Во ВГИКе прошел форум «Молодое кино России»

16.11.18, 14:27


13 и 14 ноября молодые кинематографисты и признанные мастера киноиндустрии собрались во ВГИКе, чтобы обсудить вызовы и перспективы, стоящие на пути режиссеров-дебютантов. Мероприятие прошло в рамках 38 Международного студенческого кинофестиваля ВГИК и было приурочено к 25-летней годовщине знаменитого Ялтинского кинофорума: четверть века назад в Крыму молодые режиссеры и сценаристы обсуждали будущее российского кино и строили планы, сегодня участники того слета — уже классики отечественного кинематографа.








Форум 2018 года прошел по инициативе ректора ВГИК Владимира Малышева и директора продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федора Попова. Готовили встречу сотрудники отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК совместно с коллективом «ВГИК-Дебют». Организаторы избрали формат свободной дискуссии — каждая секция открывалась парой докладов, а затем участники брали слово и высказывали свои соображения по заявленным темам.





Молодое кино представляли Борис Гуц — автор первого в России полнометражного фильма, снятого на смартфон, Виктор Алферов, чей режиссерский кинодебют «Облепиховое лето» получил третье место в программе «Выборгский счет» минувшего фестиваля «Окно в Европу», Андрей Ананин — ученик Сергея Мирошниченко, успевший заявить о себе на «Флаэртиане», «Окне Европу» и премии «Лавровая ветвь», а также другие начинающие режиссеры, сценаристы, продюсеры, студенты и выпускники ВГИК, академии Н.С.Михалкова и прочих киношкол.





От лица старшего поколения говорили режиссеры Владимир Хотиненко, Вадим Абдрашитов и Николай Досталь; сценарист Юрий Арабов; продюсеры Сергей Сельянов и Наталья Мокрицкая; киноведы Кирилл Разлогов, Нина Цыркун и Андрей Шемякин; генеральный директор Невафильм Олег Березин.





В программе Форума — четыре секции, каждая из которых посвящена отдельному аспекту кинопроизводства.





День первый — портрет молодого кинематографиста, поиск художественной идеи и влияние технологий на кинопроцесс





Модераторы секций: Кирилл Разлогов (киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России), Ирина Павлова (киновед, художественный руководитель российских программ ММКФ)










В первый день участники обсудили портрет современного дебютанта в сравнении с его «ялтинским» предшественником. Вадим Абдрашитов отметил тревожную тенденцию: молодое поколение не может заявить о себе из-за отсутствия художественной идеи. Исток проблемы, по мнению мастера, лежит в инфантилизации индустрии: в творческих вузах до сих пор не введено бесплатное обучение для режиссеров и сценаристов, уже имеющих высшее образование, в то время как эти профессии требуют от студента жизненного опыта.










Апологетом младшего поколения выступил Борис Гуц (который, тем не менее, пришел в кино, уже имея за плечами значительный жизненный опыт). Режиссер «Фагота» заявил, что среди молодых встречаются как те, для кого кинематограф — лишь путь к внешнему успеху, так и подлинные художники, способные вложить в экранное произведение собственные идеи и переживания.





Олег Березин обратил внимание на связь драматургии и технических инноваций. Аудиовизуальные средства запечатления и воспроизведения информации претерпевают стремительную трансформацию, что влечет за собой перемены в области эстетики — и современный сценарист не может игнорировать этот факт.





«В первую очередь, это связано с изменением понятия кадра и его композиции. Раньше мы выстраивали композицию в пределах четко ограниченного кадра. Сейчас технологии движутся в сторону создания безрамочной картинки, которая, безусловно, влияет на драматургию самого фильма», - отметил он.





В свою очередь драматург Юрий Арабов напомнил молодым сценаристам, что на первом месте всегда должно оставаться художественное выражение.









День второй — через тернии к звездам, или как дебютному проекту пробиться к зрителю






Модераторы секций: Кирилл Разлогов, Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала ПрофиСинема, доцент кафедры продюсерского мастерства ВГИК.





На второй день Форума разговор за круглым столом шел преимущественно о поддержке и организации производства и проката. Среди наболевшего — путь дебютного фильма к зрителю. Участникам была представлена статистика, согласно которой далеко не все дебютные картины, профинансированные Министерством культуры, оказываются в итоге на большом экране. Дебютанту приходится конкурировать в прокате с высококачественными коммерческими проектами — именно на этом этапе он особенно нуждается в поддержке. Об этой проблеме высказался генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-дебют» продюсер Федор Попов:
«Самое важное — не столько найти деньги на картину, фильм можно снять и за небольшие деньги. Проблема в том, как ее продвигать. Сняв одну картину, ты еще не стал режиссером, ты только заявил о себе — но что дальше? Дальше у картины должен быть свой путь, она должна принести дивиденды, в том числе и коммерческие. Фильм должны увидеть, о нем должны заговорить. Эта проблема мне кажется самой острой на сегодняшний день: малобюджетной, тем более дебютной картине невозможно конкурировать с большими проектами, поддержанными, например, Фондом кино».










Не менее сложной представляется и обстановка в мире неигрового кинематографа. О проблемах молодых документалистов высказались Андрей Ананин и Галина Прожико — киновед, один из ведущих специалистов в области документального кино. Андрей Ананин поделился собственным опытом продюсирования и режиссуры. Сегодня документалист ограничен в художественных поисках, так как, во-первых, экспериментальное неигровое кино зачастую не имеет источников финансирования, а во-вторых, лишено площадки для проката:
«Мне хотелось бы каким-то образом зародить документальный прокат в России, чего сейчас в принципе нет. Механизмы этой индустрии сегодня находятся в зачаточном уровне, примеры проката документального кино очень точечные […] подытоживая, у нас получается так, что профессия режиссера переходит в хобби. Часто приходится искать средства к выживанию путем коммерческих заказных фильмов, которые, к сожалению, в большинстве своем не имеют творческого потенциала».










Схожие проблемы описала и Галина Прожико: телевидение, основной работодатель молодых документалистов на сегодняшний день, ставит перед режиссером жесткие рамки формата, чем пресекает художественную индивидуальность автора. Тем не менее, молодое поколение документалистов демонстрирует потенциал: на многих фестивалях неигрового кино значительную часть основного конкурса составляют дебюты, а порой и учебные работы, на равных соревнующиеся с картинами состоявшихся мастеров.










На заключительной сессии продюсеры Сергей Сельянов и Наталья Мокрицкая, поддерживающие немало дебютантов, рассказали об особенностях работы над проектами начинающих авторов. Как показывает опыт спикеров, современный кинематографист, какой бы специальности он ни был, должен соблюдать баланс между художественным и прагматическим мышлением. Сергей Сельянов отмечал, что с одной стороны, нужно «делать то, что любишь», с другой — чувствовать аудиторию и понимать, какие истории нужны зрителю. Режиссер должен разбираться в маркетинге — убеждена Нина Ромодановская. Продюсеру не помешает широкий киноведческий кругозор — Наталья Мокрицкая приводит в пример ГИТИС, где был набран совместный курс продюсеров и театроведов.





В заключение форума Кирилл Разлогов произнес речь, в которой призывал молодых кинематографистов упорно трудиться и не поступаться внутренней дисциплиной, чтобы не потерять драгоценные возможности в угоду сиюминутным желаниям.





Как отмечают организаторы, заявленные в ходе заседаний вопросы требуют дальнейшего обсуждения. Вместе с тем, Форум дал представителям киноиндустрии возможность заявить о проблемах молодого кино, высказать соображения о возможных путях их решения и проложил путь к дальнейшей работе в данном направлении.





Подписывайтесь на наш Телеграм-канал


13 и 14 ноября молодые кинематографисты и признанные мастера киноиндустрии собрались во ВГИКе, чтобы обсудить вызовы и перспективы, стоящие на пути режиссеров-дебютантов. Мероприятие прошло в рамках 38 Международного студенческого кинофестиваля ВГИК и было приурочено к 25-летней годовщине знаменитого Ялтинского кинофорума: четверть века назад в Крыму молодые режиссеры и сценаристы обсуждали будущее российского кино и строили планы, сегодня участники того слета — уже классики отечественного кинематографа. Форум 2018 года прошел по инициативе ректора ВГИК Владимира Малышева и директора продюсерского центра «ВГИК-Дебют» Федора Попова. Готовили встречу сотрудники отдела разработки и апробации методик кинопросвещения ВГИК совместно с коллективом «ВГИК-Дебют». Организаторы избрали формат свободной дискуссии — каждая секция открывалась парой докладов, а затем участники брали слово и высказывали свои соображения по заявленным темам. Молодое кино представляли Борис Гуц — автор первого в России полнометражного фильма, снятого на смартфон, Виктор Алферов, чей режиссерский кинодебют «Облепиховое лето» получил третье место в программе «Выборгский счет» минувшего фестиваля «Окно в Европу», Андрей Ананин — ученик Сергея Мирошниченко, успевший заявить о себе на «Флаэртиане», «Окне Европу» и премии «Лавровая ветвь», а также другие начинающие режиссеры, сценаристы, продюсеры, студенты и выпускники ВГИК, академии Н.С.Михалкова и прочих киношкол. От лица старшего поколения говорили режиссеры Владимир Хотиненко, Вадим Абдрашитов и Николай Досталь; сценарист Юрий Арабов; продюсеры Сергей Сельянов и Наталья Мокрицкая; киноведы Кирилл Разлогов, Нина Цыркун и Андрей Шемякин; генеральный директор Невафильм Олег Березин. В программе Форума — четыре секции, каждая из которых посвящена отдельному аспекту кинопроизводства. День первый — портрет молодого кинематографиста, поиск художественной идеи и влияние технологий на кинопроцесс Модераторы секций: Кирилл Разлогов (киновед, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России), Ирина Павлова (киновед, художественный руководитель российских программ ММКФ) В первый день участники обсудили портрет современного дебютанта в сравнении с его «ялтинским» предшественником. Вадим Абдрашитов отметил тревожную тенденцию: молодое поколение не может заявить о себе из-за отсутствия художественной идеи. Исток проблемы, по мнению мастера, лежит в инфантилизации индустрии: в творческих вузах до сих пор не введено бесплатное обучение для режиссеров и сценаристов, уже имеющих высшее образование, в то время как эти профессии требуют от студента жизненного опыта. Апологетом младшего поколения выступил Борис Гуц (который, тем не менее, пришел в кино, уже имея за плечами значительный жизненный опыт). Режиссер «Фагота» заявил, что среди молодых встречаются как те, для кого кинематограф — лишь путь к внешнему успеху, так и подлинные художники, способные вложить в экранное произведение собственные идеи и переживания. Олег Березин обратил внимание на связь драматургии и технических инноваций. Аудиовизуальные средства запечатления и воспроизведения информации претерпевают стремительную трансформацию, что влечет за собой перемены в области эстетики — и современный сценарист не может игнорировать этот факт. «В первую очередь, это связано с изменением понятия кадра и его композиции. Раньше мы выстраивали композицию в пределах четко ограниченного кадра. Сейчас технологии движутся в сторону создания безрамочной картинки, которая, безусловно, влияет на драматургию самого фильма», - отметил он. В свою очередь драматург Юрий Арабов напомнил молодым сценаристам, что на первом месте всегда должно оставаться художественное выражение. День второй — через тернии к звездам, или как дебютному проекту пробиться к зрителю Модераторы секций: Кирилл Разлогов, Нина Ромодановская, главный редактор интернет-портала ПрофиСинема, доцент кафедры продюсерского мастерства ВГИК. На второй день Форума разговор за круглым столом шел преимущественно о поддержке и организации производства и проката. Среди наболевшего — путь дебютного фильма к зрителю. Участникам была представлена статистика, согласно которой далеко не все дебютные картины, профинансированные Министерством культуры, оказываются в итоге на большом экране. Дебютанту приходится конкурировать в прокате с высококачественными коммерческими проектами — именно на этом этапе он особенно нуждается в поддержке. Об этой проблеме высказался генеральный директор продюсерского центра «ВГИК-дебют» продюсер Федор Попов: «Самое важное — не столько найти деньги на картину, фильм можно снять и за небольшие деньги. Проблема в том, как ее продвигать. Сняв одну картину, ты еще не стал режиссером, ты только заявил о себе — но что дальше? Дальше у картины должен быть свой путь, она должна принести дивиденды, в том числе и коммерческие. Фильм должны увидеть, о нем должны заговорить. Эта проблема мне кажется самой острой на сегодняшний день: малобюджетной, тем более дебютной картине невозможно конкурировать с большими проектами, поддержанными, например, Фондом кино». Не менее сложной представляется и обстановка в мире неигрового кинематографа. О проблемах молодых документалистов высказались Андрей Ананин и Галина Прожико — киновед, один из ведущих специалистов в области документального кино. Андрей Ананин поделился собственным опытом продюсирования и режиссуры. Сегодня документалист ограничен в художественных поисках, так как, во-первых, экспериментальное неигровое кино зачастую не имеет источников финансирования, а во-вторых, лишено площадки для проката: «Мне хотелось бы каким-то образом зародить документальный прокат в России, чего сейчас в принципе нет. Механизмы этой индустрии сегодня находятся в зачаточном уровне, примеры проката документального кино очень точечные _
Понравилось:
Автор: Мефодий
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Кино Экспо 2018: итоговая программа
14.09.18, 14:40
Как снимались знаменитые фильмы. Вам
20.07.17, 04:16
«Молодое кино России» 2018: проблемные точки
12.11.18, 14:15
Кино Экспо 2017: Финальная программа
15.09.17, 14:20
Биография Елены Малышевой - Режиссеры.
21.08.17, 10:00
Полезно знать


Сын Алибасова поведал о
Как отметил наследник продюсера, они держали внимание всей страны в нужном фокусе.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up