Весной 2021 года Европейская аудиовизуальная обсерватория / European Audiovisual Observatory опубликовала шестой ежегодный аналитический отчет, посвященный ключевым трендам медиа- и кинорынка, среди которых — финансирование европейского кинопроизводства, гендерное соотношение в индустрии, показатели импорта и экспорта, передел рынка между потоковыми сервисами и традиционными игроками, влияние ковида на медиабизнес и прочие актуальные проблемы. Каждая статья снабжена подробной инфографикой и опирается на авторитетные источники.
С 2018 года портал ПрофиСинема знакомит читателей с ежегодными отчетами Европейской аудиовизуальной обсерватории. Ближайшие 15 недель мы будем публиковать главы из вышедшего сборника. Ждите новые материалы каждую среду и будьте в курсе всех тенденций, характеризующих текущее состояние европейской кино- и телеиндустрии.
Государство и вещатели остаются основными источниками финансирования кинопроизводства в Европе
Традиционно основными источниками финансирования европейского кино являются господдержка, а также инвестиции вещателей. Под «Европой» и «европейским» в данном случае подразумеваются страны, входящие в ЕС (плюс Великобритания), а также Босния и Герцеговина, Грузия, Исландия, Черногория, Северная Македовния, Норвегия и Швейцария.
Данное исследование было проведено в сотрудничестве с Сетью европейских исследовательских киноагентств / European Film Agency Research Network (EFARN). Анализ производился на основе данных о финансировании 568 европейских игровых фильмов из 23 стран, выпущенных в кинотеатрах в 2018 году. Общий объем их бюджета равен €1,8 млрд, а сами эти картины составляют 49% от всех европейских игровых фильмов, вышедших в 2018 году.
Медианный бюджет европейских игровых фильмов составляет €1,93 млн
Исходя из имеющейся выборки, средний бюджет европейского игрового кинотеатрального фильма, вышедшего в 2018 году, составлял €3,16 млн; медианный — €1,93 млн. То есть, если выстроить суммы всех бюджетов по возрастающей, то в середине этой выборки окажется показатель €1,93 млн.
Средние бюджеты в разных государствах значительно отличаются: как правило, они находятся в прямой зависимости от размера рынка страны производства, поскольку именно она остается ключевой территорией для проката большинства европейских фильмов.
Медианный бюджет европейского игрового фильма, созданного в стране с крупным рынком, составляет €2,8 млн. Для государств, характеризующихся средним размером рынка, этот показатель составляет €1,7 млн; малым размером — €1,2 млн.
Доля господдержки и предпродаж в бюджете фильма зависит от размера рынка страны производства
Двумя наиболее значимыми источниками финансирования европейских игровых фильмов, как и раньше, остаются господдержка (26%) и вещатели (21%). За ними следуют инвестиции продюсеров (17%), предпродажи (15%) и различные финансовые стимулы, предусмотренные для кинематографистов (15%).
В зависимости от конкретного государства эти показатели могут варьироваться. Доля госфинансирования в бюджете фильмов, как правило, находится в обратной зависимости от размера рынка того или иного государства. На крупнейших европейских рынках госучастие в финансировании кинопроизводства составило 20%; на рынках среднего размера — 43%; на малых — 54%.
Обратная ситуация с предпродажами (как правило, речь идет о сделках с вещателями). Их доля в структуре источников финансирования тем больше, чем крупнее рынок, на котором производится картина. В 2018 году доля предпродаж в бюджетах фильмов составляла 17% на крупных рынках и 8% на средних и малых рынках.
Структура финансирования зависит и от объема бюджета. Как правило, ленты, бюджет которых находится ниже отметки в €3 млн, в бОльшей степени нуждаются в прямой господдержке.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса