В декабре все подводят итоги прошедшего года, компания Киноплан на рынке уже 7 лет, поэтому сейчас подводит итог не только 2020 года, но и семилетия работы. Генеральный директор компании Киноплан Анатолий Кузьменко рассказал порталу ПрофиСинема, как кинотеатрам можно оптимизировать работу, особенно в кризисный 2020 год, про преимущества автоматизации кинопоказа, что ждет кинотеатральный бизнес в будущем, как и для чего нужно круглосуточно отслеживать ключевые показатели работы кинотеатра и многое другое.
Елена Трусова:
В этом году Киноплану исполнилось семь лет. Можете вспомнить, с чего начиналась история компании и какой путь вы прошли за это время? Какова ваша стратегия развития и как она менялась с годами?
Анатолий Кузьменко:
Все началось с осознания, что существует спрос на автоматизацию процессов внутри кинотеатра. Семь лет назад репертуарное планирование, да и вся деятельность кинотеатра были совсем не в том виде, в котором существуют сейчас. Тогда я понимал, учитывая свою погруженность в IT-технологии, что все эти процессы абсолютно неэффективны, поэтому и возникла идея автоматизации деятельности кинотеатра.
Мы начали с того, что собрали базу данных релизов, выходящих в России, установили отношения с дистрибьюторами, которые присылали рекламные материалы по фильмам и обновления, в том числе и по датам выхода в прокат. Эту базу мы представили на КиноЭкспо, и с того момента все завертелось.
На сегодняшний день у Киноплана в портфеле большое количество продуктов для кинотеатров, которые автоматизируют их работу. Сейчас, в период пандемии, особенное внимание уделяем насущным потребностям, помогаем кинотеатрам оптимизировать свои финансовые потоки, наладить работу, найти точки роста для повышения выручки.
Елена Трусова:
2020 год был сложным для всех, пандемия резко изменила многие процессы во всех сферах. Но Киноплан постарался помочь кинотеатрам и подготовил набор антикризисных решений. Они касаются как безопасности зрителей и сотрудников кинотеатров, так и оптимизации финансовых ресурсов. Расскажите вкратце о них.
Анатолий Кузьменко:
После пандемии рынок трансформировался, и стало понятно, что необходимо быстро реагировать на изменяющиеся условия и требования законодательства. Киноплан принимал участие в диалоге Ассоциации владельцев кинотеатров с Роспотребнадзором, мы как могли старались повлиять на разрабатываемые рекомендации для кинотеатров. Продукты Киноплана, соответственно, менялись и подстраивались под необходимые условия.
Также в этом году пришлось ускорить работу над продуктами, связанными с анализом эффективности, бесконтактными способами покупки билетов. Нужно было помочь кинотеатрам перейти в новое состояние.
Елена Трусова:
После открытия кинозалов одной из рекомендаций Роспотребнадзора стала продажа билетов без участия кассира. Онлайн-продажи и киоски самообслуживания стали единственным доступным и безопасным способом попасть на киносеанс. Этот способ покупки билета быстрее и экономнее, чем традиционный. Считаете ли, что за ним будущее и билетные кассиры в ближайшее время и вовсе исчезнут из штата сотрудников кинотеатров?
Анатолий Кузьменко:
Сложно делать однозначные прогнозы, но вряд ли кассиры совсем исчезнут из штата сотрудников кинотеатра.
Некоторые киноплощадки стали заложниками своих архитектурных решений, в них очень много точек контроля до прохода зрителя в зал. Но любой кинотеатр сейчас стремится к оптимизации, уменьшению расходов. Это происходит в том числе и за счет сокращения числа билетных кассиров. Поэтому тренд на уменьшение количества персонала – очевиден.
Елена Трусова:
В июле состоялась презентация новой версии билетной системы «Премьера 5», в которой не только полностью изменен интерфейс рабочего места кассира и монитора посетителя, но и намного повышается скорость обслуживания зрителей. Можете подробнее рассказать, какие еще новые возможности открывает эта версия билетной системы? И где она уже заработала?
Анатолий Кузьменко:
Она уже работает во множестве одиночных и сетевых кинотеатров, с ней открываются и новые киноплощадки, включая самую ожидаемую из них – московский кинотеатр «Художественный». «Премьера 5» стала преемником «Премьеры 4», работающей на рынке в течение 15 лет, и в прошлом году мы взяли курс на ее обновление. В новой версии билетной системы – огромное количество механизмов, способных удовлетворять даже самые взыскательные потребности кинотеатров любого размера.
«Премьера 5» - важный шаг для всей линейки продуктов этой серии в плане изменения идеологии с точки зрения общения с кассиром и гостем кинотеатра. Здесь есть большое поле рекламных возможностей, а также варианты наиболее коротких путей реализации частых сценариев. Планируем и в дальнейшем развивать продукт, делать его более технологичным и удобным.
Елена Трусова:
Раньше небольшие кинотеатры, особенно в регионах, не могли позволить себе автоматизацию. Но мы слышали, что у вас произошли некоторые изменения в ценовой политике, как по отдельным продуктам, так и в целом на комплексы?
Анатолий Кузьменко:
Современные проблемы требуют современных решений. Мы понимаем, что сейчас финансовый вопрос важен как никогда, поэтому разработали специальные тарифы. Отдельно для малозальных кинотеатров, для крупных мультиплексов и даже для кинотеатральных сетей. Это комплексное решение на специальных льготных условиях с доступом к неограниченному количеству лицензий. А самое главное, что это не временная акция, а новая реальность, наша реакция на ситуацию вокруг нас.
Также мы постоянно работаем над оптимизацией оборудования для наших решений. Совсем недавно произошли серьезные изменения в стоимости TMS. Теперь оборудование можно приобрести в 2-3 раза дешевле, а это значит, что даже небольшие кинотеатры могут автоматизировать кинопоказ, сделать свою работу удобнее и сократить часть расходов.
Елена Трусова:
Месяц назад Киноплан презентовал новое решение для кинотеатров - Кинопульс, который позволяет отслеживать ключевые показатели работы кинотеатра круглосуточно. Каким образом, например, с помощью этой панели можно оперативно выявить сбои и исправить их?
Анатолий Кузьменко:
Есть фраза «Что невозможно измерить, тем невозможно управлять». Для примера можно представить, что вы едете на машине по шоссе и у вас не работает спидометр. Трудно определить, на какой конкретно скорости вы едете - слишком быстро или, наоборот, медленно.
Кинотеатры же существуют в условиях, когда возможно получить оперативную информацию по многим параметрам работы, и специалисты, которые принимают важные решения для благополучного функционирования площадки, пользуются всевозможными отчетами. Бывает, что эти отчеты готовят по нескольку дней, а то и недель, поэтому нет оперативности в принятии решений.
Главная идея Кинопульса состоит в том, чтобы отображать все показатели деятельности кинотеатра в режиме реального времени – выручка, средний чек, поток посетителей и многое другое. Изучив все эти данные, можно понять, как идет работа – выше или ниже целевого прогноза.
Также по всем показателям можно проанализировать рынок. Предположим, в вашем кинотеатре зафиксирован рост выручки на 10% относительно предыдущего периода, но в целом по региону рост выручки составил 40% за этот же период. Это демонстрирует неэффективность работы конкретно вашего кинотеатра.
Мы помогаем управляющим и топ-менеджерам с помощью Кинопульса лучше ориентироваться и в работе кинотеатра, находя точки падения и точки эффективности, и в оценке положения рынка и своего места на нем. Только анализируя ситуацию целиком, можно принимать взвешенные управленческие решения.
Это пока мало применяется в кинотеатральной отрасли, но уже давно используется во всех других.
Елена Трусова:
После презентации Кинопульса вы предложили его тест-драйв, чтобы оценить возможности и удобство умной панели. Какую обратную связь вы получили и многие ли уже подключили Кинопульс?
Анатолий Кузьменко:
Тот, кто понимает, что хочет меняться, подключил Кинопульс, и он приносит результат. Если использовать Кинопульс ежечасно, то можно оптимизировать свою работу и расти выше рынка. Это та обратная связь, которую мы получаем.
Кто-то может пока не готов или не понимает, что Кинопульс может стать необходимым инструментом в управлении своей бизнес-моделью.
Но пришло время для изменений. Ведь кинотеатральная отрасль сейчас находится на этапе конкуренции со всеми остальными за внимание и время людей, которое они готовы потратить на проведение досуга.
Елена Трусова:
Вы не раз говорили в своих интервью про так называемый «умный кинотеатр», где все компоненты взаимосвязаны, действуют сообща и устроены как единый организм. Насколько мы сейчас близко к такому виду кинотеатра и что еще предстоит сделать?
Анатолий Кузьменко:
Могу сказать, что большинство наших клиентов уже пришли к такой модели, как «умный кинотеатр».
Если раньше менеджер по репертуарному планированию менял что-то в расписании, отправлял все управляющему, тот вносил в билетную систему, отправлял информацию киномеханику и так далее, процесс затягивался на долгое время, то сейчас любые изменения в сеансах или в рекламных кампаниях возможны с помощью нескольких кликов.
Со временем, если наши клиенты делегируют решения Киноплану, то система даже сама сможет принимать решения, например, об отмене или переносе сеансов.
Елена Трусова:
2020 год оказался, наверное, самым тяжелым для кинотеатрального бизнеса, и нет гарантии, что новый 2021 год будет легче. Но планы строить все равно можно и нужно. Можете рассказать, что у вас в планах на следующий год – готовятся ли новые продукты к запуску?
Анатолий Кузьменко:
Год был переломным для всех. Мир оказался заброшенным в будущее – на несколько лет вперед. И планы как раз нужно строить, так как есть понимание, что мы живем в мире, в котором возможно все, даже самые неприятные вещи – эпидемии, локдауны, ограничения. И любому бизнесу нужно уметь перестраиваться, анализировать изменяющиеся потребности своих клиентов.
При всем том, что пандемия разрушила привычный нам мир до основания и он сейчас заново отстраивается, люди все равно остаются теми же. И хоть во время изоляции онлайн во всем стал обычным делом, когда офлайн-площадки открылись, на улице потеплело и ограничения частично сняли, люди не остались дома. Все хотят общения, эмоций, походов в рестораны и кино.
Мы уже живем в новом мире и вынуждены подстраиваться под него. Для владельцев и инвесторов кинотеатров сейчас на первый план выходит стратегия выживания в непростых условиях. Исходя из этого мы строим и развиваем свою линейку продуктов, чтобы помочь кинотеатрам сохранить свой бизнес и сделать его максимально эффективным.
Елена Трусова:
В последнем вопросе хочется спросить вас о том, каким вы видите будущее, как ближайшее, так и отдаленное, кинотеатрального проката? А также какие у вас будут пожелания, профессиональные и личные, для коллег из киноиндустрии, раз мы уже скоро перешагнем в новое десятилетие?
Анатолий Кузьменко:
Сложно быть пророком. Но учитывая некоторые тенденции, которые сейчас есть в мире, можно сделать определенные выводы. Одна из тенденций – у людей стало очень мало свободного времени, и за него борются и онлайн-сервисы, и кинотеатры, и рестораны, и развлекательные центры. Поэтому кинотеатральному бизнесу нужно активнее включаться в маркетинговую борьбу за внимание аудитории.
Человек не сильно изменился в своих потребностях за этот год и, как я уже говорил, по-прежнему нуждается в офлайн-общении, встречах с друзьями. Поэтому поход в кино до сих пор является одним из вариантов проведения досуга. Возможно, кинотеатрам не стоит до сих пор оставаться одним из самых дешевых вариантов развлечения. В будущем, я думаю, кинопрокат сконцентрируются лишь на масштабных релизах, а поход в кинотеатр станет событием, к которому люди будут готовиться и с нетерпением ждать.
Следующий год пройдет под знаком восстановления и раскачки, но, уверен, через несколько лет кинотеатральная отрасль выйдет на новый уровень.
Главное хочу пожелать всем здоровья, сил и терпения в новом году. Для всех 2020 год стал настоящим вызовом и серьезным испытанием, но мы обязательно прорвемся!
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса