Сергей Сельянов: «Индустриально значимое событие десятилетия – выход на авансцену платформ» - «Интервью»

24.03.23, 08:15

Сергей Сельянов: «Индустриально значимое событие десятилетия – выход на авансцену платформ» - «Интервью»


24 марта состоится церемония вручения X Премии АПКиТ. Накануне этого важного для индустрии мероприятия портал ПрофиСинема поговорил с председателем правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, главой кинокомпании СТВ, продюсером Сергеем Сельяновым о поворотных событиях за 10-летие существования премии, изменившихся задачах Ассоциации продюсеров в связи с событиями последних трех лет, его новых проектах, будущем российской киноиндустрии и многом другом.



Корреспондент:
Начиная с 2020 года российская киноиндустрия отчаянно пытается приспособиться к новым условиям. А именно прошлый год стал поворотным, полностью изменившим как состав участников, так и настроения в киноиндустрии. Расскажите, какими стали последние три года как для Ассоциации продюсеров, так и для кинокомпании СТВ? 





Сергей Сельянов:
Почему отчаянно? Вполне уверенно. Выручка платформ, холдингов, экосистем и ведущих независимых производителей выросла. «Чебурашка» показал невиданную доселе глубину зрительской аудитории. Кинотеатры держатся – это очень важно. Есть и потери. Упал экспортный потенциал российского кино, сменили страну проживания или мобилизованы наши коллеги, и это чувствительно. 





Корреспондент:
Последние три года сказались и на Премии АПКиТ, которой исполнилось 10 лет, – сначала пришлось перейти на гибридный формат вручения наград, а в прошлом году и вовсе отменить мероприятие. Какие еще поворотные события произошли за первое 10-летие премии, ведь именно она «призвана отмечать значимые тенденции и проекты в сфере отечественного кино- и сериального производства»?





Сергей Сельянов:
Все-таки сериального. У нас есть одна номинация За лучший игровой фильм, но главный фокус премии – это сериалы.
Главное индустриально значимое событие последнего десятилетия – это выход на авансцену платформ. В минувшем году около сотни проектов вышли со знаком Originals. Важным событием является начало работы ИРИ по системной поддержке сериальных проектов.





Корреспондент:
Награда АПКиТ присуждается отечественным сериалам и фильмам на основе коллегиального мнения ведущих продюсеров России. Часто ли продюсеры не сходятся во мнении по поводу лауреатов? Вмешиваетесь ли вы в решение спорных ситуаций?





Сергей Сельянов:
Никаких споров процедура не допускает, поскольку лауреаты определяются тайным голосованием. Предварительных обсуждений не происходит. Единственное исключение – это спецпризы, и там обсуждения бывают очень бурными.
Спецпризы – это свободная номинация, и каждый член АПКиТ имеет право сделать свое предложение. И там может быть как отдельная персона –  по совокупности заслуг или за конкретное яркое достижение в минувшем году, так и сериальный проект, уникальный по каким-то критериям, а может быть губернатор или иной представитель региона, активно продвигающий наш проект Кино России. Может быть технологический стартап, может быть телеканал или платформа, может быть отраслевая профессиональная организация (ассоциация или гильдия), и так далее, и так далее. Как видите, поле очень просторное, предложений бывает много, дискуссии бывают бурными. И если мнения расходятся, то опять приходит на помощь тайное голосование. 





Корреспондент:
В обновленном регламенте Премии указано, что теперь компании-производители сами подают заявки на выбранную ими номинацию. Почему было принято такое решение и чем такой формат отбора лучше?





Сергей Сельянов:
Премия АПКиТ набрала вес, о нас знают, поэтому мы позволили себе облегчить нашу работу. Если раньше мы обрабатывали абсолютно все сериалы, увидевшие свет в минувшем году, то сейчас только по заявкам. И нас очень радует, что их все равно очень много! То есть сократить работу не очень получилось, зато получили подтверждение высокого статуса премии у коллег!





Корреспондент:
Ассоциация продюсеров, председателем которой вы являетесь с момента основания, создавалась в кризисный год, и тогда от умения продюсеров договариваться зависела целая отрасль, сейчас у АПКиТ иные задачи – она обеспечивает не только диалог внутри отрасли, но и коммуникацию между киноиндустрией и органами власти. Так что же все-таки в настоящее время в приоритете – лоббирование законопроектов, борьба с распространением нелегального контента, развитие профильного образования, создание благоприятных условий для кинопроизводства в регионах? Поменялись ли приоритеты в связи с последними событиями?





Сергей Сельянов:
Да, верно, триггером к созданию ассоциации стал кризис 2008года (который до России добрался в 2009 году), но оба направления деятельности – диалог внутри отрасли и GR – были определены с самых первых дней. Другое дело, что поначалу больше внимания уделялось оперативному реагированию на кризис, а уже потом все больше времени и усилий уходило и уходит на перечисленные вами в вопросе задачи. К ним я добавил бы до сих пор не решенные вопросы с прозрачностью онлайн-кинотеатров и справедливое распределение прав между продюсерами сериалов и каналами/платформами. Приоритеты в связи с последними событиями не поменялись, но добавились задачи по перенаправлению экспорта и партнеров для копродукции. 





Корреспондент:
АПКиТ уже более шести лет развивает проект Кино России, и за это время уже более 20 регионов подключились к нему. Ассоциация точечно прорабатывают вопрос сотрудничества с субъектами РФ. Исходя из своего опыта, расскажите, какими конкурентными преимуществами, помимо системы рибейтов, должен обладать регион?





Сергей Сельянов:
Ваши читатели без труда самостоятельно составят этот список, это не бином Ньютона. Разнообразие ландшафтов и объектов, логистическая доступность, наличие местного актерского состава, наличие сервисной базы и персонала, а при их отсутствии или малочисленности – стремление властей построить нужную инфраструктуру. И вот тут на первый план выходит фигура руководителя региона, губернатора. Если он действительно ставит в приоритет развитие креативных индустрий в своем регионе, то все будет, в том числе и рибейты. А если регион подписал соглашение с АПКиТ просто для галочки – потому что модно либо из центра намекнули – то вряд ли что-то дельное получится. Еще обиднее случается, когда губернатор сменился, и перспективная для нас область сдулась.





Корреспондент:
Поговорим про проекты СТВ. Сразу три картины компании вошли в традиционный список ПрофиСинема самых ожидаемых фильмов этого года – сказка «По щучьему велению» и два авторских – «Снегирь» Бориса Хлебникова и «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой. Какие ожидания вы связываете с каждым из них?





Сергей Сельянов:
«Один маленький ночной секрет» уже добился непростого в нынешних обстоятельствах результата – один из самых авторитетных фестивалей авторского кино пригласил картину в основной конкурс. Речь о кинофестивале в Роттердаме.
От «Снегиря» Бориса Хлебникова мы ждем вполне заметного успеха не только среди квалифицированных зрителей авторского кино, но и среди гораздо более широкой аудитории. Это очень мощная картина с серьезным бюджетом, очень сильное кино про страну, про нас.
Что касается «По щучьему велению», то это еще одно – после «Конька-Горбунка» – воплощение моей давней, начиная с девяностых, мечты о больших сказках. Ожидания понятны, хочется, чтобы он не только максимально собрал в прокате, но и долго жил в других средах, на платформах и телеэкранах. Лет 30–40–50. А сейчас мы приступили к производству еще одной сказки под названием «Огниво». 





Корреспондент:
Еще недавно российская анимация пользовалась успехом не только в российских кинотеатрах, но и зарубежных. Но в связи с обострением геополитической обстановки вы отмечали, что цена на российский анимационный контент снизилась почти вдвое. Как вы выстраиваете работу в нынешних условиях, как и какие новые рынки осваиваете?





Сергей Сельянов:
Так и выстраиваем, с учетом, что выручка снизилась вдвое. Чуть больше, чем вдвое. Что касается новых рынков, то их новых нет, поскольку российская анимация уже несколько лет продается на все территории мира. 





Корреспондент:
В прошлом году голливудские мейджоры покинули Россию, и легально их проекты у нас не показывают, но в отдельных кинотеатрах демонстрируют зарубежные блокбастеры в обход правообладателей. Что, на ваш взгляд, нужно делать с пиратством в кинотеатрах? Разрабатываетли АПКиТ какие-то инициативы?





Сергей Сельянов:
Мы, разумеется, не поддерживаем пиратство. Еще в большей степени мы против узаконивания пиратства. Наши альтернативные предложения Правительству РФ о мерах по поддержке кинопроката в переходный период не достигли цели, хотя мы приложили немало усилий в этом направлении. Под переходным периодом понимается промежуток времени до середины 2024 года, когда российские продюсеры при возросшей государственной поддержке начнут выдавать то количество релизов, которое сбалансирует кинотеатральный сегмент рынка.





Корреспондент:
Чтобы заместить иностранный контент, практически покинувший наши кинотеатры, по вашим подсчетам, которые вы озвучили на конференции «Киноиндустрия в новой реальности», необходимо производить 350–400 российских фильмов в год, из них 35–40 должны приносить 85–90% бокс-офиса. А возможно ли это? 





Сергей Сельянов:
Конечно. В прошедшем году вышло более двухсот российских фильмов. До трехсот рукой подать. Конечно, не все они будут удачными. Даже наоборот – 80-90% не будут собирать залы. Так во всем мире и во все времена. Но без этого не получатся и те 30–40 картин, которые полюбятся зрителю. Среди них будут и успешные однодневки, и фильмы, которые останутся с нами надолго. И, справедливости ради, нужно обязательно отметить, что среди тех 80–90%, которые не соберут кассу, обязательно будут достойные или даже выдающиеся авторские картины, будут дебюты, без которых индустрия не живет.
А возвращаясь к вопросу про 350–400 фильмов в год нужно понимать, что само по себе это не случится. Цель абсолютно реальная, но никакой отдельно взятый продюсер эту задачу не решит. Нужно совместно впрячься государственным институциям, продюсерскому сообществу и другим интересантам.


24 марта состоится церемония вручения X Премии АПКиТ. Накануне этого важного для индустрии мероприятия портал ПрофиСинема поговорил с председателем правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, главой кинокомпании СТВ, продюсером Сергеем Сельяновым о поворотных событиях за 10-летие существования премии, изменившихся задачах Ассоциации продюсеров в связи с событиями последних трех лет, его новых проектах, будущем российской киноиндустрии и многом другом. Корреспондент: Начиная с 2020 года российская киноиндустрия отчаянно пытается приспособиться к новым условиям. А именно прошлый год стал поворотным, полностью изменившим как состав участников, так и настроения в киноиндустрии. Расскажите , какими стали последние три года как для Ассоциации продюсеров, так и для кинокомпании СТВ? Сергей Сельянов: Почему отчаянно? Вполне уверенно. Выручка платформ, холдингов, экосистем и ведущих независимых производителей выросла. «Чебурашка» показал невиданную доселе глубину зрительской аудитории. Кинотеатры держатся – это очень важно. Есть и потери. Упал экспортный потенциал российского кино, сменили страну проживания или мобилизованы наши коллеги, и это чувствительно. Корреспондент: Последние три года сказались и на Премии АПКиТ, которой исполнилось 10 лет, – сначала пришлось перейти на гибридный формат вручения наград, а в прошлом году и вовсе отменить мероприятие. Какие еще поворотные события произошли за первое 10-летие премии, ведь именно она «призвана отмечать значимые тенденции и проекты в сфере отечественного кино- и сериального производства»? Сергей Сельянов: Все-таки сериального. У нас есть одна номинация За лучший игровой фильм, но главный фокус премии – это сериалы. Главное индустриально значимое событие последнего десятилетия – это выход на авансцену платформ. В минувшем году около сотни проектов вышли со знаком Originals. Важным событием является начало работы ИРИ по системной поддержке сериальных проектов. Корреспондент: Награда АПКиТ присуждается отечественным сериалам и фильмам на основе коллегиального мнения ведущих продюсеров России. Часто ли продюсеры не сходятся во мнении по поводу лауреатов? Вмешиваетесь ли вы в решение спорных ситуаций? Сергей Сельянов: Никаких споров процедура не допускает, поскольку лауреаты определяются тайным голосованием. Предварительных обсуждений не происходит. Единственное исключение – это спецпризы, и там обсуждения бывают очень бурными. Спецпризы – это свободная номинация, и каждый член АПКиТ имеет право сделать свое предложение. И там может быть как отдельная персона – по совокупности заслуг или за конкретное яркое достижение в минувшем году, так и сериальный проект, уникальный по каким-то критериям, а может быть губернатор или иной представитель региона, активно продвигающий наш проект Кино России. Может быть технологический стартап, может быть телеканал или платформа, может быть отраслевая профессиональная организация (ассоциация или гильдия), и так далее, и так далее. Как видите, поле очень просторное, предложений бывает много, дискуссии бывают бурными. И если мнения расходятся, то опять приходит на помощь тайное голосование. Корреспондент: В обновленном регламенте Премии указано, что теперь компании-производители сами подают заявки на выбранную ими номинацию. Почему было принято такое решение и чем такой формат отбора лучше? Сергей Сельянов: Премия АПКиТ набрала вес, о нас знают, поэтому мы позволили себе облегчить нашу работу. Если раньше мы обрабатывали абсолютно все сериалы, увидевшие свет в минувшем году, то сейчас только по заявкам. И нас очень радует, что их все равно очень много! То есть сократить работу не очень получилось, зато получили подтверждение высокого статуса премии у коллег! Корреспондент: Ассоциация продюсеров, председателем которой вы являетесь с момента основания , создавалась в кризисный год, и тогда от умения продюсеров договариваться зависела целая отрасль, сейчас у АПКиТ иные задачи – она обеспечивает не только диалог внутри отрасли, но и коммуникацию между киноиндустрией и органами власти. Так что же все-таки в настоящее время в приоритете – лоббирование законопроектов, борьба с распространением нелегального контента, развитие профильного образования, создание благоприятных условий для кинопроизводства в регионах? Поменялись ли приоритеты в связи с последними событиями? Сергей Сельянов: Да, верно, триггером к созданию ассоциации стал кризис 2008года (который до России добрался в 2009 году), но оба направления деятельности – диалог внутри отрасли и GR – были определены с самых первых дней. Другое дело, что поначалу больше внимания уделялось оперативному реагированию на кризис, а уже потом все больше времени и усилий уходило и уходит на перечисленные вами в вопросе задачи. К ним я добавил бы до сих пор не решенные вопросы с прозрачностью онлайн-кинотеатров и справедливое распределение прав между продюсерами сериалов и каналами/платформами. Приоритеты в связи с последними событиями не поменялись, но добавились задачи по перенаправлению экспорта и партнеров для копродукции. Корреспондент: АПКиТ уже более шести лет развивает проект Кино России, и за это время уже более 20 регионов подключились к нему. Ассоциация точечно прорабатывают вопрос сотрудничества с субъектами РФ. Исходя из своего опыта, расскажите, какими конкурентными преимуществами, помимо системы рибейтов, должен обладать регион? Сергей Сельянов: Ваши читатели без труда самостоятельно составят этот список, это не бином Ньютона. Разнообразие ландшафтов и объектов, логистическая доступность, наличие местного актерского состава, наличие сервисной базы и персонала, а при их отсутствии или малочисленности – стремление властей построить нужную инфраструктуру. И вот тут на первый план выходит фигура руководителя региона, губернатора. Если он действительно ставит в приоритет развитие креативных индустрий в своем регионе, то все будет, в том числе и рибейты. А если регион подписал соглашение с АПКиТ просто для галочки – потому что модно либо из центра намекнули – то вряд ли что-то дельное получится. Еще обиднее случается, когда губернатор сменился, и перспективная для нас область сдулась. Корреспондент: Поговорим про проекты СТВ. Сразу три картины компании вошли в традиционный список ПрофиСинема самых ожидаемых фильмов этого года – сказка «По щучьему велению» и два авторских – «Снегирь» Бориса Хлебникова и «Один маленький ночной секрет» Натальи Мещаниновой. Какие ожидания вы связываете с каждым из них? Сергей Сельянов: «Один маленький ночной секрет» уже добился непростого в нынешних обстоятельствах результата – один из самых авторитетных фестивалей авторского кино пригласил картину в основной конкурс. Речь о кинофестивале в Роттердаме. От «Снегиря» Бориса Хлебникова мы ждем вполне заметного успеха не только среди квалифицированных зрителей авторского кино, но и среди гораздо более широкой аудитории. Это очень мощная картина с серьезным бюджетом, очень сильное кино про страну, про нас. Что касается «По щучьему велению», то это еще одно – после «Конька-Горбунка» – воплощение моей давней, начиная с девяностых, мечты о больших сказках. Ожидания понятны, хочется, чтобы он не только максимально собрал в прокате, но и долго жил в других средах, на платформах и телеэкранах. Лет 30–40–50. А сейчас мы приступили к производству еще одной сказки под названием «Огниво». Корреспондент: Еще недавно российская анимация пользовалась успехом не только в российских кинотеатрах, но и зарубежных. Но в связи с обострением геополитической обстановки вы отмечали, что цена на российский анимационный контент снизилась почти вдвое. Как вы выстраиваете работу в нынешних условиях, как и какие новые рынки осваиваете? Сергей Сельянов: Так и выстраиваем, с учетом, что выручка снизилась вдвое. Чуть больше, чем вдвое. Что касается новых рынков, то их новых нет, поскольку российская анимация уже несколько лет продается на все территории мира. Корреспондент: В прошлом году голливудские мейджоры покинули Россию, и легально их проекты у нас не показывают, но в отдельных кинотеатрах демонстрируют зарубежные блокбастеры в обход правообладателей. Что, на ваш взгляд, нужно делать с пиратством в кинотеатрах? Разрабатываетли АПКиТ какие-то инициативы? Сергей Сельянов: Мы, разумеется, не поддерживаем пиратство. Еще в большей степени мы против узаконивания пиратства. Наши альтернативные предложения Правительству РФ о мерах по поддержке кинопроката в переходный период не достигли цели, хотя мы приложили немало усилий в этом направлении. Под переходным периодом понимается промежуток времени до середины 2024 года, когда российские продюсеры при возросшей государственной поддержке начнут выдавать то количество релизов, которое сбалансирует кинотеатральный сегмент рынка. Корреспондент: Чтобы заместить иностранный контент, практически покинувший наши кинотеатры, по вашим подсчетам, которые вы озвучили на конференции «Киноиндустрия в новой реальности», необходимо производить 350–400 российских фильмов в год, из них 35–40 должны приносить 85–90% бокс-офиса. А возможно ли это? Сергей Сельянов: Конечно. В прошедшем году вышло более двухсот российских фильмов. До трехсот рукой подать. Конечно, не все они будут удачными. Даже наоборот – 80-90% не будут собирать залы. Так во всем мире и во все времена. Но без этого не получатся и те 30–40 картин, которые полюбятся зрителю. Среди них будут и успешные однодневки, и фильмы, которые останутся с нами надолго. И, справедливости ради, нужно обязательно отметить, что среди тех 80–90%, которые не соберут кассу, обязательно будут достойные или даже выдающиеся авторские картины, будут дебюты, без которых индустрия не живет. А возвращаясь к вопросу про 350–400 фильмов в год нужно понимать, что само по себе это не случится. Цель абсолютно реальная, но никакой отдельно взятый продюсер эту задачу не решит. Нужно совместно впрячься государственным институциям, продюсерскому сообществу и другим интересантам.
Понравилось:
Автор: Saunder
Комментариев: 0

ДОБАВИТЬ БАННЕР


Кинофестивали и премии в эпоху пандемии:
09.05.21, 08:15
Киноитоги 2022 года: кризис – и точка -
03.01.23, 08:15
Премия АПКиТ по итогам 2017 года: Лучшие
19.03.18, 12:18
Александр Золотухин: «Зритель увидит на
15.02.22, 08:15
Кинофестивали и премии в эпоху пандемии: как
06.01.22, 08:15
ROCKFELLER - Трейлеры
08.08.17, 09:26
Комментарии для сайта Cackle
Комментарии для сайта Cackle
Полезно знать


Биография Елены Яковлевой -
Смотреть все фото Биография Елены Яковлевой Мама будущей актрисы Валерия Павловна работала в НИИ, а папа Алексей Николаевич был военнослужащим. «Хочу стать знаменитой актрисой» Из-за профессии отца семья Яковлевых много ездила по стране. Столько городов объехали, говорит Елена, что вспоминать  →  Подробнее:)
Мы в соц. сетях
подписаться на новости
Актёры и режиссёры
Разместить рекламу
ДОБАВИТЬ БАННЕР


       
Лучшие посты
Недавние посты
популярные теги


Перейти к последним новостям сайта :)
up
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика