В декабре состоялось подведение итогов зрительского голосования II Межрегиональной премии в области кинематографии Алтын тәлинкә / Золотая тарелка.
Директор кинопремии, руководитель АНО «Дирекция по поддержке кинопроектов и организации фестивалей «Время кино» Альбина Нафигова рассказала порталу ПрофиСинема — официальному информационному партнеру проекта — о влиянии пандемии на его организацию, дополнительных мероприятиях, дальнейших перспективах «Золотой тарелки» и многом другом.
Корреспондент
Какие цели преследует премия и в какой мере их удается осуществить?
Альбина Нафигова
Главная цель проекта — выявить молодые таланты из регионов в области кинематографии и поощрить их по заслугам. Критерии оценки в зрительском туре – голоса публики, в экспертном — сам фильм плюс его фестивальный, прокатный или интернет-трафик. Но помимо этого мы хотели собрать на одной платформе всю региональную активность, выявить новые имена и регионы, обозначить популярные жанры и форматы. В ходе работы также хотелось представить проекты новым зрителям, экспертам, коллегам. Все это получилось, на мой взгляд. К работе в экспертной комиссии мы привлекли людей, которые работают с регионами и знают специфику создания и продвижения кино. Возглавил комиссию Кирилл Разлогов. Каждый эксперт не просто оценивал фильмы, а помогал развивать проект.
Корреспондент
Соответствуют ли итоги премии вашим ожиданиям?
Альбина Нафигова
Онлайн-активность только в ходе зрительского голосования превысила наши ожидания — более 30 тыс голосов на первом туре. В пандемийный год вообще увеличились показатели интернет-площадок. Наши видеоматериалы — фильмы, трейлеры, мастер-классы, обсуждения — набрали более 500 тыс просмотров, основная часть приходится на сеть ВКонтакте, в которой размещены фильмы-соискатели кинопремии.
Удивила статистика по заявкам — за полтора года нам прислали 500 фильмов. Мы ожидали сокращение числа претендентов, но этого не произошло, заявки продолжают поступать. Порадовал охват регионов – сейчас их уже почти 30.
Отмечу и сумму привлеченных средств — порядка миллиона рублей. Хотелось бы поблагодарить всех партнеров за отзывчивость и внимание к нашему проекту. Очень приятно, что после первого тура у нас появился организационный партнер — Министерство по делам молодежи Республики Татарстан, а после церемонии награждения по итогам экспертного тура мы наладили сотрудничество с изготовителем нашего приза — компанией «Золотая тарель».
Очень важной на старте и на этапах заявочной кампании оказалась информационная поддержка. Это привлекло внимание к региональному кино, что для нас очень актуально.
Корреспондент
Как вам видятся прогнозы и перспективы проекта?
Альбина Нафигова
Мы увеличиваем охват профессиональных номинаций и, соответственно, призовой фонд. Хотим совершенствовать сайт, чтобы он был удобнее для просмотра фильмов, чтобы формировалась некая карта региональной активности. Для картин, созданных ранее, создадим отдельную страницу. Пока назовем ее «Внеконкурс», ведь интересные работы были — хочется тоже собрать информацию про них. По сути, сайт станет неким каталогом региональных фильмов, пусть какие-то из них не соответствуют регламенту конкурса, но они достойны внимания. Также в рамках проекта стали формироваться сборники-альманахи. Сейчас их более 15, в будущем хотим помогать оформлять прокатное удостоверение — и уже найден партнер в этом направлении.
Корреспондент
Как пандемия повлияла на организацию кинопремии?
Альбина Нафигова
В рамках карантинного периода мы сделали серию онлайн показов с обсуждениями и встречами. Реализовали часть мастер-классов на платформе ZOOM и распространили записи — как в публичном пространстве, так и по адресной рассылке для соискателей. Можно сказать, что эти обстоятельства побудили нас реагировать быстрее, искать новые формы и открывать новые возможности.
Корреспондент
И что изменилось в итоге?
