19 мая в рамках основного конкурса Каннского кинофестиваля прошел показ фильма Джеймса Грэя «Время Армагеддона» / «Armageddon Time». Грэй, снявший такие картины, как «К звёздам», «Затерянный город Z», «Маленькая Одесса», которая получила несколько наград Венецианского кинофестиваля, теперь взялся за глубоко личную историю.
12-летний Пол Графф растет в большой и шумной семье, сам он настоящий мечтатель и постоянно витает в облаках. Пол типичный шестиклассник, с такими же заботами, как и у большинства одноклассников: надоедливый брат, властные родители, скучные уроки в школе и желание прославиться. Его лучший друг - Джон Крокер, афроамериканский мальчик. Они неразлучны, но из-за непоседливого характера постоянно попадают в истории. После одной из них родители Пола решают перевести сына в элитную частную школу, которую посещает его старший брат Тед. Здесь почти все студенты белые, привилегированные и со своими предубеждениями. Пол не хочет оставаться в школе и придумывает с другом рискованный план - побег во Флориду.
Действие происходит в Квинсе, штат Нью-Йорк, в 1980 году — в то время, когда кандидат в президенты США Рональд Рейган объявил, что США столкнулись с «моральным Армагеддоном». Квинс в 1980 – центр силы очень богатой и влиятельной семьи будущего президента США, и в фильме мы видим двух ее представителей, изображенных почти карикатурно: Фред Трамп (отец Дональда, которого играет Джон Диль) постоянно подчеркивает на всех школьных собраниях, что его семья является спонсором того или иного мероприятия, Мэриэнн Трамп (сестра Дональда, которую сыграла Джессика Честейн) произносит программную речь об американской исключительности перед учениками элитной школы. Хотя во «Времени Армагеддона» нет самого Дональда, много становится понятно о нем.
Не очень богатая еврейская семья, папа Ирвинг (Джереми Стронг) — заботливый, вспыльчивый отец семьи, который преуспел в сантехническом бизнесе, мама Эстер (Энн Хэтэуэй) — президент ассоциации родителей и учителей в общественной школе, которую посещает Пол. Ирвинг может позволить себе оплачивать обучение только одного ребенка, поэтому задиристый старший брат Пола, Тед (Райан Селл), отправляется в элитное частное учреждение, которому покровительствует семья Трампов. Единственным более или менее живым персонажем в картине является патриарх, дедушка Аарон (Энтони Хопкинс), который перевез свою семью в США после войны. Он самый большой друг Пола.
Во «Времени Армагеддона» зритель наблюдает как постепенно трансформируется юный герой, у которого изначально была невинная душа, но под воздействием общества он начинает принимать порядок вещей окружающей действительности, теряет себя, предает своего друга. Дедушка убеждал Пола отстаивать свои взгляды, но то, что хорошо на словах не всегда выдерживает столкновение с реальной жизнью. Ангелы проиграли бой за душу мальчика Пола еще тогда, в 80-м, когда еще президент Рейган победил Картера, и режиссер как-бы намекает нам: «Вот он будущий избиратель Трампа».
Насытив историю взросления политическими прокламациями (местами немного искусственными), Грей снял многослойный, но очень неровный фильм, оставивший противоречивые ощущения от просмотра. С одной стороны, во время просмотра мне не удавалось отделаться от ощущения, что вместо живых людей я вижу картонных персонажей, и пафос политических заявлений затмевает достоинства картины. С другой стороны, с первых минут мы погружаемся в атмосферу Нью-Йорка 80-х, насыщенную приметами времени, яркими и немного сентиментальными.