22 мая на Каннском международном кинофестивале состоялась премьера включенного в основной конкурс фильма «Опавшие листья» Аки Каурисмяки. Финский режиссер в пятый раз борется за Золотую пальмовую ветвь, и в своей последней работе он раскрывает универсальные темы любви, одиночества и надежды с присущими только ему нотами иронии и добродушия.
Обладатель наград Канн, Берлина и Сан-Себастьяна, Каурисмяки в этом году представил на Лазурном берегу четвертый «фильм о рабочем классе», и здесь много узнаваемых персонажей. В «пролетарскую» трилогию Каурисмяки вошли «Тени в раю», «Ариэль» и «Девушка со спичечной фабрики».
В последний раз Каурисмяки претендовал на Золотую пальмовую ветвь более десяти лет назад с фильмом «Гавр», но тогда получил только приз ФИПРЕССИ. Ближе всего к главной награде смотра режиссер приблизился в 2002 году с картиной «Человек без прошлого», которая была удостоена Гран-при жюри, а затем вошла в номинанты на премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке.
Каурисмяки не просто один из режиссеров, которым всегда рады в каннском конкурсе, но и редкий автор, которому действительно удается снять по-доброму смешные фильмы в своем уникальном – и очень по-фински невозмутимом – стиле. Причем у него получается в своих ироничных и легких картинах рассуждать о важных вещах, социальных проблемах и остро высказываться о современной политике.
«Опавшие листья» – потрясающе человечный фильм о двух одиноких людях, их случайной встрече и последовавших за ней преградах в отношениях, которые они несмотря ни на что так трепетно пытаются построить.
Анса (Альма Пёвсти) переходит с одной бесперспективной работы на другую, в начале фильма она работает в супермаркете, пока ее не увольняют за то, что она взяла домой бутерброд с истекшим сроком годности. Холаппа (Юсси Ватанен) – работает на стройке и злоупотребляет алкоголем, за что периодически получает взыскания от начальства. Его коллега Хуотари (Янне Хийтиайнен) весьма жизнерадостен и энергичен, поэтому постоянно пытается куда-то вытащить своего напарника, в один из вечеров выбор падает на караоке-бар. Здесь Холаппа и Анса первый раз видят друг друга и у них возникает молчаливая симпатия. Когда их вновь сталкивает судьба, они знакомятся, и между ними завязывается разговор за чашечкой кофе. А следом за кофе – поход в кино (кстати, на комедийный хоррор «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, открывший 72 Каннский кинофестиваль в 2019 году). Однако затем последует неловкое расставание, потеря номера телефона и еще череда злоключений, то сводящих героев, то разводящих их вновь.
В каждом кадре – фирменный стиль Каурисмяки, сдержанные диалоги, которые при этом проницательно «вглядываются» в душу человека. Характерные для режиссера яркие цветовые решения посреди тусклых оттенков и своеобразная игра со светом и тенью рисуют облик обособленного, вымышленного мира, но одновременно картина содержит и узнаваемые элементы реального Хельсинки, где снимали фильм.
Фильм мог бы стать трогательной трагикомедией, если бы режиссер серьезно не затрагивал темы современного состояния Европы и мира, события в Украине, новости о которых постоянно звучат фоном.
Но даже при таких сложных глобальных геополитических проблемах Каурисмяки считает самым важным – больше, чем когда-либо – снять фильм о любови и теплых человеческих отношениях. Два главных героя, два одиночества, пытаются разглядеть друг в друге родственную душу и остаться Человеком в этом враждебном и сумасшедшем мире.
«Мне показалось, что этому чертову миру сейчас особенно нужны истории о любви!» – сказал на пресс-конференции Каурисмяки, пояснив, что только любовь сможет стать «лучшим противоядием от глобальных конфликтов».