Портал ПрофиСинема продолжает оценивать итоги 2024 года. Ранее мы рассказали, какие российские фильмы ждем с интересом и нетерпением, затем собрали воедино все главные события и тенденции отечественной киноиндустрии за последние двенадцать месяцев, а также подвели итоги проката зарубежных фильмов на российских экранах. В этом материале речь пойдет об отечественном кино на домашнем кинотеатральном рынке — его успехах, неудачах и тенденциях. По итогам уходящего года поводы для оптимизма имеются, однако не обошлось без проблем — старых и новых.
С 21 декабря 2023 года по 25 декабря 2024 всего в официальный российский прокат вышло 663 российских и зарубежных фильма без учета сборников короткометражных лент, балетных и театральных постановок, концертов, опер и проектов, представленных в кинотеатрах до 10 копий, а также фильмов прошлых лет. Их общая касса по состоянию на 26 декабря 2024 года составила 36,2 млрд рублей. Вместе с голливудскими блокбастерами, выпущенными в теневой прокат, а также легальным альтернативным контентом (спектаклями, концертами, спортивными трансляциями и т.п. на большом экране) финальные сборы российского кинопоказа можно оценить в 45 млрд рублей.
Общие сборы 184 российских проектов составляют 27 млрд рублей (75% от официальной кассы). Но вместе с тем на отечественные картины приходится 28% от общего числа релизов.
В прошлом году в прокат вышло 164 отечественных фильма, суммарная касса которых составила 20,8 млрд рублей, 69% от официальной кассы всех проектов. В позапрошлом году бокс-офис 208 российских лент составлял 11,2 млрд рублей (53%).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Десятка лидеров российского кино за уходящий год вызывает одновременно восторг с точки зрения цифр и вопросы по поводу ее состава. Из позитивного — в 2024 году восемь отечественных картин заработали более 1 млрд рублей. За всю историю наблюдений эту планку преодолевали от одного до трех фильмов в год. В сумме десять самых кассовых лент заработали 17,7 млрд рублей, перебив прошлогодний топ с его 15 млрд.
Самый кассовый фильм российского проката и победитель новогодней битвы в 2024 году — комедия «Холоп 2» (ЦПШ) — превзошел первую часть по сборам (на 25%), но заметно уступил ей по числу зрителей (на 18%). Аналогичные тенденции показывает и третья часть франшизы «Лёд» (4 место), традиционно вышедшая 14 февраля. От фильма к фильму ее сборы росли, а число зрителей — уменьшалось.
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Среди лидеров проката давно не встречалось экранизаций классической отечественной литературы. Русская и советская классика попадала в топ в 2015 и 2017-2018 годах с военной драмой «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева, а также тремя частями «Гоголя» — вольной адаптацией «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Уходящий год с лихвой наверстал это отставание: в числе его самых кассовых релизов — «Мастер и Маргарита» по Булгакову (Атмосфера кино), «Сто лет тому вперед» по Булычеву (ЦПШ) и «Онегин» по Пушкину (Атмосфера кино).
А вот экранизаций современных известных книг в топе не оказалось. В последний раз они выстреливали в 2022 («Сердце Пармы» по Алексею Иванову) и 2019 («Текст» по Дмитрию Глуховскому*) годах.
Анимационный фильм «Три богатыря и Пуп земли» от Вольги, кажется, вдохнул жизнь в самую долгоиграющую франшизу на российских экранах. С 2015 по 2022 годы сборы каждой новой части неуклонно снижались (с 853 млн до 455 млн). «Пуп земли» сломал этот тренд и стал первым фильмом серии, преодолевшем миллиардную отметку.
Еще один рекорд принадлежит «Онегину» Сарика Андреасяна (Атмосфера кино). Фильм вышел в преддверии 8 марта, собрал 786 млн рублей и стал самым прибыльным российским проектом, выпущенным под Международный женский день за последние годы. Он обошел «Поехавшую» (2023 / ЦПШ / 524 млн), «Хочу замуж» (2022 / ЦПШ / 236 млн) и «Пару из будущего» (2021 / ЦПШ / 536 млн).
О настораживающих тенденциях. По сравнению с прошлым годом десятка лидеров заметно обеднела на оригинальные истории. Почти все вошедшие в нее фильмы — продолжения франшиз, экранизации классических книг и переосмысления известных советских мультипликационных и киносказок.
Единственная оригинальная история в рейтинге — музыкальный байопик «Руки Вверх!» от ЦПШ, который, впрочем, так же, как и многие фильмы-лидеры, играет на ностальгии. Правда, в отличие от «Бременских музыкантов», «Ста лет тому вперед», «Летучего корабля» и других последователей «Чебурашки», история о легендарной группе 90-х апеллирует не к мифу советского детства, а к воспоминаниям зрителей средних лет о своей молодости. На ту же ностальгию — возбужденную, в том числе, стриминговым «Королем и шутом» и саудтреком к «Слову пацана» — ориентируется и музыкальное роуд-муви «Тур с Иванушками», собравшее, однако, в разы меньше.
Из прочих проектов, основанных на оригинальных историях, ближе всего к десятке подобрались «Любовь Советского Союза» (ЦПШ) и «Воздух» (НМГ Кинопрокат), собравшие в диапазоне от 500 до 600 млн рублей — обе картины основаны на сеттинге советских времен и Великой Отечественной войны.
Самым кассовым российским фильмом, основанном на оригинальном сценарии и современном сеттинге, стала комедия «Водитель-олигарх» (Атмосфера кино) с кассой в 319 млн рублей. В прошлом году, напомним, фильмы с оригинальной историей и современным сеттингом занимали половину Топ-10.
В десятке отсутствуют летние релизы. Эта тенденция повторяется от года к году, хотя не всегда в столь критической степени. В 2023 и 2022 итоговые рейтинги российских лент включали в себя по одному летнему фильму. На этот раз все потенциальные претенденты на лидерство под палящим солнцем не оправдали ожиданий — «Непослушники» значительно снизили планку своей франшизы; прошло незамеченным роуд-муви «Тур с Иванушками»; а подростковое фэнтези «Самая большая луна» и того катастрофически провалилось, что особенно обидно, учитывая, как долго снимался этот фильм.
Исходя из данных, представленных на сайте ЕАИС, однозначно окупившимися можно считать «Холоп 2» (3,8 млрд сборов против 0,77 млрд производственного бюджета), «Бременских музыкантов» (3 млрд против 1,2 млрд) и «Лёд 3» (1,85 млрд против 0,5 млрд).
На границе окупаемости оказались кассовые сборы «Мастера и Маргариты» (2,3 млрд против 1,2 млрд), а также байопика «Руки Вверх!» (0,96 млрд против 0,39 млрд).
Наименее удачное соотношение кассовых сборов к производственному бюджету показали «Сто лет тому вперед» (1,5 млрд против 0,9 млрд) и сказка «Летучий корабль» (1,12 млрд против 0,75 млрд). Еще по трем фильмам — «Огниво», «Три богатыря и Пуп земли», «Онегин» — в настоящий момент не удалось найти достоверных данных о стоимости их производства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По итогам 2024 года в список самых кассовых отечественных фильмов вошли сразу пять картин: «Холоп 2», «Бременские музыканты», «Мастер и Маргарита», «Лёд 3», «Сто лет тому вперед». Покинули рейтинг «Ёлки 3», «Ирония судьбы. Продолжение», «Вий», «Конек-горбунок» и «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел 2». Столь масштабное обновление рейтинга не случалось с 2017 года.
Такой рекорд говорит не только о повышении привлекательности российских фильмов для отечественного зрителя и низкой конкуренции со стороны западных мейджоров, но и об уровне инфляции. Так «Холоп 2» от ЦПШ обогнал первую часть ленты по сборам (на 25%), но заметно уступил ей по числу зрителей (на 18%).
«Бременские музыканты» от ЦПШ собрали практически аналогичный бокс-офис с «Движением вверх» от того же ЦПШ (2017), хотя в кинотеатральном прокате их посмотрело в полтора раза меньше зрителей.
Вошедшая в рейтинг лента «Мастер и Маргарита» от Атмосферы кино заметно проигрывает по числу зрителей соседним «Т-34» от ЦПШ (2019) и «По щучьему велению» от НМГ Кинопроката (2023), хотя собрала практически одинаковую с ними сумму. Выбывшая из рейтинга «Ирония судьбы. продолжение» от 20 Век Фокс СНГ (2007) могла бы войти в Топ-5 по числу зрителей (~ 9 млн человек).
Релизы десяти картин приходятся на новогоднюю битву разных лет. Еще три строчки досталось стартовавшим 14 февраля частям франшизы «Лёд». На что-то могут рассчитывать фильмы, выходящие в конце апреля и в октябре — проекты, стартовавшие в эти даты, по три раза встречаются в двадцатке.
Самым успешным дистрибьютором отечественных картин традиционно остается ЦПШ — на его счету десять фильмов в двадцатке; ему безраздельно принадлежат пять верхних строчек; он прокатывал три из пяти фильмов, попавших в исторический рейтинг по итогам 2024 года.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отечественное кино тотально доминирует в прокате. В 2022 году десятка самых кассовых фильмов в российских кинотеатрах на 60% состояла из картин домашнего производства. В 2023 году этот показатель вырос до 70%, в 2024 — до 100%. Поэтому для сопоставления бокс-офиса российских и иностранных лент придется обращаться в Топ-20. Но и в таком рейтинге 16 позиций (70%) досталось отечественному кино.
Новогодние каникулы — критически значимый период в календаре дистрибьюторов и кинотеатров. Традиционно в эти дни выходят будущие фильмы-лидеры, а кинопоказчики формируют подушку безопасности, чтобы прокормиться в голодные месяцы.
|
|
|
|
|
Холоп 2 |
|
|
|
|
Бременские музыканты |
|
|
|
|
Лёд 3 |
|
|
|
|
Мастер и Маргарита |
|
|
|
|
Онегин |
|
|
|
|
Сто лет тому вперед |
|
|
|
|
Огниво |
|
|
|
|
Летучий корабль |
|
|
|
|
Руки Вверх! |
|
|
|
|
Баба Яга спасает Новый год |
|
|
|
|
Единственный российский фильм, вошедший в рейтинг лучших стартовых сборов и не попавший при этом в десятку лидеров по итогам года — сказка «Баба Яга спасает Новый год». Она заметно недотянула до результата предыдущего фильма серии — «Баба Яга спасает мир» (279 млн против 603 млн). Тот, однако, выходил летом — в традиционную пору контентного голода — и ощутимо помог кинотеатрам. Вторая часть стартовала в декабре, где пришлось делиться с «Тремя котами», «Паддингтоном» и «Домовенком Кузей».
Динамика выхода российских фильмов на экраны демонстрирует уже не раз проговоренную проблему — российская киноиндустрия до сих пор не справляется с производством равномерного объема контента на весь год, в результате чего летом происходит дефицит, от которого страдают в первую очередь кинотеатры.
В 2024 году на экраны вышли очередные части многих российских франшиз. О динамике «Трех богатырей» и «Льда», вошедших в десятку, было сказано выше. Но в отечественном кино есть и другие серии фильмов. Что отрадно — их становится все больше в последние годы, правда не у всех дела идут в гору.
Сборы франшизы «Майор Гром» в | ||
Фильм | Сборы | Число зрителей |
Майор Гром: Игра (2024) | 575 706 177 | 1 494 936 |
Гром: Трудное детство (2023)* | 915 772 | 2156 |
Майор Гром: Чумной Доктор (2021) | 328 902 350 | 1 187 240 |
*фильм вышел онлайн
Самая амбициозная из новых франшиз — «Майор Гром». Ее новый фильм «Майор Гром: Игра» стартовал в конце мая и в полтора раза превзошел результат предыдущей части. Правда, индустрия ожидала от отечественной вселенной кинокомиксов Bubble более стремительного разгона.
Сборы франшизы «Манюня» в России | ||
Фильм | Сборы | Число зрителей |
Манюня: Приключения в деревне | 305 966 261 | 933 558 |
Манюня: приключения в Москве | 287 937 829 | 1 119 473 |
Манюня: Новогодние приключения | 276 966 479 | 954 797 |
Манюня (2022)* | 11 627 479 | 55 368 |
*ограниченный прокат онлайн-сериала в кинотеатрах
Серия фильмов «Манюня» братьев Андреасян, основанная на одноименной повести Наринэ Абгарян, начиналась как онлайн-сериал. В удивительно сжатые сроки на экраны вышло три полноценных кинотеатральных релиза этой серии. Пока что их сборы колеблются в коридоре 270-300 млн рублей за фильм. В отличии от «Льда» или «Богатырей» новые части «Манюни» распределены относительно равномерно в течение года — они стартовали в мае, ноябре и декабре. Следующий фильм планируется к выпуску в феврале 2025 — хотя, возможно, именно эта франшиза с ее колоритом смогла бы стать летним событием, которого так ждут кинотеатры.
Сборы франшизы «Непослушник» в | ||
Фильм | Сборы | Число зрителей |
Непослушники (2024) | 218 849 425 | 677 541 |
Непослушник 2 (2022) | 518 025 632 | 1 691 686 |
Непослушник (2022) | 302 528 537 | 1 096 805 |
Не совсем удачно идут дела у «Непослушников». Первые две части выходили зимой и демонстрировали, казалось, восходящий тренд. Третий фильм, однако, стартовал летом — и резко обрушил динамику серии.
| Фильм | Дата релиза | Регион | Прокатчик | Кассовые сборы, руб. | Сборы в регионе |
1 | Мой дикий | 08.08.2024 | Свердловская | Наше | 89.828.667 | 7% |
2 | Карина | 11.04.2024 | Якутия | Самокат | 52.718.091 | 95% |
3 | Триумф | 17.10.2024 | Якутия | Самокат | 31.059.854 | 98% |
4 | Там, где | 25.04.2024 | Якутия | Самокат | 26.256.803 | 98% |
5 | Выбери | 15.08.2024 | Свердловская | НМГ | 20.107.790 | 4% |
В топ кассовых сборов регионального кино вошли фильмы, созданные в регионе и силами — либо при участии — местной студии. По этому принципу в отбор не попали некоторые ленты, в которых региональный след ограничивается местом юридической регистрации кинокомпании.
Успех «Триумфа» связан с любопытной тенденцией в якутском кино — в республике подхватили и стали активно развивать жанр спортивной драмы, отжившей свой век в остальной России.
Федеральные кинопроизводители уже практически отказались от «Движений вверх» в пользу «Чебурашек», якутские — наоборот — за последние несколько лет выпустили целый ряд фильмов о спорте: «Джулур: мас-рестлинг» Валентина Макарова (2021), показанную на фестивале Окно в Европу «Схватку» Никандра Федорова (2023), вошедший в конкурс фестиваля Зимний «Спид Стар» Алексея Амбросьева мл. (2024), а также упомянутый «Триумф» Лукачевского.
Традиционно якутское кино успешно удерживает прокат в собственном регионе. В 2024 году пять из десяти самых кассовых фильмов в кинотеатрах республики были собственного производства. Якутская комедия «Зина и Леха. Новогодний маскарад» приняла участие в местной новогодней битве. Стартовав 21 декабря 2023 года, она пять недель входила в тройку лидеров, порой обгоняя «Холопа 2» и «Бременских музыкантов» — и заработала в итоге 12,3 млн рублей. Вышедшие в апреле «Карина» и «Там, где танцуют стерхи» не пускали на первую строчку стартовавший параллельно с ними «Сто лет тому вперед».
Тенденции последних лет указывают, что индустрия документального кино постепенно расширяется и открывает для себя новые возможности. Конечно, пока ее масштабы несопоставимы с игровой отраслью, однако уже сейчас наблюдаются заметные импульсы, приближающие неигровые проекты к широкому зрителю. Это и появление в 2022 году ФПРК, финансирующего преимущественно документальные работы из регионов; и создание в начале 2024 года кластера НМГ ДОК; развитие стриминговых платформ, победы зарубежных неигровых картин на Берлинале и в Венеции за последние несколько лет. Единичные документальные фильмы уже который год подряд собирают довольно заметные кассы, однако пока что этой отрасли явно не хватает маркетинговой поддержки.
№ | Фильм | Дата релиза | Страна | Дистр. | Общие | Кол-во | к/т |
1 | Огненный лис | 18.05.2024 | Россия | Карро | 96.867.841 | 404.331 | 1826 |
2 | В Арктику | 29.02.2024 | Россия | КИНО. | 21.707.091 | 78.590 | 522 |
3 | Крест | 26.09.2024 | Россия | КИНО. | 9.822.457 | 30.977 | 469 |
4 | Верные | 31.10.2024 | Россия | Самокат | 3.925.871 | 14.005 | 96 |
5 | Линцесса. Тайны леса | 18.07.2024 | Испания | Пионер | 2.896.615 | 11.970 | 350 |
Самым кассовым документальным фильмом года в отечественном прокате стала лента «Огненный лис» (КарроПрокат), заработавшая около 97 млн рублей. Она уступила по сборам лидерам предыдущих лет — документально-игровым историческим байопикам «Императрицы» (ЦПШ / 2022 / 143 млн) и «Петр I. Последний царь и первый император» (ЦПШ / 2022 / 196 млн).
Тем не менее, «Огненный лис» установил новый рекорд для своей ниши в неигровом кино. Он значительно обошел «Байкал. Удивительные приключения Юмы» (ЦПШ / 2021) как по кассе (97 млн против 41 млн), так и по числу проданных билетов (404 тыс. против 223 тыс).
Ниша «Огненного лиса» — семейные фильмы о дикой природе и подобные им проекты — стала одним из ведущих сегментов проката документального кино в России. В пятерку вошли, либо близко к ней подобрались российская лента «В Арктику» (КИНО.АРТ.ПРО / 22 млн), испанская «Линцесса. Тайны леса» (Пионер / 2,9 млн), а также дышащие ей в спину отечественные «За пределами» (Синема парк / 2,4 млн) и «Хозяин Алтайских гор» (Ракета релизинг / 2,4 млн).
Второй год подряд в число самых кассовых документальных фильмов попадает проект Сергея Дебижева. Его новая работа «Крест» (КИНО.АРТ.ПРО / 9,8 млн) уступила по сборам прошлогоднему «Святому архипелагу» (КИНО.АРТ.ПРО / 16 млн), взявшему главный приз документальный программы ММКФ в 2022 году. В обеих лентах автор исследует тему христианской культуры и христианских символов в современном мире.
Наиболее впечатляющее соотношение росписи и сборов — у фильма «Верные» Наталии Гугуевой. Картине удалось войти в число лидеров проката неигрового кино в отсутствии официального дистрибьютора и с экстремально низким числом кинотеатров.
В 2024 году в кинотеатральный прокат вышло 184 отечественных фильма: из них 11 анимационных, 17 документальных и 156 игровых проектов. Самая заметная диспропорция между количеством вышедших проектов и бокс-офисом — у сказок и фэнтези. Их было немного, но они заработали долю в кассовых сборах, сопоставимую с драмами и комедиями, традиционно лидирующими по числу релизов (53 и 67 соответственно). Среди 67 комедий — 22 семейные и 7 романтических. Сформированных ячеек общества на комедийном экране больше, нежели потенциальных.
***
В 2024 году резко выросло количество российских фильмов-миллиардеров. При этом все они сконцентрированы вокруг узкого круга тем и форматов и предлагают зрителю тот или иной вариант эскапистского опыта, чаще всего основанного на ностальгии. Новым доминирующим жанром в отечественном кино стала сказка — судя по питчингам Фонда кино, этот тренд растянется по меньшей мере на среднесрочную перспективу. По сравнению с лидерами прошлого года стало заметно, как из российского кино вымывается современный сеттинг и оригинальные истории. Даже среди фильмов-экранизаций, впервые за долгие годы вошедших в число лидеров проката, нет ни одной адаптации современной литературы.
Лето становится проклятьем как для кинотеатров — у них дефицит контента; так и для продюсеров с дистрибьюторами — целый ряд многообещающих отечественных лент, вышедших в эту пору, отработал значительно ниже ожиданий. Эта ситуация грозит формированием замкнутого круга: зрители не часто заходят в кино с июня по август, отчего продюсеры и дистрибьюторы крупных проектов все сильнее опасаются ставить свои релизы на соответствующие даты, и это приводит к еще большему оттоку аудитории.
Концентрация индустрии вокруг узкого круга тем и сеттингов, опора на знакомые зрителю истории — не самая плохая стратегия выживания в экстремальных условиях, о чем говорят цифры кассовых сборов. Но и не самая перспективная на долгосрочный задел. От замены спортивной драмы на сказку жанровое разнообразие не растет. А именно в нем остро нуждается российское кино. Чтобы сохраниться и развиваться, нужно предлагать зрителю соответствующие форматы не только под новогоднюю елку или государственные праздники, но и на всем протяжении длинного года.