С 18 по 25 сентября 2021 года в Сочи пройдет 32 Открытый российский кинофестиваль Кинотавр. В рамках внеконкурсной программы на смотре будет показана драма «Купе номер 6» финского режиссера Юхо Куосманена — лента создана в копродукции с Россией на русском языке и получила Гран-при в Каннах.
Продюсер картины Наталья Дрозд рассказала порталу ПрофиСинема, многолетнему информационному партнеру Кинотавра, о производстве проекта, а также об особенностях копродукции и работе в условиях пандемии.
Нина Ромодановская:
Наташа, в первую очередь спешу вас поздравить с международными успехами спродюсированных вами картин. Вы много лет успешно разрабатываете копродукционные проекты. Расскажите, пожалуйста, как состоялась копродукция «Купе номер 6» и о производстве картины.
Наталья Дрозд:
Этот проект мы начали обсуждать в 2013 году с эстонским продюсером Рииной Сильдос, тогда она впервые рассказала мне о романе финской писательницы Розы Ликсом «Купе номер 6». В книге герои едут на поезде из Финляндии через Россию в Монголию. Риина считала, что нужно запустить этот проект как копродукцию с Финляндией. Она связалась с автором романа, которая как раз в этот момент посмотрела короткий метр Юхо Куосманена. Роза согласилась отдать права только при одном условии - режиссером должен был стать Юхо. Но в этот момент он занимался подготовкой своего дебютного полного метра, так история затянулась еще на несколько лет. И только после того, как режиссер снял свой полнометражный дебют «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки», совершенно фантастическим образом попавший в Канны и получивший главный приз в секции Особый взгляд, он смог заняться следующим проектом – «Купе номер 6».
Позже к копродукции присоединилась Германия. Финский продюсер этой истории - Юсси Рантамяки - договорился с Arte. Немецкий продюсер уже работала с Юхо на прошлой картине - так все и сложилось.
Уже при работе над сценарием и по приезде команды в Россию мы решили, что ехать в Монголию, которая описана в романе как конечная цель, совершенно не обязательно. Наши герои отправились на поезде из Санкт-Петербурга в Мурманск, что органично легло в основу сюжета фильма.
Нина Ромодановская:
Вы начали снимать в пандемию? Насколько эти обстоятельства осложнили и так непростой процесс? Как и где проходили съемки?
Наталья Дрозд:
Да, съемки действительно проходили в очень непростое время, начались 12 февраля 2020 года, а закончились 25 марта.
Сперва мы снимали в поезде, который ездил по кругу под Петербургом; затем уже в реальном поезде, следовавшем в Петрозаводск - в нем у нас было несколько собственных съемочных вагонов. Еще несколько сцен снимались в вагоне в павильоне. Съемки на натуре проходили в Петрозаводске, в Оленегорске, в Териберке, в Мурманске.
Первая сцена фильма должна была сниматься последней и запланирована была к съемкам в Москве: в ней действие происходит на богемной вечеринке в московской квартире подруги главной героини. Но на дворе уже был конец марта, границы были закрыты и в Москву ехать было элементарно страшно. Мы всерьез думали остановить съемки и доснять эту сцену осенью. Но, в итоге, к счастью, мы решили рискнуть и эту «московскую» сцену мы сняли буквально партизанским методом дома у Коли Хомерики в Санкт-Петербурге. В роли гостей вечеринки снялись наши знакомые и друзья.
Нина Ромодановская:
Насколько нам известно, Финский кинофонд открыт к сотрудничеству. Легко ли с ними работать? Какие проекты они рассматривают?
Наталья Дрозд:
«Купе номер 6» - мой шестой совместный проект с Финляндией. Так уж случилось, что я постоянно работаю с финскими продюсерами. Наше сотрудничество очень конструктивно, финская сторона всегда очень четко выполняет свои обязательства.
Определяющим для подтверждения финансирования, конечно, является качество проекта. Кроме того, для создания копродукции должна присутствовать ясность: почему тому или иному проекту нужны именно финские деньги и специалисты.
Нина Ромодановская:
Учитывая Ваш опыт работы в копродукции, хотелось бы спросить: как вы считаете, сложно ли найти зарубежное финансирование для русскоязычной картины? И всегда ли это необходимо?
Наталья Дрозд:
Действительно, две трети моих проектов - копродукция. Как правило, авторское европейское кино производится на языке той страны, в которой проходят съемки. Язык имеет не самое принципиальное значение в этом смысле. Главное - фигура режиссера и качество проекта.
На самом деле я ищу софинансирование далеко не для всех проектов. К примеру, на проект Анны Пармас зарубежные партнеры были не нужны - это не копродукционный контент. Также было и с женским альманахом про Петербург.
Как правило, копродукционные деньги легче привлекать на режиссеров с именем. Но сейчас возникла новая волна интереса к России, и связана она, в первую очередь, с актуальным остросоциальным кино. Так что, как мне кажется, сейчас и на проект режиссера-дебютанта можно найти европейские деньги, если правильно выбрать тему и грамотно представить проект.
Нина Ромодановская:
Действие картины «Купе номер 6» отчасти происходит в Мурманске. Съёмки картины Бориса Хлебникова, над которой вы сейчас работаете, также проходят в Мурманске. Чувствуете ли вы некоторую тенденцию на романтизацию Русского Севера?
Наталья Дрозд:
Начнем с того, что у Хлебникова романтизации нет вообще - скорее даже отрицательная романтизация. Сюжет касается жизни русских рыбаков в весьма тяжелых условиях - никакой красоты там не будет. Съемки проходят в Териберке только потому, что там открытая бухта, необходимая нам. Не знаю, существует ли такая тенденция, но ее основоположником можно считать фильм «Левиафан», в котором Русский Север показан невероятно красиво. Что касается истории «Купе номер 6» - здесь роль сыграла случайность. В первоисточнике речь идет об Улан-Баторе, но с производственной точки зрения эта локация абсолютно не оправдана. Юхо принял решение снимать фильм в Мурманской области, потому что ему там невероятно понравилось.
Нина Ромодановская:
Кроме того, Мурманская область начала оказывать поддержку кинопроизводству в регионе. Было ли у вас уже какое-то взаимодействие с местной кинокомиссией?
Наталья Дрозд:
Они объявляют конкурс только сейчас. Мы будем в нем участвовать с «Тремя минутами молчания», но бюджет нашего проекта - 300 млн рублей, а их поддержка - до 2 млн.
Нина Ромодановская:
Поговорим о режиссере «Купе номер 6». Для Юхо Куосманена — это третий визит в Канны, но и две предыдущие картины были отмечены там призами. Как вы считаете, в чем его секрет?
Наталья Дрозд:
Юхо - очень хороший, тонкий режиссер, мне очень понравилось с ним работать. Если он придумает что-то связанное с Россией, и захочет снова посотрудничать с нами, я буду очень рада. К тому же его финское происхождение тоже играет роль: со времен Аки Каурисмяки не было ярких звезд-режиссеров из Финляндии.
Нина Ромодановская:
Юра Борисов, сыгравший в «Купе номер 6» одну из главных ролей, становится русским хедлайнером крупнейших международных фестивалей в этом году. Как он появился в Вашем проекте?
Наталья Дрозд:
Это интересная история. В первых вариантах сценария, как и в книге, попутчику главной героине по купе должно было быть около 47 лет. Мы даже пробовали Алексея Серебрякова на эту роль. В 2019 году Юхо поехал на фестиваль в Карловы Вары в жюри, где показывали фильм «Бык». Режиссер был очарован Борисовым и изменил концепцию. Персонаж Лехи превратился из взрослого мужчины в юношу, который, вероятнее всего, даже моложе главной героини, и в фильме за счет кастинга появилась мелодраматическая составляющая.
Нина Ромодановская:
Международными продажами проекта занимается французская компания Totem Films. Как состоялось Ваше сотрудничество?
Наталья Дрозд:
Привлечение международного дистрибьютора – заслуга финского продюсера Юсси Рантамяки. Для России это все-таки миноритарная копродукция, несмотря на большое количество «русских составляющих» в этом проекте. Я очень рада тому, что картину на международном рынке представляет Тотем – они отличные продавцы.
Нина Ромодановская:
Как Вы считаете, фильм ждет успех на международном рынке?
Наталья Дрозд:
Сейчас мы уже имеем очень внушительные цифры по мировым продажам: к примеру, прошла крупная североамериканская сделка. Успех картины на международном рынке - уже не прогноз, а реальность. В России картина выйдет в прокат 28 октября.