С 6 по 17 июля в Каннах пройдет 74 Международный кинофестиваль. В конкурсной программе Особый взгляд за награды поборется Алексей Герман и его фильм «Дело». В фестивальной сетке лента заявлена под названием «Домашний арест», а в списке самых ожидаемых проектов нынешнего года от ПрофиСинема он фигурировал как «30 дней. 30 ночей». Режиссер рассказал, как снимал это кино в пандемию, как понимает Тома Круза, кричавшего на пренебрегавших мерами безопасности подчиненных и как агитирует в своих соцсетях за массовую вакцинацию от COVID-19.
Марина Латышева
Детали сюжета «Дела», как я понимаю, вы разглашать не намерены. Но может быть расскажете, при чём тут русская классика, о влиянии которой на фильм вы однажды говорили?
Алексей Герман
События происходят в нашем времени, но сама история маленького человека соотносится с соответствующей русской классической традицией. И да — о сюжете говорить не планирую, не просите. Эмбарго. Сценарий мы написали вместе с Марией Огневой, ему два года, он лежал себе спокойно, ждал своего часа. Потом я начал снимать «Воздух», с «Воздухом» произошло то, что всем известно, и пока мы в нашей новой коронавирусной реальности ждали возобновления работ, решили поддержать группу и снять «Дело». И сняли его буквально за 25 съемочных дней.
Марина Латышева
Как вы снимали его в пандемию — с тестами, социальной дистанцией, бесконечными консультациями и разрешениями?
Алексей Герман
Не могу сказать, что процесс так уж сильно усложнился, ведь «Дело» — маленькая картина. Да, были постоянные тестирования, санитайзеры, маски и так далее. Конечно, с какими-то перебоями из-за вируса пришлось столкнуться — мы ждали актёров, которые заболели, ждали их выздоровления и меняли расписание работ внутри проекта. Но справились.
Марина Латышева
Пандемия это такой факт нашей жизни, который разделил людей — на тех, кто верит в опасность вируса или не верит, опасается или нет, соблюдает правила или не соблюдает. У вас в группе были споры на этот счет?
Алексей Герман
Идиотов у нас не было, мне кажется, безумцев не было. Все регулярно в обязательном порядке сдавали ПЦР-тесты. Был человек, проверявший соблюдение мер безопасности, был инструктаж с вирусологом. Никто не отлынивал, все воспринимали ситуацию серьёзно.
Мы договорились, что если кто-то не сдаёт тесты, не ходит в маске, не соблюдает правила, то с таким человеком просто не работают. Остановка, например, по болезни актёра без возможности его заменить — это катастрофа.
Марина Латышева
Помнится, Том Круз во время съёмок седьмой части «Миссия: невыполнима» орал на коллег, как раз не соблюдавших подобные правила
Алексей Герман
Том Круз был прав! Должны соблюдаться меры безопасности, надо максимально пытаться не допускать распространения вируса на площадке. Это и о здоровье человеческом, и о финансах. Могу сказать, что остановка «Воздуха» — это колоссальные финансовые потери, начиная от складирования огромного количества самолётов (а это миллионы рублей) и заканчивая перезапуском картины в новой экономической реальности, когда стройматериалы подорожали в два если не в три раза, изменились зарплаты. Я никому такого не желаю.
Марина Латышева
Это ведь ваши первые Канны? Программу фестиваля уже видели? Что-то планируете посмотреть?
Алексей Герман
Да, это мои первые Канны. Мы как-то все время выходили на другие фестивали, в Венецию, в Берлин, не всегда даже показывали Каннам наши фильмы. Но вот на этот раз сложилось. В программу я, честно говоря, детально не вникал — зачем мне это, какая мне сейчас разница? Всё-равно не будет времени всё это посмотреть. Я оторвусь от «Воздуха», долечу до Канн, сделаю всё, что должен сделать и с большой радостью отправлюсь назад. Каннский кинофестиваль — это прекрасно. Я очень благодарен его программерам за то, что они нас взяли, это очень круто! Но если честно, «Воздух» со всей его историей, с его огромным количеством технологических проблем и решений для меня сейчас гораздо важнее Канн.
Марина Латышева
В фестивальных программах в этом году сразу несколько российских фильмов. Может, столько российского кино — это, простите, от безрыбья?
Алексей Герман
Ну нет, я не согласен. В этом году была высочайшая конкуренция, огромное количество картин показали отборщикам. Не забывайте пожалуйста, что многие просто задержали выход в прокат ради фестиваля. А по некоторым фильмам — вы, думаю, понимаете, о ком я говорю, — решение пригласить их было принято давно, организаторы их ждали.
Я рад, что столько русского кино в программах, это говорит о том, что есть некая кинематографическая волна. Поверьте, это точно не от безрыбья. Понятно, что финский фильм («Купе номер шесть» Юхо Куосманена, сделанный с участием России — ПрофиСинема), несмотря на наших артистов и наши деньги, к России не имеет отношения. Если всегда принимать в расчет миноритарную копродукцию, тогда половину кино в Европе сегодня стоит считать немецким. Так что это конечно финский фильм.
Но даже если мы справедливо вынесем его за скобки, то нынешняя каннская программа это всё-равно невероятный успех российского кино. Мало того, до последнего дня были высокие шансы на попадание в каннское расписание ещё сразу нескольких российских фильмов, буквально до последнего дня!
И не забывайте пожалуйста, что Россия сейчас является одним из лидеров мировых новостей. Чем выше геополитический вес страны, чем больше о ней говорят, чем больше она вовлечена в мировую политику, тем более интересно её искусство.
Марина Латышева
Кажется мы всегда были вовлечены в мировую политику, новости из СССР и потом из России всегда слушали. Никто не знал, чего от нас ждать, потому следили внимательно за нашими новостями.
Алексей Герман
Думаю, сейчас всё как-то серьёзнее, сейчас все хотят разобраться. И опять возникает тренд на Россию. Мне так кажется. Но могу и ошибаться.
Марина Латышева
Как вы планируете поездку на Лазурный берег и ваше там существование? Придется 10-дневный карантин отсиживать?
Алексей Герман
Ничего пока не знаю и не понимаю, всё узнаем через несколько дней. Но мне известно, что Роскино очень старается пробить для нас максимально лояльные условия.
Марина Латышева
Вы ведь привиты? Не обидно, что русскую вакцину до сих пор не признали? Может быть, сейчас бы проблем было меньше.
Алексей Герман
Глупость это, конечно, ужасная, что до сих пор её не признали. Часть сертифицированных китайских вакцин или AstraZeneca — это ведь ровно то же самое. Не признают по причинам политическим, экономическим. Поэтому конечно обидно.
Да, разумеется, я привит. И считаю, что прививаться надо обязательно. Шансы получить чудовищное заболевание с прививкой намного ниже чем без прививки. У меня сейчас несколько близких людей, не привитых, очень тяжело переболели ковидом.
Да, заболевают и вакцинированные, но вроде бы у них всё проходит легче. По поводу вакцины от оспы тоже было много споров, но в итоге оспу же победили. Так что конечно я за массовую обязательную вакцинацию при отсутствии противопоказаний. Нельзя постоянно бегать от ковида, это просто невозможно!
Марина Латышева
Нынешний Каннский кинофестиваль проводится физически. Но мы всё ещё находимся в условиях пандемии, некоторые фестивали уже сообщили, что сохранят гибридную форму, то есть будут сочетать очные показы и онлайн. Как вы относитесь к онлайн-форме? Считаете, это убивает магию большого экрана и совместной эмоции? Или важнее, что она позволяет индустрии работать даже в тяжелые времена?
Алексей Герман
Не считаю онлайн-форму нашим будущим. Это временная история.
Фестиваль это процесс. Это глянец, маркетинг, событие, встречи, пресса. Фестиваль — это театр. Вы же не будете постоянно ходить исключительно в онлайн-театр. Вот примерно так я отношусь и к онлайн-кинофестивалям. Наверное, публике должны быть доступны оба варианта просмотра, но один точно не вытеснит другой.
Марина Латышева
«Дело» создавалось при участии стримингового сервиса Start. Допустим, он захочет чтобы фильм выходил в прокат одновременно большим экраном и в его сетке, или захочет максимально сократить прокатное окно. У вас будут какие-то принципиальные возражения по этому поводу?
Алексей Герман
Могут быть. Не знаю. Не уверен что такой гибридный выход фильма есть правильная история. Понимаете, разговор про большой экран сегодня почти лишён смысла. Конкретно сегодня, в конце июня 2021 года это бессмысленный разговор. Мы живём в реальности, предсказать которую невозможно. Ещё две недели назад можно было рассуждать о желаемых сроках выхода, о том, будет ли это лето, осень или зима. Это была тема для дискуссии. Сейчас такой темы практически нет. Летом посещаемость кинотеатров станет ещё ниже, либо их закроют, либо вход будет только по QR-кодам. Это немножко напоминает кейс Джаника Файзиева. Он вышел с «Вратарем галактики» практически сразу после эпидемии и естественно не смог ничего собрать. Ни одно коммерческое кино после эпидемии не смогло бы ничего собрать в России. И сейчас у Джаника проблемы. Не знаю, закончилось ли там всё и требуют ли с него ещё деньги, но мне кажется, что надо делать скидку на ковид, надо учитывать, что он фактически собой открывал кинотеатры, пытался показать, что можно восстанавливать индустрию кинопоказа.
Так что сегодня трудно что-то предсказывать, мы не знаем, какая реальность нас ждёт. Очевидно, что новая волна будет колоссальной. Я ехал в Питере вчера и видел электричку, забитую людьми, как сельдями в банке. То есть нас наверняка ждёт двух-трех-четырехкратный рост. А почему мы не думаем, что есть шансы забыть о нормальном прокате до зимы? И что тогда делать?
Марина Латышева
Как-то жить дальше
Алексей Герман
Ну да, как-то жить дальше.
Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса