8 февраля в Berlinale Palast состоялась мировая премьера нового фильма Франсуа Озона «Божьей милостью», основанного на реальных событиях. Режиссер затрагивает одну из самых неприятных тем в истории Римско-католической церкви. В основу сюжета легло громкое дело об обвинении в педофилии французского священника.
Выход картины на экраны во Франции планируется 21 февраля, адвокаты священников (все имена в фильме реальные, и священников, и их жертв) пытаются через суд добиться запрета на показы.
Озон считает, что своим фильмом он открывает общественную дискуссию, так необходимую сейчас церкви. Именно поэтому в картине открытый финал, и вопрос сына, адресованный отцу – жертве насилия, верит ли он все еще в Бога, остается без ответа.
В отличие от американского триллера – журналистского расследования Томаса МакКарти «В центре внимания» 2015 года, Озон сосредотачивает свое внимание на жертвах, рассказывая последовательно о троих взрослых мужчинах, подвергшихся сексуальному насилию в подростковом возрасте в 80-е годы прошлого века, и о том, какой неизгладимый отпечаток оставила эта травма в их душах, несмотря на разные судьбы.
Все они, в том числе Франсуа Дево, стали «мальчиками» отца Прейна в католическом лагере скаутов Сен-Люк. В 2015 году Франсуа вместе с единомышленниками учредил правозащитную ассоциацию «La Parole Lib?r?e» (в переводе означает «освобожденное слово»), которая собирала свидетельства жертв, порой очень неохотно вспоминавших страшные эпизоды детства, для того, чтобы привести на скамью подсудимых священника-педофила.
В судах в Лионе, которые продолжаются и по сей день (теперь перед законом о сокрытии фактов педофилии в епархии отвечает архиепископ Лионский Филипп Барбарен и его ближайшее окружение), истцы хотят получить лишь символическую компенсацию в 1 евро. Для них, также, как и для Франсуа Озона, важнее «начать юридическую полемику» по факту сокрытия церковью процветания педофилии среди духовенства, а также создать правовой прецедент и начать разговор об ответственности людей, занимающихся воспитанием детей. Но этот процесс остается за кадром.
В центре внимания в фильме Озона другое разбирательство – дело отца Прейна о сексуальных надругательствах над несовершеннолетними скаутами в период с 1986 по 1991 год.
Александр, счастливый многодетный отец семейства, узнает, что священник, который домогался его в детстве, возвращается в Лион и вновь будет работать с детьми. Он начинает борьбу, растянувшуюся на несколько лет.
Первая половина фильма построена на переписке Александра с архиепископом Барбареном в закадровом зачитывании электронных писем. Долго и нудно отписывается канцелярия общими словами и уверениями в самых добрых намерениях. И, кажется, нет ей конца, но, как известно, «кто хочет – тот добьется», и однажды дело получает ход…
Франсуа Озон, следуя заветам своего тезки Франсуа Трюффо, старается делать следующий фильм совершенно непохожим на предыдущий. После легкого непредсказуемого триллера «Двуличный любовник», режиссер обращается к почти документальной драме, поднимая актуальные вопросы современного общества.
Построив композицию по принципу трех новелл – трех историй абсолютно разных главных персонажей, плавно перетекающих одна в другую, Озон сохраняет общую основу повествования, которая завершается победой жертв над насильником.
Но что получает каждый из них? Разочарование, впрочем как и зритель, два с лишнем часа напряженно следящий за борьбой, впоследствии анализируя увиденное, начинает замечать декларативный характер фильма, приводящий к нужным выводам и эмоциям. Но, может быть, это как раз то, что нужно, чтобы получить заветного Золотого медведя.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал
Автор: Нина Ромодановская[/u]