24 марта состоится церемония вручения X Премии АПКиТ. Накануне этого важного для индустрии мероприятия портал ПрофиСинема поговорил с председателем правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, главой кинокомпании СТВ, продюсером Сергеем Сельяновым о поворотных событиях за 10-летие существования премии, изменившихся задачах Ассоциации продюсеров в связи с событиями последних трех лет, его новых проектах, будущем российской киноиндустрии и многом другом.
Корреспондент:
Начиная с 2020 года российская киноиндустрия отчаянно пытается приспособиться к новым условиям. А именно прошлый год стал поворотным, полностью изменившим как состав участников, так и настроения в киноиндустрии. Расскажите, какими стали последние три года как для Ассоциации продюсеров, так и для кинокомпании СТВ?
Сергей Сельянов:
Почему отчаянно? Вполне уверенно. Выручка платформ, холдингов, экосистем и ведущих независимых производителей выросла. «Чебурашка» показал невиданную доселе глубину зрительской аудитории. Кинотеатры держатся – это очень важно. Есть и потери. Упал экспортный потенциал российского кино, сменили страну проживания или мобилизованы наши коллеги, и это чувствительно.
Корреспондент:
Последние три года сказались и на Премии АПКиТ, которой исполнилось 10 лет, – сначала пришлось перейти на гибридный формат вручения наград, а в прошлом году и вовсе отменить мероприятие. Какие еще поворотные события произошли за первое 10-летие премии, ведь именно она «призвана отмечать значимые тенденции и проекты в сфере отечественного кино- и сериального производства»?
Сергей Сельянов:
Все-таки сериального. У нас есть одна номинация За лучший игровой фильм, но главный фокус премии – это сериалы.
Главное индустриально значимое событие последнего десятилетия – это выход на авансцену платформ. В минувшем году около сотни проектов вышли со знаком Originals. Важным событием является начало работы ИРИ по системной поддержке сериальных проектов.
Корреспондент:
Награда АПКиТ присуждается отечественным сериалам и фильмам на основе коллегиального мнения ведущих продюсеров России. Часто ли продюсеры не сходятся во мнении по поводу лауреатов? Вмешиваетесь ли вы в решение спорных ситуаций?
Сергей Сельянов:
Никаких споров процедура не допускает, поскольку лауреаты определяются тайным голосованием. Предварительных обсуждений не происходит. Единственное исключение – это спецпризы, и там обсуждения бывают очень бурными.
Спецпризы – это свободная номинация, и каждый член АПКиТ имеет право сделать свое предложение. И там может быть как отдельная персона – по совокупности заслуг или за конкретное яркое достижение в минувшем году, так и сериальный проект, уникальный по каким-то критериям, а может быть губернатор или иной представитель региона, активно продвигающий наш проект Кино России. Может быть технологический стартап, может быть телеканал или платформа, может быть отраслевая профессиональная организация (ассоциация или гильдия), и так далее, и так далее. Как видите, поле очень просторное, предложений бывает много, дискуссии бывают бурными. И если мнения расходятся, то опять приходит на помощь тайное голосование.
Корреспондент:
В обновленном регламенте Премии указано, что теперь компании-производители сами подают заявки на выбранную ими номинацию. Почему было принято такое решение и чем такой формат отбора лучше?
Сергей Сельянов:
Премия АПКиТ набрала вес, о нас знают, поэтому мы позволили себе облегчить нашу работу. Если раньше мы обрабатывали абсолютно все сериалы, увидевшие свет в минувшем году, то сейчас только по заявкам. И нас очень радует, что их все равно очень много! То есть сократить работу не очень получилось, зато получили подтверждение высокого статуса премии у коллег!
Корреспондент:
Ассоциация продюсеров, председателем которой вы являетесь с момента основания, создавалась в кризисный год, и тогда от умения продюсеров договариваться зависела целая отрасль, сейчас у АПКиТ иные задачи – она обеспечивает не только диалог внутри отрасли, но и коммуникацию между киноиндустрией и органами власти. Так что же все-таки в настоящее время в приоритете – лоббирование законопроектов, борьба с распространением нелегального контента, развитие профильного образования, создание благоприятных условий для кинопроизводства в регионах? Поменялись ли приоритеты в связи с последними событиями?
Сергей Сельянов:
Да, верно, триггером к созданию ассоциации стал кризис 2008года (который до России добрался в 2009 году), но оба направления деятельности – диалог внутри отрасли и GR – были определены с самых первых дней. Другое дело, что поначалу больше внимания уделялось оперативному реагированию на кризис, а уже потом все больше времени и усилий уходило и уходит на перечисленные вами в вопросе задачи. К ним я добавил бы до сих пор не решенные вопросы с прозрачностью онлайн-кинотеатров и справедливое распределение прав между продюсерами сериалов и каналами/платформами. Приоритеты в связи с последними событиями не поменялись, но добавились задачи по перенаправлению экспорта и партнеров для копродукции.
