С 26 по 28 сентября в северной столице прошел Санкт-Петербургский международный Контент Форум (СПбМКФ). В интервью ПрофиСинема генеральный продюсер СПбМКФ Яна Назарова рассказала о главных итогах проведения мероприятия, оптимальных вариантах работы в нынешних реалиях, положении выставочной индустрии в целом и многом другом.
Корреспондент
28 сентября завершил свою работу Санкт-Петербургский международный Контент Форум. О каких главных итогах его проведения вы можете рассказать?
Яна Назарова
Главный итог – то, что форум состоялся, несмотря на сложную геополитическую ситуацию. По многочисленным отзывам участников, он был необходим индустрии именно сейчас – дал возможность увидеть все разнообразие контента и совместно обсудить общие проблемы и пути их решения.
Корреспондент
В прошлом году Форум из-за насыщенной программы пришлось продлевать на день дольше, в этом году программу удалось вместить в три полных дня. Расскажите о главных отличиях мероприятия этого года, помимо сокращения сроков проведения, от прошлогоднего и всех остальных, проводившихся ранее, до «эпохи глобальных перемен».
Яна Назарова
Несмотря на сокращение длительности форума, программа была невероятно насыщенной и проходила практически в режиме нон-стоп. К нам поступали предложения по показу еще нескольких фильмов, но мы понимали, что в нынешних условиях необходимым было сделать мероприятие максимально компактным, чтобы оптимизировать бюджет участников.
Что касается отличий от предыдущих форумов, то главное – это сокращение размера выставочной экспозиции и соответствующей технической деловой программы. К сожалению, это закономерно – количество кинотеатров увеличивается только за счет субсидий Фонда кино, западные партнеры и экспоненты ушли с нашего рынка, а компании из КНР пока еще не могут принять участие из-за ковидных ограничений, при этом у них есть желание присутствовать в качестве экспонентов. Участники из Индии и других дружественных стран пока наблюдают за тем, как будет развиваться ситуация.
Многие компании из сферы контента также предпочли в этом году принять участие только в качестве делегатов. Мы очень признательны нашим партнерам–дистрибьюторам за то, что они, невзирая на определенный скепсис в индустрии, поддержали Форум и провели свои полномасштабные презентации, что в итоге способствовало достижению замечательного результата.
Корреспондент
Начиная с пандемии индустрию сильно лихорадит, в 2020 форум отменили, в 2021 из-за той же ситуации с коронавирусом многие иностранные делегаты попросту не смогли приехать в Санкт-Петербург, в этом году откололись мейджоры. Как вы решали вопросы с проведением Форума в этом году, рассматривали ли вариант отмены мероприятия, либо были твердо уверены в положительном исходе?
Яна Назарова
В индустрии закономерно присутствует определенная турбулентность. Но у нас, как организаторов, с самого старта аккредитации никаких сомнений не было – динамика поступления заявок на участие соответствовала динамике прошлых лет, хотя и с поправкой на текущие обстоятельства. В итоге результат превзошел и наши ожидания, и ожидания индустрии в целом.
Корреспондент
Кинотеатры, несмотря на их катастрофическое положение, пока не получили (за исключением некоторых площадок в Москве и Петербурге) прямой поддержки от государства, выставочная индустрия – тоже. Известно, что Российский союз выставок и ярмарок (РСВЯ) предпринимает усилия, чтобы получить необходимую поддержку. Какой она должна быть и есть ли какие-то подвижки?
Яна Назарова
Действительно, РСВЯ ведет работу по лоббированию интересов выставочной индустрии, но о конкретных результатах пока говорить рано, особенно с учетом того, какие масштабные задачи сейчас решает страна. В то же время очевидно, что при должной поддержке выставочная индустрия способна оказать огромный положительный эффект на развитие экономических связей с дружественными странами. Что касается именно контент-индустрии, в ней по-прежнему царит ситуация «идеального шторма», поэтому крайне необходима государственная поддержка выставочных организаций для стимулирования участия потенциальных поставщиков контента в нашу страну, и приезда в Россию потребителей отечественного контента из дружественных стран.
Корреспондент
Кинопрокат сейчас работает в ограниченных условиях, однако после всех презентаций на СПбМКФ сложился вполне позитивный настрой: контент есть и с ним можно работать. Другой вопрос – каким образом? О чем в первую очередь стоит задуматься всем участникам рынка?
Яна Назарова
Мы, как и многие коллеги в индустрии, не устаем повторять, что билеты продаются в первую очередь в кинотеатры, а не на фильмы – это цитата была вновь озвучена одним из участников нашей конференции «Бизнес кинотеатров». Сейчас необходимо сделать из кинотеатра центр развлечения для людей, в котором им интересно провести время и потратить деньги, необязательно только на кинобилеты.
Мы, как и многие коллеги в индустрии, не устаем повторять, что билеты продаются в первую очередь в кинотеатры, а не на фильмы.
К сожалению, в отсутствие рекламных кампаний «голливудского» формата, это, возможно, единственный путь привлечения зрителей в кинотеатры. В то же время вырастает значение таргетированной рекламы на аудиторию конкретного кинотеатра как со стороны самой площадки, так и дистрибьютора, но такая координация потребует совместных усилий.
Корреспондент
Можете ли вы выделить что-либо из представленного киноконтента, который появится на больших экранах осенью-зимой 2022 и в начале 2023 года?
Яна Назарова
Сейчас именно тот случай, когда весь представленный контент вызвал заслуженный интерес, и его потенциал был высоко оценен участниками форума.
Корреспондент
В этом году впервые в рамках Форума на большом экране были представлены лучшие фильмы из регионов России. Однако на сегодняшний день как таковой системы продвижения и проката регионального кино у нас нет. Есть ли возможности у регионального кино выйти на федеральный уровень? Пока лишь региональные фильмы сталкиваются с препятствиями – крупные кинотеатральные сети с трудом берут их, в программу Пушкинской карты не всегда удается быстро включиться и т.д.
Яна Назарова
Одной из важных задач форума было представить весь спектр имеющего контента, в том числе регионального, которому, как вы справедливо отметили, трудно пробиться на федеральные экраны. Именно поэтому мы решили вывести региональное кино впервые на большой экран. С появлением Фонда поддержки регионального кинематографа, с которым у нас уже сложились партнерские отношения, появилась уверенность, что региональное кино найдет своего зрителя, в том числе и за пределами тех регионов, где оно создано. И мы будем продолжать оказывать содействие продвижению регионального кино.
Корреспондент
Деловая и образовательная программа СПбМКФ-2022 традиционно была призвана помочь выработать оптимальные варианты работы в новых условиях. После всех дискуссионных сессий можно ли сделать вывод, что участники рынка следуют единой стратегии работы в нынешних реалиях?
Яна Назарова
Одной из задач, которую мы ставили при проведении Форума, – собрать воедино все работающие кейсы от тех кинотеатров, которые используют все возможное, чтобы не только выживать, но и зарабатывать. Насколько пригодится их опыт коллегам – покажет время. В рамках деловой программы были высказаны самые разные мнения. В то же время все едины в одном – так как раньше, уже не будет, поэтому прежнего уровня дохода добиться не получиться, если не предпринимать сверхусилий по всем направлениям работы кинотеатра – от качества услуг до расширения спектра предложений для зрителей, как в аспекте контента, так и в аспекте F&B и времяпрепровождения. Не исключено, что для большой части населения кинотеатры останутся единственными местом для семейного досуга, и зрителям необходимо предоставить максимально расширенный спектр услуг.
Корреспондент
Форум является площадкой и для презентаций альтернативного контента, например, новинок онлайн-платформ и т.д. На сотрудничестве кинотеатров, дистрибьютеров и онлайн-площадок хочется остановиться подробнее. Каропрокат стал партнером и дистрибьютором отдельных проектов Kion, другие видеосервисы, например, Okko и START, стали активно выпускать полнометражные версии своих успешных сериальных проектов в кинотеатрах. По вашему мнению, насколько успешной и длительной может быть данная коллаборация?
Яна Назарова
Как показывает практика последних лет, такие коллаборации весьма успешны и имеют большую перспективу. Как мы знаем, онлайн-кинотеатры теперь также будут вынуждены опираться, в основном, на локальный контент, так как санкции в отношении зарубежного контента касаются и их. Совершенно логично, что любой качественный контент должен пройти всю цепочку монетизации – от кинотеатров до онлайна и ТВ. Выражаем уверенность, что любой востребованный контент сейчас может оказаться и в кинотеатрах – возможно, в виде специальной версии сериала, или специально созданного на основе сериала полного метра, или в виде специально адаптированных «пилотов» – вариантов для творческой реализации потенциала сериального контента теперь очень много.
Корреспондент
Начиная с 2020 года выставочная индустрия прошла много испытаний, и, казалось бы, ее уже ничем нельзя было напугать. Как оказалось, предела нет, поэтому о перспективных планах спрашивать не будем, чтобы не сглазить. С чем индустрия подходит к концу 2022 году, какие выводы можно сделать и какие уроки, на ваш взгляд, извлечь?
Яна Назарова
Основной урок этого года – не прекращать бороться за свой бизнес, бороться за своих зрителей, активнее обмениваться кейсами эффективной работы. С начала года многие предрекали кинопрокату полное окончание работы, но пока индустрия держится.
В текущих условиях считаю важной подготовку совместной программы с Министерством просвещения о проведении школьных киноуроков именно в кинотеатрах, так как только большой экран кинотеатра может дать школьникам настоящее понимание тех киношедевров, которые включены в школьную программу.