Альбина Нафигова
Как было сказано выше, пандемия ограничила нас в офлайне — у нас появился лимит количества зрителей на каждом мероприятии. Однако это позволило нам разнообразить программу награждения. Вместо одного события мы провели пять. Выиграли и зрители, и участники.
В день российского кино мы провели киноэкскурсию, собрали молодежь разных регионов на опен-толке, предложили зрителям расширенный показ лучших фильмов на свежем воздухе и провели церемонию награждения с участием экспертов и представителей шорт-листа. Серия уличных показов вместо одного дня растянулась на несколько вечеров.
Корреспондент
Что было ожидаемым в ходе проведения проекта, а что стало неожиданным?
Альбина Нафигова
Изначально нам было известно несколько регионов-лидеров кинопроизводства. Конечно, их работы на кинопремии подтвердили этот статус. Но также мы открыли для себя новые территории. Неудивительно, что мощно проявила себя Кабардино-Балкария — это закономерный результат работы мастерской Сокурова в Нальчике.
Ожидаемо сильной оказалась документальная программа, поэтому в этой номинации было несколько победителей вместо одного. А, например, анимация была самой малочисленной по первому туру, но зато очень яркой и самобытной. Больше всего участников оказалось в секции короткого метра.
В полном метре могло бы лидировать якутское кино, но по условиям гранта мы ориентируемся на кинематографистов до 35 лет. Их в Якутии оказалось немного.
Корреспондент
Сталкивались ли вы с какими-либо ограничениями? В чем они выражались? Стали они препятствием или, наоборот, дали толчок к поиску новых форм работы?
Альбина Нафигова
Было два ограничения, с которыми мы столкнулись. Это «короновирусныее» обстоятельства, об их преодолении я говорила выше. И возрастное ограничение: мы считаем, что паспортные данные не всегда отражают талант автора и новизну его работ. Для этого в нашем регламенте предусмотрены категории для кинематографистов старше 35 лет. Пока это без денежного подкрепления. Но мы бы хотели предложить регионам России присоединиться к призовому фонду и поощрять своих авторов в рамках кинопремии.
Корреспондент
Расскажите о кинопоказах, которые вы организуете
Альбина Нафигова
Я уже упоминала, что мы собрали несколько программ — запрос на тематические и жанровые сборники есть. Охвачено более 10 городов (Казань, Москва, Самара, Ульяновск, Уфа, Нижнекамск, Лаишево, Санкт-Петербург, Сургут, Барнаул, Омск, Алтайский край), показано более 50 фильмов — полнометражное игровое и документальное кино, короткометражки в составе альманахов. Данный формат удобен тем, что за один сеанс можно посмотреть несколько историй, объединенных одной темой. В его состав могут входить и игровые картины, и документальное кино, и анимация. Такие подборки всегда смотрятся ярко. В рамках работы над проектом прошел прокат полнометражного регионального дебюта. Благодаря партнерству с экспертами оказана поддержка проектам (юридические консультации, мастер-классы, организованы показы). Кто-то нашел партнеров по продвижению своих фильмов, несколько работ из Татарстана размещены в онлайн-кинотеатре. Если бы не влияние 2020 года на сферу кинопоказа по понятным причинам, цифры могли бы быть больше. Но для старта проекта результат в целом нас удовлетворил. Вообще, в процессе работы мы протестировали первоначальную идею, внесли изменения, которые помогут в дальнейшем сделать кинопремию более полезной и функциональной.
Кинопремия «Алтын тәлинкә» / «Золотая тарелка» учреждена в Казани и реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. Проект стартовал в 2019 году. Призовая сумма составила 1.5 млн рублей. За время работы создано более 10 тематических сборников, охвачено около 30 регионов, принято более 500 заявок. В мероприятиях проекта приняло участие более 10 тыс человек.
Официальный информационный партнер премии — интернет-портал ПрофиСинема. Информационные партнеры — портал Moviestart, портал Киноафиша.инфо, онлайн-издание для профессионалов кинобизнеса CINEMAPLEX.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса