актриса фильма Наталья Кудряшова получила награду за женскую роль.
Касающаяся основного конкурса часть церемонии награждения началась с вручения приза им. Марчелло Мастроянни (лучшему молодому актеру или актрисе) актеру из Тасмании Байкали Ганамбарру, сыгравшему у Дженнифер Кент в «Соловье» , а затем отметили и саму Кент, вручив ей спецприз жюри. Приз за сценарий решено было отдать братьям Коэнам за «Балладу Бастера Скраггса». Актерские Кубки Вольпи получили Уиллем Дефо за «Ван Гог. На пороге вечности» Джулиана Шнабеля и Оливия Колман за «Фаворитку» Йоргоса Лантимоса. Режиссерский «Лев» достался Жаку Одиару за «Братьев Систерс» (приветствовавший зал по видео-связи Одиар, кажется, был слегка недоволен и рассчитывал на большее). Гран-при получил Йоргос Лантимос за «Фаворитку», ну а «Золотого Льва» председатель жюри Гильермо дель Торо под овации зала вручил своему земляку и близкому другу Альфонсо Куарону за «Рим».
И вот какие интересные выводы можно сделать по итогам этого фестиваля. Первое. Он фактически был посвящен женщинам. В основном конкурсе из 21 одного фильма только один был сделан женщиной («Соловей» Дженнифер Кент), а из 60 лент всей официальной программы Мостры таких было всего восемь. Венецию до старта фестиваля даже критиковали за слабое представление женщин в конкурсе. Глава фестиваля Альберто Барбера отвечал на критику в том смысле, что он против соответствующих квот, так как для женщин это было бы даже оскорбительно, если бы в конкурс их брали по квотам, а не потому, что они сделали хорошее кино. «Мы не можем ничего сделать, чтобы изменить ситуацию, у нас нет возможности решать, кто будет снимать фильм, - говорил он. – А проблема ведь в том, что киноиндустрия – это мужской мир со множеством предрассудков в отношении творчества женщин». Но по факту получилось, что как раз Венецианский фестиваль в этом году сделал достаточно, представив в конкурсной линейке фильмы, в основном рассказывающие о женщинах или говорящие о мире с женской точки зрения. Будь то «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса или «Суспирия» Луки Гуаданьино, снятые почти целиком с женским кастом, или «Рим» Альфонса Куарона, «Рассвет» Ласло Немеша и «Капри. Революция» Марио Мартоне, которые во многом о женщинах в суровом мужском мире, о возможности свободы для них. Даже открывавший Мостру «Человек на Луне» Дэмьена Шазелла, биография Нила Армстронга, был биографией и подвигом двоих, историей еще и жены астронавта. Вестерны «Баллада Бастера Скраггса» братьев Коэнов и «Братья Систерс» Жака Одиара - это не просто вестерны, это еще и фильмы, говорящие скептически о традиционных представлениях о мужественности и с сочувствием о тех героях, кто проявляет мягкость, сочувствие и даже слабость, хочет жить как-то иначе, не в этой мужской традиции силы и власти. Канны нынешнего года активнее чем обычно попытались представить в конкурсе женщин-режиссеров. Но в программе Канн не было такого тотального представительства женского взгляда на мир, таких интересных и необычных феминистских тем.
И второе. Нынешняя Мостра была фестивалем Netflix. После того, как Лазурный берег оказался закрыт для стримингового гиганта, Венеция наоборот открыла ему все двери. В программе Мостры было шесть его проектов. Из них три в основном конкурсе и один в «Горизонтах». Часть индустрии была крайне недовольна, CICAE (International Confederation of Art Cinemas) выпустила довольно резкое заявление о том, что вместо того, чтобы показывать на фестивале фильмы Netflix, Мостра должна отдавать свои площадки «произведениям искусства, которые можно будет увидеть в кинотеатрах». Это заявление в общем и целом повторяло риторику французских дистрибуторов, которые в итоге смогли оказать давление на Канны. Но в Венеции это не прошло, и рекордные для Мостры шесть фильмов стримингового гиганта все же оказались в программах фестиваля. А потом и фактически выиграли фестиваль. Так как «Рим» Куарона получил главный приз, а братья Коэны и их «Баллада Бастера Скраггса» - приз за сценарий. Мостра стала для стриминговых сервисов еще и местом ведения бизнеса – на кинорынок на Лидо прибыли 12 человек из Netflix и шестеро представителей Amazon. Слова о важности Netflix сегодня и благодарности ему со сцены во время торжественной церемонии закрытия, либо еще во время фестиваля в ходе послефильмовых пресс-конференций говорили и Куарон, и братья Коэны. Netflix думает о некотором изменении стратегии - по крайней мере четыре его фильма из Венецианской линейки будут доступны не только подписчикам сервиса, но и кинозрителям. Хотя эта его кинотеатральная стратегия до конца еще не ясна. «Посмотрите на «Рим» Куарона, это ведь не телевидение, - говорил Альберто Барбера. – Величайшие кинематографисты современности идут в Netflix со своими проектами. Они получают деньги, свободу и возможность делать то, что им нравится, и без какого-либо вмешательства. Я думаю, мы не можем игнорировать Netflix и его фильмы».
Так что в этом году у Венеции не просто была очень сильная программа, одна из сильнейших за многие годы. Но Мостра еще и выбрала две самые актуальные проблемы современной киноиндустрии и рассказала о них. Дело было только за тем, чтобы Венецианское жюри также увлеклось именно этими проблемами и идеями.
И жюри под руководством Гильермо дель Торо не подкачало.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Марина Латышева[/u]