Корреспондент:
АПКиТ уже более шести лет развивает проект Кино России, и за это время уже более 20 регионов подключились к нему. Ассоциация точечно прорабатывают вопрос сотрудничества с субъектами РФ. Исходя из своего опыта, расскажите, какими конкурентными преимуществами, помимо системы рибейтов, должен обладать регион?
Сергей Сельянов:
Ваши читатели без труда самостоятельно составят этот список, это не бином Ньютона. Разнообразие ландшафтов и объектов, логистическая доступность, наличие местного актерского состава, наличие сервисной базы и персонала, а при их отсутствии или малочисленности – стремление властей построить нужную инфраструктуру. И вот тут на первый план выходит фигура руководителя региона, губернатора. Если он действительно ставит в приоритет развитие креативных индустрий в своем регионе, то все будет, в том числе и рибейты. А если регион подписал соглашение с АПКиТ просто для галочки – потому что модно либо из центра намекнули – то вряд ли что-то дельное получится. Еще обиднее случается, когда губернатор сменился, и перспективная для нас область сдулась.
Корреспондент:
Поговорим про проекты СТВ. Сразу три картины компании вошли в традиционный список ПрофиСинема самых ожидаемых фильмов этого года – сказка «По щучьему велению» и два авторских – «Снегирь» Бориса Хлебникова и «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой. Какие ожидания вы связываете с каждым из них?
Сергей Сельянов:
«Один маленький ночной секрет» уже добился непростого в нынешних обстоятельствах результата – один из самых авторитетных фестивалей авторского кино пригласил картину в основной конкурс. Речь о кинофестивале в Роттердаме.
От «Снегиря» Бориса Хлебникова мы ждем вполне заметного успеха не только среди квалифицированных зрителей авторского кино, но и среди гораздо более широкой аудитории. Это очень мощная картина с серьезным бюджетом, очень сильное кино про страну, про нас.
Что касается «По щучьему велению», то это еще одно – после «Конька-Горбунка» – воплощение моей давней, начиная с девяностых, мечты о больших сказках. Ожидания понятны, хочется, чтобы он не только максимально собрал в прокате, но и долго жил в других средах, на платформах и телеэкранах. Лет 30–40–50. А сейчас мы приступили к производству еще одной сказки под названием «Огниво».
Корреспондент:
Еще недавно российская анимация пользовалась успехом не только в российских кинотеатрах, но и зарубежных. Но в связи с обострением геополитической обстановки вы отмечали, что цена на российский анимационный контент снизилась почти вдвое. Как вы выстраиваете работу в нынешних условиях, как и какие новые рынки осваиваете?
Сергей Сельянов:
Так и выстраиваем, с учетом, что выручка снизилась вдвое. Чуть больше, чем вдвое. Что касается новых рынков, то их новых нет, поскольку российская анимация уже несколько лет продается на все территории мира.
Корреспондент:
В прошлом году голливудские мейджоры покинули Россию, и легально их проекты у нас не показывают, но в отдельных кинотеатрах демонстрируют зарубежные блокбастеры в обход правообладателей. Что, на ваш взгляд, нужно делать с пиратством в кинотеатрах? Разрабатываетли АПКиТ какие-то инициативы?
Сергей Сельянов:
Мы, разумеется, не поддерживаем пиратство. Еще в большей степени мы против узаконивания пиратства. Наши альтернативные предложения Правительству РФ о мерах по поддержке кинопроката в переходный период не достигли цели, хотя мы приложили немало усилий в этом направлении. Под переходным периодом понимается промежуток времени до середины 2024 года, когда российские продюсеры при возросшей государственной поддержке начнут выдавать то количество релизов, которое сбалансирует кинотеатральный сегмент рынка.
Корреспондент:
Чтобы заместить иностранный контент, практически покинувший наши кинотеатры, по вашим подсчетам, которые вы озвучили на конференции «Киноиндустрия в новой реальности», необходимо производить 350–400 российских фильмов в год, из них 35–40 должны приносить 85–90% бокс-офиса. А возможно ли это?
Сергей Сельянов:
Конечно. В прошедшем году вышло более двухсот российских фильмов. До трехсот рукой подать. Конечно, не все они будут удачными. Даже наоборот – 80-90% не будут собирать залы. Так во всем мире и во все времена. Но без этого не получатся и те 30–40 картин, которые полюбятся зрителю. Среди них будут и успешные однодневки, и фильмы, которые останутся с нами надолго. И, справедливости ради, нужно обязательно отметить, что среди тех 80–90%, которые не соберут кассу, обязательно будут достойные или даже выдающиеся авторские картины, будут дебюты, без которых индустрия не живет.
А возвращаясь к вопросу про 350–400 фильмов в год нужно понимать, что само по себе это не случится. Цель абсолютно реальная, но никакой отдельно взятый продюсер эту задачу не решит. Нужно совместно впрячься государственным институциям, продюсерскому сообществу и другим интересантам.