Александр Зельдович: «На художественное произведение ТЗ не составляют» - «Интервью»

21.08.21, 08:15

Александр Зельдович: «На художественное произведение ТЗ не составляют» - «Интервью»


С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля публикует интервью со всеми участниками конкурсной программы.

































Режиссер Александр Зельдович представит в конкурсе драму «Медея» — современную трактовку мифа о женщине, доведенной до грани одиночеством и предательством. В интервью ПрофиСинема автор рассказал, как он работает над своими проектами, как ему удалось найти актрису на роль Медеи, почему было важно снимать в Израиле, о мистической направленности ленты, природе человека и многом другом.

































Елена Трусова:
Фильм «Медея»  современная трактовка древнегреческой трагедии Еврипида. На эту историю обращали внимание многие авторы, по ней писали пьесы и снимали фильмы, включая известные работы Пазолини и Триера. Чем вас лично привлекла эта история?

































Александр Зельдович:
Неправильно отвечать на вопрос, чем эта история заинтересовала меня. Миф отличается структурой — это семантическое тело, самостоятельный организм, он живет сам по себе, иногда проявляет себя, просачиваясь в реальность. И это не я его нашел, а он нашел меня, решил рассказать о себе.




































Елена Трусова:
Вы выступаете как режиссером, так и сценаристом ленты. В фильме часто звучит тема безумия  как в диалогах героев, так и в целом в сюжете. Еврипид в своей трагедии подчеркивал, что Медея не была сумасшедшей, а совершила ужасные поступки только чтобы причинить боль своему возлюбленному Ясону. Вы же, получается, говорите об обратном?

































Александр Зельдович:
Фильм не про психологию, это сказка. Если смотреть на Ивана-дурака с точки зрения психологии, он тоже окажется ненормальным и ему можно поставить пару диагнозов. В ленте много людей, которые, я надеюсь, похожи на живых, но все-таки не нужно забывать, что они персонажи и не стоит на них смотреть с медицинской точки зрения.
Можно думать, что у героини не все в порядке с головой, раз она совершает такие ужасные поступки, но, если копнуть, то и в каждом из нас есть много иррациональной воли, именно это больше всего и волновало Еврипида. Просто у некоторых эта воля проявляется в умеренных формах — например, разбить тарелку об пол, а у кого-то — в немеренных. И как раз это является поводом для создания произведения искусства. Кино часто рассказывает про экстремальные вещи; искусство — про крайности.









Елена Трусова:
Даже несмотря на то, что, как вы говорите, фильм похож на сказку, в картине современная действительность все равно добавлена в историю. Например, когда героиня разговаривает со своим братом и они обсуждают «грязные делишки», коррупцию и многое другое. Почему для вас важно было включить такую социальную проблематику?





Александр Зельдович:
Все социальное, что есть в фильме, я старался показать по возможности точно и узнаваемо. Но это только для  того, чтобы  персонажи  выглядели  достоверно. Больше  ни  для  чего.









Как говорил Альфред Хичкок, режиссеру не нужно знать, чего он хочет, необходимо понимать, чего он НЕ хочет. И тогда итоге получается желаемый результат.

































Елена Трусова:
То есть можно сказать, что на площадке вы работаете отчасти интуитивно?

































Александр Зельдович:
Наверное. На художественное произведение ТЗ не составляют. Сценарий, конечно, нужно написать. Сценарий «Медеи» я написал за 12 дней. Раскадровку сделать. Но это же  не  аптека, где для  такой-то аудитории капнем вот этого сиропа, а для такого вот сегмента — чуть горчинки с перчинкой. Так делают — но только это не кино, а такие  киноспайсы, только их не курят, а смотрят. Эти спайсы нужны всем, но это другие технологии.

































Елена Трусова:
В описании фильма есть фраза, что он о «женщине, доведенной до грани одиночеством и предательством». Оправдываете ли вы свою героиню и как вообще к ней относитесь?

































Александр Зельдович:
Ее невозможно оправдать. Эта история не про мораль и не про выводы, которые нужно извлечь из истории.




































Елена Трусова:
Главную роль сыграла грузинская актриса Тинатин Далакишвили, у которой уже было несколько звездных ролей в отечественном кино. Как она оказалась в проекте? И как проходил кастинг, какой вы изначально видели Медею на экране?

































Александр Зельдович:
Я не представлял заранее, какой должна быть героиня. Я искал актрису, которая могла бы сыграть Медею, это нереальная задача, ведь она там в каждом кадре. Кастинг был сложным. Большое счастье, что мы все-таки нашли Тинатин, потому что я не знаю никого другого, кто бы смог справиться с этой ролью.
Прошлых работ актрисы я не видел. Так вышло, что случайно заметил ее на пробах на другую картину.









































Елена Трусова:

В середине фильм приобретает мистическую направленность, есть несколько сцен, которые близки к жанру хоррор и по-настоящему пугают. Как вы решили пойти на такой эксперимент со смешением жанров?

































































Александр Зельдович:
По жанру это трагедия. К тому же это история женщины в ее символическом путешествии, так что фильм близок и к роуд-муви. В этом путешествии героиня встречает на своем пути разных людей, пытаясь то найти ответы, то задать вопросы.
Если вспомнить Еврипида, то в финальной сцене – сне Ясона – Медея улетает на колеснице, запряженной драконами. В нашем фильме у Медеи свои «драконы».




















Елена Трусова:
Тема времени и борьбы с его неумолимым течением становится одной из главных в фильме, может быть, поэтому и важным символом становятся часы, идущие назад. Какой смысл вы вкладывали в этот образ  стрелок часов, бегущих назад, ведь фактически ничего из произошедшего уже не изменить?









Александр Зельдович:
Трагедия не в том, что случается что-то плохое, а в том, что нельзя ничего вернуть назад. У того же Еврипида есть «Ипполит», в которой главная героиня – Федра – выходит замуж за человека намного старше ее, но потом влюбляется в своего пасынка Ипполита. Кормилица из добрых побуждений решила помочь ей и рассказала о чувствах Федры ее пасынку. И с этого момента началась лавина событий, носившая непреодолимый характер. Это тоже история про то, что нельзя повернуть назад, нельзя поставить жизнь на обратный ход.
Человек часто бывает уверен в том, что, делая безответственные и порой ужасные вещи, ему удастся «проскочить», не задумывается о последствиях. Каждый наш поступок влечет за собой череду событий. 



Важно помнить, что свобода — это не возможность совершать все, что вздумается, а свобода — это принимать решения, за которые несешь полную ответственность. Свобода — это привелегия нести ответственность.









Елена Трусова:
Съемки фильма проходили в России и Израиле, но в Израиле снять фильм для вас было действительно важно. Вы отмечали, что «Израиль — мировой центр монотеизма — в отношениях с античностью, как с культивированным язычеством. Это напряжение оформилось у меня в желание воспроизвести сюжет античной трагедии и лежащего в ее основе мифа на израильской территории». Это ваше желание полностью совпало с ожиданиями, история по-настоящему «работала» на израильских землях?

































































Александр Зельдович:
Израиль сейчас — это не полуспящая страна, там до сих пор история продолжает бурлить. Именно там можно ощутить принадлежность к непрерывному историческому и культурному времени. И это создает определенное напряжение. Израиль помог создать сюрреалистическую фактуру фильма, то есть она реалистическая, но должно возникнуть  чувство, что это какой-то другой мир притворяется нашим, повседневным.




































































Елена Трусова:
Фильм скоро будет показан на Кинотавре, где вы более 20 лет назад представляли свою драму «Москва». Помните ли что-то из того времени?

































































Александр Зельдович:
Прошлый мой приезд на Кинотавр был достаточно забавный. В тот год председателем жюри был Марк Захаров, и он уснул на просмотре «Москвы» спустя полчаса после начала фильма. А запомнился тот фестиваль тем, что Кира Муратова после показа подошла и сказала хорошие и ценные для меня слова.

































































Елена Трусова:
Какие у вас ожидания от предстоящего конкурса?

































































Александр Зельдович:
Какие ожидания? Кино для того, чтобы его показывать зрителю, неважно на конкурсах, фестивалях или в кинотеатре.
Кинотавр — замечательная профессиональная площадка для показа отечественного кино. В чем я уверен — что на Кинотавре будет сильная программа в этом году, за время пандемии было снято достаточно интересных работ. Конкуренция обеспечена.




































































Елена Трусова:
Премьера «Медеи» состоялась сначала на фестивале в Локарно, затем ее покажут на Кинотавре, а уже потом планируют выпустить на КиноПоиск HD. Увидят ли зрители «Медею» в кинотеатрах и как влияет участие в фестивалях на прокатную судьбу картины? Как вы относитесь к просмотру кино на большом экране и на онлайн-платформах?

































































Александр Зельдович:
Фестивали играют большую роль в прокатной судьбе фильма, его покажут, кстати, еще на нескольких киносмотрах. На КиноПоиске HD фильм появится только тогда, когда отыграет в кинотеатрах. «Медея» сделана для большого экрана, мы снимали в 8К-разрешении.



Если фильм сводится к простому рассказу истории, своего рода moving pictures, то его можно смотреть и на телефоне; если же фильм создает новую реальность, то он требует определенных условий просмотра с необходимой изоляцией от реальности повседневной — большого экрана, темного зала, хорошего звука, удобного для этого путешествия кресла. Это же путешествие. Туда, где зритель еще не был. В сон, в тайну. Кино должно возвращать нам ощущение таинственности бытия, напоминать, что  жизнь загадочна, а не банальна, пошла и однозначна.



Кинозал — лучшее место встречи зрителей с фильмом. Но другое дело, что картин, создающих другую реальность, о которых я говорю, производится совсем немного.

































































Елена Трусова:
«Медея» — ваш четвертый полный метр за тридцать лет. Вы очень серьезно и основательно подходите и к выбору темы, и к производственному процессу. Расскажите, есть идеи для нового проекта?

































































Александр Зельдович:
Действительно, фильмов немного, и мне, наверное, стоит ускориться. Моя киномолодость пришлась на годы стагнации, Мосфильм жил за счет производства гробов, и найти деньги было трудно. Да это и всегда очень трудно. В этом смысле все времена одинаковы. И большая удача, что эту картину все-таки удалось снять, за что спасибо инвесторам.









Подписывайтесь на ProfiCinema.ru в Instagram и Телеграм и узнавайте первыми о главных новостях кинобизнеса






С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. Портал ПрофиСинема как многолетний информационный партнер фестиваля публикует интервью со всеми участниками конкурсной программы. Режиссер Александр Зельдович представит в конкурсе драму «Медея» — современную трактовку мифа о женщине, доведенной до грани одиночеством и предательством. В интервью ПрофиСинема автор рассказал, как он работает над своими проектами, как ему удалось найти актрису на роль Медеи, почему было важно снимать в Израиле, о мистической направленности ленты, природе человека и многом другом. Елена Трусова: Фильм «Медея» — современная трактовка древнегреческой трагедии Еврипида. На эту историю обращали внимание многие авторы, по ней писали пьесы и снимали фильмы, включая известные работы Пазолини и Триера. Чем вас лично привлекла эта история? Александр Зельдович: Неправильно отвечать на вопрос, чем эта история заинтересовала меня. Миф отличается структурой — это семантическое тело, самостоятельный организм, он живет сам по себе, иногда проявляет себя, просачиваясь в реальность. И это не я его нашел, а он нашел меня, решил рассказать о себе. Елена Трусова: Вы выступаете как режиссером, так и сценаристом ленты. В фильме часто звучит тема безумия — как в диалогах героев, так и в целом в сюжете. Еврипид в своей трагедии подчеркивал, что Медея не была сумасшедшей, а совершила ужасные поступки только чтобы причинить боль своему возлюбленному Ясону. Вы же, получается, говорите об обратном? Александр Зельдович: Фильм не про психологию, это сказка. Если смотреть на Ивана-дурака с точки зрения психологии, он тоже окажется ненормальным и ему можно поставить пару диагнозов. В ленте много людей, которые, я надеюсь, похожи на живых, но все-таки не нужно забывать, что они персонажи и не стоит на них смотреть с медицинской точки зрения. Можно думать, что у героини не все в порядке с головой, раз она совершает такие ужасные поступки, но, если копнуть, то и в каждом из нас есть много иррациональной воли, именно это больше всего и волновало Еврипида. Просто у некоторых эта воля проявляется в умеренных формах — например, разбить тарелку об пол, а у кого-то — в немеренных. И как раз это является поводом для создания произведения искусства. Кино часто рассказывает про экстремальные вещи; искусство — про крайности. Елена Трусова: Даже несмотря на то, что, как вы говорите, фильм похож на сказку, в картине современная действительность все равно добавлена в историю. Например, когда героиня разговаривает со своим братом и они обсуждают «грязные делишки», коррупцию и многое другое. Почему для вас важно было включить такую социальную проблематику? Александр Зельдович: Все социальное, что есть в фильме, я старался показать по возможности точно и узнаваемо. Но это только для того, чтобы персонажи выглядели достоверно. Больше ни для чего. Как говорил Альфред Хичкок, режиссеру не нужно знать, чего он хочет, необходимо понимать, чего он НЕ хочет. И тогда итоге получается желаемый результат. Елена Трусова: То есть можно сказать, что на площадке вы работаете отчасти интуитивно? Александр Зельдович: Наверное. На художественное произведение ТЗ не составляют. Сценарий, конечно, нужно написать. Сценарий «Медеи» я написал за 12 дней. Раскадровку сделать. Но это же не аптека, где для такой-то аудитории капнем вот этого сиропа, а для такого вот сегмента — чуть горчинки с перчинкой. Так делают — но только это не кино, а такие киноспайсы, только их не курят, а смотрят. Эти спайсы нужны всем, но это другие технологии. Елена Трусова: В описании фильма есть фраза, что он о «женщине, доведенной до грани одиночеством и предательством». Оправдываете ли вы свою героиню и как вообще к ней относитесь? Александр Зельдович: Ее невозможно оправдать. Эта история не про мораль и не про выводы, которые нужно извлечь из истории. Елена Трусова: Главную роль сыграла грузинская актриса Тинатин Далакишвили, у которой уже было несколько звездных ролей в отечественном кино. Как она оказалась в проекте? И как проходил кастинг, какой вы изначально видели Медею на экране? Александр Зельдович: Я не представлял заранее, какой должна быть героиня. Я искал актрису, которая могла бы сыграть Медею, это нереальная задача, ведь она там в каждом кадре. Кастинг был сложным. Большое счастье, что мы все-таки нашли Тинатин, потому что я не знаю никого другого, кто бы смог справиться с этой ролью. Прошлых работ актрисы я не видел. Так вышло, что случайно заметил ее на пробах на другую картину. Елена Трусова: В середине фильм приобретает мистическую направленность, есть несколько сцен, которые близки к жанру хоррор и по-настоящему пугают. Как вы решили пойти на такой эксперимент со смешением жанров? Александр Зельдович: По жанру это трагедия. К тому же это история женщины в ее символическом путешествии, так что фильм близок и к роуд-муви. В этом путешествии героиня встречает на своем пути разных людей, пытаясь то найти ответы, то задать вопросы. Если вспомнить Еврипида, то в финальной сцене – сне Ясона – Медея улетает на колеснице, запряженной драконами. В нашем фильме у Медеи свои «драконы». Елена Трусова: Тема времени и борьбы с его неумолимым течением становится одной из главных в фильме, может быть, поэтому и важным символом становятся часы, идущие назад. Какой смысл вы вкладывали в этот образ — стрелок часов, бегущих назад, ведь фактически ничего из произошедшего уже не изменить? Александр Зельдович: Трагедия не в том, что случается что-то плохое, а в том, что нельзя ничего вернуть назад. У того же Еврипида есть «Ипполит», в которой главная героиня – Федра – выходит замуж за человека намного старше ее, но потом влюбляется в своего пасынка Ипполита. Кормилица из добрых побуждений решила помочь ей и рассказала о чувствах Федры ее пасынку. И с этого момента началась лавина событий, носившая непреодолимый характер. Это тоже история про то, что нельзя повернуть назад, нельзя поставить жизнь на обратный ход. Человек часто бывает уверен в том, что, делая безответственные и порой ужасные вещи, ему удастся «проскочить», не задумывается о последствиях. Каждый наш поступок влечет за собой череду событий. Важно помнить, что свобода — это не возможность совершать все, что вздумается, а свобода — это принимать решения, за которые несешь полную ответственность. Свобода — это привелегия нести ответственность. Елена Трусова: Съемки фильма проходили в России и Израиле, но в Израиле снять фильм для вас было действительно важно. Вы отмечали, что «Израиль — мировой центр монотеизма — в отношениях с античностью, как с культивированным язычеством. Это напряжение оформилось у меня в желание воспроизвести сюжет античной трагедии и лежащего в ее основе мифа на израильской территории». Это ваше желание полностью совпало с ожиданиями, история по-настоящему «работала» на израильских землях? Александр Зельдович: Израиль сейчас — это не полуспящая страна, там до сих пор история продолжает бурлить. Именно там можно ощутить принадлежность к непрерывному историческому и культурному времени. И это создает определенное напряжение. Израиль помог создать сюрреалистическую фактуру фильма, то есть она реалистическая, но должно возникнуть чувство, что это какой-то другой мир притворяется нашим, повседневным. Елена Трусова: Фильм скоро будет показан на Кинотавре, где вы более 20 лет назад представляли свою драму «Москва». Помните ли что-то из того времени? Александр Зельдович: Прошлый мой приезд на Кинотавр был достаточно забавный. В тот год председателем жюри был Марк Захаров, и он уснул на просмотре «Москвы» спустя полчаса после начала фильма. А запомнился тот фестиваль тем, что Кира Муратова после показа подошла и сказала хорошие и ценные для меня слова. Елена Трусова: Какие у вас ожидания от предстоящего конкурса? Александр Зельдович: Какие ожидания? Кино для того, чтобы его показывать зрителю, неважно на конкурсах, фестивалях или в кинотеатре. Кинотавр — замечательная профессиональная площадка для показа отечественного кино. В чем я уверен — что на Кинотавре будет сильная программа в этом году, за время пандемии было снято достаточно интересных работ. Конкуренция обеспечена. Елена Трусова: Премьера «Медеи» состоялась сначала на фестивале в Локарно, затем ее покажут на Кинотавре, а уже потом планируют выпустить на КиноПоиск HD. Увидят ли зрители «Медею» в кинотеатрах и как влияет участие в фестивалях на прокатную судьбу картины? Как вы относитесь к просмотру кино на большом экране и на онлайн-платформах? Александр Зельдович: Фестивали играют большую роль в прокатной судьбе фильма, его покажут, кстати, еще на нескольких киносмотрах. На КиноПоиске HD фильм появится только тогда, когда отыграет в кинотеатрах. «Медея» сделана для большого экрана, мы снимали в 8К-разрешении. Если фильм сводится к простому рассказу истории, своего рода moving pictures, то его можно смотреть и на телефоне; если же фильм создает новую реальность, то он требует определенных условий просмотра с необходимой изоляцией от реальности повседневной — большого экрана, темного зала, хорошего звука, удобного для этого путешествия кресла. Это же путешествие. Туда, где зритель еще не был. В сон, в тайну. Кино должно возвращать нам ощущение таинственности бытия, напоминать, что жизнь загадочна, а не банальна, пошла и однозначна. Кинозал — лучшее место встречи зрителей с фильмом. Но другое дело, что картин, создающих другую реальность, о которых я говорю, производится совсем немного. Елена Трусова: «Медея» — ваш четвертый полный метр за тридцать лет. Вы очень серьезно и основательно подходите и к выбору темы, и к производственному процессу. Расскажите, есть идеи для нового проекта? Александр Зельдович: Действительно, фильмов немного, и мне, наверное, стоит ускориться. Моя киномолодость пришлась на годы стагнации, Мосфильм жил за счет производства гробов, и найти деньги было трудно. Да это и всегда очень трудно. В этом смысле все времена одинаковы. И большая удача, что эту картину все-таки удалось снять, за что спасибо инвесторам. Подписывайтесь на
Понравилось:
Автор: Инесса
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Наталья Кудряшова: «В фильме «Герда» много
29.08.21, 08:15
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Владимир Мункуев: «В Якутии в каждом жителе
02.09.21, 08:15
Лена Ланских: «Я выросла в среде, где
21.08.21, 08:15
Любовь Мульменко: «На первой картине важно
18.09.21, 08:16
Михаил Чурбанов: «Без госфинансирования
02.04.21, 08:15
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Гости рассказали, что подарят
Приглашенные съезжаются к Музею Москвы, чтобы продолжить вечер.  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
22-09-2017, 11:10
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика