С 7 по 17 февраля 2019 года в Германии пройдет 69 Берлинский Международный кинофестиваль/Berlin International Film Festival, в 40-ю, юбилейную программу «Панорама» которого вошел фильм советсткого режиссера Хусейна Эркенова «Сто дней до приказа» 1990 года.
С момента создания в 1980 году в секцию под названием Info-Schau отбирались фильмы, призванные вдохновлять и провоцировать, а также удивлять зрителей. Выбранные фильмы — это одновременно предложение и призыв смотреть кино по-разному. По случаю юбилея секции «Панорама» представляет специальную программу.
«Выбор для нашей юбилейной программы эклектичен - каждая работа символизирует целую волну в киноискусстве. Вместо того, чтобы показать «лучшее из», наша ретроспектива направлена на то, чтобы отразить свою суть: заново открыть произведения, которые могут быть забыты, и вернуть их в диалог с текущими событиями», - говорит Виланд Спек, руководитель «Панорамы», соучредитель премии Teddy, куратор юбилейной программы.
«Я поздравляю «Панораму» с 40-летием, и особенно Виланда с его фантастической работой по созданию платформы для амбициозного независимого кино», - добавляет директор фестиваля Дитер Косслик.
Когда в 1980 году Берлинский международный кинофестиваль впервые прошел под руководством Морица де Хадельна, была создана секция, которая получила больше свободы, по сравнению с основным конкурсом, а также включила в себя новые разработки в кино. 1970-е годы принесли много инноваций. Самостоятельные субкультуры стали социальным двигателем, и теории эмансипации были реализованы с научной точностью. Вместо нормативности, ее альтернативы стали желательными - и это было отражено в кино по-новому.
Де Хадельн назначил легендарного кинематографиста Манфреда Зальцгебера руководителем секции, который в первый год представил работы не только таких режиссеров, как Кэтрин Брейлат, Джон Уотерс, Атиф Йылмаз, Миклош Янчо и Хельма Сандерс-Брамс, но и дал зрителям представление о будущей секции, касающейся фильмов из Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Фильмы, затрагивающие тему ЛГБТ, стали частью секции с момента ее создания, что было шокирующим и неслыханным в фестивальном мире того времени.
Во второй раз для секции «Панорама» Зальцгебер выбрал короткометражный фильм Виланда Спека. Последовавшее за этим сотрудничество двух кураторов, которое также привело к рождению премии Teddy (специальная награда Берлинского кинофестиваля, вручаемая лучшим фильмам, затрагивающим проблемы гомосексуальных людей), продолжалось после того, как Виланд Спек стал лидером «Панорамы» в 1992 году, до безвременной смерти Манфреда Зальцгебера от СПИДа в 1994.
В результате ежегодных отборов всегда выдвигались на первый план такие темы, как: страны, находящиеся в центре внимания, международные движения за свободу, радость экспериментов в области эстетики, тема СПИДа как лозунга кинопроизводства, и, наконец, что не менее важно, короткий формат как неутомимый источник талантов.
Приз зрительских симпатий, присуждаемый ежегодно художественному и документальному фильму в программе, также говорит о типичном взаимодействии программы с вопросами и темами дня.
Главные темы «Панорамы»
Первый фильм секции
В феврале 1986 года режиссер Лассе Халльстрем, который тогда был относительно неизвестен за пределами Швеции, получил мировое признание благодаря премьере фильма «Моя собачья жизнь» в «Панораме». Гальстрем вернулся в «Панораму» в 1994 году с фильмом «Что гложет Гилберта Грейпа», а затем представил в Конкурсе два фильма - «Шоколад» в 2001 году и «Корабельные новости» в 2002 году. У двух других режиссеров в этой секции похожие истории: Цай Минглян возвращался в Конкурс и «Панораму» несколько раз после его дебюта «Rebels of the Neon God» (1992). Знаменитая пьеса Ульриха Келера «Бунгало» (2002) также проложили путь для участия ленты «Сонная болезнь» в Конкурсе 2011 года. Эти три фильма, в которых молодые повстанцы борются за самоопределение в рамках нормативной совокупности общественных ожиданий, представляют собой большой каталог ранних работ режиссеров-мастеров сегодняшнего дня, которые Манфред Зальцгебер и Виланд Спек отобрали для международной аудитории.
Литературные иконы
Вместе с Леди Чаттерлей в 2007 году французскому режиссеру Паскалю Феррану удалось создать одновременно трезвое и чуткое кино о расцветающей женской сексуальности, наполненное счастьем, освобожденным от стыда, независимостью от классовых различий. Первая экранизация фильма «Любовник леди Чаттерлей», написанная женщиной-режиссером, посвящена главной героине Д. Х. Лоуренса и ее бурному уходу от ограничений викторианской домашней жизни.
После Второй мировой войны, когда Том оф Финланд начал рисовать свои интимные фантазии, он не мог и предположить, что его работы станут всемирно известным произведением субкультурных икон, которые и по сей день продолжает вдохновлять геев. Документальный очерк Илппо Похьолы «Daddy and the Muscle Academy» (1991) - единственный фильм, когда-либо сделанный с участием художника.
Битва за свободу
Настойчивые действия против нарушений прав человека, борьба с угнетением и поиск свободы являются общей темой всех программ «Панорама». Четыре фильма были выбраны для представления этой темы: чтобы организовать вооруженное сопротивление против режима апартеида в начале 1960-х годов, Нельсон Мандела путешествовал по стране инкогнито в качестве шофера известного театрального режиссера. Этим человеком был Сесил Уильямс, преданный борец за свободу, которого сыграл Корин Редгрейв в фильме «Человек, который ездил с Манделой» (1998) Греты Шиллер.
В России гомосексуализм по-прежнему является табу. Российский режиссер Хусейн Эркенов неистово и с грубой честностью рассказывает историю пяти молодых людей, которые не пережили военную службу в Советской Армии в «100 дней до приказа» (1990).
В своем втором короткометражном фильме «Das Ger?usch rascher Erl?sung» (1982 г.) Виланд Спек рассказывает о том, что диктовало его работу в качестве куратора на протяжении десятилетий: мужество и воображение как возможность создать пространство для альтернатив в гетеросексуализированном мире.
Трансы
В 1992 году Моника Тройт представила первый портрет транссексуала в истории кино. «Макс» — это история о пути к противоположному полу и враждебности в собственном обществе.
В том же году «Portrait of a Drag Queen» представили Эллен Фишер Терк и Эндрю Уикс: дань уважения харизматической андеграундной звезде International Chrysis (1951 - 1990), чья сильная воля гармонично соединила в себе и мужчину, и женщину.
Загадочные миры
Неиссякаемая изобретательность, прогрессивная радость экспериментов и уверенность в незнакомых эстетических формах - художники в «Панораме» создают впечатляющие кинематографические инновации. В 2014 году тогдашний 21-летний китайский режиссер Чжоу Хао выступил с неожиданным дебютом «The Night«. С устойчивым стилем и в характерных, таинственных дублях он изображает трех посторонних, которые договариваются о близости и играют со своими чувствами вне пределов общества и пола.
Pirjo Honkasalo была первой женщиной в Финляндии, которая стала режиссером игрового кино. В своей работе «Мистерион» она использует параллельное измерение экстремальных человеческих переживаний: снятые в 1991 году пропитанные безмолвием кадры рассказывают историю повседневной жизни монастыря и 160 православных монахинь, которые поклоняются земле, воде и воздуху в своих молитвах, в то время как люди в соседних шахтах Кохтла-Ярве подчиняют природу своей воле.
СПИД - фильм как оружие
Тема борьбы со СПИДом с самого начала был одной из важных в «Панораме». В 1985 году Артур Дж. Брессан-младший снял «Buddies» - один из первых фильмов на эту тему. История о дружбе между больным СПИДом и волонтером была последним фильмом режиссера. Летом 1987 года он умер от осложнений. Через 33 года после создания, фильм будет показан в восстановленной цифровой версии.
«Fear of Disclosure» (1989) Фила Цвиклера и Давида Войнаровича - первый фильм, в котором рассказывается о трудностях взаимоотношений между ВИЧ-позитивными и ВИЧ-негативными мужчинами. Картина дополняется документальным фильмом «Self-Portrait in 23 Rounds: a Chapter in David Wojnarowicz’s Life, 1989–1991» Marion Scemama. В своем эссе о фильме французский фотограф и режиссер раскрывает невиданные ранее материалы из личного архива Давида Войнаровича и в сотрудничестве с Институтом современного искусства KW / KUNST-WERKE представляет выставку «Давид Войнарович: фотография и кино 1978 - 1992» .
Другая выставка «Галстуки, сказки и следы» в Институте KW на тему СПИДа посвящена Фрэнку Вагнеру, давнему куратору Нового общества изобразительных искусств (nGbK). Выставки будут проходить параллельно в рамках Берлинале и до 5 мая 2019 года.
В 1992 году Кирилл Коллард снял свой дебютный фильм «Дикие ночи», основанный на одноименном романе. В картине он играет ВИЧ-положительного бисексуального мужчину, который погружается в трехсторонние отношения. Коллард был одним из первых авторов во Франции, который публично рассказал о своей инфекции ВИЧ. Он умер от иммунодефицита всего через год после съемок фильма в возрасте 35 лет.
Одним из редких свидетельств немецкого движения ACT UP является короткометражный фильм Йохена Хика «Willkommen im Dom»: протест католической церкви против дискриминации ВИЧ и СПИДа во время конференции епископов Германии в Фульде в 1991 году.
«The Attendant» был создан два года спустя на фоне тэтчеризма и кризиса СПИДа. В живописных сценах британская звезда видеоарта Исаак Жюльен связывает империализм и похоть, рассматривая динамику сексуальной и расистской власти в культурном и историческом свете.
Программа «Панорама»
«Buddies», США, 1985
Режиссер Артур Дж. Брессан младший
«Бунгало», Германия, 2002
Режиссер Ульрих Колер
« Rebels of the Neon God», Тайвань, 1992
Режиссер Цай Минлян
«Daddy and the Muscle Academy», Финляндия, 1991
Режиссер Ilppo Pohjola
«Леди Чаттерлей», Франция, Бельгия, 2006
Режиссер Паскаль Ферран
«Человек, который ездил с Манделой», Великобритания, Южная Африка, США, Нидерланды, 1998
Режиссер Грета Шиллер
«Моя собачья жизнь», Швеция, 1985
Режиссер Лассе Халльстрём
«Mysterion», Финляндия, 1991
Режиссер Пирхо Ирен Хонкасало
«Дикие ночи», Франция, Италия, 1992
Режиссер Сирил Коллар
«Self-Portrait in 23 Rounds: a Chapter in David Wojnarowicz’s Life, 1989–1991», Франция, 2018
Режиссер Marion Scemama
«Split – William to Chrysis; Portrait of a Drag Queen», США, 1992
Режиссеры Эллен Фишер, Эндрю Уикс
«Сто дней до приказа», Россия, 1990
Режиссер Хусейн Эркенов
«Ночь», Китай, 2014
Режиссер Zhou Hao
Короткометражные фильмы
«The Attendant», Великобритания, 1993
Режиссер Исаак Жюльен
«A Bitter Message of Hopeless Grief», США, 1988
Режиссер Jonathan Reiss
«Blue Diary», США, 1997
Режиссер Дженни Олсон
«Fear Of Disclosure», США, 1989
Режиссер Дэвид Уожнароуикс, Фил Зуиклер
«Das Ger?usch rascher Erl?sung», Германия, 1982
Режиссер Виланд Спек
«Girl from Moush», Канада, 1993
Режиссер Гарине Торосян
«Jean Genet Is Dead», Великобритания, 1987
Режиссер Константин Джианарис
«The Making of Monsters», Канада, 1990
Режиссер Джон Грейсон
«M. A. Numminen Sings Wittgenstein», Финляндия, 1993
Режиссер Клэс Олссон
«Макс», Германия, 1992
Режиссер Моника Тройт
«Willkommen im Dom», Германия, 1991
Режиссер Йохен Хик